Роль государства в регулировании рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение места и роли государства в регулировании рыночной экономики, анализ экономических механизмов государственного регулирования экономики, а также исследование регулирования экономики РФ и оценка ее эффективности.
В соответствии с целью решим следующие задачи:
- рассмотрение теоретических аспектов государственного регулирования экономики;
- изучение функций государства в рыночной экономике;
- рассмотрение бюджетной политики;
- исследование государственного регулирования экономики РФ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕСТА И РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 4
1.1 Причины вмешательства государства в рыночную экономику 4
1.2 Необходимость и роль государственного регулирования экономики 7
1.3 Место и функции государства в рыночной экономике 12
1.4 Границы вмешательства государства в рыночную экономику 14
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 17
2.1 Стратегия бюджетной политики и бюджетного регулирования 17
2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011 - 2013 годы и дальнейшую перспективу 19
2.3 Федеральный бюджет за январь-апрель 2012 года 22
2.4 Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов 23
2.5 Основные подходы к формированию расходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы 25
2.5.1 Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере образования 29
2.5.2 Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере здравоохранения 30
2.5.3 Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере физической культуры и спорта 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

Файлы: 1 файл

Курсовой.docx

— 468.28 Кб (Скачать файл)

Однако предусмотренные объемы бюджетных ассигнований должны позволить обеспечить выполнение государственного задания на предоставление услуг в сфере образования с учетом принимаемых Российской Федерацией обязательств в рамках реализации вышеназванных указов Президента Российской Федерации.

Бюджетные ассигнования на повышение оплаты труда профессорско-преподавательского состава федеральных вузов предусмотрены Минобрнауки России в 2013 году в сумме 11,6 млрд. рублей, в 2014 году - 19,4 млрд. рублей, в 2015 году - 32,1 млрд. рублей с последующим их перераспределением между федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении образовательные учреждения высшего профессионального образования и федеральными образовательными учреждениями высшего профессионального образования - главными распорядителями средств федерального бюджета.

В 2013 году будет продолжена реализация мероприятий по совершенствованию стипендиального обеспечения учащейся молодежи, в рамках которых предусмотрено повышение среднего размера стипендии для нуждающихся студентов 1 и 2 курсов федеральных вузов, обучающихся по очной форме обучения в рамках государственного задания по программам бакалавриата и программам специалитета и имеющим оценки успеваемости по итогам сданной экзаменационной сессии "хорошо" и "отлично", до 5 тысяч рублей в месяц с последующим ее увеличением.

Дополнительные бюджетные ассигнования на эти цели в сумме 7,1 млрд. рублей в 2013 году, 7,5 млрд. рублей в 2014 году и 7,9 млрд. рублей в 2015 году также предусмотрены Минобрнауки России и будут перераспределяться в установленном порядке между федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении образовательные учреждения высшего профессионального образования, и федеральными образовательными учреждениями высшего профессионального образования - главными распорядителями средств федерального бюджета.[13, c. 10]

Всего объем стипендиального фонда составит 61,3 млрд. рублей в 2013 году, 64,6 млрд. рублей - в 2014 году и 67,8 млрд. рублей - в 2015 году.

На реализацию направлений и мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", одобренных Советом при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики на период до 2013 года, предусмотрено 37,2 млрд. рублей. расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на образование имеют положительную динамику, что соответствует положениям Бюджетного послания и показаны в таблице 2.

Таблица 2

Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере образования

2.5.2 Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере здравоохранения

С 2013 года финансовое обеспечение мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также по осуществлению денежных выплат медицинским работникам первичного звена будет осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.

С 2015 года в составе расходов федерального бюджета на здравоохранение не предусматриваются расходы на осуществление ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам федеральных государственных учреждений, осуществляемых в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, имеющим ограниченный срок действия[13, c. 9].

С 2015 года планируется осуществить переход от принципа софинансирования из федерального бюджета расходных полномочий субъектов Российской Федерации по обеспечению высокотехнологичных видов медицинской помощи, совершенствованию медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, мероприятий по пренатальной (дородовой) диагностике, закупке оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга, мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, к финансовому обеспечению указанных мероприятий за счет средств обязательного медицинского страхования. Расходы бюджетов показаны в таблице 3.

В 2013 - 2015 годах продолжится реализация отдельных мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье".

Таблица 3

Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере здравоохранения

2.5.3 Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере физической культуры и спорта

Приоритетными направлениями бюджетной политики в сфере физической культуры и спорта на 2013 - 2015 годы на федеральном уровне являются:

- подготовка, организация  и проведение крупных международных  спортивных соревнований, всероссийских  физкультурных и спортивных мероприятий (в том числе XXII Олимпийские и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи, всероссийские  и международные спортивные соревнования, предусмотренные Программой тестовых  мероприятий на олимпийских объектах  в г. Сочи в 2011 - 2014 годах, XXVII Всемирная  летняя Универсиада 2013 года в  г. Казани, а также чемпионат мира  по футболу в 2018 году в Российской  Федерации);

- организация подготовки  спортсменов - членов спортивных  сборных команд Российской Федерации, содействие развитию видов спорта, в том числе поддержка тренеров  и специалистов спортивных сборных  команд Российской Федерации, организация  работы с общероссийскими спортивными  федерациями и спортивными организациями;

- развитие инфраструктуры  спорта высших достижений, включая  строительство и реконструкцию  спортивных сооружений и центров  для подготовки спортсменов сборных  команд Российской Федерации, содействие  развитию инфраструктуры массового  спорта;

- модернизация системы  подготовки спортивного резерва;

- популяризация здорового  образа жизни, в том числе занятий  физической культурой и спортом.

В 2013 и 2014 годах будет завершена реализация особо значимых мероприятий по подготовке и проведению Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани, а также XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. В целях создания условий для успешного выступления спортсменов сборных команд Российской Федерации на указанных играх расходы федерального бюджета будут направлены в 2013 году на финансовое обеспечение деятельности АНО "Оргкомитет "Сочи 2014", централизованную подготовку спортсменов-кандидатов на участие в олимпийских играх, проведение тестовых соревнований на олимпийских объектах.

В 2015 году прекращаются расходные обязательства ограниченного срока действия по единовременным денежным поощрениям лауреатов национальных номинаций в области физической культуры и спорта и предоставлению субсидий спортивным федерациям[13, c.11].

В 2013 - 2015 годах будет продолжена работа по повышению эффективности системы финансового обеспечения длящихся расходных обязательств в сфере физической культуры и спорта. Так, формирование объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" в предстоящие 3 года должно быть обеспечено исходя из необходимости безусловного завершения предусмотренных программой мероприятий без увеличения расходов федерального бюджета на их осуществление. Расходы бюджетов показаны в таблице 4.

Таблица 4

Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере физической культуры и спорта

 

 

 
 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе были рассмотрены основные задачи и цели государственного регулирования рыночной экономики, а также методы и инструменты, направленные на их осуществление. Были проанализированы экономические механизмы государственного регулирования экономики, а также произведено исследование регулирования экономики РФ и оценка ее эффективности.

Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод о том, что в вопросе государственного регулирования экономики необходимо обсуждать степень государственного вмешательства и его методы. Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.

Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики. Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1 Государственное регулирование  рыночной экономики. Учебник для  вузов / Под. общ. ред. В. Н. Кушлина, Н. А. Волгина. – М.: «Экономика», 2006. –  С. 28

2 Потапова И.С. История  экономических учений: учебное пособие. 2-е изд., стереотипное – М.: МГИУ, 2008. – С. 19

3 Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микро-экономика, макроэкономика, переходная  экономика: Учебное пособие / Под  ред. Сидоровича В.А. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство "Дис", 2006. – С. 26

4 Экономика. Учебник / Под  ред. А.И. Архипова, А.И. Нестеренко, А.К. Большакова – М.: «Проспект», 2007. – С. 39

5 Самуэльсон П. Рыночная  экономика: учебник. – дораб. и доп. - В 5 т. – М.: Соминтек, 2007. - Т. 1, С. 31

6 Баликоев В.З. Общая экономическая  теория. – Москва: «Издательство  ПРИОР», 2008. - С. 371

7 Введение в рыночную  экономику: Учеб. пособие для экон. спец. Вузов / Под ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н. – М.: Высшая школа, 2008. – С. 76.

8 Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: «Проспект», 2009 . – С.194

9  Андрианов В.Д. Государственное  регулирование и механизмы регуляции  в рыночной экономике // Вопросы  экономики. – 2008. - № 11. – 42

10 Ходов Л.Г. Государственное  регулирование национальной экономики: учебник. М.: Экономистъ, 2007. – С. 31

11 Райзберг Б.А. Рыночная  экономика: Учеб. пособие. 4-е изд., доп. и испр. М.: Норма-пресс, 2005. - С. 220

12 Россия: дефицит бюджета [http://forexaw.com/136544]

13 Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 133448/]: © КонсультантПлюс

 

 


Информация о работе Роль государства в регулировании рыночной экономики