Роль государства в регулировании инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Необходимость государственного вмешательства в процесс внедрения инноваций объясняется длительностью научно-производственного цикла, высокими затратами и неопределённостью конечного результата. На рынке присутсвуют несколько субъектов инновационной деятельности:

физические и юридические лица, создающие и реализующие инновации
специализированные субъекты инновационной деятельности (технополисы, технологические, промышленные и агропромышленные парки (технопарки), технологические инкубаторы, инновационные фонды, инновационные центры и иные организации инфраструктуры инновационной деятельности), основная деятельность которых направлена на создание инноваций и передачу их в различные области производства и сферы управления обществом

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 4
Государственное регулирование инвестиционной деятельности. 4
Форсайт – прогнозы 4
Методы воздействия государства в области инноваций. 5
Косвенные методы. 6
Прямые методы. 9
Группы стран по степени вмешательства государства в инновационную среду. 11
Глава 2 12
Государственная политика России в области инновационной деятельности. 12
Основные государственные органы, регулирующие инновационную деятельность 12
Функции, формы и направления государственной поддержки инновационной деятельности в России 13
Инновационная деятельность в Иркутской области. 19
Анализ инновационной активности местных предприятий и поддержки их со стороны власти на основе теории игр. 20
Глава 3 23
Государственное регулирование инновационной деятельности в России 23
Заключение. 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая институциональная лебедев.docx

— 71.52 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЮ И  НАУКИ РФ

БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Институциональная экономика»

 

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель                                                         Д. А. Лебедев

 

гр. ПД-09-5

 

 

Руководитель                                                                                 В. М. Рыков

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2013 г

Оглавление

Введение 3

Глава 1 4

Государственное регулирование инвестиционной деятельности. 4

Форсайт – прогнозы 4

Методы воздействия государства в области инноваций. 5

Косвенные методы. 6

Прямые методы. 9

Группы стран по степени вмешательства государства в инновационную среду. 11

Глава 2 12

Государственная политика России в области инновационной деятельности. 12

Основные государственные органы, регулирующие инновационную деятельность 12

Функции, формы и направления государственной поддержки инновационной деятельности в России 13

Инновационная деятельность в Иркутской области. 19

Анализ инновационной активности местных предприятий и поддержки их со стороны власти на основе теории игр. 20

Глава 3 23

Государственное регулирование инновационной деятельности в России 23

Заключение. 31

Список литературы 32

 

 

 
Введение

Государство как субъект инноваций

 

 Необходимость государственного вмешательства в процесс внедрения инноваций объясняется длительностью научно-производственного цикла, высокими затратами и неопределённостью конечного результата. На рынке присутсвуют несколько субъектов инновационной деятельности:

 

  1. физические и юридические лица, создающие и реализующие инновации
  2. специализированные субъекты инновационной деятельности (технополисы, технологические, промышленные и агропромышленные парки (технопарки), технологические инкубаторы, инновационные фонды, инновационные центры и иные организации инфраструктуры инновационной деятельности), основная деятельность которых направлена на создание инноваций и передачу их в различные области производства и сферы управления обществом
  3. государственные органы, участвующие в регулировании инновационной деятельности
  4. общественные объединения, представляющие и защищающие интересы производителей и потребителей инноваций.

 

 Субъекты  инновационной деятельности могут  выполнять функции заказчиков  и(или) исполнителей инновационных проектов и программ, инвесторов, потребителей инноваций, а также организаций, обслуживающих инновационный процесс и содействующих освоению и распространению инноваций.  
Государство может выполнять эти функции ,а также заниматься непосредственно регулированием инновационной деятельности через специально уполномоченные органы.

 

 Рынок не может решить проблему долгосрочных рисковых инвестиций, и тогда эти функции берёт на себя государство.

Глава 1

Государственное регулирование инвестиционной деятельности.

 

Государственное регулирование в научной экономической  среде трактуется по-разному. Одни учёные придерживаются мнения о том, что  оно представляет собой форму  целенаправленного воздействия государства на функционирующую экономическую систему с целью обеспечения или поддержания определённых процессов, изменения экономических явлений или их связей. Другие рассматривают государственное регулирование как воздействие с помощью экономических регуляторов на развитие народного хозяйства; третьи — как механизм реализации экономической политики со своей теорией, методикой и практикой осуществления.

 

Определению термина «государственное регулирование инновационной деятельности» можно дать более детальную трактовку, опираясь на мнение Д. И. Кокурина: государственное регулирование инновационной деятельности — целенаправленное воздействие органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы — предполагает в качестве условия своей эффективности предвидение реакций этих институтов на действия государственных организаций.

Форсайт – прогнозы

 

Государственное регулирование базируется на выборе стратегических направлений социально-экономического, научно-технического и инновационного развития. В условиях ограниченности ресурсов основной задачей является выбор направлений их использования, которые способны дать в будущем наибольший эффект (экономический, социальный, политический). Этот выбор осуществляется в виде системы приоритетов, отражающих перспективные направления развития экономики. Для их определения всё чаще используется методика форсайт прогнозов.

«Форсайт  – это систематические попытки  оценить долгосрочные перспективы  науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления  исследований иновые технологии, способные принести набольшие социально-экономические блага». Бен Мартин (SPRU, University of Sussex)

 

Бен Мартин (SPRU, University of Sussex)

В России метод форсайт-прогноза используется при формировании национальных технологических приоритетов развития в форме перечня критических технологий. Перечень разрабатывается Советом Безопасности РФ и пересматривается каждые четыре года. Впервые он был опубликован в 2002 г. и содержал 52 технологии; в 2006 г. перечень был сокращён до 34 основных инновационных направлений.

 

Роль государства в области  поддержки инноваций в этих направлениях можно свести к следующим аспектам:

– государство  способствует развитию науки, в том  числе прикладной, и подготовке научных  и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);

– в рамках большинства правительственных  ведомств существуют разнообразные  программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;

– государственные  заказы, преимущественно в форме контрактов на проведение НИОКР, обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;

– фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды (которая обусловливает эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм);

– государство  выступает в роли посредника в  деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

 

Методы воздействия  государства в области инноваций.

Косвенные методы.

 

 

Методы воздействия  государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования — рынок или централизованное воздействие.

Как правило, в период экономического спада характерно преобладание «кейнсианского» подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъёма экономики верх берёт философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.

Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой — на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности. Преимущества косвенных методов:

1) они обеспечивают  автономность частного сектора  и его экономическую ответственность  за выбор направлений разработок  и исследований и их реализацию;

2) они не создают искусственно  поддерживаемого государством рынка инноваций и знаний, которые не всегда эффективны;

3) их реализация гораздо менее, чем прямых методов, перегружена бюрократическими препонами развития инновационной деятельности;

4) получаемые компаниями льготы  являются результатом их собственных  усилий;

5) они обеспечивают единый подход  к стимулированию инновационной деятельности в различных секторах экономики.

В мировой практике используются четыре группы косвенных методов:

1) налоговые льготы, в том числе  ускоренная амортизация;

2) льготное кредитование (занижение  процентных ставок по кредитам);

3) отсрочка налогообложения;

4) специальные законодательные  нормы.

Налоговые льготы являются одним из самых распространённых методов  косвенного регулирования в мире. Они обеспечивают не только решение отдельных экономических задач, но и рост конкурентоспособности национальной экономики, привлечение частного капитала в сферу науки и техники. При всём многообразии применяемых в развитых странах налоговых льгот можно выделить две группы: пропорциональные размеру понесённых затрат и приростные, рассчитываемые в зависимости от увеличения затрат на разработки по сравнению с базисным годом и средним уровнем за определённый период.

Другим важным инструментом косвенного регулирования инновационной деятельности в развитых странах является налоговый кредит, который позволяет промышленным фирмам уменьшить уже существующий налог на прибыль на величину, равную определённому проценту от понесённых затрат на инновации.

Используя налоговый кредит в качестве рычага стимулирования, государство не только поощряет инновационную активность компаний, но и действует как инвестор, оценивающий долгосрочные последствия применения налогового кредита. Таким образом, происходит гарантирование будущих бюджетных поступлений от предприятий и перенос государственного риска неполучения вложений государственных средств на частный сектор.

Отсрочка налогообложения применяется  для решения проблем, возникающих  у компаний, расходующих средства на проведение изобретательских работ и приобретение необходимого для этого оборудования, но не получающих пока достаточной прибыли. Законодательство многих развитых стран предусматривает перенос налоговых льгот в подобных случаях на будущие периоды (до 10 лет в зависимости от типа осуществляемых инвестиций). Применение налоговых отсрочек для инновационных компаний связано прежде всего с цикличностью развития рыночной экономической системы, предполагающей последовательную смену подъёмов и спадов конъюнктуры. Преход промышленными предприятиями на новое оборудование и технологии в период от кризиса до подъёма необходим.

 

Другим косвенным  методом государственного регулирования  инновационных процессов являются законодательные нормы, принятые в стране. Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, действующее в США уже около 200 лет патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на интеллектуальную собственность — сделанные ими открытия; интеллектуальная собственность предполагает монополию автора на научно-техническое решение . Это обстоятельство позволяет изобретателю получать «инновационную ренту», т. е. плату за пользование его изобретением. Это положительно сказывается на активности научной работы в стране.

Антитрестовское законодательство позволяет поддерживать необходимую жёсткость конкурентной борьбы — важный фактор стимулирования инновационной активности. Это обстоятельство в определённой мере обусловливает направленность торгово-валютной политики, ориентированной на защиту интересов национального капитала в области реализации новшеств внутри страны.

Не только в США, но и в странах Западной Европы приняты законодательные  нормы, прямо или косвенно регулирующие инновационную деятельность. Так, во Франции в 1999 г. вступил в силу закон об инновациях, предусматривающий комплекс мероприятий прямого и косвенного характера и прежде всего по линии формирования нового инновационного бизнеса .

Создание  инновационной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны, также является часто применяемым косвенным методом государственного регулирования инновационной деятельности, распространённым в мировой практике. Обладая информацией о новой технологии, брокеры и специализированные консультанты способствуют ускорению научно- технического прогресса, встраиваясь в структуру его экономического механизма. Важность этого нетрудно оценить, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовки к производству, производства, сбыта. В Великобритании, Дании, Нидерландах, Финляндии важнейшими составляющими информационной инфраструктуры являются организации по прикладным исследованиям, а также региональные центры коммерческой реализации изобретений, способные осуществлять соответствующие маркетинговые мероприятия.

В 1990-е гг. правительства развитых стран, особенно членов Евросоюза, усилили  внимание вопросам облегчения доступа к информации по новым технологиям, прежде всего патентной, для малого и среднего бизнеса. Так, в Нидерландах с 1997 г. важным источником информации для получения новых знаний в предпринимательском секторе стало Патентное ведомство . В Германии, помимо Патентного ведомства, создано 25 патентно- информационных центров и служб, рассредоточенных по всей стране и соединённых в единую сеть .

Правительство Японии сделало ставку на создание сети технополисов, в которые привлекаются высококвалифицированные кадры из других отдалённых префектур страны. Кроме того, государство за свой счёт публикует обзоры современных тенденций на рынке, результаты маркетинговых запросов покупателей, обзоры состояния развития отраслей экономики и пр. Это так называемая «Белая книга по науке и технологии», которая издаётся ежегодно [10]. Интенсивный обмен научно-технической информацией поощряется государством в целях достижения согласованности интересов промышленных фирм, центральных и местных властей, научных организаций. Государственная программа в этой области реализуется в Японии с 1973 г.

Информация о работе Роль государства в регулировании инновационной деятельности