Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 10:08, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение места и роли государства в регулировании рыночной экономики, анализ экономических механизмов государственного регулирования экономики, а также исследование регулирования экономики РФ и оценка ее эффективности.
В соответствии с целью решим следующие задачи:
- рассмотрение теоретических аспектов государственного регулирования экономики;
- изучение функций государства в рыночной экономике;
- рассмотрение бюджетной политики;
- исследование государственного регулирования экономики РФ;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕСТА И РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 4
1.1 Причины вмешательства государства в рыночную экономику 4
1.2 Необходимость и роль государственного регулирования экономики 7
1.3 Место и функции государства в рыночной экономике 12
1.4 Границы вмешательства государства в рыночную экономику 14
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 17
2.1 Стратегия бюджетной политики и бюджетного регулирования 17
2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011 - 2013 годы и дальнейшую перспективу 19
2.3 Федеральный бюджет за январь-апрель 2012 года 22
2.4 Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов 23
2.5 Основные подходы к формированию расходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы 25
2.5.1 Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере образования 29
2.5.2 Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере здравоохранения 30
2.5.3 Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере физической культуры и спорта 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
При этом в апреле 2012г. Федеральный бюджет РФ был исполнен с профицитом в размере 9,8 млрд руб., или 0,2% ВВП. В соответствии с пересмотренной оценкой министерства, в I квартале 2012г. Дефицит бюджета составил 70,1 млрд руб., или 0,5%ВВП.
Доходы федерального бюджета за первые четыре месяца текущего года составили 4,06 трлн руб., или 34,5% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденномузаконом "О федеральном бюджете на 2012г. и на плановый период 2013г. и 2014г.". Первичный профицит федерального бюджета за отчетный период составил 58,74 млрд руб., или 0,3% ВВП.
Больше всего в федеральный бюджет за 4 месяца перечислила Федеральная таможенная служба – 1,9 трлн руб. (32,1% к прогнозу), налоговая служба - 1,7 трлн руб. (35,9% к прогнозным показателям). Доходы бюджета без учета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ составили 281,3 млрд руб. (49,2% к прогнозу).
Отметим, согласно бюджету на 2012г. и плановый период 2013-2014гг., дефицит бюджета в текущем году составит 1,5% ВВП, в 2013г. - 1,6% ВВП, в 2014г. - 0,7% ВВП. В абсолютном выражении в 2012г. Дефицит бюджета запланирован в размере 876,6 млрд руб., в 2013г. – 1,2 трлн руб., в 2014г. - 491,1 млрд руб. Планируется, что дефицит федерального бюджета будет покрываться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.
Однако в конце апреля 2012г. Мин фин понизил прогноз по дефициту бюджета с 1,5% до 0,1% ВВП в 2012г. Об этом говорится в поправках к федеральному закону "О федеральном бюджете на 2012г. и на плановый период 2013 и 2014гг.", опубликованных Минфином. Согласно поправкам, в абсолютном выражении дефицит федерального бюджета в 2012г. составит 68,144 млрд руб. против заложенных в закон о бюджете 876,6 млрд руб.
До этого 22 апреля 2012г. глава министерства финансов А.Силуанов сообщил, что ведомство прогнозирует дефицит бюджета в 2012г. на уровне 0,3% ВВП. При этом он не исключил, что при сохранении высоких цен на нефть бюджет Российской Федерации в 2012г. может быть и бездефицитным.
Министр также пояснил, что дополнительные доходы могут быть получены в этом году от нефтегазовой отрасли, а также за счет перераспределения средств внутри бюджета. При этом он подчеркнул, что все нефтегазовые доходы пойдут либо в Резервный фонд, либо на сокращение объемов внутренних заимствований, а не на раздувание расходов.[12]
Напомним, в апреле 2012г. Президент Владимир Путин сообщал, что Россия должна выйти на бездефицитный бюджет к 2015г., поскольку даже небольшой дефицит для Российской Федерации с учетом зависимости от мировой конъюнктуры - это риск, который необходимо минимизировать.
2.4 Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов
В основу бюджетной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах.[13, c.1]
Основными целями бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу являются:
- укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости;
- разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года;
- определение параметров развития пенсионной системы;
- обеспечение условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014 - 2016 годы в программном формате;
- создание условий для оказания качественных государственных услуг;
- разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений;
- совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации;
- обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.
Основные социальные приоритеты бюджетной политики в 2013 - 2015 годах:
- безусловное исполнение
законодательно установленных
- обеспечение
- обеспечение обязательств
в сфере образования, здравоохранения,
культуры с учетом определения
объема гарантированных
- обеспечение реализации
первоочередных задач
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере социальной политики составит в 2013 году 3 901,4 млрд. рублей, 4 008,5 млрд. рублей в 2014 году и 4 197,0 млрд. рублей в 2015 году.
Дефицит федерального бюджета в 2012 году ожидается на уровне 0,1% ВВП (68,1 млрд. рублей). В 2013 - 2015 годах дефицит федерального бюджета проектируется в объеме: 1,5% ВВП (991,9 млрд. рублей) в 2013 году, 0,6% ВВП (459,7 млрд. рублей) в 2014 году и 0,1% ВВП (92,2 млрд. рублей) в 2015 году. При относительно небольшом дефиците федерального бюджета объем ненефтегазового дефицита сохранится на достаточно высоком уровне (в 2013 г. - 10,1% ВВП, в 2014 г. - 8,9% ВВП, в 2015 г. - 8,6% ВВП), что свидетельствует о сохранении зависимости российской экономики от цен на энергоресурсы на мировом рынке.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2013 - 2015 годах будут выступать государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.
На 2013 - 2015 годы государственные заимствования запланированы в объеме, превышающем дефицит федерального бюджета. Это позволит воздержаться от траты Резервного фонда и пополнить его за счет части нефтегазовых доходов.
2.5 Основные подходы к формированию расходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы
Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы осуществляется исходя из следующих основных подходов:
1) определение "базовых"
объемов бюджетных
2) определение "базового"
объема бюджетных ассигнований
на 2015 год, исходя из необходимости
финансового обеспечения
3) уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2013 - 2015 годы с учетом:
- индексации оплаты труда
работников федеральных
- индексации стипендиального
фонда для студентов
- индексации по уровню
инфляции публичных
- индексации с 1 января 2015
года на 5% расходов на оплату
услуг связи, транспортных услуг,
коммунальных услуг, продовольственного
и вещевого обеспечения
- индексации объема дотации
бюджетам субъектов Российской
Федерации на выравнивание
- индексации объема субвенции
бюджетам субъектов Российской
Федерации на оплату услуг
ЖКХ отдельным категориям
- дополнительных бюджетных
ассигнований в 2013 - 2015 годах на
реализацию положений Указов
Президента Российской
- уточнения объема принятых
обязательств с учетом
4) учет предложений по
оптимизации расходных
- комплекс мер, направленных
на сбалансированность
- сокращение расходов
на национальную оборону и
правоохранительную
- сокращение на 5% расходов
на закупку товаров, работ и
услуг для государственных нужд
(за исключением расходов
- внедрение адресной и эффективной социальной помощи;
- отмена субсидирования
отдельных полномочий
- сокращение бюджетных ассигнований на компенсацию потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта.
Для реализации этих предложений требовалось разработать и до 1 января 2013 года внести соответствующие изменения в законодательные и иные нормативные правовые акты, в том числе:
Таким образом, с 2013 года должны были быть начаты системные структурные реформы отраслей социальной сферы и государственного управления, направленные на обеспечение сбалансированности федерального бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов в соответствии с приоритетами государственной политики[13, c.6].
Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов, сформированных с учетом вышеперечисленных подходов, характеризуется данными приведенными в таблице 1
Таблица 1
Динамика расходов федерального бюджета по разделам
классификации расходов, млрд.рублей
2.5.1 Расходы бюджетов бюджетной системы РФ в сфере образования
Формирование расходов проекта федерального бюджета на 2013 - 2015 годы по разделу "Образование" осуществлялось с учетом необходимости продолжения реализации программ модернизации образования.
Дальнейшее развитие этого направления и его конкретизация в части бюджетной политики в сфере образования определены указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", которыми предусмотрено продолжение решения вопроса поэтапного повышения оплаты труда педагогического персонала образовательных учреждений, а также совершенствования стипендиального обеспечения учащейся молодежи, осуществления мероприятий по увеличению охвата детей дополнительным образованием и обеспечению 100% доступности дошкольного образования.
В рамках законодательно установленного разграничения полномочий между уровнями власти в Российской Федерации реализация указанных мероприятий будет осуществляться за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте федерального бюджета расходы по разделу "Образование" предусмотрены с некоторым уменьшением против соответствующих расходов 2012 года в сумме 597,4 млрд. рублей в 2013 году, 544,3 млрд. рублей - в 2014 году, 573,0 млрд. рублей - в 2015 году.
Основными факторами, повлиявшими на указанное снижение, являются завершение ряда проектов, реализуемых в сфере образования, или их обеспечение в меньших объемах в соответствии с планом.
Так, в 2013 году завершается реализация мероприятий по государственной поддержке развития кооперации российских образовательных учреждений высшего профессионального образования в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года N 218, по поддержке программ развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года N 219; по дистанционному образованию детей-инвалидов; по проведению противоаварийных мероприятий в общеобразовательных учреждениях; сокращению в 2013 году и завершению в 2014 году проекта по модернизации региональных систем общего образования.
Информация о работе Роль государства в регулировании рыночной экономики