Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа
Необходимость государственного вмешательства в процесс внедрения инноваций объясняется длительностью научно-производственного цикла, высокими затратами и неопределённостью конечного результата. На рынке присутсвуют несколько субъектов инновационной деятельности:
физические и юридические лица, создающие и реализующие инновации
специализированные субъекты инновационной деятельности (технополисы, технологические, промышленные и агропромышленные парки (технопарки), технологические инкубаторы, инновационные фонды, инновационные центры и иные организации инфраструктуры инновационной деятельности), основная деятельность которых направлена на создание инноваций и передачу их в различные области производства и сферы управления обществом
Введение 3
Глава 1 4
Государственное регулирование инвестиционной деятельности. 4
Форсайт – прогнозы 4
Методы воздействия государства в области инноваций. 5
Косвенные методы. 6
Прямые методы. 9
Группы стран по степени вмешательства государства в инновационную среду. 11
Глава 2 12
Государственная политика России в области инновационной деятельности. 12
Основные государственные органы, регулирующие инновационную деятельность 12
Функции, формы и направления государственной поддержки инновационной деятельности в России 13
Инновационная деятельность в Иркутской области. 19
Анализ инновационной активности местных предприятий и поддержки их со стороны власти на основе теории игр. 20
Глава 3 23
Государственное регулирование инновационной деятельности в России 23
Заключение. 31
Список литературы 32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКИ РФ
БАЙКАЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ И
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Институциональная экономика»
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исполнитель
гр. ПД-09-5
Руководитель
Иркутск, 2013 г
Оглавление
Введение 3
Глава 1 4
Государственное регулирование инвестиционной деятельности. 4
Форсайт – прогнозы 4
Методы воздействия государства в области инноваций. 5
Косвенные методы. 6
Прямые методы. 9
Группы стран по степени вмешательства государства в инновационную среду. 11
Глава 2 12
Государственная политика России в области инновационной деятельности. 12
Основные государственные органы, регулирующие инновационную деятельность 12
Функции, формы и направления государственной поддержки инновационной деятельности в России 13
Инновационная деятельность в Иркутской области. 19
Анализ инновационной активности местных предприятий и поддержки их со стороны власти на основе теории игр. 20
Глава 3 23
Государственное регулирование инновационной деятельности в России 23
Заключение. 31
Список литературы 32
Государство как субъект инноваций
Необходимость государственного вмешательства в процесс внедрения инноваций объясняется длительностью научно-производственного цикла, высокими затратами и неопределённостью конечного результата. На рынке присутсвуют несколько субъектов инновационной деятельности:
Субъекты
инновационной деятельности
Государство может выполнять эти функции
,а также заниматься непосредственно регулированием
инновационной деятельности через специально
уполномоченные органы.
Рынок не может решить проблему долгосрочных рисковых инвестиций, и тогда эти функции берёт на себя государство.
Государственное
регулирование в научной
Определению термина «государственное регулирование инновационной деятельности» можно дать более детальную трактовку, опираясь на мнение Д. И. Кокурина: государственное регулирование инновационной деятельности — целенаправленное воздействие органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы — предполагает в качестве условия своей эффективности предвидение реакций этих институтов на действия государственных организаций.
Государственное регулирование базируется на выборе стратегических направлений социально-экономического, научно-технического и инновационного развития. В условиях ограниченности ресурсов основной задачей является выбор направлений их использования, которые способны дать в будущем наибольший эффект (экономический, социальный, политический). Этот выбор осуществляется в виде системы приоритетов, отражающих перспективные направления развития экономики. Для их определения всё чаще используется методика форсайт прогнозов.
«Форсайт – это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований иновые технологии, способные принести набольшие социально-экономические блага». Бен Мартин (SPRU, University of Sussex)
Бен Мартин (SPRU, University of Sussex)
В России метод форсайт-прогноза используется при формировании национальных технологических приоритетов развития в форме перечня критических технологий. Перечень разрабатывается Советом Безопасности РФ и пересматривается каждые четыре года. Впервые он был опубликован в 2002 г. и содержал 52 технологии; в 2006 г. перечень был сокращён до 34 основных инновационных направлений.
Роль государства в области поддержки инноваций в этих направлениях можно свести к следующим аспектам:
– государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);
– в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;
– государственные заказы, преимущественно в форме контрактов на проведение НИОКР, обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;
– фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды (которая обусловливает эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм);
– государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.
Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования — рынок или централизованное воздействие.
Как правило, в период экономического спада характерно преобладание «кейнсианского» подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъёма экономики верх берёт философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.
Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой — на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности. Преимущества косвенных методов:
1) они обеспечивают
автономность частного сектора
и его экономическую
2) они не создают искусственно поддерживаемого государством рынка инноваций и знаний, которые не всегда эффективны;
3) их реализация гораздо менее, чем прямых методов, перегружена бюрократическими препонами развития инновационной деятельности;
4) получаемые компаниями льготы
являются результатом их
5) они обеспечивают единый
В мировой практике используются четыре группы косвенных методов:
1) налоговые льготы, в том числе ускоренная амортизация;
2) льготное кредитование (занижение процентных ставок по кредитам);
3) отсрочка налогообложения;
4) специальные законодательные нормы.
Налоговые льготы являются одним из самых распространённых методов косвенного регулирования в мире. Они обеспечивают не только решение отдельных экономических задач, но и рост конкурентоспособности национальной экономики, привлечение частного капитала в сферу науки и техники. При всём многообразии применяемых в развитых странах налоговых льгот можно выделить две группы: пропорциональные размеру понесённых затрат и приростные, рассчитываемые в зависимости от увеличения затрат на разработки по сравнению с базисным годом и средним уровнем за определённый период.
Другим важным инструментом косвенного регулирования инновационной деятельности в развитых странах является налоговый кредит, который позволяет промышленным фирмам уменьшить уже существующий налог на прибыль на величину, равную определённому проценту от понесённых затрат на инновации.
Используя налоговый кредит в качестве рычага стимулирования, государство не только поощряет инновационную активность компаний, но и действует как инвестор, оценивающий долгосрочные последствия применения налогового кредита. Таким образом, происходит гарантирование будущих бюджетных поступлений от предприятий и перенос государственного риска неполучения вложений государственных средств на частный сектор.
Отсрочка налогообложения
Другим косвенным
методом государственного регулирования
инновационных процессов
Антитрестовское
законодательство позволяет поддерживать
необходимую жёсткость
Не только в США, но и в странах Западной Европы приняты законодательные нормы, прямо или косвенно регулирующие инновационную деятельность. Так, во Франции в 1999 г. вступил в силу закон об инновациях, предусматривающий комплекс мероприятий прямого и косвенного характера и прежде всего по линии формирования нового инновационного бизнеса .
Создание инновационной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны, также является часто применяемым косвенным методом государственного регулирования инновационной деятельности, распространённым в мировой практике. Обладая информацией о новой технологии, брокеры и специализированные консультанты способствуют ускорению научно- технического прогресса, встраиваясь в структуру его экономического механизма. Важность этого нетрудно оценить, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовки к производству, производства, сбыта. В Великобритании, Дании, Нидерландах, Финляндии важнейшими составляющими информационной инфраструктуры являются организации по прикладным исследованиям, а также региональные центры коммерческой реализации изобретений, способные осуществлять соответствующие маркетинговые мероприятия.
В 1990-е гг. правительства развитых стран, особенно членов Евросоюза, усилили внимание вопросам облегчения доступа к информации по новым технологиям, прежде всего патентной, для малого и среднего бизнеса. Так, в Нидерландах с 1997 г. важным источником информации для получения новых знаний в предпринимательском секторе стало Патентное ведомство . В Германии, помимо Патентного ведомства, создано 25 патентно- информационных центров и служб, рассредоточенных по всей стране и соединённых в единую сеть .
Правительство Японии сделало ставку на создание сети технополисов, в которые привлекаются высококвалифицированные кадры из других отдалённых префектур страны. Кроме того, государство за свой счёт публикует обзоры современных тенденций на рынке, результаты маркетинговых запросов покупателей, обзоры состояния развития отраслей экономики и пр. Это так называемая «Белая книга по науке и технологии», которая издаётся ежегодно [10]. Интенсивный обмен научно-технической информацией поощряется государством в целях достижения согласованности интересов промышленных фирм, центральных и местных властей, научных организаций. Государственная программа в этой области реализуется в Японии с 1973 г.
Информация о работе Роль государства в регулировании инновационной деятельности