Роль государства в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

Основная цель моей работы заключается в выработке общего взгляда на роль государства в экономике и рассмотрение теоретических выводов на современной практике. Отсюда вытекают следующие задачи:
1) Рассмотреть развитие экономических представлений о роли государства в экономике и функции государства в различных экономических системах.
2) Раскрыть понятия «государственное регулирование экономики», «объекты и субъекты государственного регулирования»

Содержание работы

Введение.............................................................................................................. 3
1.Место и роль государства в экономической теории.................................... 5
1.1.История развития представлений о роли государства в экономике..... 5
1.2.Государство в различных экономических системах............................... 7
2.Сущность государственного регулирования экономики................................ 9
2.1.Понятие государственного регулирования, его функции и цели..........9
2.2.Объекты и субъекты государственного регулирования экономики... 11
2.3.Формы государственного регулирования экономики.......................... 13
2.4.Методы государственного регулирования экономики......................... 17
3.Роль государства в российской экономике .............................................. 20
3.1.Переходная экономика в России и ее специфика................................ 20
3.2.Экономическая политика России в период мирового финансового кризиса 2008 г. и после кризисное развитие экономики................................ 21
Заключние............................................................................................................ 26
Список использованной литературы...

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 141.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1.Место и роль государства в экономической теории.................................... 5

1.1.История развития представлений о роли государства в экономике..... 5

1.2.Государство в различных экономических системах............................... 7

2.Сущность государственного регулирования экономики................................ 9

2.1.Понятие государственного регулирования, его функции и цели..........9

2.2.Объекты и субъекты государственного регулирования экономики... 11

2.3.Формы государственного регулирования экономики.......................... 13

2.4.Методы государственного регулирования экономики......................... 17

3.Роль государства в российской экономике .............................................. 20

3.1.Переходная экономика в России и ее специфика................................ 20

3.2.Экономическая политика России в период мирового финансового кризиса 2008 г. и после кризисное развитие экономики................................ 21

Заключние............................................................................................................ 26

Список использованной литературы................................................................. 28

Приложения......................................................................................................... 30

 

 

 

Введение

      Проблема соотношения рыночных сил и государственного регулирования всегда была одним из принципиальных вопросов рыночной экономики, который неизменно на протяжении сотен лет вызывал споры среди политиков и экономистов различных направлений. Еще в 15 веке были созданы и научно обоснованы первые представления о роли государства в экономике. За этот продолжительный период возникло множество концепций, которые предусматривали возможности как полного саморегулирования рынка, так и тотального государственного контроля над ним. В начале 21 века и особенно в условиях кризиса 2008-2009 гг. данный вопрос приобрел особую актуальность. Российская экономика, находящаяся на пути перехода от административно-командной системы к рыночной, является, по моему мнению, недостаточно самостоятельной и сбалансированной для полного саморегулирования и нуждается в государственном контроле. Однако не менее важным, на мой взгляд, является обозначение границ подобного контроля, допустимых при сложившейся экономической обстановке. Чтобы понять функционирование современной экономики и определить стратегию ее дальнейшего развития, необходимо понять не только механизм работы рынков, но также и способы влияния государства на функционирование экономики. Я считаю, что данная тема является одной из наиболее существенных при изучении вопросов макроэкономики. Основная цель моей работы заключается в выработке общего взгляда на роль государства в экономике и рассмотрение теоретических выводов на современной практике. Отсюда вытекают следующие задачи:

1) Рассмотреть развитие экономических представлений о роли государства в экономике и функции государства в различных экономических системах.

2) Раскрыть понятия «государственное регулирование экономики», «объекты и субъекты государственного регулирования»

3) Определить основные формы и методы государственного регулирования экономики.

4) Сделать обзор российской практики участия государства в экономике страны и подвести основные итоги этой деятельности. При подготовке данной работы я использовала такие методы изучения экономической теории, как:

1) Метод научной абстракции (при выявлении основных идей и концепций, легших в основу различных экономических теорий);

2) Метод дедукции (при определении целей и методов государственного регулирования);

3) Метод анализа и синтеза (при раскрытии различных методик госрегулирования экономики и подведении вывода в отношении их использования);

4) Метод статистики и др.

       1. Место и роль государства в экономической теории

       1.1.История развития представлений о роли государства в экономике         

       Существуют различные теории о роли государства в экономике.  Первая – теория меркантилизма – была создана в начале 16 века, выражала интересы торговой буржуазии и обосновывала экономическую политику протекционизма. Основоположниками данной теории были английский экономист Т. Мэн и французский министр финансов Ж.Б. Кольбер. Международная торговля должна была подчиняться лозунгу меркантилистов «много продавать – мало покупать». Государство считалось основным средством приумножения национального богатства, именно оно должно было ограничивать импорт путем введения высоких таможенных пошлин и поддерживать производство внутри страны. Таким образом, первая экономическая теория предусматривала активную роль государства в экономике страны. Следующая теория получила название классической политической экономии. Она возникла в 17 веке и объединила многих представителей экономической науки, наиболее яркими из которых явились шотландский экономист и философ А. Смит и английский экономист  Д. Рикардо. Большое значение в развитии представлений о роли государства имела работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.), в которой он утверждал, что свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство. А. Смит назвал такое естественное функционирование экономики принципом «невидимой руки рынка». Эта идея стала обобщенным выражением той мысли, что вмешательство в экономику со стороны государства, как правило, излишне и должно быть ограничено. Классики полагали, что присущая рыночной системе способность к автоматическому саморегулированию, свободная конкуренция и невмешательство государства в хозяйственную жизнь восстанавливают в экономике уровень производства при полной занятости автоматически. Кейнсианская теория, названная по имени ее основателя – английского экономиста Дж. Кейнса, сформировалась в 30е гг. 20 века в условиях обострения мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. и Великой депрессии. Эта новая теория опровергала взгляды экономистов на роль государства. Основной ее вывод состоял в том, что капитализм не является саморегулирующейся системой, у него отсутствуют внутренние механизмы равновесия. Дж. Кейнс изложил свою теорию государственно-монополистического регулирования экономики в своем главном произведении «Общая теория занятости, процента и денег» (1963 г.). Он считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, широко используя бюджетно-финансовые, кредитно-денежные регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста экономики и уровня занятости. Использование данной теории на практике помогло развитым странам выйти из кризиса и обеспечить устойчивый экономический рост и выйти из кризиса. Однако в дальнейшем условия воспроизводства стали ухудшиться, кейнсианская теория при дальнейшем ее применении раскручивала инфляцию. Поэтому эта модель была признана пригодной только для выхода из кризиса. Следующая теория, неоклассическая , получила свое наиболее полное отражение в работах английского экономиста А. Маршалла, хотя сама по себе не представляет единой концепции и объединяет представителей нескольких школ. Неоклассики сформулировали закономерности хозяйствования в условиях свободной конкуренции и рыночного механизма, определили принципы экономического равновесия этой системы. Из неоклассической теории следовало, что в условиях свободной конкуренции автоматическое движение цен государством вызывает нарушение равновесия. Таким образом, теория провозглашает принцип невмешательства государства в экономическую жизнь. Разновидностью неоклассической явилась монетаристская теория, лидером которой был американский экономист М. Фридмен. По мнению монетаристов, особое значение необходимо придать сфере денежного обращения. Экономическая функция государства состоит в поддержании стабильного денежного обращения, контроле над денежной массой. Основное внимание должно уделяться борьбе с инфляцией. На этом я закончу краткий исторический очерк, посвященный развитию экономических теорий. Помимо рассмотренных, есть еще много разновидностей данных и других теорий о роли государства в экономике и методах ее регулирования (см. Прил., рис.1). Несложно заметить, что каждая из известных теоретических школ отражала инструментарии регулирования экономики. Однако до сих пор не сформировался универсальный критерий оптимальности государственного участия в рыночной экономике.

 

       1.2.Государство в различных экономических системах

       Совокупность  всех процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества [7, 15]. Основными экономическими системами являются традиционная, административно-плановая, рыночная и смешанная. А переход от одной экономической системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Чтобы правильно определить господствующую экономическую систему, необходимо знать, на каких формах собственности на экономические ресурсы базируются социально-экономические отношения, каковы организационные формы хозяйственной деятельности, способы регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне. И, конечно же, принципиально отличаются роли, которые государство играет в различных экономических системах. Свободная рыночная экономика исключает активную экономическую роль государства. Считается, что нет объективной необходимости во вмешательстве правительства в функционирование рыночной экономики, за исключением установления правовой базы для осуществления предпринимательской деятельности. Подразумевается в данном случае, что конкурентная экономика способствует высокой степени эффективности использования или распределения своих ресурсов. Административно-командная (плановая) система, напротив, предполагает непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что фактически сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Государство полностью берет под контроль производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. Для традиционной системы в условиях относительно слабо развитой национальной экономики характерна достаточно активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения [7,20]. Государство в смешанной экономике решает три основные задачи: 1) способствует повышению эффективности экономики; 2)обеспечивает справедливость в распределении доходов; 3) поддерживает макроэкономическую стабильность, т.е. полную занятость и стабильный уровень цен.

 

      2.Сущность государственного регулирования экономики

 2.1.Понятие государственного регулирования, его функции и цели.

 Государство является нерыночным экономическим агентом, принимающим решения, способствующие прибыльному функционированию частного сектора, производству общественных благ и перераспределению частных благ среди членов общества [9, 86].

 Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По мере того, как развивалось рыночное хозяйство, возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые невозможно было решить на базе частной собственности. Появилась потребность малорентабельных и нерентабельных с точки зрения частного капитала инвестиций, необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; многочисленные отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики [7, 468].

   Экономическая политика государства представляет собой совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических  процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их результаты [5,232].

Теоретически понятие «государственная экономическая политика» шире, чем «государственное регулирование экономики», т.к. первая может основываться на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Но поскольку необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается, то в наше время данные термины являются практически идентичными. Поэтому в данной работе я употребляю их в качестве синонимов. Итак, в чем же состоит суть государственного регулирования? Наиболее полно государственное регулирование раскрывает профессор В.Н. Кириченко. Государственное регулирование, по его мнению, включает следующие функции:

· Регламентацию хозяйственной жизни, образующую свод законов (кодекс) для хозяйствующих субъектов, определяющий их права и обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определенных запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;

· Формирование организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;

· Выработку социально-экономической политики, определение и результативное применение механизмов ее реализации – собственно регулирование социально-экономических процессов [4, 10].

В условиях перехода к рыночной экономике «эффективное государство» должно обеспечивать формирование отношений частной собственности, которая должна быть господствующей и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Также государство призвано создавать условия для предпринимательства, конкуренции, системы рынков и открытой экономики. Это означает, что государство должно создать и совершенствовать правовую базу хозяйства с целью 1)повышения роли законов в деятельности всех субъектов рыночной экономики; 2)стимулирования и поддержки реальных секторов экономики, которые способны обеспечить быстрый экономический рост.

  Главной целью государства в переходный период должно быть достижение высокой экономической результативности, способствующей обеспечению устойчивого роста благосостояния народы и повышению качества жизни. Кроме основной цели экономической политики государства существует совокупность задач второго уровня. К главным из них относятся:

· Свободное развитие общества;

· Правовой порядок;

· Внешняя и внутренняя безопасность.

Достижение данных целей обеспечивает принципиальные, так называемые рамочные условия существования рыночно ориентированного общества. Очевидно, что формулировка основной цели экономической политики как роста благосостояния не дает точных и однозначных экономических ориентиров для конкретной выработки стратегии. Именно поэтому в конкретной практике требуется введение системы более частных, масштабно четко определяемых целевых установок [5, 245]. Обычно выделяют четыре прикладные задачи, а именно:

· Экономический рост;

· Полная занятость;

· Стабилизация уровня цен и устойчивость национальной валюты;

· Внешнеэкономическое равновесие.

Как мы видим, экономическая политика содержит обилие целей, между которыми существует иерархическая соподчиненность. Полная занятость является одним из путей обеспечения оптимального экономического роста. При выполнении первых трех целей достигается макроэкономическое равновесие национальной экономики, что также делает ее более открытой к внешней сфере. Это, в свою очередь, порождает необходимость поддерживать внешнеэкономическое равновесие.

2.2.Объекты и субъекты государственного регулирования экономики

      Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, то есть то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики. К основным объектам на которые направлено воздействие государства, относятся: экономический цикл; секторальная, отраслевая, региональная, социальная структуры хозяйства; условия накопления капитала; занятость; уровень жизни; денежное обращение; платежный баланс; цены, антиинфляционные процессы; НИОКР и инвестиции; условия конкуренции; социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение; образование, подготовка и переподготовка кадров; государственный сектор экономики; финансовые ресурсы и межбюджетные отношения; формы собственности в разных отраслях экономики; окружающая среда; внешнеэкономическая деятельность и др.

Перечисленные объекты носят различный характер и охватывают сферы хозяйственной жизни на микро- и макроуровнях, включая также и международные отношения. Субъектами государственного регулирования являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. В Российской Федерации такими органами являются Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство, Президент РФ, Конституционный суд РФ, Государственный совет при Президенте, а также региональные органы власти. Государство является главным субъектом экономической политики, оно связывает между собой интересы всех групп, входящих в его состав. Разделение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти осуществляется посредством Конституции РФ и федеральных и иных договоров. К государственному аппарату, регулирующему экономическое развитие страны, помимо трех ветвей власти, относится Центральный Банк Российской Федерации (Банк России). Существует немало негосударственных субъектов экономической политики. К ним относятся различные объединения, выражающие интересы определенных слоев и групп населения, такие, как профсоюзы, союзы предпринимателей, кооперативы. Все они играют немаловажную роль в реализации экономической политики, т.к. имеют возможность организовать групповое давление на власть. Направленность интересов частных групп и целевая ориентация государства часто не совпадают, что нередко приводит к открытой борьбе за проявление союзами и государством своих властных функций.

Информация о работе Роль государства в российской экономике