Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа
Необходимость государственного вмешательства в процесс внедрения инноваций объясняется длительностью научно-производственного цикла, высокими затратами и неопределённостью конечного результата. На рынке присутсвуют несколько субъектов инновационной деятельности:
физические и юридические лица, создающие и реализующие инновации
специализированные субъекты инновационной деятельности (технополисы, технологические, промышленные и агропромышленные парки (технопарки), технологические инкубаторы, инновационные фонды, инновационные центры и иные организации инфраструктуры инновационной деятельности), основная деятельность которых направлена на создание инноваций и передачу их в различные области производства и сферы управления обществом
Введение 3
Глава 1 4
Государственное регулирование инвестиционной деятельности. 4
Форсайт – прогнозы 4
Методы воздействия государства в области инноваций. 5
Косвенные методы. 6
Прямые методы. 9
Группы стран по степени вмешательства государства в инновационную среду. 11
Глава 2 12
Государственная политика России в области инновационной деятельности. 12
Основные государственные органы, регулирующие инновационную деятельность 12
Функции, формы и направления государственной поддержки инновационной деятельности в России 13
Инновационная деятельность в Иркутской области. 19
Анализ инновационной активности местных предприятий и поддержки их со стороны власти на основе теории игр. 20
Глава 3 23
Государственное регулирование инновационной деятельности в России 23
Заключение. 31
Список литературы 32
К прямым методам стимулирования инновационной деятельности относят мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана осознанием объективной необходимости, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой — создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании академических исследований. В этом аспекте государственной политики в области инноваций проявляется её перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне промышленных решений, что нередко является вторичным при реализации своих интересов промышленными компаниями, решающими в первую очередь производственные и коммерческие задачи. Этот вид стимулирования эффективен прежде всего в случаях реализации высокорисковых проектов, имеющих потенциально высокую социальную и экономическую значимость. Вместе с тем данный вид поддержки инновационной деятельности ориентирован на конкретный проект и ставит правительство перед необходимостью выбора конкретных проектов, исполнителей.
Всю совокупность прямых методов государственного регулирования инновационных процессов можно сгруппировать в две формы: административно-ведомственную и программно- целевую.
Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона—Вайдлера «О технологических нововведениях» . Он предусматривает ряд мер стимулирования промышленных инноваций: создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти; оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями; поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники.
Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоёмких фирмах; создаётся система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т. д. В мировой практике известны различные подходы к формированию механизмов управления программами.
Контрактное долевое финансирование инновационных проектов представляет собой один из элементов распространённой в настоящее время системы контрактных отношений — договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР — например, в аэрокосмической области, а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре чётко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В США таким образом финансируется основное количество федеральных затрат на НИОКР.
Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи,— наглядный пример эффективности государственной поддержки новых научных идей, благодаря которой различные организации не только осознают необходимость совместной реализации инновационного цикла, но и реально ощущают преимущества совместной работы. В развитых промышленных странах государственная поддержка таких организационных формирований осуществляется преимущественно в виде специальных программ различных правительственных ведомств.
Резюмируя рассмотренный зарубежный опыт, можно отметить, что по степени активности вмешательства государства в экономику экономисты в настоящее время выделяют три группы стран:
– в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция);
– вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания)
– в третьей придерживаются «промежуточного» варианта в экономической, в том числе и инновационной политике. Государственное регулирование при этом сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.
Общие вопросы
инновационной политики решаются Президентом
РФ. Органы законодательной власти
РФ – Государственная Дума и Совет
Федерации имеют право
В настоящее
время приоритетным направлением деятельности
государства стало развитие инновационных
технологий. В Программе экономической
реформы сформулирована цель правительства,
которая состоит в обеспечении
того, чтобы превосходство России
в сфере науки и технологии
превратилось в ресурс экономического
роста и восстановления промышленности.
Создание благоприятных условий
для инновационной деятельности
позволит модернизировать
В правительственной
программе экономической
В течение второго этапа (2003–2007 гг.) деятельность российских предприятий будет направлена на создание производств, реализующих новейшие технологии, и выход на внутренний и внешний рынки с наукоемкой продукцией мирового уровня, что в конечном итоге приведет к обеспечению конкурентных позиций в перспективных секторах рынка.
На третьем,
инновационном этапе развития (2007–2010
гг.) государство будет поддерживать
развитие инновационной инфраструктуры.
В итоге внутренний инновационный
спрос будет расти, а связи
между наукой и производством
будут укрепляться. Тем временем
внимание государства должно быть обращено
на новые формы научно-
В настоящее время к основным функциям государственных органов в инновационной сфере относятся следующие:
1) аккумулирование
средств на научные
2) координация инновационной деятельности;
3) стимулирование
инноваций, конкуренции в
4) создание
правовой базы инновационных
процессов, особенно системы
5) кадровое
обеспечение инновационной
6) формирование инновационной инфраструктуры;
7) институциональное
обеспечение инновационных
8) обеспечение
социальной и экологической
9) повышение
общественного статуса
10) региональное
регулирование инновационных
11) регулирование
международных аспектов
К формам государственной
поддержки научной и
– прямое финансирование;
– предоставление беспроцентных банковских ссуд;
– создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
– снижение государственных патентных пошлин;
– отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
– права на ускоренную амортизацию;
– сети технополисов, технопарков.
Основными направлениями
государственной поддержки
а) содействие
повышению инновационной
б) ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
в) сочетание
государственного регулирования инновационной
деятельности с эффективным
г) содействие
развитию инновационной деятельности
в регионах России, межрегиональному
и международному трансферту технологий,
международному инвестиционному
В России действует ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий. В частности, из налогообложения исключается прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных фондов, освоение новой техники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи МП, действует упрощенный порядок налогообложения. МП разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений.
Созданы специализированные
государственные органы – Госкомитет
РФ по поддержке и развитию малого
предпринимательства, а также Федеральный
фонд поддержки малого предпринимательства,
главной функцией которого является
финансовое обеспечение соответствующих
мероприятий, предоставление государственных
гарантий под кредиты коммерческих
банков и других финансовых структур
МП. Правительством РФ утверждена Федеральная
программа государственной
Центральное
место в системе прямого
Исключительной
прерогативой государства
Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.
Основными элементами
системы государственной
К основным внебюджетным формам поддержки относятся следующие:
1) государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;
2) создание
государством налоговых,
3) включение
без финансирования
4) государственное
научно-методическое
5) государственное
обеспечение инновационной
6) проведение
государственной
Информация о работе Роль государства в регулировании инновационной деятельности