Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 01:51, курсовая работа
Описание работы
Основная цель моей работы заключается в выработке общего взгляда на роль государства в экономике и рассмотрение теоретических выводов на современной практике. Отсюда вытекают следующие задачи: 1) Рассмотреть развитие экономических представлений о роли государства в экономике и функции государства в различных экономических системах. 2) Раскрыть понятия «государственное регулирование экономики», «объекты и субъекты государственного регулирования»
Содержание работы
Введение.............................................................................................................. 3 1.Место и роль государства в экономической теории.................................... 5 1.1.История развития представлений о роли государства в экономике..... 5 1.2.Государство в различных экономических системах............................... 7 2.Сущность государственного регулирования экономики................................ 9 2.1.Понятие государственного регулирования, его функции и цели..........9 2.2.Объекты и субъекты государственного регулирования экономики... 11 2.3.Формы государственного регулирования экономики.......................... 13 2.4.Методы государственного регулирования экономики......................... 17 3.Роль государства в российской экономике .............................................. 20 3.1.Переходная экономика в России и ее специфика................................ 20 3.2.Экономическая политика России в период мирового финансового кризиса 2008 г. и после кризисное развитие экономики................................ 21 Заключние............................................................................................................ 26 Список использованной литературы...
2.3.Формы государственного регулирования
экономики
Форма регулирования, содержание
и структура правительственных документов,
определяющих воздействие государственных
органов на функционирование и развитие
экономики, зависят как от особенностей
развития страны, так и от особенностей
социально-экономической системы.
В России в процессе трансформации
экономической системы можно выделить
несколько форм государственного регулирования
. В плановой экономике осуществлялось
директивное планирование, при переходе
к рыночной экономике использовались
следующие формы регулирования: государственные
заказы, индикативное планирование, стратегическое
планирование, программирование, прогнозирование
и др.
Директивное планирование –
одна из форм государственного регулирования,
длительное время существовавшая в СССР
и других социалистических странах. При
директивном планировании план экономического
и социального развития страны имеет силу
закона и становится обязательным для
всех звеньев народного хозяйства – предприятий,
отраслей, регионов. В СССР при директивном
планировании был достигнут максимальный
уровень вмешательства государства в
экономику. Директивное планирование
существенно ограничивало свободу экономической
деятельности и инициативу в процессе
выбора решений. Функции государства в
это время сводились, главным образом,
к планированию материальных пропорций
и потоков, распределению материальных
ресурсов, административному управлению
производством и потреблением. Основной
формой планирования в СССР явились пятилетние
планы с распределением заданий по годам,
но к формам планирования можно отнести
и такие документы, как контрольные цифры,
директивы к разработке пятилетних планов.
Государственные заказы
представляют собой результат перехода
в начале рыночных преобразований от глобального
директивного планирования к ограниченному
планированию. Государственные заказы
широко применялись и ранее в 20-х гг., в
зарубежных странах и в России, в дальнейшем
понятие государственного заказа появилось
в отечественной практике в 1989 – 1990. Основные
принципы формирования и реализации госзаказов:
· Заказчиком продукции является
государство, располагающее для этого
финансовыми и иными необходимыми ресурсами
и передающее определенные права своим
исполнительным органам, утверждающим
детально разработанные программы мероприятий
и соответствующие им бюджетные ассигнования;
· Состав заказов связан со
структурой общегосударственных потребностей,
с функциями государства в различных областях
общественно-политической, научной и экономической
жизни страны, которые по объективным
причинам не могут осуществляться с помощью
механизма рыночного саморегулирования;
· Объем заказов ограничивается
величиной средств бюджетного фонда страны;
· Заказы размещаются и выполняются
на договорной основе.
Госзаказ можно определить
как одну из форм исполнения расходной
части госбюджета и, следовательно, как
форму регулирования рыночной экономики.
Индикативное планирование
является формой государственного регулирования
рынка преимущественно при рыночных отношениях.
Индикативное планирование – механизм
координации интересов и деятельности
государственных и негосударственных
субъектов управления экономикой, сочетающий
ее государственное регулирование с рыночным
и нерыночным саморегулированием, основанный
на разработке системы показателей (индикаторов)
социально-экономического развития и
включающий определение его общенациональных
приоритетов. Особенностью индикативного
планирования является то, что оно воздействует
на частный сектор главным образом через
стимулирующий или ограничивающий спрос.
В качестве индикаторов социально-экономического
развития используются показатели динамики,
структуры и эффективности экономики,
состояния финансов, денежного обращения,
рынка товаров и ценных бумаг, движения
цен, занятости, уровня жизни населения
и др.
Стратегическое планирование как форма государственного
регулирования используется во Франции
и других странах. Суть стратегического
планирования состоит в выборе главных
приоритетов развития национальной экономики.
Ведущую роль в реализации, которых
должно взять на себя государство. Посредством
стратегического планирования определяются
пути, по которым предстоит идти обществу,
решается, на каких рынках лучше действовать,
какую технологию осваивать прежде всего,
как обеспечить социальное единство страны,
на какой сектор экономики и какие общественные
структуры при этом следует опираться.
Исходя из этого, устанавливаются главные
направления развития страны.
Программирование представляет
собой разработку программы социально-экономического
развития – комплекса целевых ориентиров
социально-экономического развития и
планируемых государством эффективных
путей и средств достижения указанных
ориентиров. В него включаются макроэкономическая,
инвестиционная, аграрная, экологическая,
социальная, региональная, внешнеэкономическая
политика, перечень программ, их цели и
задачи, а также анализ итогов за предыдущий
период. Особо выделяется программа развития
государственного сектора экономики,
включающая показатели его функционирования
и развития, получения и использования
доходов от распоряжения государственным
имуществом и содержащая оценку эффективности
использования федеральной собственности
и пакетов акций, а также направления повышения
эффективности использования федеральной
собственности.
Прогнозирование призвано выявить
важнейшие проблемы и направления развития
страны. Результаты прогнозных расчетов
используются государственными органами
для выработки и обоснования социально-экономической
политики и приоритетов государства. Прогнозирование
как одна из форм государственного регулирования
служит начальным этапом, предшествует
разработке программ, планов, основных
направлений, стратегии социально-экономического
развития. Задача состоит в том, чтобы
учесть взаимодействие множества объективных
и субъективных факторов, добиться, чтобы
предвидение как элемент управления общественным
развитием было по-настоящему научным
и достоверным. Главная функция прогнозирования
- формирование научных предпосылок принятия
управленческих решений в рыночных условиях.
Федеральный закон «О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического
развития Российской Федерации» (1995 г.)
содержит следующее определение прогнозирования:
государственное прогнозирование социально-экономического
развития РФ – научные представления
о направлениях социально-экономического
развития РФ, основанные на законах рыночного
хозяйствования [3, ст.1].
2.4.Методы государственного
регулирования экономики
Применительно к современным
российским условиям оценку роли государства
в переходный период можно условно свести
к двум направлениям:
1) Государственное вмешательство
ограничено в основном методами финансово-кредитного
регулирования. К ним относятся: использование
учетной ставки процента; изменение обязательного
минимального резерва, объема денежной
массы в обращении; эмиссия денег; изменение
валютного курса, применение налоговых
ставок и др.
2) Активное государственное
регулирование экономики, проведение
целенаправленной структурной, инвестиционной,
социальной политики, государственное
регулирование цен на топливно-энергетические
ресурсы, потребительские товары первой
необходимости и т.д. Эта концепция, в отличие
от первой, направлена на усиление регулирующих
функций государства в переходной экономике.
Классифицировать все методы
госрегулирования довольно сложно, условно
различают две основные классификации.
Согласно первой из них выделяют общие,
частные и специальные методы.
К общим методам относят совокупность
методов познания, исследования макроэкономических
процессов, научные обоснования экономических
законов и т.д. Частные методы находят
также большое применение в государственном
регулировании социально-экономического
развития. К ним можно причислить экономико-математические,
статистические методы. Среди статистических
особое значение имеют:
· Метод экстраполяции, разработка
первоначальных прогнозов, направлений;
· Метод экономических нагрузок,
то есть разделение больших совокупностей
на группы, однородные по какому-либо признаку;
· Бюджетный метод, т.е. метод
выборочного обследования бюджетов различных
домохозяйств с целью получения статистической
информации о жизненном уровне различных
слоев населения.
Специальные методы играют
особо важную роль в госрегулировании.
К ним относятся:
· Программно-целевой метод,
представляющий собой осуществление комплексного
подхода к решению проблемы;
· Нормативный метод, используется
для выявления потребностей и различных
балансов, определения норматива оборотных
средств и др. Данный метод предполагает
нахождение соотношения между различными
величинами или параметрами, при которых
может быть обеспечен оптимальный масштаб
прогнозируемых процессов. Наиболее важными
регуляторами развития экономики являются
экономические, социальные и экологические
нормативы.
· Балансовый метод. Обоснование
плановых заданий, мероприятий предполагает
использование соответствующих балансов
и балансовых расчетов. Балансы позволяют
обеспечить соответствие между ресурсами,
необходимыми для выполнения заданий,
и их наличием. Балансовый метод планирования
служит инструментом для планомерного
(сознательного) установления и соблюдения
материально-вещественных и стоимостных
пропорций в хозяйстве страны. В практике
планирования составляются и используются
материальные, трудовые и финансовые балансы.
С их помощью устанавливаются и поддерживаются
необходимые пропорции в развитии отдельных
отраслей и регионов.
Вторая классификация методов
строится, исходя из различных мер воздействия
на социально-экономические процессы.
Государство использует методы косвенного
регулирования и прямого регулирования
экономики.
Косвенное регулирование –
это регулирование без инвестиций, без
государственных расходов. Это законы,
указы, постановления, распоряжения и
т.д. Данное регулирование осуществляется
через механизм законодательной и исполнительной
власти с целью создания благоприятных
условий для частного предпринимательства
в стране. В его арсенал можно отнести
налоговую, бюджетную, денежно-кредитную,
валютную политику.
Основные средства денежно-кредитной
политики – это 1) регулирование учетной
ставки (дисконтная политик, осуществляемая
ЦБ); 2)установление и изменение размеров
минимальных резервов, которые финансово-кредитные
институты обязаны хранить в ЦБ; 3) операции
государственных учреждений на рынке
ценных бумаг, такие как эмиссия государственных
обязательств, торговля ими и погашение.
Главным инструментом мобилизации
финансовых средств для покрытия государственных
расходов являются налоги. Они также широко
используются для воздействия на деятельность
субъектов хозяйства и социальной стабилизации.
Госрегулирование при помощи налогов
зависит от выбора налоговой системы,
высоты налоговых ставок, а также видов
и размеров налоговых льгот[7, 482].
Прямое регулирование – это
непосредственное участие государства
в экономической деятельности и социальной
сфере. Оно осуществляется в результате
государственных расходов с целью уменьшения
неравенства в распределении доходов
и создания государственного сектора
в экономике, т.н. общественных благ как
в экономической, так и социальной сфере
[9, 88].
Отдельные формы и методы государственного
экономического регулирования могут употребляться
в различных целях, в разных сочетаниях
и с разной интенсивностью. В зависимости
от характера целей будут меняться методы
их достижения в конкретный период.
3.Роль государства
в современной российской экономике
3.1.Переходная экономика
в России и ее специфика
Процесс перехода от плановой
к рыночной экономике характеризуется
противоречивым единством усиления и
ослабления государственного регулирования
хозяйства страны. С одной стороны, становление
рынка – это децентрализация, разгосударствление,
снижение роли государства в экономике.
Однако, с другой стороны, развитие экономических
реформ требует последовательной целенаправленной,
руководящей роли государства в этом процессе,
а это значит должно происходить усиление
роли государства в экономике, но это усиление
имеет принципиально иной характер.
Каковы основные функции государства
в переходный период? В качестве основных
можно назвать следующее:
- создание парламентской основы
принятия экономических решений;
- определение приоритетов макроэкономического
развития;
- регулирование рынка для достижения
экономических и социальных целей;
- стабилизация экономики через
осуществление денежной и бюджетной политики
для преодоления трансформационного кризиса.
Особенности государственного
регулирования в условиях переходной
экономики определяются специфическими
чертами самого переходного государства.
Для России это:
- борьба за власть, превратившаяся
в главный фактор функционирования государства;
- реализация достаточно целостной
стратегии рыночных преобразований зачастую
непоследовательно, методом проб и ошибок;
- разрушение старых, при отсутствии
новых механизмов реализации государственной
политики на уровне центра и его взаимосвязи
с регионами.
Выявленные черты государства
переходного периода свидетельствуют
о том, что процессы реформирования в России
осуществляются через преодоление глубокого
кризиса государственности, развернувшегося
в обстановке последовательного усиления
влияния политических факторов на содержание,
последовательность и темпы осуществления
реформационных процессов.
В России наблюдается снижение
роли форм прямого вмешательства государства
в экономику. Это находит проявление в
сокращении государственной собственности,
путем приватизации государственных предприятий,
в изменении характера управления производственными
предприятиями.