Роль холдингов в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование роли холдингов в российской экономике. Для достижения цели исследования необходимо решение нескольких задач:
Раскрыть понятие холдинга;
Рассмотреть основные виды холдингов;
Проанализировать деятельность нескольких холдинговых компаний, функционирующих в России, а также рассмотреть перспективы их дальнейшего развития.

Файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 77.09 Кб (Скачать файл)

Введение

На сегодняшний день предприятия активно развиваются, и вследствие их взаимодействия а также высокой конкуренции появляется необходимость объединения отдельных предприятий. Однако компании не всегда идут на полное слияние, а предпочитают создавать тот или иной принцип взаимодействия, который позволит им сохранить статус юридического лица и иметь возможность сотрудничать с другими предприятиями. В связи с этим возникает новый тип компаний – объединения юридических лиц, называемые холдингами.

Слово «холдинг» происходит от англ. «to hold» – держать. В наиболее широком смысле под холдингом понимается совокупность двух или более коммерческих организаций, одной из которых является основное (преобладающее) общество, а остальные – дочерние и (или) зависимые общества.

Тема курсовой работы: «Роль холдингов в экономике России» является очень актуальной, так как на данный момент можно отметить тенденцию, что  в современной российской экономике преобладают холдинговые компании, которые оказывают огромное и очень разностороннее влияние на развитие экономики.

Целью работы является исследование роли холдингов в российской экономике. Для достижения цели исследования необходимо решение нескольких задач:

  1. Раскрыть понятие холдинга;
  2. Рассмотреть основные виды холдингов;
  3. Проанализировать деятельность нескольких холдинговых компаний, функционирующих в России, а также рассмотреть перспективы их дальнейшего развития.

Субъектами исследования выступают ОАО «Газпром» и ОАО «ЛУКОЙЛ» – одни из крупнейших российских холдингов.

Объектом исследования является деятельность рассматриваемых холдинговых компаний и их роль в российской экономике.

Предметом исследования выступают: непосредственно понятие холдингов, цели создания, их виды, особенности функционирования, их значение и влияние, оказываемое на экономику.

Методами, использующимися в данном исследовании являются: предельный анализ, функциональный анализ, метод верифицируемости, а также непосредственно анализ.

В структуру курсовой работы включены введение, три главы, заключение и список использованной литературы. Каждая глава состоит из двух подпунктов.

Теоретический материал данной темы был изучен такими авторами, как Шиткина И.С., Сулакшин С.С., Лаптев В.А., Буянова Е.Э, Портной К. и другие. Материалы их работ и были использованы в исследовании теоретической части данной темы.

Помимо этого, были использованы такие нормативно-правовые акты, как Закон РФ «О приватизации госудаственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» 1991г., Федеральный закон №190 от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах», а также Указ президента РФ от 16 ноября 1992 г. №1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий», так как в них содержится понятие холдинговых компаний.

Для написания аналитической и прогнозной части курсовой работы были использованы материалы с официальных сайтов ОАО «Газпром» и ОАО «ЛУКОЙЛ», там же была взята  консолидированная финансовая отчетность данных компаний.

 

 

Глава 1. Теоретические основы функционирования холдингов в экономике

    1. Понятие холдингов и цели их создания

На сегодняшний день холдинговые компании являются наиболее активными участниками рынка. Несмотря на то, что многие компании используют наименование «холдинг» либо «холдинговая компания», не существует единого понимания данных терминов ни в отечественном законодательстве, ни в научной доктрине. Несомненно, холдинги являются разновидностью финансовых групп, которые в свою очередь являются одной из форм концентрации капитала.

Однако четкого определения понятия «холдинг» не существует не только в России, но и в большей части других государств. Некоторые нормы предпринимательского законодательства касаются по большому счету не столько холдингов, сколько других форм хозяйственного сотрудничества самостоятельных в правовом отношении субъектов. Главным образом речь идет о правовом регулировании отношений между материнскими и дочерними компаниями. Но несомненно в настоящее время холдинги представляют собой объективно более сложные образования и, следовательно, требуют более глубокого рассмотрения.

Слово «холдинг» происходит от англ. «to hold» – держать. Холдинг представляет собой совокупность основного общества и контролируемых им дочерних обществ. Кроме простых холдингов, которые представляют собой одно основное общество и одно или несколько дочерних, существуют и более сложно устроенные, где дочерние компании сами могут выступать в качестве основных по отношению к другим.

В Российском законодательстве понятие «холдинговая компания» было употреблено в Законе РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» 1991 г.

Определение «холдинговой компании» было дано в Указе Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий», который утвердил временное положение о холдинговых компаниях, которые создаются при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. Данное определение также указано в Российском энциклопедическом словаре. Так, холдинговая компания – это акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных акций других компаний с целью установления контроля над ними.

Вообще авторы выделяют два основных подхода к определению «холдинг». В узком смысле под холдингом понимается только материнская компания, в широком же смысле холдинг – это совокупность материнской и дочерних и зависимых компаний.1 При этом большинство исследователей считают, что необходимо различать понятия «холдинг» и «холдинговая компания».

В научной доктрине термины «холдинг» и «холдинговая компания» несут двоякую смысловую нагрузку – они понимаются в широком и в узком смыслах. Предполагается, что в специальном законодательном акте, регулирующем статус данного предприятия, эти понятия требуется различить и определить более четко. Термин «холдинговая компания» должен относиться к так называемой материнской, или же головной компании, а «холдинг» - к совокупности всех связанных юридических лиц.

Холдинг имеет свои специфические основные черты:

– холдинг или группа компаний является предпринимательским объединением, не являющимся юридическим лицом и состоящее из формально самостоятельных юридических лиц;

– по способу организации холдинг является объединением вертикального типа или неравноправным объединением, основанном на экономическом контроле, который осуществляется холдинговой компанией (головной организацией) по отношению  к другим участникам;

– холдинг является предпринимательским объединением, обладающим признаками организационного единства, как правило, выступающим на рынке консолидировано;

– холдинг осуществляет согласованную политику в сфере интересов своих участников;

– создание и прекращение холдинга не требует государственной регистрации.

Как правило, холдинги создаются с несколькими четко определенными целями.

Во-первых, холдинги помогают расширить свою деятельность, развить деловые связи, добиться кредитных, налоговых и других преимуществ предприятиям малого и среднего бизнеса.

Во-вторых, образование холдингов позволяет существенно увеличить свою экономическую «массу», укрепить инвестиционный потенциал, поднять рентабельность и технологический уровень производства крупным компаниям. Дочерними компаниями обеспечивается проведение внутрифирменных операций. Благодаря им достигается снижение финансовых затрат и налоговых платежей. Общая производственно-технологическая, инвестиционная и сбытовая политика создает преимущества в конкурентной борьбе и способствует успешному освоению внутренних и внешних рынков.

В-третьих, при расширении масштабов коммерческих операций у крупной компании часто «разрастается» номенклатура продукции и услуг. В данных условиях целесообразно перегруппировать ресурсы компании и  выделить наиболее перспективные направления в специализированные дочерние организации.

В-четвертых, создание дочерних обществ может быть направлено на рационализацию управления, так как в результате снимается часть функций с персонала головной организации.

В-пятых, возможно создание ряда корпоративных схем, которые направлены на снижение финансовых и налоговых потерь. Корпоративные схемы при участии дочерних компаний позволяют: 1) перераспределять издержки и доходы между компаниями холдинга; 2) создавать «вспомогательные» центры прибыли; 3) переводить доходы через компании, зарегистрированные в льготных регионах; 4) оптимизировать внутрифирменное финансирование и обеспечить привлечение внешних источников финансовых ресурсов; 5) координировать инвестиции и консолидировать финансовый потенциал холдинга, координировать фондовые операции.          

В-шестых, при помощи дочерних обществ холдинговая компания может проводить операции с капиталоемкими объектами не непосредственно, а путем продажи дочерних обществ, принадлежащих им.

В-седьмых, наличие дочерних обществ является важным фактором в конкурентной борьбе, так как во многом определяет организационные возможности холдинга и его финансовый потенциал. 

Вообще целеполагание при создании холдинговых объединений напрямую зависит от времени, места, способа и задач, реализуемых при их образовании.

  Экономическое содержание холдингового объединения основано на цели его создания, принципах централизации тех или иных производственно-хозяйственных, коммерческих функций, распределении полномочий между участниками. Диалектическое понимание формы и содержания состоит в неоднозначности их связи: одно и то же содержание может иметь разные формы, а одна и та же форма может иметь различное содержание. Действительно, например, синдикаты могут иметь форму холдингов, быть образованы на основе договора простого товарищества, а простое товарищество стать внешним выражением консорциума или пула. Соотношение формы и содержания в философии определяется также через противоречивость их единства. У содержания преобладает тенденция к изменениям, у формы (как внутренней структуры системы) — тенденция к устойчивости. До определенных пор эти тенденции могут находиться в гармонии: сама форма как внутренняя структура детерминирует развитие содержания и развитие самой себя. Если качественные изменения содержания значительны, требуется изменение формы. Когда форма как внутренняя структура системы становится тормозом развития содержания, наступает конфликт формы и содержания, требующий своего разрешения. Например, представим ситуацию, что бизнес, осуществляемый в правовой форме хозяйственного общества, укрупнился, стал многопрофильным, структурные подразделения этого общества территориально удалены и нуждаются для обеспечения эффективной деятельности в предоставлении большей степени автономии — это значит, что назрело противоречие между сковывающей развитие формой этого бизнеса и его содержанием. Очевидно, в этом случае вполне уместно говорить о необходимости создания на базе имущественного комплекса этой единой коммерческой организации группы хозяйственных обществ, объединенных в холдинг.

 

                                                                                                                                                             

1.2 Виды холдингов

В экономике существует несколько классификаций холдинговых компаний, например, И.С. Шиткина выделила следующие классификации.

Имущественные, договорные, организационные холдинги возникают исходя из типов зависимости или оснований возникновения холдинговых отношений.

 – имущественные холдинги основаны на преобладающем участии в уставном капитале или наличии контрольного пакета акций;

– договорные – когда холдинговые отношения возникают в силу, рамках и на срок заключенного договора;

– организационные – в которых холдинговые отношения складываются в связи с иными обстоятельствами, непосредственно не названными в гражданском законодательстве.

Наиболее распространены в России и в мире имущественные холдинги. Однако на практике очень часто к одному холдингу имеет место не один, а несколько типов зависимости.

Второй классификацией являются чистые и смешанные холдинги, образующиеся в зависимости от содержания деятельности основного общества.

В чистом холдинге основное общество владеет контрольными пакетами акций и выполняет только контрольно-управленческие функции по руководству с дочерними обществами. В смешанном холдинге вместе с контролем за деятельностью дочерних обществ основное общество осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность.

В мире, многие холдинги являются чистыми, однако в России широко распространены смешанные холдинги в силу того, что в Российском законодательстве, в отличие от многих других стран, не содержатся положения, которые были бы привлекательны для осуществления бизнеса с использованием схемы чистого холдинга.

В зависимости от формы собственности, лежащей в основе формирования уставного капитала головной организации различают государственные и частные холдинги. Государственный холдинг – это холдинг, в котором участие государства в формировании имущества или уставного капитала головной организации позволяет государству контролировать такое объединение.

На сегодняшний день в России существуют три вида государственных холдингов:

– головной организацией которого является государственное унитарное предприятие;

– головной организацией которого является контролируемое государством акционерное общество, уставный капитал которого полностью сформирован либо в преобладающей доле за счет государства;

Информация о работе Роль холдингов в экономике России