Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 10:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение места и роли государства в регулировании рыночной экономики, анализ экономических механизмов государственного регулирования экономики, а также исследование регулирования экономики РФ и оценка ее эффективности.
В соответствии с целью решим следующие задачи:
- рассмотрение теоретических аспектов государственного регулирования экономики;
- изучение функций государства в рыночной экономике;
- рассмотрение бюджетной политики;
- исследование государственного регулирования экономики РФ;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕСТА И РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 4
1.1 Причины вмешательства государства в рыночную экономику 4
1.2 Необходимость и роль государственного регулирования экономики 7
1.3 Место и функции государства в рыночной экономике 12
1.4 Границы вмешательства государства в рыночную экономику 14
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 17
2.1 Стратегия бюджетной политики и бюджетного регулирования 17
2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011 - 2013 годы и дальнейшую перспективу 19
2.3 Федеральный бюджет за январь-апрель 2012 года 22
2.4 Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов 23
2.5 Основные подходы к формированию расходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы 25
2.5.1 Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере образования 29
2.5.2 Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере здравоохранения 30
2.5.3 Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере физической культуры и спорта 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕСТА И РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 4
1.1 Причины вмешательства
государства в рыночную
1.2 Необходимость и роль государственного регулирования экономики 7
1.3 Место и функции государства в рыночной экономике 12
1.4 Границы вмешательства государства в рыночную экономику 14
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 17
2.1 Стратегия бюджетной политики и бюджетного регулирования 17
2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011 - 2013 годы и дальнейшую перспективу 19
2.3 Федеральный бюджет за январь-апрель 2012 года 22
2.4 Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов 23
2.5 Основные подходы к формированию расходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы 25
2.5.1 Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере образования 29
2.5.2 Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере здравоохранения 30
2.5.3 Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере физической культуры и спорта 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
ВВЕДЕНИЕ
Регулирование экономики осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в развитых странах. Не может быть создана эффективная рыночная экономика без активной регулирующей роли государства.
Переосмысление роли государства к экономике — явление, характерное не только для России. Оно касается и экономических систем, находящихся на разных ступенях рыночных трансформаций, а также и устойчивых, благополучных стран. Фундаментальный материал для размышлений и оценок на эту тему дает Отчет о мировом развитии, подготовленный сотрудниками Всемирного банка.
В настоящее время пришло полное понимание того, по существу неоспоримого факта, что рыночный механизм развития экономики не может справиться с множащимися проблемами свободной рыночной системы и что государственное регулирование вовсе не ограничивает свободу этого рынка, а ограничивает его анархию и стихию. Возник своеобразный симбиоз рыночной системы и государства на основе признания факта, что рынок, как и любая хозяйственная система, далеко не идеальный механизм. Весьма остроумно эту мысль высказал У. Черчилль: “Свободная экономика – это плохая, несовершенная экономика. Но все остальные системы еще хуже”[1, c.26].
Тематика курсовой работы – актуальна, поскольку проблема места и роли государства, а также государственного вмешательства в экономику является основной для любой страны, независимо от того, рыночная ли это экономика, или же распределительная. Государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
Объект исследования – особенности регулирования рыночной экономики в Российской Федерации.
Предмет исследования – методы и инструменты регулирования рыночной экономики государством.
Цель курсовой работы – изучение места и роли государства в регулировании рыночной экономики, анализ экономических механизмов государственного регулирования экономики, а также исследование регулирования экономики РФ и оценка ее эффективности.
В соответствии с целью решим следующие задачи:
- рассмотрение теоретических
аспектов государственного
- изучение функций государства в рыночной экономике;
- рассмотрение бюджетной политики;
- исследование государственного регулирования экономики РФ;
- рассмотреть основные подходы к формированию расходов бюджета.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕСТА И РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Причины вмешательства государства в рыночную экономику
Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и есть одно из определений рынка.
«Рыночная экономика» означает качественный скачок в экономической истории человечества. Ведь это – «рынок покупателя», в котором производитель утрачивает диктаторский статус. Если мы осознаем всю значимость перехода приоритета к потребителю, (то есть, от продавца к покупателю), то нам станет, ясна и необходимость характеристики новой ступени экономической истории общества только как «рыночной» экономики. Сам по себе производитель (продавец) – это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя.
Избавляя общество от дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная организация вместе с тем демонстрирует явную неспособность решать другие, может быть, не менее важные социально-экономические проблемы. К первой, прежде всего, относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т. п. Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми поровну пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь малым коллективом коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на «общественные товары» не может происходить на рыночной основе[1, c. 65].
Вторая проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми «внешними эффектами». Суть их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов (например, ирригационных работ, инициатором которых выступил один производитель, а положительными результатами пользуются многие).
Ликвидация негативных внешних эффектов возможна и путём прямого администрирования, т.е. запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии.
Всё это даёт возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах[2, c. 17].
Наконец, третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь ввиду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Выше уже говорилось о мобильности всех видов ресурсов, включая трудовые, как об одной из существенных черт рыночной экономики. Такая мобильность предполагает периодическое возникновение, прирост или сокращение разных видов безработицы: «технологической» (из-за свёртывания устаревших производств), «структурной» (из-за перестройки структуры экономики), «региональной» (из-за неравномерности развития разных регионов), «скрытой» (из-за разорения части фермеров).
Роль государства в этой сфере отношений сводится вовсе не к тому, чтобы любой ценой обеспечить «полную занятость». Это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в другом – в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью трансфертов (социальных выплат) людям, не по своей воле утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п.
Существуют и требуют государственного вмешательства и иные проблемы, которые рынок также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, несулящие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом, и многое другое.
Итак, с одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный способ хозяйственной организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии социально-приоритетными ценностями.
Неслучайно неотъемлемым свойством рыночной системы является её многосекторность, т.е. разнообразие форм собственности и хозяйственной деятельности. Удельный вес каждой формы определяется только рыночной эффективностью и неодинаков в разных странах[1, c. 70].
Для развитых стран наиболее типична акционерная (корпоративная) форма собственности. Она преобладает в крупных производствах с большими массами применяемых средств производства и капитала. В сфере же малого и среднего бизнеса доминирует частная, или индивидуальная, форма собственности. Кроме названных двух основных форм в большинстве рыночных стран успешно функционирует кооперативная (коллективная) форма собственности. Как правило, это производственные кооперативы или небольшие предприятия, выкупленные коллективом в свою собственность. Очень важную роль во многих отраслях играет и государственная форма собственности. Госсектор обычно охватывает малодоходные отрасли производства (энергетика, часть транспорта, почта и т.п.). И социальную инфраструктуру (просвещение, наука, здравоохранение, социальное обеспечение). Госсектор выполняет две взаимосвязанные функции: служит источником независимого от негосударственного сектора источника доходов бюджета и выступает регулятором самых разнообразных рыночных процессов (от смягчения проблем занятости до поддержания конкуренции в прибыльных сферах экономики).
1.2 Необходимость и роль государственного регулирования экономики
Государство как субъект экономических отношений — это совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности[1, c.28]
Далеко за рамки нашей темы выходит вопрос о том, почему и как государство получило возможность определять условия экономической деятельности. Этот фундаментальный вопрос изучается философией, политологией, правом, историей и экономической теорией. Здесь обратим внимание на следующие обстоятельства.
Во-первых, установленные государством условия носят обязательный характер для экономических агентов. Хотя в праве, как известно, существуют не только императивные (обязательные), но и диспозитивные нормы, допускающие выбор, — последние лишь расширяют поле возможностей для экономических агентов, но не устраняют ограничения для этого более широкого поля возможностей.
Во-вторых, государство не только определяет условия экономической деятельности, но и защищает их. В современной рыночной экономике государство предоставляет такую защиту через суд. Если один из экономических партнеров нарушает контракт, то другой партнер должен иметь возможность обратиться к государству за защитой.
Информация о работе Роль государства в регулировании рыночной экономики