Роль государства в регулировании рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение места и роли государства в регулировании рыночной экономики, анализ экономических механизмов государственного регулирования экономики, а также исследование регулирования экономики РФ и оценка ее эффективности.
В соответствии с целью решим следующие задачи:
- рассмотрение теоретических аспектов государственного регулирования экономики;
- изучение функций государства в рыночной экономике;
- рассмотрение бюджетной политики;
- исследование государственного регулирования экономики РФ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕСТА И РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 4
1.1 Причины вмешательства государства в рыночную экономику 4
1.2 Необходимость и роль государственного регулирования экономики 7
1.3 Место и функции государства в рыночной экономике 12
1.4 Границы вмешательства государства в рыночную экономику 14
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 17
2.1 Стратегия бюджетной политики и бюджетного регулирования 17
2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011 - 2013 годы и дальнейшую перспективу 19
2.3 Федеральный бюджет за январь-апрель 2012 года 22
2.4 Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов 23
2.5 Основные подходы к формированию расходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы 25
2.5.1 Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере образования 29
2.5.2 Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере здравоохранения 30
2.5.3 Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере физической культуры и спорта 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

Файлы: 1 файл

Курсовой.docx

— 468.28 Кб (Скачать файл)

При этом в апреле 2012г. Федеральный бюджет РФ был исполнен с профицитом в размере 9,8 млрд руб., или 0,2% ВВП. В соответствии с пересмотренной оценкой министерства, в I квартале 2012г. Дефицит бюджета составил 70,1 млрд руб., или 0,5%ВВП.

Доходы федерального бюджета за первые четыре месяца текущего года составили 4,06 трлн руб., или 34,5% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденномузаконом "О федеральном бюджете на 2012г. и на плановый период 2013г. и 2014г.". Первичный профицит федерального бюджета за отчетный период составил 58,74 млрд руб., или 0,3% ВВП.

Больше всего в федеральный бюджет за 4 месяца перечислила Федеральная таможенная служба – 1,9 трлн руб. (32,1% к прогнозу), налоговая служба - 1,7 трлн руб. (35,9% к прогнозным показателям). Доходы бюджета без учета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ составили 281,3 млрд руб. (49,2% к прогнозу).

Отметим, согласно бюджету на 2012г. и плановый период 2013-2014гг., дефицит бюджета в текущем году составит 1,5% ВВП, в 2013г. - 1,6% ВВП, в 2014г. - 0,7% ВВП. В абсолютном выражении в 2012г. Дефицит бюджета запланирован в размере 876,6 млрд руб., в 2013г. – 1,2 трлн руб., в 2014г. - 491,1 млрд руб. Планируется, что дефицит федерального бюджета будет покрываться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.

Однако в конце апреля 2012г. Мин фин понизил прогноз по дефициту бюджета с 1,5% до 0,1% ВВП в 2012г. Об этом говорится в поправках к федеральному закону "О федеральном бюджете на 2012г. и на плановый период 2013 и 2014гг.", опубликованных Минфином. Согласно поправкам, в абсолютном выражении дефицит федерального бюджета в 2012г. составит 68,144 млрд руб. против заложенных в закон о бюджете 876,6 млрд руб.

До этого 22 апреля 2012г. глава министерства финансов А.Силуанов сообщил, что ведомство прогнозирует дефицит бюджета в 2012г. на уровне 0,3% ВВП. При этом он не исключил, что при сохранении высоких цен на нефть бюджет Российской Федерации в 2012г. может быть и бездефицитным.

Министр также пояснил, что дополнительные доходы могут быть получены в этом году от нефтегазовой отрасли, а также за счет перераспределения средств внутри бюджета. При этом он подчеркнул, что все нефтегазовые доходы пойдут либо в Резервный фонд, либо на сокращение объемов внутренних заимствований, а не на раздувание расходов.[12]

Напомним, в апреле 2012г. Президент Владимир Путин сообщал, что Россия должна выйти на бездефицитный бюджет к 2015г., поскольку даже небольшой дефицит для Российской Федерации с учетом зависимости от мировой конъюнктуры - это риск, который необходимо минимизировать.

 

2.4 Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов

В основу бюджетной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах.[13, c.1]

Основными целями бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу являются:

- укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости;

- разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года;

- определение параметров развития пенсионной системы;

- обеспечение условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014 - 2016 годы в программном формате;

- создание условий для оказания качественных государственных услуг;

- разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений;

- совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации;

- обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.

Основные социальные приоритеты бюджетной политики в 2013 - 2015 годах:

- безусловное исполнение  законодательно установленных обязательств  по выплате социальных пособий  и компенсаций в сфере социальной  защиты населения (с учетом изменений  законодательства РФ, направленных  на повышение адресности предоставления  социальной помощи, применение принципа  оценки нуждаемости при установлении  мер социальной поддержки);

- обеспечение сбалансированности  бюджета Пенсионного фонда РФ  и дальнейшего развития пенсионной  системы;

- обеспечение обязательств  в сфере образования, здравоохранения, культуры с учетом определения  объема гарантированных государственных (муниципальных) услуг в данных  сферах и формирования единых  нормативных затрат на их оказание, а также вступления в силу  положений Федерального закона "Об  обязательном медицинском страховании  в Российской Федерации";

- обеспечение реализации  первоочередных задач социальной  сферы, поставленных в указах  Президента РФ "О мероприятиях  по реализации государственной  социальной политики", "О мерах  по реализации государственной  политики в области образования  и науки", "О совершенствовании  государственной политики в сфере  здравоохранения", "О мерах  по реализации демографической  политики".

Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере социальной политики составит в 2013 году 3 901,4 млрд. рублей, 4 008,5 млрд. рублей в 2014 году и 4 197,0 млрд. рублей в 2015 году.

Дефицит федерального бюджета в 2012 году ожидается на уровне 0,1% ВВП (68,1 млрд. рублей). В 2013 - 2015 годах дефицит федерального бюджета проектируется в объеме: 1,5% ВВП (991,9 млрд. рублей) в 2013 году, 0,6% ВВП (459,7 млрд. рублей) в 2014 году и 0,1% ВВП (92,2 млрд. рублей) в 2015 году. При относительно небольшом дефиците федерального бюджета объем ненефтегазового дефицита сохранится на достаточно высоком уровне (в 2013 г. - 10,1% ВВП, в 2014 г. - 8,9% ВВП, в 2015 г. - 8,6% ВВП), что свидетельствует о сохранении зависимости российской экономики от цен на энергоресурсы на мировом рынке.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2013 - 2015 годах будут выступать государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.

На 2013 - 2015 годы государственные заимствования запланированы в объеме, превышающем дефицит федерального бюджета. Это позволит воздержаться от траты Резервного фонда и пополнить его за счет части нефтегазовых доходов.

 

2.5 Основные подходы к формированию расходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы

Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы осуществляется исходя из следующих основных подходов:

1) определение "базовых" объемов бюджетных ассигнований  на 2013 - 2014 годы на основе утвержденных  Федеральным законом "О федеральном  бюджете на 2012 год и на плановый  период 2013 и 2014 годов", ограниченных  с учетом бюджетных правил;

2) определение "базового" объема бюджетных ассигнований  на 2015 год, исходя из необходимости  финансового обеспечения длящихся  расходных обязательств;

3) уточнение базовых объемов  бюджетных ассигнований на 2013 - 2015 годы с учетом:

- индексации оплаты труда  работников федеральных государственных  учреждений, денежного содержания (заработной  платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских  служащих с 1 октября 2013 года на 5,5 процента;

- индексации стипендиального  фонда для студентов федеральных  образовательных учреждений профессионального  образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов с 1 сентября 2013 года на 5,5%, с 1 сентября 2014 года - на 5%, с 1 сентября 2015 года - на 5 процентов;

- индексации по уровню  инфляции публичных нормативных  и приравненных к ним обязательств  в 2015 году на 5% (в предыдущем бюджетном  цикле предусмотрена индексация  в 2013 году на 5,5%, в 2014 году - на 5 процентов);

- индексации с 1 января 2015 года на 5% расходов на оплату  услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного  и вещевого обеспечения военнослужащих  и приравненных к ним лиц, горюче-смазочных  материалов, относящихся к обеспечению  выполнения функций (содержание) федеральных  государственных органов и обеспечению  деятельности федеральных государственных  учреждений (в предыдущем бюджетном  цикле предусмотрена индексация  в 2013 году на 5,5%, в 2014 году - на 5 процентов);

- индексации объема дотации  бюджетам субъектов Российской  Федерации на выравнивание бюджетной  обеспеченности с 1 января 2013 года  на 5,5 процентов;

- индексации объема субвенции  бюджетам субъектов Российской  Федерации на оплату услуг  ЖКХ отдельным категориям граждан  с 1 января 2015 года на 5% (в предыдущем  бюджетном цикле при расчете  объема указанной субвенции учтены  размеры инфляции в 2013 году - 5,5%, в 2014 году - 5 процентов);

- дополнительных бюджетных  ассигнований в 2013 - 2015 годах на  реализацию положений Указов  Президента Российской Федерации  от 7 мая 2012 года;

- уточнения объема принятых  обязательств с учетом прекращающихся  расходных обязательств ограниченного  срока действия и изменения  контингента получателей;

4) учет предложений по  оптимизации расходных обязательств, в том числе:

- комплекс мер, направленных  на сбалансированность пенсионной  системы;

- сокращение расходов  на национальную оборону и  правоохранительную деятельность (включая  сокращение штатной численности  военнослужащих и сотрудников  правоохранительных органов);

- сокращение на 5% расходов  на закупку товаров, работ и  услуг для государственных нужд (за исключением расходов органов  федеральной судебной системы);

- внедрение адресной и  эффективной социальной помощи;

- отмена субсидирования  отдельных полномочий субъектов  Российской Федерации;

- сокращение бюджетных  ассигнований на компенсацию  потерь в доходах организаций  железнодорожного транспорта.

Для реализации этих предложений требовалось разработать и до 1 января 2013 года внести соответствующие изменения в законодательные и иные нормативные правовые акты, в том числе:

  • Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";
  • Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах";
  • Федеральный закон от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
  • Указ Президента Российской Федерации от 01.01.2008 N 1 "О штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации";
  • Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 252 "О предельной штатной численности органов внутренних дел" и др.

Таким образом, с 2013 года должны были быть начаты системные структурные реформы отраслей социальной сферы и государственного управления, направленные на обеспечение сбалансированности федерального бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов в соответствии с приоритетами государственной политики[13, c.6].

Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов, сформированных с учетом вышеперечисленных подходов, характеризуется данными приведенными в таблице 1

 

Таблица 1

Динамика расходов федерального бюджета по разделам

классификации расходов, млрд.рублей

 

 

 

2.5.1 Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере образования

Формирование расходов проекта федерального бюджета на 2013 - 2015 годы по разделу "Образование" осуществлялось с учетом необходимости продолжения реализации программ модернизации образования.

Дальнейшее развитие этого направления и его конкретизация в части бюджетной политики в сфере образования определены указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", которыми предусмотрено продолжение решения вопроса поэтапного повышения оплаты труда педагогического персонала образовательных учреждений, а также совершенствования стипендиального обеспечения учащейся молодежи, осуществления мероприятий по увеличению охвата детей дополнительным образованием и обеспечению 100% доступности дошкольного образования.

В рамках законодательно установленного разграничения полномочий между уровнями власти в Российской Федерации реализация указанных мероприятий будет осуществляться за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В проекте федерального бюджета расходы по разделу "Образование" предусмотрены с некоторым уменьшением против соответствующих расходов 2012 года в сумме 597,4 млрд. рублей в 2013 году, 544,3 млрд. рублей - в 2014 году, 573,0 млрд. рублей - в 2015 году.

Основными факторами, повлиявшими на указанное снижение, являются завершение ряда проектов, реализуемых в сфере образования, или их обеспечение в меньших объемах в соответствии с планом.

Так, в 2013 году завершается реализация мероприятий по государственной поддержке развития кооперации российских образовательных учреждений высшего профессионального образования в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года N 218, по поддержке программ развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года N 219; по дистанционному образованию детей-инвалидов; по проведению противоаварийных мероприятий в общеобразовательных учреждениях; сокращению в 2013 году и завершению в 2014 году проекта по модернизации региональных систем общего образования.

Информация о работе Роль государства в регулировании рыночной экономики