Роль государства в регулировании рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Регулирование рынка труда представляет собой комплексную систему экономических, законодательных, административных, организационных мер, направленных на стимулирование роста занятости, подготовку и переподготовку работников; введение системы социального страхования безработицы; обязательное пенсионное обеспечение и на другие элементы экономической системы общества.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1 Рынок труда и его особенности
5
1.1 Понятие, структура и сущность рынка труда
5
1.2 Роль рынка труда
9
Глава 2 Государственное регулирование рынка труда
13
2.1 Организационно-правовые основы управления рынком труда
13
2.2 Цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в области регулирования рынка труда
18
2.3 Механизм регулирования рынка труда
20
2.4 Анализ самарского рынка купонного сервиса
24
Заключение
29
Список источников и литература

Файлы: 1 файл

Курсовая Роль государства в регулиовании рынка труда.docx

— 334.31 Кб (Скачать файл)

Функционирование рынка труда основано на том, что население, для того чтобы вести нормальную жизнедеятельность, вынуждено продавать свой труд за вознаграждение, которое представлено в форме оплаты труда. Здесь специфическими товаром является труд — определенная совокупность интеллектуальных, духовных, физических способностей человека, которые, в общем, представляют собой индивидуальный трудовой потенциал. С другой стороны, другая часть населения согласна оплачивать труд наемных работников. На рынке труда они являются работодателями (рис 2). Спрос на рынке труда — представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них.

 

Русинок 2. Спрос рабочей силы на рынке труда

Предложение на рынке труда — это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.

Основным показателем рынка труда является оплата труда, которая определяется в том числе исходя из совокупной стоимости благ, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Эта точка является отправной, ниже которой невозможно установление заработной платы. Конечный уровень оплаты труда определяется под воздействием множества факторов, к основным из которых относится спрос и предложение на рынке труда.

Основными факторами, под влиянием которых формируется размер оплаты труда, относятся:

  • возрастная и половая структура рынка труда. Большое влияние на рынок труда оказывает количество на нем людей различных возрастных и половых групп;
  • уровень жизни населения;
  • характер интенсивности общественного труда;
  • производительность общественного труда;
  • уровень социально-экономического развития национальной экономики;
  • уровень научно-технического развития национальной экономики;
  • географическое, природное и климатическое размещение трудовых ресурсов.

Таким образом, изменение уровня и размера оплаты труда находится в прямом взаимодействии с изменением спроса и предложения на рынке труда. Другим важным фактором, который оказывает определяющее воздействие на функционирование рынка труда, является спрос — потребность работодателя в сотрудниках, отличающихся определенной квалификационной и профессиональной характеристикой.

 

 

 

Глава 2. Государственное регулирование рынка труда

2.1. Организационно-правовые основы управления рынком труда

По Конституции РФ Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Президент Российской Федерации, определяя в соответствии с Конституцией основные направления внутренней политики государства, издает указы, которыми, в частности, регулируются общественные отношения в области социальной политики, социальной защиты граждан.

В данной сфере значительное место отводится деятельности Правительства Российской Федерации. Оно обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области социального обеспечения, поддержку наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан; принимает меры по обеспечению социальной защищенности граждан, их права на труд; совершенствует систему социального обеспечения; принимает меры по укреплении системы социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, другим категориям граждан (пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны, малоимущим и др.); разрабатывает и утверждает федеральные программы занятости населения и др.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти и в Российской Федерации» от 14 августа 2009 г. было образовано Министерство социальной защиты населения Российской Федерации (Минсоцзащиты России) [1.2]

В структуре Правительства Российской Федерации, утвержденной в марте 2009 г., Министерство социальной защиты населения не значилось. Однако было создано Министерство труда и социального развития, к которому перешли частично функции бывшего Министерства социальной защиты населения.

Министерство труда и социального развития (Минтруд России) функционировало на основе Положения, утвержденного Правительством Российской Федерации 23 апреля 2009 г.

Прежнее Министерство труда и социального развития упразднено, и его функции теперь выполняет Министерство здравоохранения и социального развития в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2010 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [1.4].

Указом Президента РФ № 314 от 09.03.2010 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была определена структура Министерства здравоохранения и социального развития РФ [1.3]. Во исполнение упомянутого указа Правительство РФ приняло ряд постановлений, которыми утверждены вопросы ведения и функции Министерства здравоохранения и социального развития РФ и входящих в него федеральных служб и агентств.

Установлено, что Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Постановление Правительства РФ №321 от 30.06.2010) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей. Осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также координацию деятельности Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС.

На основании и во исполнение действующих конституционных и федеральных законов РФ, актов Президента и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента и Правительства РФ по следующим вопросам: здравоохранение, включая организацию медицинской профилактики и медпомощи, формат деятельность; качество, эффективность и безопасность ЛС; курортное дело; санитарно-эпидемиологическое благополучие; уровень жизни и доходов населения; оплата труда; пенсионное обеспечение; социальное страхование; условия и охрана труда; социальное партнерство и трудовые отношения; занятость населения и безработица; трудовая миграция; альтернативная гражданская служба; социальная защита; демографическая политика; физическая культура и спорт; туризм; защита прав потребителей.

Федеральная служба по труду и занятости (Постановление Правительства РФ № 156 от 06.04.2010) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.[1.3]

Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Основные функции службы: контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе; деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства РФ в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях; организация альтернативной гражданской службы; организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в т.ч. содействие гражданам в поиске подходящей работы; подбор работодателям необходимых работников; бесплатная консультация, бесплатное предоставление информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения; профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан, психологическая поддержка; обеспечение социальной поддержки; направление граждан на общественные работы, а также их временное трудоустройство; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляются входящей в состав Федеральной службы по труду и занятости федеральной инспекцией труда (до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ).

В области социальной защиты населения Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации выполняет следующие задачи:

  • разработка проектов нормативных актов и программных документов по вопросам социальной защиты нетрудоспособного населения;
  • разработка и реализация федеральных и отраслевых программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми и малообеспеченных групп населения, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
  • организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации и Пенсионным фондом РФ государственного пенсионного обеспечения;
  • организация медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, протезно-ортопедической помощи населению;
  • контроль за реализацией законодательства в области социальной защиты населения и другие задачи в этой сфере.

Кроме того, Министерство разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов и реализует ее во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; осуществляет организационно-методическое руководство и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и предоставления социальных услуг и материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудных жизненных и экстремальных ситуациях, в том числе гражданам, пострадавшим в результате радиационных аварий, промышленных и экологических катастроф, вооруженных и межэтнических конфликтов и иных чрезвычайных ситуаций, беженцам, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства и занятий.

В области пенсионного обеспечения:

  • разрабатывает предложения по формированию государственной политики в сфере пенсионного обеспечения и совершенствованию федерального пенсионного законодательства;
  • осуществляет совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных пенсий;
  • организует совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации контроль за назначением и выплатой государственных пенсий, целевым расходованием средств на пенсионное обеспечение и др.;
  • участвует в разработке предложений по совершенствованию законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц;
  • организует совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации выплату пенсий гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, международными договорами (соглашениями) Российской Федерации;
  • разрабатывает предложения по совершенствованию пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда, осуществляет контроль за правильностью применения списков работ (профессий и должностей), с учетом выполнения которых пенсия устанавливается при пониженном пенсионном возрасте; содействует развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения.

Таким образом, в управлении в области труда и социального развития значительную роль играла Федеральная миграционная служба России (ФМС России). ФМС России, ее территориальные органы, подведомственные ей организации (центры размещения вынужденных переселенцев) и органы миграционной службы субъектов Федерации образовывали государственную систему управления миграционными процессами в стране. В настоящее время ФМС упразднена, а ее функции переданы МВД РФ.

2.2. Цели, задачи  и приоритетные направления государственной  политики в области регулирования  рынка труда.

Концепцией действий на рынке труда на 2010 - 2011 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2010 г. N 568-р, в качестве ключевой задачи государственной политики в области регулирования рынка труда была определена реализация мер в социально-трудовой сфере, позволяющих в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения.

Основываясь на принципе преемственности стратегической цели, государственная политика в области регулирования рынка труда в 2009 - 2010 годах была направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения.

Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются:

  • содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
  • обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;
  • обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;
  • содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Решение задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривалось обеспечить путем повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан Российской Федерации.

С этой целью предполагалось проведение модернизации механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение инновационных методов государственного регулирования в области содействия занятости населения.

Информация о работе Роль государства в регулировании рынка труда