Роль и функция бюджета в финансах региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение экономического содержания роли бюджета в социально-экономическом развитии региона. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решались следующие задачи:
- раскрыть содержание и понятие бюджета и бюджетного процесса
- исследовать структуру формирования доходной и расходной части бюджетов
- исследовать дефицит регионального бюджета
- выявить проблемы финансовой помощи из федерального бюджета

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Сущность и роль региональных финансов……………………………………4
Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования…………………………...………………………12
Дефицит регионального бюджета…………………………………………….22
Финансовая помощь из федерального бюджета……………………………..23
Заключение……………………………………………………………………..25
Библиографический список…………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Регионолистика.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Регионалистика».

на тему: «Роль и функция бюджета в финансах региона»

 

 

 

        

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………………………3
  2. Сущность и роль региональных финансов……………………………………4
  3. Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования…………………………...………………………12
  4. Дефицит регионального бюджета…………………………………………….22
  5. Финансовая помощь из федерального бюджета……………………………..23
  6. Заключение……………………………………………………………………..25
  7. Библиографический список…………………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

Новый этап формирования рыночной экономики России определен 
Конституцией РФ, выделившей три качественно новых звена в составе бюджетной системы страны – федеральный, региональные и местные бюджеты, каждое из которых является самостоятельным.

Практика формирования и исполнения региональных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы.

Актуальность темы. За понятием региональные бюджеты скрывается огромное количество не только научных, но и практических проблем выдвигаемых самой жизнью. Прежде всего, необходимость исследования роли регионального бюджета в социально-экономическом развитии региона обусловлена осуществлением в стране экономической реформы, которая отражается на социальной жизни населения, осуществлением бюджетной реформы и развитием бюджетного федерализма. Продолжение экономических реформ в России предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетных процессов.

Целью курсовой работы является определение экономического содержания роли бюджета в социально-экономическом развитии региона. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решались следующие задачи:

- раскрыть содержание и понятие  бюджета и бюджетного процесса

- исследовать структуру формирования  доходной и расходной части  бюджетов

- исследовать дефицит регионального бюджета

- выявить проблемы финансовой помощи из федерального бюджета

 

 

 

 

 

2.Сущность и роль региональных финансов.

Проводимый в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйствования и управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями усиливает внимание экономической науки и практики управления к региональному уровню социально-экономического развития, а также финансовому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию регионов. Причем в данном случае с региональным уровнем, точнее регионом, мы понимаем уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику, автономную область или округ) с входящими в него состав муниципальными образованиями (районами, городами и т.д.).[1]

Сложность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что прежде всего связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований. (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к укреплению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики. Поэтому одни излагаемые в главе положения по управлению финансами в регионе уже обрели форму федеральных и региональных законов, другие как бы де-факто исходят из долговременно сложившийся практики управления и финансовой политики и, наконец, третьи из-за их новизны находятся на стадии проработки и еще нуждаются в апробации, методическом совершенствовании и нормативно-правовом закреплении. [1]

Финансы региона – это денежные ресурсы и потоки в их наличной и безналичной форме, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законом рыночного хозяйствования и социально приемлемый жизненный уровень населения. В условиях отказа от планово-директивных методов управления (в том числе и на территориальном уровне) и перехода на преимущественно рыночные начала хозяйствования финансовые инструменты становятся основным рычагом воздействия на ход экономических и социальных процессов в регионе. Роль региональных финансов в процессе управления социально-экономическим развитием территорий резко повышается. [1]

Финансы региона – это прямой «слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы. Вместе с тем финансы региона – неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансовой страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном – региональном или местном – уровне федеративной структуры государства с учетом сложившийся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий («предметов ведения») и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления. [1]

Являясь прежде всего инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона в их социальной функции Должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход. В настоящее время заметна тенденция к усилению социальных функций региональных финансов. Это связано с тем, что в последние годы основное бремя финансирования затрат социального характера все более перемещается именно на систему региональных и местных финансов. [1]

Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная, в том числе самого субъекта РФ; муниципальных образований, конституционно независимых от государства, а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования регионального и муниципального заказа и пр. Таким образом, поскольку, в конечном счете, все подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами — улучшение экономической и социальной ситуации в регионе.

Следует различать понятия финансы региона и финансовый потенциал региона. Финансовый потенциал по своему содержанию понятие более емкое. Он охватывает все текущие финансовые возможности региона и включает следующие элементы:

консолидированный бюджет (областной бюджет и бюджеты муниципальных образований), внебюджетные фонды, а также различные межбюджетные потоки — поступающие в регион федеральные бюджетные трансферты, а также содействие местным бюджетам, оказываемое из бюджета субъекта РФ;

ценные бумаги, эмитированные органами власти и управления субъекта Федерации или органами местного самоуправления;  
финансовый потенциал предприятий и организаций всех форм собственности;  
 средства населения, находящиеся на руках (наличные) или в банках и иных финансовых институтах, а также в виде различных ценных бумаг;  
 финансовые ресурсы институтов кредитно-банковской системы данного региона, а также средства, привлекаемые местными банками с других территорий. [4]

Иногда в экономической литературе допускается и более широкое толкование финансового потенциала, в который включается вся совокупность экономических активов, имеющих стоимостную оценку и способных выступить источником финансовых средств в результате их реализации, залога, аренды и пр. В таком широком экономическом смысле финансовый (финансово-экономический) потенциал включает основные фонды, природные ресурсы и прочие элементы материального богатства, сосредоточенного в пределах региона. [1]

Под категорией «финансы региона» (в отличие от финансового потенциала) обычно понимают ту часть финансового потенциала, которая в текущем году реально задействована и финансово-товарных потоках, т.е. непосредственно участвует в процессе воспроизводства на региональном уровне. [1] 
 Эффективное управление финансами региона, расширение его финансового потенциала и степени его фактической задействованности в текущих финансово-товарных потоках является одним из обязательных условий успешного социально-экономического развития территорий. При этом финансовые ресурсы выступают, прежде всего, как источник расширенного воспроизводства в региональной экономике, включая как экономический потенциал территории, так и формирование предпосылок постоянного повышения обеспеченности населения всеми видами материальных и социальных благ. Однако пока такая посылка имеет в основном лишь общетеоретический смысл. Условия переходной российской экономики создали целый комплекс проблем, характеризующих процесс мобилизации и реализации финансовой базы регионального социально-экономического развития. Так, в настоящее время для большинства субъектов РФ и муниципальных образований характерны острая финансовая, в том числе и бюджетная, недостаточность, постоянная нехватка денежных средств. В результате, свертывается инвестирование на предприятиях всех форм собственности, теряются рабочие места, сужается бюджетное финансирование экономических и социальных программ, а для товарообмена на местах все более становятся характерны такие искаженные формы рыночных отношений, как бартер. Взаимозачеты, векселя региональных и местных администраций и другие так называемые денежные суррогаты. Нормой стали огромные массивы задолженности, в том числе и со стороны бюджетов всех уровней. Все это создает дополнительные трудности для функционирования систем управления региональными финансами и в целом для использования финансово-бюджетных рычагов управления социально- экономическим развитием региона. [2]

Еще одна из имеющихся трудностей в сфере управления связана с отсутствием на местах полного объема необходимой информации о финансовых потоках в регионе. Это, в свою очередь, во многом определяется наличием в экономике каждого региона широкого негосударственного сектора, который, особенно в нынешних сложных условиях, стремится скрыть свое истинное финансовое положение, исказить реальные объемы своих финансовых ресурсов и потоков, в том числе и по соображениям фискального характера. [1]

В данной ситуации необходимо, конечно, не свертывание рыночных начал хозяйствования и управления, а развитие характерных для них методов и инструментов централизованной финансовой политики, эффективность которой в качестве рычага социально-экономического регулирования (в том числе на региональном уровне) подтверждается всей мировой практикой. Важное значение с этой целью имеет и укрепление нормативно-правовой базы региональных финансов, региональной финансовой политики, а также взаимодействия региональных финансов с прочими элементами общегосударственной финансовой системы. Особую роль в решении этой задачи играет принятие Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) и особенно Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ). [1]  
 Положения БК РФ показывают основные направления совершенствования системы управления региональными финансами, в частности в аспекте бюджетного процесса. Так, в соответствии со ст. 174 БК РФ одновременно с проектом бюджета на каждый год должен составляться и перспективный финансовый план, за основу которого берется среднесрочный прогноз социально-экономического развития региона и его муниципальных образований. Разработка финансового плана преследует четыре основные цели:

информирование законодательных в представительных органов власти о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ программ, законов;

  выявление необходимости и возможности осуществления в перспективе дополнительных мер в области финансовой политики;  
 отслеживание долгосрочных негативных тенденций в экономике и социальной сфере региона с целью своевременного принятия соответствующих противодействующих и компенсационных мер. [1]

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых первый — ближайший бюджетный год; два следующих — период, в течение которого прослеживаются наиболее вероятные результаты заявленной экономической политики. Принципиальная черта финансового плана как инструмента финансового управления — его непрерывность. Он должен ежегодно корректироваться с учетом уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития региона и продлеваться на один год вперед. Новым этапом в системе финансовых рычагов управления социально-экономическим развитием территории должен стать баланс финансовых ресурсов, который представляет собой баланс всех доходов и расходов субъекта Российской Федерации, а также действующих в нем муниципальных образований и хозяйствующих субъектов. [2]

Информация о работе Роль и функция бюджета в финансах региона