Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 10:37, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является определение роли Центрального банка России в организации межбанковских расчетов.
Задачи поставлены следующие:
изучение факторов определяющие системы расчетов;
исследование роли Центрального банка в организации межбанковских расчетов.
В силу данных обстоятельств в России не стоят так остро вопросы корреляции действий Банка России, осуществляемой посредством расчетов, и функционирования финансовых рынков в различных регионах России, как это имеет место в промышленно развитых странах. Там автоматизированная система расчетов способствует созданию региональных краткосрочных денежных рынков, выравниванию применяемых на них процентных ставок, повсеместному распространению изменений денежно-кредитной политики, осуществляемых на одном рынке, и их влиянию на общенациональную денежно-кредитную ситуацию в конкретный момент времени. Россия в этом плане находится еще в стадии становления как в области формирования денежно-кредитной политики, так и организации современной системы расчетов с преимущественным использованием в них всеобщих платежных средств (ЗПС и депозитных денег).
Во взаимосвязи и взаимообусловленности с первым находятся и ни-жеизлагаемые аспекты роли центрального банка в организации системы расчетов.
2.1. Организация наличных и безналичных расчетов
Центральный банк является методологическим центром организации наличных и безналичных расчетов. Как правило, ее основы регулируются в законодательном порядке. В России главными актами подобного рода являются Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности». В других странах указанная база проведения расчетов значительно шире. Законодательные установления в данной области конкретизируются затем в нормативных документах и официальных разъяснениях центрального банка. Согласно ст. 34 второго из перечисленных актов на Банк России возложены широкие полномочия в целях организации наличного денежного обращения, в том числе определение порядка ведения кассовых операций. В соответствии со ст. 80 Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.
Отметим в этой связи Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 12 апреля 2001 г. № 2-П, в котором подытожена большая и плодотворная работа Банка России по организации системы расчетов по аналогии с мировой практикой. В Положении в комплексе определены правила проведения безналичных расчетов внутри страны: 1. межхозяйственных, установленных главой 46 ГК РФ; 2. по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), открытым в расчетной сети Банка России; 3. особенности проведения расчетных операций по корреспондентским счетам кредитных организаций, открытым в других кредитных организациях, через межбанковскую расчетную систему (по счетам межфилиальных расчетов).
Ориентирами при разработке правил расчетов служат принципы организации — основополагающие начала их проведения. Разработка этих принципов является наиболее важной обязанностью центрального банка. Учитывая большое практическое значение данного элемента системы расчетов, рассмотрим его подробнее.
Соблюдение всех принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности. Принципы используются при разработке порядка расчетов, их технического и документального оформления, методов предупреждения рисков, а также организации оперативно-бухгалтерской работы участников расчетов.
Важность принципов организации в деле построения любой системы (в частности, систем кредитования, финансирования, расчетов) обусловливает, как правило, их законодательное закрепление, что, к сожалению, не распространяется на принципы организации расчетов в отличие, например, от принципов кредитования, изложенных в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» (ст. 1). Было бы целесообразно это осуществить в федеральном законе о расчетах, необходимость разработки и принятия которого выдвинута в литературе по экономике. В данном законе необходимо предусмотреть систему нормативного регулирования расчетов, которая бы определяла документы, четко регламентирующие вопросы организации расчетов на каждом из уровней — законодательном, нормативном, ведомственном и методическом, а также на уровне самого субъекта расчетов исходя из его кредитной политики и управления платежными и технологическими рисками. Примерным аналогом является система нормативного регулирования бухгалтерского учета, изложенная в Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Необходимо отметить, что Банк России проводит большую работу по определению принципов организации системы расчетов применительно к ее особенностям на современном этапе.
Формулирование принципов для организации расчетов имеет большое значение. Об этом свидетельствует то внимание, которое уделяется этому вопросу европейскими странами, где постоянно ведется подобная работа. Примером являются «Стандарты Лам-фалусси», провозглашенные в начале 90-х гг. центральными банками стран «Группы десяти». В конце 90-х гг. определены принципы управления системой TARGET для расчетов по операциям, связанным с проведением денежно-кредитной политики Европейским центральным банком. В современных условиях предметом крупных разработок стали новейшие расчетные технологии, связанные с применением электронных денег, породившие много теоретических и методологических проблем в этой области.
В 2000 г. обнародованы Ключевые принципы для системно значимых платежных систем, разработанные рабочей группой Комитета по платежным и расчетным системам Банка Международных расчетов (членом этой группы является и директор Департамента платежных систем и расчетов Банка России). Ключевые принципы предназначены в качестве универсальных директив, возведенных в цели государственной политики, содействия более безопасной и эффективной структуре и функционированию системно значимых платежных систем во всем мире. Они развивают «Стандарты Ламфалусси», добавляя ряд новых принципов.
По мнению рабочей группы, к системно значимым относятся системы, способные вызывать или передавать системные нарушения из-за особенностей сегментов рынка, через которые проходят платежи. Главный критерий системной значимости — размер или природа индивидуальных платежей или их совокупная стоимость. Границы между системами, имеющими и не имеющими системного значения, определяются центральным банком. Системно значимые платежные системы исключительно важны для экономики, и обеспечение их надежности и эффективности должно являться целью государственной политики. В нашей стране таковую представляет платежная система Банка России.
Ведущая роль в достижении целей, связанных с применением Ключевых принципов, принадлежит центральным банкам в силу: большой заинтересованности в финансовой стабильности; участия в предоставлении расчетных услуг субъектам платежной системы; внимания к работе финансовых рынков в связи с проведением денежно-кре-дитной политики и необходимостью обеспечения доверия к национальной валюте как в обычных условиях, так и во время кризиса.
I. Система должна иметь хорошо проработанную правовую базу во всех соответствующих юрисдикциях.
II. Правила и процедуры системы должны давать участникам четкое представление о ее влиянии на каждый из финансовых рисков, которые они несут, участвуя в системе.
III. Система должна иметь четко
определенные процедуры
IV. Система должна обеспечивать быстрый окончательный расчет в день валютирования, предпочтительно в течение дня или, как минимум, на конец дня.
V. Система, в которой осуществляется многосторонний неттинг, должна, как минимум, быть способна обеспечить своевременное завершение ежедневных расчетов в случае неспособности участника с крупнейшим отдельным расчетным обязательством произвести расчет.
VI. Активы, используемые для расчета, предпочтительно должны быть требованиями к центральному банку; если используются иные активы, они должны иметь незначительный или нулевой кредитный риск или риск неликвидности.
VII. Система должна обеспечивать высокую степень безопасности и операционной надежности и должна иметь запасные процедуры для своевременного завершения обработки данных за день.
VIII. Средства осуществления
IX. Система должна иметь объективные и публично объявленные критерии для участия, предоставляющие справедливый и открытый доступ.
X. Процедуры управления системой должны быть эффективными, подотчетными, транспарентными.
К задачам центрального банка по применению ключевых принципов относятся следующие.
A. Центральный банк должен четко определить свои цели в отношении платежных систем и должен обнародовать свою роль и основные виды политикиприменительно к системно значимым платежным системам.
B. Центральный банк должен обеспечить соблюдение ключевых принципов системами, которыми он управляет.
C. Центральный банк должен осуществлять надзор за соблюдением ключевых принципов системами, которыми он не управляет, и должен иметь возможности для осуществления такого надзора.
D. При обеспечении безопасности
и эффективности платежных
Таким образом, ключевые принципы отражают главные свойства, которыми должны обладать все системно значимые платежные системы. Особая роль принадлежит им в становлении подобных систем в странах с развивающейся рыночной экономикой, в том числе в России. Центральному банку отводятся первостепенные полномочия в применении указанных принципов, учитывая их исключительное значение для проведения денежно-кредитной политики и выполнения других его функций. Эти полномочия включают оценку существующих платежных систем с точки зрения их соответствия Ключевым принципам, разработку и реализацию мер по обеспечению их выполнения. Банк России изучает способы внедрения данных принципов в платежной системе России.
2.3. Проведения межбанковских расчетов
Центральный банк - основной оператор проведения безналичных, главным образом, межбанковских расчетов, выступает в качестве общего банка-коррес-пондента для всех депозитных учреждений, а также своеобразного диспетчера всей системы расчетов. Например, в общей сумме межбанковских расчетов доля Банка России составила в 1999 г. 60,6%, в 2000 г. - 67,7%. Количество платежей, проведенных через платежную систему Банка России, возросло за 2000 г. на 22,6% и достигло 244,1 млн, что обусловлено надежным ее функционированием и расширением применения электронных расчетов. Монопольное положение центрального банка может подорвать конкуренцию и прогресс в области оказания расчетных услуг. Поэтому большая роль в повышении их эффективности отводится тарифной политике данного банка. Это подтверждает как зарубежный, так и отечественный опыт. Так, в 1980 г. ФРС ввела плату за услуги по осуществлению платежей, которые она предоставляет банкам, после чего объем обрабатываемых ею чеков снизился. Тем самым, по свидетельству экспертов ФРС, были созданы стимулы для повышения эффективности системы расчетов, так как арбитром в выборе клиентом оператора расчетных услуг стал рынок. До 1998 г. Банк России не взимал плату за расчетные услуги, что ограничивало развитие конкуренции в данной области. Частные расчетные организации создавались медленно, а если и создавались, то затем быстро прекращали свою деятельность. Положение несколько улучшилось после 1998 г., с начала которого была введена плата. В современных условиях Банк России уделяет этому вопросу большое внимание.
Центральный банк также предоставляет услуги системам многосторонних зачетов взаимных требований, осуществляя окончательные расчеты по результатам зачетов путем перечисления средств по открытым в нем счетам. В США, например, чистые обязательства по расчетам в CHIPS погашаются каждый вечер через систему FedWire. В Японии чистые обязательства по расчетам в Системе расчетов в иенах по валютным сделкам погашаются через Систему финансовой сети Банка Японии в конце дня, когда осуществляются окончательные чистые расчеты.
2.4. Роль в проведении клиринговых платежей
Центральный банк как кредитор последней инстанции, располагающий неограниченной ликвидностью (в пределах здравого смысла), играет главную роль в проведении клиринговых платежей, а также валовых расчетов в режиме реального времени, когда допускаются платежи не только в пределах остатка на счетах, но и в счет текущих поступлений в течение операционного дня и имеет место несинхронное проведение платежей и зачисление поступлений. При этом центральный банк выступает в качестве расчетного агента последней инстанции, гарантируя окончательное завершение расчетов. Об этом свидетельствует зарубежный опыт. В ноябре 1985 г. ошибка в компьютерной программе одного из ведущих банков Нью-Йорка в области клиринга ценных бумаг привела к значительному овердрафту в течение рабочего дня по счету этого банка в ФРС, который не удалось погасить полностью к концу дня. В результате возникла необходимость в получении до утра следующего дня крупного кредита, размеры которого существенно превышали втаможности денежных рынков. В конечном счете пришлось вмешаться ФРС и предоставить банку через свое «дисконтное окно» рекордную в истории ссуду в сумме около 23 млрд долл., что временно увеличило денежную базу ФРС на 10%. Проценты по этой ссуде составили примерно 5 млн долл. (Подобные операционные риски обычно минимизируются путем установки дублирующих (или резервных) электронных комплексов).
В современных условиях электронизации расчетов, когда особенно возрастает вероятность системных рисков и вызываемых ими шоковых потрясений финансовой системы и экономики в целом, данная роль центрального банка чрезвычайно возросла. Этот факт послужил основанием для формулирования ведущими зарубежными специалистами в области платежных систем, в частности Брюсом Саммерсом, новой функции центрального банка — функции платежно-расчетного агента последней инстанции (payment system provider of last resort), как логического продолжения функции кредитора последней инстанции.
2.5. Регулирующая и надзорная роль
Центральный банк играет регулирующую и надзорную роль в организации системы расчетов, причем как наличных, так и безналичных, в первую очередь в целях обеспечения их безопасности. Согласно компетенции, определенной законодательством, он устанавливает формы регулирования деятельности кредитных, в том числе расчетных, организаций методами административно-правового и гражданско-правового регулирования.
Информация о работе Роль Центрального банка России в организации межбанковских расчетов