Роль федеральной государственной службы занятости в регулировании рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

Начиная с 1991 года неоднократно изменялся статус государственной службы занятости населения. Для решения задачи обеспечения занятости населения в современных условиях необходимы новые подходы организационные и правовые условия. Большую роль в регулировании рынка труда и занятости населения играют Государственные Центры занятости.

Содержание работы

Введение
Механизм государственного регулирования рынка труда
Государственная служба занятости населения и ее функции
Рынок труда и его основные элементы
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Службы занятости.docx

— 46.57 Кб (Скачать файл)

6. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; в связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки.

Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.

Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости.

Сейчас необходимы специалисты  для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

7. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;

В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработно-го и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия.

Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного  возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке.

Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность пронять предложение о подходящей работе.

8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

9. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

10. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

11. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

 

Большое внимание уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников, участию в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения, и др.

Службы занятости организуют обучение и переобучение безработных на базе своих учебных центров, которые  бывают многофункциональными, многоуровневыми, общеобразовательными и предоставляющими дополнительное образование. Основными  источниками финансирования служб занятости являются обязательные отчисления работодателей и средства обязательного страхования.

 

Деятельность учебных центров  служб занятости строится на основе следующих принципов:

  • опережающее обучение;
  • содействие самозанятости населения;
  • формирование социального заказа на обучение;
  • предоставление различных услуг в выборе профессий и специальностей;
  • предоставление преимуществ в обучении для граждан, нуждающихся в социальной защите, т. е. для лиц, долгое время не имеющих работу, молодежи, инвалидов, одиноких, многодетных, беженцев, женщин и др.

 

  

Центры оказывают как платные, так и бесплатные услуги, в том  числе такие:

  • методическая помощь в организации профессионального обучения;
  • организация обучения и переобучения рабочих и специалистов на предприятиях в районе;
  • подготовка граждан для предпринимательской деятельности;
  • стимулирование деловой активности населения;
  • консультирование и предоставление информационных услуг, в том числе работодателям и гражданам.

 

Основными принципами в работе службы занятости являются:

  • децентрализация;
  • гибкость и мобильность;
  • демократизм;
  • рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей.

 

Подытоживая вышесказанное, можем  выделить, что регулирующее воздействие на рынок труда осуществляется по нескольким направлениям в зависимости от того, каковы источники этого воздействия: механизм рыночного саморегулирования, государственное регулирование рынка труда, регулирование рынка труда через профсоюзное движение, регулирование рынка труда через международные организации, регулирующие воздействие других общественных и природных сил.

Регулятивное воздействие службы занятости на региональный рынок  труда осуществляется через механизмы:

  • информационного обеспечения рынка труда;
  • содействия созданию и сокращению дополнительных рабочих мест;
  • осуществления учета безработных граждан;
  • организации трудоустройства безработных граждан и незанятого населения;
  • содействия предпринимательству и самозанятости безработных;
  • профессиональной организации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения;
  • профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения;
  • организации работы по назначению и выплате пособий по безработице; оказания материальной помощи безработным и лицам, находящимся на их содержании;
  • назначения досрочных пенсий безработным гражданам; организации отдыха и лечения безработных граждан; лицензирования деятельности негосударственных организаций по оказанию платных услуг в содействии занятости населения.

Несмотря на значительный объем  регулятивной деятельности, осуществляемой службой занятости по различным  направлениям, остается много нерешенных проблем. Пока еще слабой остается связь  с работодателями, повсеместно нарушаются нормативные акты по квотировании рабочих мест. В неполном объеме и нерегулярно поступают финансовые средства от работодателей. Многие из заявленных вакансий непристижны и непривлекательны. Остается много нерешенных вопросов при содействии предпринимательству и самозанятости безработных, связанных с несовершенством законодательно-нормативной базы, недостатком материально-финансовых средств. Остаются невостребованным многие из временных рабочих мест. Низок уровень территориальной мобильности рабочей силы, что ограничивает регулятивную деятельность службы занятости.

Таким образом, функции Государственной  службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рынок труда, его основные элементы

 

Рынок труда - это сложная система социально-экономических отношений, которые складываются в процессе хозяйственной деятельности между владельцами товара "рабочая сила" и главными его потребителями -- государством и предпринимателями по поводу условий труда и величины его оплаты, уровня квалификации работников, объема, интенсивности и ответственности выполняемой ими работы.

Функция рынка труда: распределение и перераспределение трудовых ресурсов по сферам и отраслям.

Внешний рынок труда охватывает сферу обращения товара рабочая сила через систему отношений (которая включает в себя экономические, юридические и социальные факторы, определяющие функционирование рынка труда в целом и общий уровень занятости в экономике) между работодателями и наемной рабочей силой.

 Основу функционирования внутреннего рынка труда составляет комплекс экономических отношений внутри предприятия (фирмы) между управленческим, производственным и обслуживающим персоналом по поводу условий и оплаты труда, а также распределения фонда заработной платы между этими подразделениями.

Рынок труда - это составная часть структуры рыночной экономики, функционирующая в ней наряду с другими рынками: сырья, материалов, ценных бумаг и т.д.

В общем виде под рынком труда  понимают особую подсистему рыночной экономики, в которой взаимодействуют с одной стороны - работодатели (собственники средств производства), с другой - наемные работники. В результате этих взаимоотношений формируются объем, структура и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.

 

 

Составными компонентами рынка труда являются:

1.   Спрос на труд - отражает общий объем общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда.

2. Предложение труда - общее количество рабочей силы, характеризуемой численностью и составом (пол, возраст, образование, профессия, квалификация и т.д.).

3.    Цена рабочей силы - ее заработная плата.

4. Стоимость рабочей силы - общественные издержки на ее воспроизводство, т.е. объем потребляемых материальных и нематериальных благ.

5. Конкуренция.  Основным механизмом функционирования рынка труда является конкуренция - как между нанимателями за привлечение высокопроизводительной рабочей силы, так и между работниками за замещение вакантных рабочих мест в системе общественного разделения труда, а также между работниками и нанимателями за условия трудового соглашения и оплату труда и т.д.

Таким образом, рынок труда представляет собой специфический вид товарного  рынка, отличительной особенностью которого является то, что здесь  осуществляется реализация особого  рода товара - рабочей силы, или способности  человека к труду.

Как экономическое понятие, рынок  труда отражает взаимоотношения  между владельцами этого товара (наемными работниками), одновременно являющимися и его продавцами, и покупателями (работодателями). Ввиду  особой специфики и важности для  общества этих взаимоотношений они  оформляются юридически в трудовом законодательстве.

Основными субъектами рынка труда  являются:

- собственники средств производства и органы, представляющие их интересы (ассоциации предпринимателей);

- наемные работники и организации,  отражающие их интересы (профсоюзы,  советы работодателей);

- государство (в лице различных  его структур) как посредник между  работодателями и наемными работниками.

Таким образом, среди основных субъектов  рынка труда государству отведена важная роль - как регулятора отношений  найма, посредника между работодателями и наемными работниками и главного организатора функционирования рыночных отношений в этой сфере.

Рынок труда в условиях рыночной экономики имеет ряд важных позитивных характеристик:

- играет важную роль в воспроизводстве  рабочей силы, отвечающей современным  потребностям;

- обеспечивает распределение и  перераспределение рабочей силы  между отраслями и территориями;

- активизирует мобильность рабочей  силы;

- стимулирует рост производительности  труда и др.

Позитивные функции рынка труда  реализуются посредством действия его внутренних механизмов, связанных  с его функционированием и  внутренней структурой.

Основными факторами, оказывающими влияние  на динамику рынка труда, являются:

- демографические, включающие в  себя количество населения, удельный  вес в нем экономически активного  населения, его мобильность и  др.;

- социальные, к числу которых  относятся уровень жизни, социальная  структура общества, степень развития  отношений социального партнерства  и т.д.;

- организационно-правовые, т.е. характеризующие  роль государственных учреждений  в организации труда и занятости  населения, разработанности и  качества правовой базы трудовой  сферы и предпринимательства  и др.

Информация о работе Роль федеральной государственной службы занятости в регулировании рынка труда