Роль государства в регулировании инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Необходимость государственного вмешательства в процесс внедрения инноваций объясняется длительностью научно-производственного цикла, высокими затратами и неопределённостью конечного результата. На рынке присутсвуют несколько субъектов инновационной деятельности:

физические и юридические лица, создающие и реализующие инновации
специализированные субъекты инновационной деятельности (технополисы, технологические, промышленные и агропромышленные парки (технопарки), технологические инкубаторы, инновационные фонды, инновационные центры и иные организации инфраструктуры инновационной деятельности), основная деятельность которых направлена на создание инноваций и передачу их в различные области производства и сферы управления обществом

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 4
Государственное регулирование инвестиционной деятельности. 4
Форсайт – прогнозы 4
Методы воздействия государства в области инноваций. 5
Косвенные методы. 6
Прямые методы. 9
Группы стран по степени вмешательства государства в инновационную среду. 11
Глава 2 12
Государственная политика России в области инновационной деятельности. 12
Основные государственные органы, регулирующие инновационную деятельность 12
Функции, формы и направления государственной поддержки инновационной деятельности в России 13
Инновационная деятельность в Иркутской области. 19
Анализ инновационной активности местных предприятий и поддержки их со стороны власти на основе теории игр. 20
Глава 3 23
Государственное регулирование инновационной деятельности в России 23
Заключение. 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая институциональная лебедев.docx

— 71.52 Кб (Скачать файл)

Прямые методы.

 

К прямым методам  стимулирования инновационной деятельности относят мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана осознанием объективной необходимости, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой — создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании академических исследований. В этом аспекте государственной политики в области инноваций проявляется её перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне промышленных решений, что нередко является вторичным при реализации своих интересов промышленными компаниями, решающими в первую очередь производственные и коммерческие задачи. Этот вид стимулирования эффективен прежде всего в случаях реализации высокорисковых проектов, имеющих потенциально высокую социальную и экономическую значимость. Вместе с тем данный вид поддержки инновационной деятельности ориентирован на конкретный проект и ставит правительство перед необходимостью выбора конкретных проектов, исполнителей.

Всю совокупность прямых методов государственного регулирования инновационных процессов можно сгруппировать в две формы: административно-ведомственную и программно- целевую.

Административно-ведомственная  форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона—Вайдлера «О технологических нововведениях» . Он предусматривает ряд мер стимулирования промышленных инноваций: создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти; оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями; поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники.

Программно-целевая  форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоёмких фирмах; создаётся система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т. д. В мировой практике известны различные подходы к формированию механизмов управления программами.

Контрактное долевое финансирование инновационных проектов представляет собой один из элементов распространённой в настоящее время системы контрактных отношений — договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР — например, в аэрокосмической области, а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре чётко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В США таким образом финансируется основное количество федеральных затрат на НИОКР.

Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических  парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи,— наглядный пример эффективности государственной поддержки новых научных идей, благодаря которой различные организации не только осознают необходимость совместной реализации инновационного цикла, но и реально ощущают преимущества совместной работы. В развитых промышленных странах государственная поддержка таких организационных формирований осуществляется преимущественно в виде специальных программ различных правительственных ведомств.

Группы стран  по степени вмешательства государства  в инновационную среду.

 

Резюмируя рассмотренный зарубежный опыт, можно отметить, что по степени  активности вмешательства государства в экономику экономисты в настоящее время выделяют три группы стран:

– в первой возобладала концепция  необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция);

– вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания)

 

– в третьей  придерживаются «промежуточного» варианта в экономической, в том числе и инновационной политике. Государственное регулирование при этом сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.

Глава 2

Государственная политика России в области инновационной деятельности.

Основные государственные  органы, регулирующие инновационную  деятельность

Общие вопросы  инновационной политики решаются Президентом  РФ. Органы законодательной власти РФ – Государственная Дума и Совет  Федерации имеют право инициирования  законов в сфере инновационной  деятельности.  Федеральное агентство  по науке и инновациям (ФАНИ) является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной  инновационной политики, осуществление  мер по созданию и развитию инновационного потенциала. ФАНИ утверждено постановлением Правительства РФ 16.06.04 и находится  в ведении Министерства образования  и науки РФ.

 

В настоящее  время приоритетным направлением деятельности государства стало развитие инновационных  технологий. В Программе экономической  реформы сформулирована цель правительства, которая состоит в обеспечении  того, чтобы превосходство России в сфере науки и технологии превратилось в ресурс экономического роста и восстановления промышленности. Создание благоприятных условий  для инновационной деятельности позволит модернизировать технологическую  базу российской экономики и кардинально  повысить конкурентоспособность отечественных  товаров.

 

В правительственной  программе экономической реформы  выделяются три этапа, необходимых  для достижения поставленных целей. Цель первого этапа (2000–2002 гг.) состояла в воспроизводстве технологической  базы отраслей, продукция которых  пользуется стабильным спросом на сформировавшихся рынках. На этом этапе инновационная  деятельность была ориентирована на модернизацию существующих фондов на основе использования ресурсосберегающих технологий.

 

В течение  второго этапа (2003–2007 гг.) деятельность российских предприятий будет направлена на создание производств, реализующих  новейшие технологии, и выход на внутренний и внешний рынки с  наукоемкой продукцией мирового уровня, что в конечном итоге приведет к обеспечению конкурентных позиций  в перспективных секторах рынка.

 

На третьем, инновационном этапе развития (2007–2010 гг.) государство будет поддерживать развитие инновационной инфраструктуры. В итоге внутренний инновационный  спрос будет расти, а связи  между наукой и производством  будут укрепляться. Тем временем внимание государства должно быть обращено на новые формы научно-инновационной  и инженерной деятельности, использующие современные информационные технологии.

Функции, формы  и направления государственной  поддержки инновационной деятельности в России

 

В настоящее  время к основным функциям государственных  органов в инновационной сфере  относятся следующие:

 

1) аккумулирование  средств на научные исследования  и инновации;

 

2) координация  инновационной деятельности;

 

3) стимулирование  инноваций, конкуренции в данной  сфере, страхование инновационных  рисков, введение государственных  санкций за выпуск устаревшей  продукции;

 

4) создание  правовой базы инновационных  процессов, особенно системы защиты  авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

 

5) кадровое  обеспечение инновационной деятельности;

 

6) формирование  инновационной инфраструктуры;

 

7) институциональное  обеспечение инновационных процессов  в отраслях государственного  сектора;

 

8) обеспечение  социальной и экологической направленности  инноваций;

 

9) повышение  общественного статуса инновационной  деятельности;

 

10) региональное  регулирование инновационных процессов;

 

11) регулирование  международных аспектов инновационных  процессов.

 

 

К формам государственной  поддержки научной и инновационной  деятельности относятся:

 

– прямое финансирование;

 

– предоставление беспроцентных банковских ссуд;

 

– создание венчурных  инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

 

– снижение государственных  патентных пошлин;

 

– отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

 

– права на ускоренную амортизацию;

 

– сети технополисов, технопарков.

 

Основными направлениями  государственной поддержки инновационной  политики являются:

 

а) содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности  отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

 

б) ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

 

в) сочетание  государственного регулирования инновационной  деятельности с эффективным функционированием  конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

 

г) содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального  инновационного предпринимательства.

 

В России действует  ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий. В частности, из налогообложения исключается  прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных фондов, освоение новой техники и  технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи МП, действует упрощенный порядок налогообложения. МП разрешено  списывать в первый год эксплуатации до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных  отчислений.

 

Созданы специализированные государственные органы – Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих  мероприятий, предоставление государственных  гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур МП. Правительством РФ утверждена Федеральная  программа государственной поддержки  малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и  реконструкции МП, осваивающих новые  технологии.

 

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные  ассигнования и субсидии могут предоставляться  государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные  цели или на обеспечение инновационной  составляющей инвестиций многоцелевого  характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.

 

 Исключительной  прерогативой государства является  правовое регулирование инновационных  процессов. Необходимо законодательное  закрепление статуса научной  и инновационной деятельности, прав  научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики. В этом аспекте особенно важно принятие Федерального Закона РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ», который определяет стратегию, принципы и порядок формирования государственной инновационной политики; определяет порядок и источники финансирования, основные формы воздействия органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях в сфере науки; отражает правовые основы регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества.

 

Организационный механизм государственного регулирования  инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо  или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия  для согласованного принятия мер  по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают  органы государственной власти (центральные  и местные), предприятия и организации  государственного сектора, самостоятельные  хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

 

Основными элементами системы государственной поддержки  инноваций являются государственные  бюджетные и внебюджетные фонды, оказывающие поддержку инновационных  проектов на различных этапах инновационного цикла.

 

К основным внебюджетным формам поддержки относятся следующие:

 

1) государственная  правовая защита и поддержка  инноваторов, особенно малого предпринимательства;

 

2) создание  государством налоговых, кредитных,  таможенных, амортизационных, арендных (в том числе лизинговых) льгот  инноваторам;

 

3) включение  без финансирования внебюджетных  инновационных проектов в комплексные  федеральные инновационно-инвестиционные программы;

 

4) государственное  научно-методическое обеспечение  инновационного менеджмента государственными  стандартами, методиками, инструкциями, положениями и другими документами  по различным аспектам анализа,  прогнозирования, оптимизации, экономического  обоснования инновационного решения;

 

5) государственное  обеспечение инновационной деятельности  информацией;

 

6) проведение  государственной протекционистской  политики во внешнеэкономической  деятельности инноваторов;

Информация о работе Роль государства в регулировании инновационной деятельности