Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 14:49, контрольная работа
Целью курсовой работы является определение экономического содержания роли бюджета в социально-экономическом развитии региона. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решались следующие задачи:
- раскрыть содержание и понятие бюджета и бюджетного процесса
- исследовать структуру формирования доходной и расходной части бюджетов
- исследовать дефицит регионального бюджета
- выявить проблемы финансовой помощи из федерального бюджета
Введение…………………………………………………………………………3
Сущность и роль региональных финансов……………………………………4
Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования…………………………...………………………12
Дефицит регионального бюджета…………………………………………….22
Финансовая помощь из федерального бюджета……………………………..23
Заключение……………………………………………………………………..25
Библиографический список…………………………………………………...26
Контрольная работа
по дисциплине: «Регионалистика».
на тему: «Роль и функция бюджета в финансах региона»
Содержание.
1.Введение.
Новый этап формирования рыночной экономики
России определен
Конституцией РФ, выделившей три качественно
новых звена в составе бюджетной системы
страны – федеральный, региональные и местные
бюджеты, каждое из которых является самостоятельным.
Практика формирования и исполнения региональных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы.
Актуальность темы. За понятием региональные бюджеты скрывается огромное количество не только научных, но и практических проблем выдвигаемых самой жизнью. Прежде всего, необходимость исследования роли регионального бюджета в социально-экономическом развитии региона обусловлена осуществлением в стране экономической реформы, которая отражается на социальной жизни населения, осуществлением бюджетной реформы и развитием бюджетного федерализма. Продолжение экономических реформ в России предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетных процессов.
Целью курсовой работы является определение экономического содержания роли бюджета в социально-экономическом развитии региона. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решались следующие задачи:
- раскрыть содержание и понятие бюджета и бюджетного процесса
- исследовать структуру
- исследовать дефицит регионального бюджета
- выявить проблемы финансовой помощи из федерального бюджета
2.Сущность и роль региональных финансов.
Проводимый в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйствования и управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями усиливает внимание экономической науки и практики управления к региональному уровню социально-экономического развития, а также финансовому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию регионов. Причем в данном случае с региональным уровнем, точнее регионом, мы понимаем уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику, автономную область или округ) с входящими в него состав муниципальными образованиями (районами, городами и т.д.).[1]
Сложность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что прежде всего связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований. (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к укреплению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики. Поэтому одни излагаемые в главе положения по управлению финансами в регионе уже обрели форму федеральных и региональных законов, другие как бы де-факто исходят из долговременно сложившийся практики управления и финансовой политики и, наконец, третьи из-за их новизны находятся на стадии проработки и еще нуждаются в апробации, методическом совершенствовании и нормативно-правовом закреплении. [1]
Финансы региона – это денежные ресурсы и потоки в их наличной и безналичной форме, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законом рыночного хозяйствования и социально приемлемый жизненный уровень населения. В условиях отказа от планово-директивных методов управления (в том числе и на территориальном уровне) и перехода на преимущественно рыночные начала хозяйствования финансовые инструменты становятся основным рычагом воздействия на ход экономических и социальных процессов в регионе. Роль региональных финансов в процессе управления социально-экономическим развитием территорий резко повышается. [1]
Финансы региона – это прямой «слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы. Вместе с тем финансы региона – неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансовой страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном – региональном или местном – уровне федеративной структуры государства с учетом сложившийся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий («предметов ведения») и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления. [1]
Являясь прежде всего инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона в их социальной функции Должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход. В настоящее время заметна тенденция к усилению социальных функций региональных финансов. Это связано с тем, что в последние годы основное бремя финансирования затрат социального характера все более перемещается именно на систему региональных и местных финансов. [1]
Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная, в том числе самого субъекта РФ; муниципальных образований, конституционно независимых от государства, а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования регионального и муниципального заказа и пр. Таким образом, поскольку, в конечном счете, все подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами — улучшение экономической и социальной ситуации в регионе.
Следует различать понятия финансы региона и финансовый потенциал региона. Финансовый потенциал по своему содержанию понятие более емкое. Он охватывает все текущие финансовые возможности региона и включает следующие элементы:
консолидированный бюджет (областной бюджет и бюджеты муниципальных образований), внебюджетные фонды, а также различные межбюджетные потоки — поступающие в регион федеральные бюджетные трансферты, а также содействие местным бюджетам, оказываемое из бюджета субъекта РФ;
ценные бумаги, эмитированные органами
власти и управления субъекта Федерации
или органами местного самоуправления;
финансовый потенциал предприятий и организаций
всех форм собственности;
средства населения, находящиеся на руках
(наличные) или в банках и иных финансовых
институтах, а также в виде различных ценных
бумаг;
финансовые ресурсы институтов кредитно-банковской
системы данного региона, а также средства,
привлекаемые местными банками с других
территорий. [4]
Иногда в экономической литературе допускается и более широкое толкование финансового потенциала, в который включается вся совокупность экономических активов, имеющих стоимостную оценку и способных выступить источником финансовых средств в результате их реализации, залога, аренды и пр. В таком широком экономическом смысле финансовый (финансово-экономический) потенциал включает основные фонды, природные ресурсы и прочие элементы материального богатства, сосредоточенного в пределах региона. [1]
Под категорией «финансы региона» (в отличие от финансового потенциала)
обычно понимают ту часть финансового
потенциала, которая в текущем году реально
задействована и финансово-товарных потоках,
т.е. непосредственно участвует в процессе
воспроизводства на региональном уровне.
[1]
Эффективное управление финансами региона,
расширение его финансового потенциала
и степени его фактической задействованности
в текущих финансово-товарных потоках
является одним из обязательных условий
успешного социально-экономического развития
территорий. При этом финансовые ресурсы
выступают, прежде всего, как источник расширенного воспроизводства
в региональной экономике, включая
как экономический потенциал территории,
так и формирование предпосылок постоянного
повышения обеспеченности населения всеми
видами материальных и социальных благ.
Однако пока такая посылка имеет в основном
лишь общетеоретический смысл. Условия
переходной российской экономики создали
целый комплекс проблем, характеризующих
процесс мобилизации и реализации финансовой
базы регионального социально-экономического
развития. Так, в настоящее время для большинства
субъектов РФ и муниципальных образований
характерны острая финансовая, в том числе
и бюджетная, недостаточность, постоянная
нехватка денежных средств. В результате,
свертывается инвестирование на предприятиях
всех форм собственности, теряются рабочие
места, сужается бюджетное финансирование
экономических и социальных программ,
а для товарообмена на местах все более
становятся характерны такие искаженные
формы рыночных отношений, как бартер.
Взаимозачеты, векселя региональных и
местных администраций и другие так называемые
денежные суррогаты. Нормой стали огромные
массивы задолженности, в том числе и со
стороны бюджетов всех уровней. Все это
создает дополнительные трудности для
функционирования систем управления региональными
финансами и в целом для использования
финансово-бюджетных рычагов управления
социально- экономическим развитием региона.
[2]
Еще одна из имеющихся трудностей в сфере управления связана с отсутствием на местах полного объема необходимой информации о финансовых потоках в регионе. Это, в свою очередь, во многом определяется наличием в экономике каждого региона широкого негосударственного сектора, который, особенно в нынешних сложных условиях, стремится скрыть свое истинное финансовое положение, исказить реальные объемы своих финансовых ресурсов и потоков, в том числе и по соображениям фискального характера. [1]
В данной ситуации необходимо, конечно,
не свертывание рыночных начал хозяйствования
и управления, а развитие характерных
для них методов и инструментов централизованной
финансовой политики, эффективность которой
в качестве рычага социально-экономического
регулирования (в том числе на региональном
уровне) подтверждается всей мировой практикой.
Важное значение с этой целью имеет и укрепление нормативно-правовой базы
региональных финансов, региональной
финансовой политики, а также взаимодействия
региональных финансов с прочими элементами
общегосударственной финансовой системы.
Особую роль в решении этой задачи играет
принятие Налогового кодекса Российской
Федерации (далее — НК РФ) и особенно Бюджетного кодекса
Российской Федерации (далее — БК РФ). [1]
Положения БК РФ показывают основные направления
совершенствования системы управления
региональными финансами, в частности
в аспекте бюджетного процесса. Так, в
соответствии со ст. 174 БК РФ одновременно
с проектом бюджета на каждый год должен
составляться и перспективный финансовый
план, за основу которого берется среднесрочный
прогноз социально-экономического развития
региона и его муниципальных образований.
Разработка финансового плана преследует
четыре основные цели:
информирование законодательных в представительных органов власти о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;
комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ программ, законов;
выявление необходимости и возможности осуществления в
перспективе дополнительных мер в области
финансовой политики;
отслеживание долгосрочных негативных
тенденций в экономике и социальной сфере
региона с целью своевременного принятия
соответствующих противодействующих
и компенсационных мер. [1]
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых первый — ближайший бюджетный год; два следующих — период, в течение которого прослеживаются наиболее вероятные результаты заявленной экономической политики. Принципиальная черта финансового плана как инструмента финансового управления — его непрерывность. Он должен ежегодно корректироваться с учетом уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития региона и продлеваться на один год вперед. Новым этапом в системе финансовых рычагов управления социально-экономическим развитием территории должен стать баланс финансовых ресурсов, который представляет собой баланс всех доходов и расходов субъекта Российской Федерации, а также действующих в нем муниципальных образований и хозяйствующих субъектов. [2]
Информация о работе Роль и функция бюджета в финансах региона