Роль федеральной государственной службы занятости в регулировании рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

Начиная с 1991 года неоднократно изменялся статус государственной службы занятости населения. Для решения задачи обеспечения занятости населения в современных условиях необходимы новые подходы организационные и правовые условия. Большую роль в регулировании рынка труда и занятости населения играют Государственные Центры занятости.

Содержание работы

Введение
Механизм государственного регулирования рынка труда
Государственная служба занятости населения и ее функции
Рынок труда и его основные элементы
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Службы занятости.docx

— 46.57 Кб (Скачать файл)

 

 ТИТУЛ

Контрольная работа на тему:

Роль федеральной государственной  службы занятости в регулировании  рынка труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение

Механизм  государственного  регулирования рынка труда

Государственная служба занятости  населения и ее функции 

Рынок труда и его основные элементы

Заключение 

Библиография 

 

 

3

4

7

16

20

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок труда. Область  труда – значительная и многоплановая  отрасль экономической и социальной жизни общества. Она включает как  рынок рабочей силы, так и использование  трудовых ресурсов в общественном производстве. На рынке труда присуждается оценка стоимость рабочей силы, определяются требования ее найма, также величина заработной платы, условия труда, допустимость получения образования, профессионального  роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает главные  тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, в общественном распределении труда, а также  мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Отношения, сформировавшиеся на рынке труда, имеют  ярко выраженный социально-экономический  характер, они затрагивают потребности  большинства населения страны. Важнейшим  шагом в формировании инфраструктуры российского рынка труда стало  создание в начале 90-х годов государственной службы занятости (ГСЗ). История развития ГСЗ в рыночных экономиках убедительно доказала ее способность гибко реагировать на изменение ситуации, будь то экономический подъем или спад, и адаптировать традиционные методы обслуживания безработных к вызовам времени. Именно поэтому ни одно государство никогда не отказывалось от поддержания высокого статуса данного института. Начиная с 1991 года неоднократно изменялся статус государственной службы занятости населения. Для решения задачи обеспечения занятости населения в современных условиях необходимы новые подходы организационные и правовые условия. Большую роль в регулировании рынка труда и занятости населения играют Государственные Центры занятости.

 

 

 

Механизм  государственного  регулирования рынка труда

 

Одним из важных социальных последствий  модернизации российского общества стала безработица. Несмотря на тенденцию  к снижению численности безработных, она остается все-таки значительной, то вызывает необходимость разработки и внедрения более эффективных  механизмов регулирования занятости населения и снижения безработицы.

Положение безработного связано не только с ухудшением материального  состояния человека и его семьи, но и понижением социального статуса, ухудшением взаимоотношений с окружающими, негативными психологическими последствиями. Усиливаются чувства тревоги, неуверенности  в себе, неопределенности собственного положения в жизни. Из-за отсутствия постоянной работы людям приходится от многого отказываться: от надежды  улучшить жизненные условия, необходимых  медицинских услуг из-за дороговизны, привычного питания и полноценного отдыха и т.д.

Остаются значительными масштабы скрытой, т.е. нерегулируемой безработицы. Из-за продолжающегося экономического кризиса сохраняется в значительных размерах неполная занятость. Неиспользованной остается значительная часть человеческих ресурсов общества, что тормозит процесс  экономического роста и достижения общественного благосостояния.

В свою очередь, рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силой.

Регулирование  рынка  труда  представляет  сложную  систему  мер  и  мероприятий,  охватывающих  не  только  сферу  занятости,  но  и  все  элементы  экономической  системы  общества.

Механизм  государственного  регулирования  по  эффективному  функционированию  рынка  труда  предполагает  реализацию  общеэкономических  законов,  методов  и  инструментов,  которые  могут  оказать  значительное  влияние  на  уровень  занятости,  а  также  определить  принимаемые  на  разных  уровнях  решения,  направленные  на  его  стабилизацию.  Регулирование  рынка  труда  необходимо  рассматривать  как  совокупность  функций  управления,  которые  осуществляют  государственные  органы  власти,  с  целью  сбалансированности  спроса  и  предложения  рабочей  силы. 

Механизм  регулирования  рынка  труда  можно  рассматривать  как  подсистему  общего  механизма  регулирования  экономической  системы  в  целом,  это  своего  рода  «механизм  равновесия»  [5,  с.  42].  Государство  инициативно  воздействует  на  рынок  труда,  на  функционирование  всех  рынков  и  в  целом  на  экономическую  систему.  Являясь  центральным  субъектом-регулятором  на  российском  рынке  труда  государство,  определяет  правила  регулирования  взаимоотношений  работников  и  работодателей.  Механизм  государственного  регулирования  в  сфере  трудовых  отношений  должен  быть  прозрачной  и  открытой  системой,  обусловливаемой  объектами,  субъектами  и  характером  взаимосвязей  между  ними. 

 

Политика регулирования рынка  как составная часть экономической  политики предусматривает достижение трех основных целей:

• стимулирование структурной перестройки  и ускорение процесса перераспределения  высвобождаемых работников;

• наиболее быстрое вовлечение безработных  в трудовую жизнь;

• предоставление работы каждому, кто  ее ищет.

 

Меры государственной политики занятости дифференцируются по:

• объекту воздействия (общие меры и специализированные);

• источникам финансирования.

 

 

К методам воздействия на занятость  можно отнести:

•  прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;

• косвенные (экономические): финансовая, монетарная, фискальная политики.

Организационные  методы  применяются  государством  с  целью  создания  социально-экономических  условий  для  всех  участников  рынка  труда. 

 

К  основным  инструментам  данной  группы  можно  отнести: 

  • составление  территориальных  схем  развития, 
  • прогнозирование  рынка  труда, 
  • организация  работы  служб  занятости  населения; 
  • профориентационная  работа  и  т.  д. 

Разработка  и  реализация  этих  инструментов  возлагается  на  органы  государственной  власти  каждого  субъекта  РФ.

 

Регулирование рынка труда в стране осуществляет служба занятости (СЗ), призванная содействовать найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная служба занятости  населения и ее функции

 

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения в 1991 г. в России была сформирована государственная служба занятости. В настоящее время в стране действуют Федеральная служба занятости (ФСЗ), 89 региональных организаций ФСЗ в областях, краях, республиках, 2390 городских и районных центров (бюро) занятости, 54 их филиала, 52 учебно-методических центра, 7 центров профориентации. В них работают почти 36 тыс. человек.

В связи с этим, нового определения  потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд.

Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого

населения, необходимо из миллионов незанятых  выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает  обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости  является структурой специальных

государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

 

Государственная система службы занятости  имеет три уровня подчиненности:

I уровень — федеральная служба занятости;

II уровень — региональные организации службы занятости;

III уровень — местные организации  службы занятости, в том числе  городские, районные организации,  их филиалы, бюро, центры и т.  д. 
    Для решения перечисленных выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции. 
   

Общими функциями служб занятости  всех уровней являются:

  • анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;
  • оказание помощи в выборе работы;
  • организация подготовки и переподготовки кадров.

 

Для федеральной службы частными являются функции:

  • разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;
  • поиск и разработка механизма финансирования этих программ;
  • определение основных направлений профессионального обучения;
  • создание правовой и нормативной базы функционирования;
  • координация работы региональных и местных служб занятости.

 

Для организаций службы занятости  частными являются функции, связанные  с работой непосредственно с  гражданами:

  • регистрация безработных,
  • поиск свободных мест,
  • трудоустройство,
  • выявление актуальных профессий,
  • переобучение и выбор курсов, а также учебных программ.

    

Рассмотрим подробнее функции службы занятости:

1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

3. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

4. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

5. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работ-ников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по кратко-срочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно – территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занято-сти – рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с  высвобожден-ными работниками соглашения и направлять на профессиональную подго-товку по избранной ими профессии.

Информация о работе Роль федеральной государственной службы занятости в регулировании рынка труда