Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 16:49, курсовая работа
Целью работы является исследование роли холдингов в российской экономике. Для достижения цели исследования необходимо решение нескольких задач:
Раскрыть понятие холдинга;
Рассмотреть основные виды холдингов;
Проанализировать деятельность нескольких холдинговых компаний, функционирующих в России, а также рассмотреть перспективы их дальнейшего развития.
Введение
На сегодняшний день предприятия активно развиваются, и вследствие их взаимодействия а также высокой конкуренции появляется необходимость объединения отдельных предприятий. Однако компании не всегда идут на полное слияние, а предпочитают создавать тот или иной принцип взаимодействия, который позволит им сохранить статус юридического лица и иметь возможность сотрудничать с другими предприятиями. В связи с этим возникает новый тип компаний – объединения юридических лиц, называемые холдингами.
Слово «холдинг» происходит от англ. «to hold» – держать. В наиболее широком смысле под холдингом понимается совокупность двух или более коммерческих организаций, одной из которых является основное (преобладающее) общество, а остальные – дочерние и (или) зависимые общества.
Тема курсовой работы: «Роль холдингов в экономике России» является очень актуальной, так как на данный момент можно отметить тенденцию, что в современной российской экономике преобладают холдинговые компании, которые оказывают огромное и очень разностороннее влияние на развитие экономики.
Целью работы является исследование роли холдингов в российской экономике. Для достижения цели исследования необходимо решение нескольких задач:
Субъектами исследования выступают ОАО «Газпром» и ОАО «ЛУКОЙЛ» – одни из крупнейших российских холдингов.
Объектом исследования является деятельность рассматриваемых холдинговых компаний и их роль в российской экономике.
Предметом исследования выступают: непосредственно понятие холдингов, цели создания, их виды, особенности функционирования, их значение и влияние, оказываемое на экономику.
Методами, использующимися в данном исследовании являются: предельный анализ, функциональный анализ, метод верифицируемости, а также непосредственно анализ.
В структуру курсовой работы включены введение, три главы, заключение и список использованной литературы. Каждая глава состоит из двух подпунктов.
Теоретический материал данной темы был изучен такими авторами, как Шиткина И.С., Сулакшин С.С., Лаптев В.А., Буянова Е.Э, Портной К. и другие. Материалы их работ и были использованы в исследовании теоретической части данной темы.
Помимо этого, были использованы такие нормативно-правовые акты, как Закон РФ «О приватизации госудаственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» 1991г., Федеральный закон №190 от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах», а также Указ президента РФ от 16 ноября 1992 г. №1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий», так как в них содержится понятие холдинговых компаний.
Для написания аналитической и прогнозной части курсовой работы были использованы материалы с официальных сайтов ОАО «Газпром» и ОАО «ЛУКОЙЛ», там же была взята консолидированная финансовая отчетность данных компаний.
Глава 1. Теоретические основы функционирования холдингов в экономике
На сегодняшний день холдинговые компании являются наиболее активными участниками рынка. Несмотря на то, что многие компании используют наименование «холдинг» либо «холдинговая компания», не существует единого понимания данных терминов ни в отечественном законодательстве, ни в научной доктрине. Несомненно, холдинги являются разновидностью финансовых групп, которые в свою очередь являются одной из форм концентрации капитала.
Однако четкого определения понятия «холдинг» не существует не только в России, но и в большей части других государств. Некоторые нормы предпринимательского законодательства касаются по большому счету не столько холдингов, сколько других форм хозяйственного сотрудничества самостоятельных в правовом отношении субъектов. Главным образом речь идет о правовом регулировании отношений между материнскими и дочерними компаниями. Но несомненно в настоящее время холдинги представляют собой объективно более сложные образования и, следовательно, требуют более глубокого рассмотрения.
Слово «холдинг» происходит от англ. «to hold» – держать. Холдинг представляет собой совокупность основного общества и контролируемых им дочерних обществ. Кроме простых холдингов, которые представляют собой одно основное общество и одно или несколько дочерних, существуют и более сложно устроенные, где дочерние компании сами могут выступать в качестве основных по отношению к другим.
В Российском законодательстве понятие «холдинговая компания» было употреблено в Законе РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» 1991 г.
Определение «холдинговой компании» было дано в Указе Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий», который утвердил временное положение о холдинговых компаниях, которые создаются при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. Данное определение также указано в Российском энциклопедическом словаре. Так, холдинговая компания – это акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных акций других компаний с целью установления контроля над ними.
Вообще авторы выделяют два основных подхода к определению «холдинг». В узком смысле под холдингом понимается только материнская компания, в широком же смысле холдинг – это совокупность материнской и дочерних и зависимых компаний.1 При этом большинство исследователей считают, что необходимо различать понятия «холдинг» и «холдинговая компания».
В научной доктрине термины «холдинг» и «холдинговая компания» несут двоякую смысловую нагрузку – они понимаются в широком и в узком смыслах. Предполагается, что в специальном законодательном акте, регулирующем статус данного предприятия, эти понятия требуется различить и определить более четко. Термин «холдинговая компания» должен относиться к так называемой материнской, или же головной компании, а «холдинг» - к совокупности всех связанных юридических лиц.
Холдинг имеет свои специфические основные черты:
– холдинг или группа компаний является предпринимательским объединением, не являющимся юридическим лицом и состоящее из формально самостоятельных юридических лиц;
– по способу организации холдинг является объединением вертикального типа или неравноправным объединением, основанном на экономическом контроле, который осуществляется холдинговой компанией (головной организацией) по отношению к другим участникам;
– холдинг является предпринимательским объединением, обладающим признаками организационного единства, как правило, выступающим на рынке консолидировано;
– холдинг осуществляет согласованную политику в сфере интересов своих участников;
– создание и прекращение холдинга не требует государственной регистрации.
Как правило, холдинги создаются с несколькими четко определенными целями.
Во-первых, холдинги помогают расширить свою деятельность, развить деловые связи, добиться кредитных, налоговых и других преимуществ предприятиям малого и среднего бизнеса.
Во-вторых, образование холдингов
позволяет существенно увеличить свою
экономическую «массу», укрепить инвестиционный
потенциал, поднять рентабельность и технологический
уровень производства крупным компаниям.
Дочерними компаниями обеспечивается
проведение внутрифирменных операций.
Благодаря им достигается снижение финансовых
затрат и налоговых платежей. Общая производственно-
В-третьих, при расширении масштабов коммерческих операций у крупной компании часто «разрастается» номенклатура продукции и услуг. В данных условиях целесообразно перегруппировать ресурсы компании и выделить наиболее перспективные направления в специализированные дочерние организации.
В-четвертых, создание дочерних обществ может быть направлено на рационализацию управления, так как в результате снимается часть функций с персонала головной организации.
В-пятых, возможно создание ряда корпоративных схем, которые направлены на снижение финансовых и налоговых потерь. Корпоративные схемы при участии дочерних компаний позволяют: 1) перераспределять издержки и доходы между компаниями холдинга; 2) создавать «вспомогательные» центры прибыли; 3) переводить доходы через компании, зарегистрированные в льготных регионах; 4) оптимизировать внутрифирменное финансирование и обеспечить привлечение внешних источников финансовых ресурсов; 5) координировать инвестиции и консолидировать финансовый потенциал холдинга, координировать фондовые операции.
В-шестых, при помощи дочерних обществ холдинговая компания может проводить операции с капиталоемкими объектами не непосредственно, а путем продажи дочерних обществ, принадлежащих им.
В-седьмых, наличие дочерних обществ является важным фактором в конкурентной борьбе, так как во многом определяет организационные возможности холдинга и его финансовый потенциал.
Вообще целеполагание при создании холдинговых объединений напрямую зависит от времени, места, способа и задач, реализуемых при их образовании.
Экономическое содержание холдингового объединения основано на цели его создания, принципах централизации тех или иных производственно-хозяйственных, коммерческих функций, распределении полномочий между участниками. Диалектическое понимание формы и содержания состоит в неоднозначности их связи: одно и то же содержание может иметь разные формы, а одна и та же форма может иметь различное содержание. Действительно, например, синдикаты могут иметь форму холдингов, быть образованы на основе договора простого товарищества, а простое товарищество стать внешним выражением консорциума или пула. Соотношение формы и содержания в философии определяется также через противоречивость их единства. У содержания преобладает тенденция к изменениям, у формы (как внутренней структуры системы) — тенденция к устойчивости. До определенных пор эти тенденции могут находиться в гармонии: сама форма как внутренняя структура детерминирует развитие содержания и развитие самой себя. Если качественные изменения содержания значительны, требуется изменение формы. Когда форма как внутренняя структура системы становится тормозом развития содержания, наступает конфликт формы и содержания, требующий своего разрешения. Например, представим ситуацию, что бизнес, осуществляемый в правовой форме хозяйственного общества, укрупнился, стал многопрофильным, структурные подразделения этого общества территориально удалены и нуждаются для обеспечения эффективной деятельности в предоставлении большей степени автономии — это значит, что назрело противоречие между сковывающей развитие формой этого бизнеса и его содержанием. Очевидно, в этом случае вполне уместно говорить о необходимости создания на базе имущественного комплекса этой единой коммерческой организации группы хозяйственных обществ, объединенных в холдинг.
1.2 Виды холдингов
В экономике существует несколько классификаций холдинговых компаний, например, И.С. Шиткина выделила следующие классификации.
Имущественные, договорные, организационные холдинги возникают исходя из типов зависимости или оснований возникновения холдинговых отношений.
– имущественные холдинги основаны на преобладающем участии в уставном капитале или наличии контрольного пакета акций;
– договорные – когда холдинговые отношения возникают в силу, рамках и на срок заключенного договора;
– организационные – в которых холдинговые отношения складываются в связи с иными обстоятельствами, непосредственно не названными в гражданском законодательстве.
Наиболее распространены в России и в мире имущественные холдинги. Однако на практике очень часто к одному холдингу имеет место не один, а несколько типов зависимости.
Второй классификацией являются чистые и смешанные холдинги, образующиеся в зависимости от содержания деятельности основного общества.
В чистом холдинге основное общество владеет контрольными пакетами акций и выполняет только контрольно-управленческие функции по руководству с дочерними обществами. В смешанном холдинге вместе с контролем за деятельностью дочерних обществ основное общество осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность.
В мире, многие холдинги являются чистыми, однако в России широко распространены смешанные холдинги в силу того, что в Российском законодательстве, в отличие от многих других стран, не содержатся положения, которые были бы привлекательны для осуществления бизнеса с использованием схемы чистого холдинга.
В зависимости от формы собственности, лежащей в основе формирования уставного капитала головной организации различают государственные и частные холдинги. Государственный холдинг – это холдинг, в котором участие государства в формировании имущества или уставного капитала головной организации позволяет государству контролировать такое объединение.
На сегодняшний день в России существуют три вида государственных холдингов:
– головной организацией которого является государственное унитарное предприятие;
– головной организацией которого является контролируемое государством акционерное общество, уставный капитал которого полностью сформирован либо в преобладающей доле за счет государства;