Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 10:46, курсовая работа
Регулирование рынка труда представляет собой комплексную систему экономических, законодательных, административных, организационных мер, направленных на стимулирование роста занятости, подготовку и переподготовку работников; введение системы социального страхования безработицы; обязательное пенсионное обеспечение и на другие элементы экономической системы общества.
Введение
3
Глава 1 Рынок труда и его особенности
5
1.1 Понятие, структура и сущность рынка труда
5
1.2 Роль рынка труда
9
Глава 2 Государственное регулирование рынка труда
13
2.1 Организационно-правовые основы управления рынком труда
13
2.2 Цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в области регулирования рынка труда
18
2.3 Механизм регулирования рынка труда
20
2.4 Анализ самарского рынка купонного сервиса
24
Заключение
29
Список источников и литература
Таким образом, приоритетными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда являются: совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения; совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда; обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу; развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы; развитие кадрового потенциала; оптимизация привлечения иностранной рабочей силы; стимулирование экономической активности населения; повышение качества рабочих мест.
2.3. Механизм регулирования рынка труда
Механизм рынка труда - это совокупность социальных и экономических форм установления отношений купли продажи данных услуг и инструментов влияния на эти отношения. Основными факторами и механизмами рынка труда являются: спрос, предложение и цена услуг труда, уровень монополизации и конкуренции на этом рынке. Каждая из структур рынка услуг труда (конкуренция, монополизм) имеет особенности его механизма в отдельных странах, которые обусловлены историей становления данного рынка, структурой отраслей народного хозяйства, уровнем участия государства в регулировании экономических процессов. Спрос на услуги труда является производным от объема производства и издержек по заработной плате. Спрос на услуги труда на каждом из трех рынков имеет свои особенности. На конкурентном рынке спрос на услуги труда является более эластичным, чем спрос на монопольном рынке. [2.4]
Спрос на услуги труда на конкурентном рынке зависит от следующих факторов:
Спрос на услуги труда на конкурентном рынке находится государственным влиянием и проявляется в установлении размера заработной платы врачам, учителям, преподавателям вузов, минимальной заработной платы (в 2010г. - 720 руб. в месяц, с 1 января 2011 года 4330 руб.
Государственное регулирование оплаты труда распространяется не на отдельные предприятия, учреждения, а на всю данную отрасль. Поскольку не существует дифференциации спроса на услуги труда врачей, учителей, преподавателей и других работников бюджетной сферы, а государство является монополистом потребителем соответствующего труда, то рыночный спрос на услуги труда этих работников не ограничен размерами его оплаты. Вместе с тем врачебные, образовательные и ряд других услуг, предоставленных на бюджетной основе, дополняется платными услугами труда соответствующей профессионализации. [2.5]
В объединённый график спроса на данную группу услуг труда принимает следующую форму кривой, где эластичность спроса меняется в каждой точке кривой спроса. Параллельный оси абсцисс участок (АВ) спроса на услуги труда работников бюджетной сферы означает избыток спроса, т.е. дефицит услуг труда данных работников. Отмеченный дефицит проявляется в низком качестве услуг, а также в незаполненном штатном расписании поликлиник, больниц, в ограничении на запись к врачам, посещение специальных медицинских учреждений и т.д. На начало 2009 года уровень заполнения вакантных рабочих мест врачей по данным президента России Д.А.Медведева в среднем составляет 56%, а в учреждениях скорой помощи, где оплата труда более высокая, заполнение составляет 70% от штатного расписания. Наблюдаемый дефицит труда является отражением неценовых инструментов регулирования со стороны государства. Поэтому, в условиях недифференцированного по доходу спроса на услуги труда работников бюджетной сферы она дополняется системой льгот и привилегий закрытого образования и медицинского обслуживания. Как всегда из указанного положения имеется два выхода: первый состоит в значительном увеличении государственных расходов на бюджетную сферу, второй состоит в полном, а не дополняющем переводе образовательной сферы и медицинского обслуживания на дифференцированный от дохода способ предоставления соответствующих услуг. Другим инструментом государственного регулирования конкурентного рынка услуг труда является установление ежемесячного минимального размера оплаты труда (МРОТ). Cпрос на труд при низкой дифференциации его оплаты в бюджетной сфере (рис 3). Его соотношение с величиной прожиточного минимума может быть различным, но по преимуществу экономически зависит от производительности труда в экономике страны. Политически его величина зависит от значительного числа неэффективных рабочих мест в государственном секторе, сокращение которых неприемлемо по социально-политическим причинам.
Превышение прожиточного минимума над величиной имеет ряд отрицательных и положительных следствий на разных уровнях экономики:
Поддержание и дифференциации заработной платы на уровне, который не ведет к снижению предложения услуг труда, составляет существо соответствующей политики. В этом направлении действующая государственная программа помощи, оказываемой неполным семьям с детьми - иждивенцами сегодня такова, что стимулы к увеличению предложения труда сохраняются. Государственный механизм регулирования рынка труда. (Приложение 1)
Рынок труда в России слабо связан с рынком капитала. Все это вызывает необходимость вырабатывать соответствующую российскую политику занятости, а также стратегии и тактики механизма регулирования российского рынка труда.
В реальной экономической жизни на формирование и динамику рынка труда воздействует целый комплекс факторов (рис.4).
Современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи.
Таким образом, исследования
показывают, что активный созидательный
труд в настоящее время в той или иной
мере входит в содержание деятельности
большей части работающего населения,
прежде всего специалистов с высшим и
средним специальным образованием, административно-
2.4. Анализ самарского рынка купонного сервиса
Сильнейшим аргументом для потребителя при покупке того или иного товара является низкая цена. Предприниматели, зная это, используют различные методы привлечения клиентов: скидки, акции, подарки. В настоящее время в сети Интернет пользуются популярностью купонно-скидочные сервисы. В начале своего существования купонные сервисы были не слишком эффективны из-за неразвитой потребительской культуры совершения безналичных платежей. За короткий промежуток времени объем купонного рынка увеличился в разы, появилось множество новых игроков.
Согласно исследованию российского рынка купонных сервисов в 2012 г. средняя посещаемость крупнейших сервисов, входящих в тройку самых популярных скидочных сайтов составила более 2 миллиона человек в сутки. Среднесуточный показатель количества просмотренных страниц за январь-февраль 2012 г. составляет 3 миллиона 970 тысяч шт. Количество пользователей Интернета, использующих виртуальные купоны выросло с 23 % в прошлом году, до 27 % в марте этого года. При этом затраты россиян на покупку купонов увеличились на 191 % по сравнению с предыдущим периодом. [2.5]
На основе данных исследований можно сделать вывод, что купонные сервисы остаются востребованными на Российском рынке. Самыми популярными направлениями являются: еда и напитки, отдых и развлечения, красота и здоровье. Процент использованных купонов сильно зависит от товара. Fast food имеет самый большой процент, который составляет около 96 % использованных в офлайновых заведениях купонов. Следующие в списке супермаркеты с 94 %. Купоны на такие популярные в сети товары, как книги и музыка, используются гораздо чаще, чем другие. Самый высокий процент использования купонов для приобретения товаров онлайн принадлежит купонам на игрушки (87 %) и книги(83 %).
Однако у большинства людей отношение к купонам неоднозначное. Проведенный анализ самарского рынка купонного сервиса показывает (Рис 5), что из 121 опрошенных предпринимателей, большинство недовольны результатами проведенных акций. Распределение фирм по направлению бизнеса представлено на (рис 6).
Рисунок 5. Результат опроса самарских предпринимателей в процентном соотношении.
Рисунок 6. Распределение фирм по направлению бизнеса
Следует отметить, что из 45 опрошенных фирм, бизнес которых относится к сфере «Услуги красоты и здоровья» — 91 % недовольных. Бизнес в сфере «Путешествия и отдых» — 85 % недовольных. «Еда и напитки» — 52 %. Данные по всем сферам приведены в таблице 1.
Таблица 1. Анализ самарского рынка купонного сервиса
Сфера бизнеса |
Всего |
Довольны |
Недовольны |
Неоднозначно |
еда и напитки |
38 |
48 % |
52 % |
— |
услуги красоты и здоровья |
45 |
9 % |
91 % |
— |
развлечения |
15 |
26 % |
— |
74 % |
товары онлайн |
11 |
100 % |
— |
— |
путешествия и отдых |
7 |
15 % |
85 % |
— |
прочие услуги |
5 |
20 % |
__ |
80 % |
Из приведенной таблицы видно, что наилучшее отношение к купонному сервису у бизнесов, продвигающих товары онлайн. Предприниматели, предоставляющие услуги, например, рестораны, салоны красоты, массажные салоны, фитнес центры, медицинские центры, туристические базы, по большей части не довольны купонными сервисами. Связано это с большим наплывом неплатежеспособных клиентов, которые чаще всего не пользуются повторно услугами бизнеса. Многие предприниматели из-за негативных отзывов не хотят связываться с этими компаниями. [2.5]
Главная причина, по которой стоит ориентироваться на купонные сервисы — это создание большого потока новых покупателей. Удержать максимальное количество клиентов, которые придут по купонной акции возможно только выстраиванием новых отношений с ними.
Для этого необходимо:
Очевидно, что с помощью купонного сервиса возможно создавать поток клиентов.
Предприниматели (особенно это касается сферы услуг) не рассчитавшие поток новых клиентов, составляют плотное расписание. Работники уставшие, оказывают некачественно услуги. В этом причина недовольства клиентов. Некоторые недальновидные предприниматели считают, что раз услуга с большой скидкой, то эту услугу может предоставлять неквалифицированный работник или новичок, тем самым раз и навсегда оставляют неблагоприятное впечатление у новых клиентов. Если предприниматель выбирает бизнес-стратегию развития своего дело через купонные сервисы, ему необходимо качественно подготовиться к этой.
Таким образом, купонная площадка сервис неоднозначный и не может применяться повсеместно. Достоинства: возможность раскрутить бренд, бесплатная реклама в интернете, создание потока клиентов. Однако множество недостатков делают этот сервис невозможным для использования для большого числа бизнесов. Но если стоит глобальная цель создать поток клиентов, и предприниматель сможет справиться с ним, то можно рассмотреть возможность использования скидочных сайтов.
Заключение.
Государственное регулирование рынка труда, опираясь на мировой опыт формирования общественных институтов и институциональных структур, одновременно должна учитывать специфику российских условий, определяющих ее выбор и приоритетные направления. Непременной исходной позицией государства при регулировании процессов на рынке труда всегда является задача обеспечения продуктивной занятости, как правило, обусловливающей экономический рост, вследствие которого расширяется спрос, в том числе и на рабочую силу. Этому должна быть подчинена деятельность государства по линии прогнозирования перспектив развития и обеспечения задач экономического роста; повышения занятости населения; подготовки целевых программ по созданию и расширению рабочих мест; выработки нормативно-правовых основ обеспечения занятости; социальной поддержки безработных; профессиональной подготовки и переподготовки кадров; увязки потребностей рынка труда с рынком учебных услуг в части количества и качества специалистов по их профессиональной структуре; создания институциональных структур, обеспечивающих решение текущих задач в сфере занятости и материальной поддержки безработных; выработки согласованных механизмов по регулированию занятости на действующих производствах и предотвращения массовой безработицы на основе коллективно-договорных и согласительных механизмов.
Информация о работе Роль государства в регулировании рынка труда