Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа
Необходимость государственного вмешательства в процесс внедрения инноваций объясняется длительностью научно-производственного цикла, высокими затратами и неопределённостью конечного результата. На рынке присутсвуют несколько субъектов инновационной деятельности:
физические и юридические лица, создающие и реализующие инновации
специализированные субъекты инновационной деятельности (технополисы, технологические, промышленные и агропромышленные парки (технопарки), технологические инкубаторы, инновационные фонды, инновационные центры и иные организации инфраструктуры инновационной деятельности), основная деятельность которых направлена на создание инноваций и передачу их в различные области производства и сферы управления обществом
Введение 3
Глава 1 4
Государственное регулирование инвестиционной деятельности. 4
Форсайт – прогнозы 4
Методы воздействия государства в области инноваций. 5
Косвенные методы. 6
Прямые методы. 9
Группы стран по степени вмешательства государства в инновационную среду. 11
Глава 2 12
Государственная политика России в области инновационной деятельности. 12
Основные государственные органы, регулирующие инновационную деятельность 12
Функции, формы и направления государственной поддержки инновационной деятельности в России 13
Инновационная деятельность в Иркутской области. 19
Анализ инновационной активности местных предприятий и поддержки их со стороны власти на основе теории игр. 20
Глава 3 23
Государственное регулирование инновационной деятельности в России 23
Заключение. 31
Список литературы 32
7) оказание
государством помощи
Субъектами образования внебюджетных фондов являются:
Согласно данным Иркутского областного комитета государственной статистики, В 2010 году инновационной деятельностью в Иркутской области занималось 41 предприятие различных видов деятельности (в 2009 - 31 предприятие). Это акционерные общества "Ангарская нефтехимическая компания", "Иркутскэнерго", "Иркутский релейный завод", мясокомбинат "Иркутский", "Иркутская электросетевая компания", "Рудоремонтный завод", "Ангарский завод катализаторов", "Саянскхимпласт", "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" и другие. Также на территории области функционируют более 60 инновационных предприятий малого и среднего бизнеса
В 2010 году 29 предприятий
области приобрели новые
В 2010 году 23 предприятия
осуществили организационно-
Затраты на технологические инновации составили 9966 млн. рублей, из них 50% - на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями. Как и в прошлые годы, затраты производились, в основном, за счет собственных средств предприятий.
В этом году общая сумма субсидий на реализацию инновационных проектов, приоритетных для Иркутска, увеличена с 1 млн до 5 млн рублей. Пятикратное увеличение связано с высоким спросом на бюджетные субсидии со стороны инноваторов, а также с теми задачами, которые ставит перед ними муниципалитет Иркутска.
Предположим, что в г. Иркутске городская администрация объявила конкурс на выдачу субсидии для инновационных проектов.
Заявку на участие подали три предприятия :
В конкурсе присутствет несколько критериев оценки проектов, большинство из которых совпали у всех трех предприятий, существенные различия остались только в двух критериях это:
Администрация города оценивает социальную значимость проекта выше её периода окпаемости приблизительно в четыре раз выше.
Социальной значимости проекта приписывается вес 83%, а периоду окупаемости 17%.
Далее администрация использует системный анализ для оценки веса каждого проекта по двум критериям.
Виды транспорта | ||||
Критерии |
|
«Производство отдельных строительных материалов на основе местных отходов» |
«Платежное приложение для мобильного телефона Keeper Mobil» | |
Социальная значимость |
59.4% |
27.7% |
12.9% | |
Период окупаемости |
18.7% |
27.3% |
54.5% |
Таблица1
Задача имеет единственный иерархический уровень с двумя критериями (комфортабельность и доступность) и три альтернативных решения.
Решение:
Оценка трех инвестиционных проектов основана на вычислении комбинированного весового коэффициента для каждого из них.
Фирма А: 0.83*0.594+0.17*0.187 = 0,49302+0,03179=0,52481
Фирма Б: 0,83*0,277+0,17*0,273=0,22991+
Фирма В: 0,83*0,129+0,17*0,545=0,10707+
На основе этих вычислений фирма А с проектом «Создание инновационной технологии оценки сейсмической опасности в режиме реального времени и информационной системы оповещения населения» получает наивысший комбинированный вес и, следовательно, является наиболее предпочтительным видом деятельности для развития и финансирования администрацией города Иркутск.
Государственная
инновационная политика в России
представляет собой совокупность мероприятий,
направленных на активизацию инновационной
деятельности, повышение ее эффективности
и широкое использование
- разработку
научно обоснованных концепций
(системы взглядов) развития инновационной
деятельности - осуществляется на
основе анализа состояния
- определение
основных направлений
- осуществление
практических действий по
В России в
области государственной
- провал политики
конверсии военного
- невозможность
найти применения своим
- невыделение государством средств на патентование изобретений, приводит к снижению поданых заявок на патенты. В то же время в СССР доходы от продажи лицензий составляли порядка 500 млн долл., при затратах государства на патентование в размере 4 –5 млн долл.;
- отсутствие
продуманной налоговой
- постепенное
снижение активности
Тем не менее, государство в тяжелых условиях затянувшегося экономического спада предпринимает меры для поддержки научно- технической и инновационной деятельности.
В состав государственных органов, занимающихся наукой, входят:
- Министерство
образования и науки
- Федеральная
служба по интеллектуальной
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
Управление
научно-технической
Общая законодательная
база правового регулирования
- Конституцию Российской Федерации;
- Гражданский кодекс РФ;
- Уголовный
кодекс РФ (в части уголовной
ответственности за нарушение
прав интеллектуальной
- Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
- Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
- Патентный закон от 23 сентября № 3517-1 (в ред. от 7 февраля 2003 г.);
- Закон РФ
от 2 3 сентября № 35 20-1 «О товарных
знаках, знаках обслуживания и
наименованиях мест
- Закон РФ от 23 сентября 2002 г. № 3523-1 <О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
- Закон РФ
от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 <-О
правовой охране топологий
- Закон РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 <-О селекционных достижениях».[53]
Специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов:
а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.);
б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности;
в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;
г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.[54]
Проблема выделения приоритетных направлений науки и технологий в России приобрела особую актуальность в связи с сокращением бюджетного финансирования этой сферы. С тех пор данной проблеме уделяется постоянное внимание на самых различных уровнях управления
Базой развития науки и технологий в Российской Федерации являются:
1) научно-технический
комплекс, представляющий собой
совокупность организаций
2) Фундаментальная
наука, имеющая признанные
3) Важнейшие
прикладные исследования и
4) высококвалифицированные
кадры научных работников и
специалистов, информационная инфраструктура,
материально-техническая и
5) опыт концентрации
усилий на решении сложных
научно-технических и
6) богатые
природные сырьевые ресурсы,
Для перехода к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов должны быть решены следующие задачи:
1) создание
организационных и
2) совершенствование
нормативно-правовой базы
3) адаптация
научно-технического комплекса
4) рациональное
сочетание государственного
5) совершенствование
системы подготовки научных и
инженерных кадров высшей
6) поддержка
научных исследований и
7) укрепление
научно-исследовательского
8) активизация
деятельности по обмену
9) ускоренная
реализация научных и научно-
Информация о работе Роль государства в регулировании инновационной деятельности