Роль государства в регулировании инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Необходимость государственного вмешательства в процесс внедрения инноваций объясняется длительностью научно-производственного цикла, высокими затратами и неопределённостью конечного результата. На рынке присутсвуют несколько субъектов инновационной деятельности:

физические и юридические лица, создающие и реализующие инновации
специализированные субъекты инновационной деятельности (технополисы, технологические, промышленные и агропромышленные парки (технопарки), технологические инкубаторы, инновационные фонды, инновационные центры и иные организации инфраструктуры инновационной деятельности), основная деятельность которых направлена на создание инноваций и передачу их в различные области производства и сферы управления обществом

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 4
Государственное регулирование инвестиционной деятельности. 4
Форсайт – прогнозы 4
Методы воздействия государства в области инноваций. 5
Косвенные методы. 6
Прямые методы. 9
Группы стран по степени вмешательства государства в инновационную среду. 11
Глава 2 12
Государственная политика России в области инновационной деятельности. 12
Основные государственные органы, регулирующие инновационную деятельность 12
Функции, формы и направления государственной поддержки инновационной деятельности в России 13
Инновационная деятельность в Иркутской области. 19
Анализ инновационной активности местных предприятий и поддержки их со стороны власти на основе теории игр. 20
Глава 3 23
Государственное регулирование инновационной деятельности в России 23
Заключение. 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая институциональная лебедев.docx

— 71.52 Кб (Скачать файл)

 

7) оказание  государством помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг).

 

Субъектами  образования внебюджетных фондов являются:

 

  1. Министерство науки и технологий РФ, в том числе Российский фонд технологического развития;

 

  1. Федеральные министерства – внебюджетные фонды соответствующих министерств;

 

  1. иные федеральные органы исполнительной власти – внебюджетные фонды ведомств;

 

  1. корпорации, концерны и ассоциации (могут образовывать внебюджетные фонды  за счет добровольных отчислений).

Инновационная деятельность в Иркутской области.

 

Согласно  данным Иркутского областного комитета государственной статистики, В 2010 году инновационной деятельностью в  Иркутской области занималось 41 предприятие различных видов  деятельности (в 2009 - 31 предприятие). Это акционерные общества "Ангарская нефтехимическая компания", "Иркутскэнерго", "Иркутский релейный завод", мясокомбинат "Иркутский", "Иркутская электросетевая компания", "Рудоремонтный завод", "Ангарский завод катализаторов", "Саянскхимпласт", "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" и другие. Также на территории области функционируют более 60 инновационных предприятий малого и среднего бизнеса

 

В 2010 году 29 предприятий  области приобрели новые технологии, в том числе 8 из них приобрели  новые технологии за пределами Российской Федерации. Четырнадцать 22 предприятий  участвовали в разработке совместных проектов по выполнению исследований и разработок. Ими было выполнено 122 совместных проекта.

 

В 2010 году 23 предприятия  осуществили организационно-управленческие изменения, маркетинговыми инновациями  занимались 5 предприятий.

 

Затраты на технологические  инновации составили 9966 млн. рублей, из них 50% - на приобретение машин и  оборудования, связанных с технологическими инновациями. Как и в прошлые  годы, затраты производились, в основном, за счет собственных средств предприятий.

 

В этом году общая  сумма субсидий на реализацию инновационных  проектов, приоритетных для Иркутска, увеличена с 1 млн до 5 млн рублей. Пятикратное увеличение связано с высоким спросом на бюджетные субсидии со стороны инноваторов, а также с теми задачами, которые ставит перед ними муниципалитет Иркутска.

Анализ инновационной активности местных предприятий и поддержки их со стороны власти на основе теории игр.

 

Предположим, что в г. Иркутске городская администрация объявила конкурс на выдачу субсидии для инновационных проектов.

Заявку на участие подали три предприятия :

  1. Компания А с проектом «Создание инновационной технологии оценки сейсмической опасности в режиме реального времени и информационной системы оповещения населения»
  2. Компания Б с проектом «Производство отдельных строительных материалов на основе местных отходов»
  3. Компания В с проектом «Платежное приложение для мобильного телефона Keeper Mobil»

В конкурсе присутствет несколько критериев оценки проектов, большинство из которых совпали у всех трех предприятий, существенные различия остались только в двух критериях это:

  1. Период окупаемости проекта
  2. Социальная значимость

Администрация города оценивает социальную значимость проекта выше её периода окпаемости приблизительно в четыре раз выше.

Социальной  значимости проекта приписывается  вес 83%, а периоду окупаемости 17%.

 

Далее администрация  использует системный анализ для  оценки веса каждого проекта по двум критериям.

 

 

Виды транспорта

Критерии

  1. «Создание инновационной технологии оценки сейсмической опасности в режиме реального времени и информационной системы оповещения населения»

«Производство отдельных строительных материалов на основе местных отходов»

«Платежное приложение для мобильного телефона Keeper Mobil»

Социальная значимость

59.4%

27.7%

12.9%

Период окупаемости

18.7%

27.3%

54.5%


 

Таблица1

Задача имеет  единственный иерархический уровень  с двумя критериями (комфортабельность  и доступность) и три альтернативных решения.

Решение:

Оценка трех инвестиционных проектов основана на вычислении комбинированного весового коэффициента для каждого из них.

Фирма А: 0.83*0.594+0.17*0.187 = 0,49302+0,03179=0,52481

Фирма Б: 0,83*0,277+0,17*0,273=0,22991+0,4641=0,27632

Фирма В: 0,83*0,129+0,17*0,545=0,10707+0,09265=0,19972

 

На основе этих вычислений фирма А с проектом «Создание инновационной технологии оценки сейсмической опасности в режиме реального времени и информационной системы оповещения населения»  получает наивысший комбинированный вес и, следовательно, является наиболее предпочтительным видом деятельности для развития и финансирования администрацией города Иркутск.

Глава 3

Государственное регулирование инновационной деятельности в России

 

 

Государственная инновационная политика в России представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной  деятельности, повышение ее эффективности  и широкое использование результатов  в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного  удовлетворения общественных потребностей. Она включает три этапа:

 

- разработку  научно обоснованных концепций  (системы взглядов) развития инновационной  деятельности - осуществляется на  основе анализа состояния инновационного  потенциала;

 

- определение  основных направлений государственной  поддержки инноваций;

 

- осуществление  практических действий по реализации  поставленных целей, направленных  на повышение инновационной активности.

 

В России в  области государственной поддержки  инновационной деятельности положение  сложилось не лучшим образом по следующим  причинам:

 

- провал политики  конверсии военного производства  привел к значительному сокращению  военной инновационной деятельности  при отсутствии значительного  наращивания на оборонных предприятиях  инновационной деятельности по  продуктам гражданского назначения;

 

- невозможность  найти применения своим изобретениям  и “ноу-хау”, низкий уровень жизни  привел к массовому явлению  “утечки мозгов” за границу.

 

- невыделение государством средств на патентование изобретений, приводит к снижению поданых заявок на патенты. В то же время в СССР доходы от продажи лицензий составляли порядка 500 млн долл., при затратах государства на патентование в размере 4 –5 млн долл.;

 

- отсутствие  продуманной налоговой политики, стимулирующей инновационную деятельность  предприятий, является причиной  низкой инновационной активности  предприятий;

 

- постепенное  снижение активности фундаментальной  и прикладной науки.

 

Тем не менее, государство в тяжелых условиях затянувшегося экономического спада  предпринимает меры для поддержки  научно- технической и инновационной деятельности.

 

В состав государственных  органов, занимающихся наукой, входят:

 

- Министерство  образования и науки Российской  Федерации;

 

- Федеральная  служба по интеллектуальной собственности,  патентам и товарным знакам (Роспатент);

 

- Федеральная  служба по надзору в сфере  образования и науки (Рособрнадзор).

 

Управление  научно-технической деятельностью  государство осуществляет через  государственные и федеральные  научно-технические программы.

 

Общая законодательная  база правового регулирования инновационной  деятельности включает:

 

- Конституцию  Российской Федерации;

 

- Гражданский  кодекс РФ;

 

- Уголовный  кодекс РФ (в части уголовной  ответственности за нарушение  прав интеллектуальной собственности);

 

- Федеральный  закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ  «О науке и государственной  научно-технической политике»;

 

- Федеральный  закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ  «Об участии в международном  информационном обмене»;

 

- Федеральный  закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ  «О техническом регулировании»;

 

- Патентный  закон от 23 сентября № 3517-1 (в  ред. от 7 февраля 2003 г.);

 

- Закон РФ  от 2 3 сентября № 35 20-1 «О товарных  знаках, знаках обслуживания и  наименованиях мест происхождения  товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);

 

- Закон РФ  от 23 сентября 2002 г. № 3523-1 <О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

 

- Закон РФ  от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 <-О  правовой охране топологий интегральных  микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.);

 

- Закон РФ  от 6 августа 1993 г. № 5605-1 <-О  селекционных достижениях».[53]

 

Специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов:

 

а) документы  декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и  др.);

 

б) постановления  и распоряжения, определяющие функции  органов исполнительной власти и  аппарата в части инновационной  деятельности;

 

в) программные  документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы  этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы  развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки  инновационной деятельности;

 

г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.[54]

 

Проблема  выделения приоритетных направлений  науки и технологий в России приобрела  особую актуальность в связи с  сокращением бюджетного финансирования этой сферы. С тех пор данной проблеме уделяется постоянное внимание на самых  различных уровнях управления

 

Базой развития науки и технологий в Российской Федерации являются:

 

1) научно-технический  комплекс, представляющий собой  совокупность организаций различной  организационно-правовой формы и  формы собственности, осуществляющих  научную, научно-техническую деятельность  и подготовку научных работников, в том числе кадров высшей  квалификации;

 

2) Фундаментальная  наука, имеющая признанные научные  школы, достижения мирового уровня, а также развитая система высшего  образования;

 

3) Важнейшие  прикладные исследования и разработки, производственный потенциал, уникальные  производственные и иные технологии, научно-технический задел;

 

4) высококвалифицированные  кадры научных работников и  специалистов, информационная инфраструктура, материально-техническая и опытно-экспериментальная  база;

 

5) опыт концентрации  усилий на решении сложных  научно-технических и технологических  проблем национального масштаба;

 

6) богатые  природные сырьевые ресурсы, развитая  транспортная и коммуникационная инфраструктура.

 

Для перехода к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов  должны быть решены следующие задачи:

 

1) создание  организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

 

2) совершенствование  нормативно-правовой базы научной,  научно-технической и инновационной  деятельности;

 

3) адаптация  научно-технического комплекса к  условиям рыночной экономики,  обеспечение взаимодействия государственного  и частного капитала в целях  развития науки, технологий и  техники;

 

4) рациональное  сочетание государственного регулирования  и рыночных механизмов, мер прямого  и косвенного стимулирования  научной, научно-технической и  инновационной деятельности при  реализации приоритетных направлений  развития науки, технологий и  техники;

 

5) совершенствование  системы подготовки научных и  инженерных кадров высшей квалификации  в области науки и технологий;

 

6) поддержка  научных исследований и экспериментальных  разработок в приоритетных направлениях  развития науки, технологи и  техники с учетом мировых тенденций  в этой сфере;

 

7) укрепление  научно-исследовательского сектора  высшей школы;

 

8) активизация  деятельности по обмену знаниями  и технологиями между оборонным  и гражданским секторами экономики,  развитие технологий двойного  применения и расширение их  использования;

 

9) ускоренная  реализация научных и научно-технических  достижений, способствующих предотвращению  возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических  катастроф и снижению ущерба  от них;

Информация о работе Роль государства в регулировании инновационной деятельности