Роль и функция бюджета в финансах региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение экономического содержания роли бюджета в социально-экономическом развитии региона. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решались следующие задачи:
- раскрыть содержание и понятие бюджета и бюджетного процесса
- исследовать структуру формирования доходной и расходной части бюджетов
- исследовать дефицит регионального бюджета
- выявить проблемы финансовой помощи из федерального бюджета

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Сущность и роль региональных финансов……………………………………4
Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования…………………………...………………………12
Дефицит регионального бюджета…………………………………………….22
Финансовая помощь из федерального бюджета……………………………..23
Заключение……………………………………………………………………..25
Библиографический список…………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Регионолистика.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Главным условием укрепления финансовой базы регионов (причем как в системе централизованных, так и децентрализованных финансов) является состояние и развитие производственно-хозяйственных комплексов этих регионов. Однако за последние годы практически повсеместно резко ухудшилось финансовое состояние предприятий. Сократились налогооблагаемая база и налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Ввиду резко возросших процентных ставок практически исчезла возможность использования банковских кредитов для поддержания и тем более для развития производства, высокие налоги в сочетании с чрезмерно высокими тарифами на топливо, электроэнергию, железнодорожные перевозки привели к вымыванию из доходов предприятий значительных сумм чистого дохода, к падению рентабельности и даже ее отрицательным значениям, снижению у хозяйствующих субъектов интереса к развитию производства. Сохраняется значительный сектор теневой хозяйственной деятельности, финансовые потоки которого никак не работают на стабилизацию региональных производственно-хозяйственных комплексов. Падают заработки трудящихся, а вместе с ними и соответствующие поступления в бюджеты всех уровней и важные внебюджетные социальные фонды. Тем самым основные финансовые и финансово-бюджетные потоки в регионах стали постоянно ослабевать, уменьшая (даже при формально высоких налоговых ставках) и без того небольшие финансовые возможности региональных и местных органов власти. В результате все большее число регионов и территорий становятся финансово необеспеченными или хронически дотационными. [1]

Особенно резко дотационность просматривается на уровне бюджетов субъектов Федерации, финансовые ресурсы и финансовое положение большинства которых сегодня  в большей мере зависят от объема и регулярности поступлений из федерального бюджета, прежде всего из Федерального Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР). Дотационность косвенно затрагивает и систему децентрализованных финансов, т.е. полнота и своевременность поступления федеральных трансферт во многом определяют возможности региона по финансирования объектов производственной и социальной инфраструктуры, по оплате товаров и услуг, полученных в порядке выполнения хозяйствующими субъектами регионального государственного заказа, по оказанию мер поддержки сфере малого и среднего предпринимательства и пр. .

Остановимся несколько подробнее на некоторых особенностях наиболее важной составляющей региональных финансов — бюджетах субъектов Федерации и входящих в их состав муниципальных образований. Вместе с иными бюджетами Российской федерации (прежде всего федеральным и иных субъектов Федерации) они образуют единую бюджетную систему страны. Единство всех звеньев бюджетной системы проявляется в том, что у них общие правовая база и подходы к разработке, рассмотрению, принятию и контролю за исполнением. Так, бюджеты разрабатываются исполнительной властью, утверждаются законодательной (представительной) властью, исполняются — вновь исполнительной. Контроль же за исполнением бюджета осуществляет законодательная власть. Такой порядок действует как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. На уровне муниципальных образований бюджетный процесс, как будет показано ниже, происходит иным образом, что связано со спецификой построения органов власти и управления в системе местного самоуправления. [4]

Но при этом единстве каждый из бюджетов имеет свои конкретные особенности, прежде всего свои «зону» действия, источники наполнения и направления расходования бюджетных средств. За каждым уровнем бюджетной системы закрепляются собственные источники формирования доходов, свои целевые направления финансирования с правом самостоятельно определять конкретно направления расходования средств, а также специфические источники финансирования бюджетных дефицитов и т.д. Рассмотрим эти и некоторые другие проблемы региональных и местных бюджетов подробнее. [1]

3. Региональные бюджеты: содержание, функции,  
источники формирования и направления использования

Региональными называются бюджеты субъектов Российской Федерации: областей, краев, республик и пр. По своему статусу они занимают как бы двойственное положение. С одной стороны, у них свои самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств. С другой стороны, как было отмечено выше, они занимают определенное промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, они сами оказывают аналогичное финансовое содействие нижестоящим муниципальным образованиям (местным бюджетам). Причина такого положения заключается в том, что регионы и находящиеся в их пределах муниципальные образования существенно отличаются друг от друга по своему социально-экономическому и бюджетному потенциалу, а также по потребностям в ресурсах бюджетного финансирования. [4]

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся:

  • установление порядка составления и рассмотрения проектов региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;
  • составление и рассмотрение проектов региональных бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение, осуществления контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными бюджетами;
  • определение порядка направления в региональный бюджет доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;
  • разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;
  • установление совместно с федеральными органами власти порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным бюджетам;
  • определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
  • определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
  • предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
  • установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
  • определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Федерации;
  • осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Федерации и управление государственным долгом субъекта Федерации.

Федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами Федерации должен поддерживаться принципа равенства региональных бюджетов перед федеральным бюджетом, что предполагает установление единых для всех субъектов Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов и региональные бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета финансовой помощи регионам из федерального бюджета, определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и иных региональных особенностей и согласовываются с регионами до принятия федерального бюджета на очередной финансовый год.

Структура региональных бюджетов. В целях повышения эффективности процесса формирования бюджета целесообразно применять специальные управленческие классификации, согласно которых бюджетные доходы и расходы группируются по определенным признакам. Широко распространена классификация, согласно которой в бюджете выделяются две составляющие: текущий бюджет и бюджет развития. В текущем бюджете отражаются расходы и доходы, обеспечивающие необходимую, обязательную деятельность, например расходы на поддержание нормального функционирования всех постоянно действующих хозяйственных структур. К бюджету развития (инвестиционному бюджету) относятся доходы и расходы, направляемые на совершенствование региональной экономики (в том числе расходы на проведение строительных работ и приобретение материального имущества), и инвестиционные отчисления третьими лицам, отчисления Федерации и субъектам Федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также особые операции по финансированию, например получение и погашение кредитов, отчисления в резервные фонды и изъятия их этих фондов. [3]

  Доходы региональных бюджетов в Российской Федерации формируются в настоящее время за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений. НК РФ (первая часть) к собственным региональным налогам и сборам относит: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, а также региональные лицензионные сборы. Следует иметь в виду, что при введении в действие налога на недвижимость на данной территории прекращают свое действие налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог. [1]

Одновременно ст. 20 Федерального бюджета на 1999 г. установлено, что в региональные бюджеты зачисляется часть поступлений от таких федеральных налогов, как налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на добавленную стоимость на товары (работы и услуги), производимые на территории РФ; от акцизов на этиловый спирт из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, от налога на покупку иностранных денежных знаков, от лицензионных и регистрационных сборов, а также платежей за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами и от некоторых других налогов. Эти налоговые поступления считаются регулирующими; доля в них бюджетов соответствующего уровня подвергается периодическим пересмотрам. [1]

 Кроме того, в состав доходной  части бюджетов включаются так  называемые неналоговые поступления, к которым относятся доходы:  
• средства, получаемые от продажи регионального имущества;

• средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;

• средства, получаемые в виде процентов к остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

• средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, а доверительное управление;

• плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной а платной основах;

• доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по  
акциям, принадлежащим субъектам Федерации;

• часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

• другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;

• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерация. [2]

Рассмотри диаграмму 1 поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет Приволжского федерального округа.

Диаграмма №1

В январе - июне 2008 года Приволжский федеральный округ обеспечил 15,7% всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации, 16,7% поступлений в федеральный и 14,8% в территориальные бюджеты. [5]

Основная часть доходов консолидированного бюджета в округе (на 90,9%) сформирована за счет поступлений по следующей группе налогов:

   платежи за пользование природными ресурсами - 168 420,9 млн. руб. (28,6%),

   налог на прибыль организаций - 145 298,5 млн. руб. (24,7%),

   налог на доходы физических лиц - 106 205,8 млн. руб. (18%),

   налог на добавленную стоимость - 71 717,9 млн. руб. (12,2%),

   акцизы по подакцизным товарам - 43 324,8 млн. руб. (7,4 процента). [5]

Основными источниками пополнения доходной части федерального бюджета (на 99,7%) в Приволжском федеральном округе по состоянию на 01.07.2008 г. являются:

   платежи за пользование природными ресурсами - 159 520,1 млн. руб. (56,1%),

   налог на добавленную стоимость - 71 717,9 млн. руб. (25,2%),

   налог на прибыль организаций - 37 872,7 млн. руб. (13,3%),

   акцизы по подакцизным товарам - 14 482,2 млн. руб. (5,1 процента). [5]

Основной объем доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ (на 95,5%) в Приволжском федеральном округе сформирован за счет:

   налога на прибыль организаций - 107 425,8 млн. руб. (35,2%),

   налога на доходы физических лиц - 106 205,8 млн. руб. (34,8%),

   налога на имущество - 39 852,3 млн. руб. (13,1%),

   акцизов по подакцизным товарам - 28 842,6 млн. руб. (9,5%),

   платежей за пользование природными ресурсами - 8 900,8 млн. руб. (2,9 процента). [5]

За январь - июнь 2008 года поступление платежей в округе за счет единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, а также средств в счет погашения задолженности предыдущих лет по страховым взносам, пеням и штрафам в государственные внебюджетные фонды составило 157 972,7 млн. руб., что на 27,4% больше поступлений за соответствующий период прошлого года (124 013,7 млн. рублей). [5]

По состоянию на 01.07.2008 года общая задолженность по округу по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям составляет 141 952,6 млн. руб. (14,6% от общей задолженности в целом по России), в т. ч. по налогам и сборам 81 119,9 млн. рублей (57,1% от общей задолженности по округу), по уплате пеней и налоговых санкций – 60 832,8 млн. руб. (42,9 процента). В целом по округу по состоянию на 01.07.2008 года произошло снижение задолженности на 7,3% или на 11 101,7 млн. рублей. [5]

В структуре задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет на 01.07.2008 года на федеральные налоги и сборы приходится – 79,5% или 112 884,2 млн. руб., на региональные – 11,6% (16 524,9 млн. руб.), на местные – 6,7% (9 485,9 млн. руб.), на налоги со специальным налоговым режимом – 2,2% (3 057,6 млн. рублей). [5]

Снижение задолженности по состоянию на 1 июля 2008 года в целом по УФНС округа наблюдается по федеральным налогам и сборам на 8% (по России – снижение на 4,4%), по местным налогам и сборам на 15,4% (по России – на 9,3 процента). Рост задолженности наблюдается по региональным налогам и сборам – на 1,5% (по России – на 5,3%) и по налогам со специальным налоговым режимом - на 6,9% (по России рост на 6,7 процента). [5]

По состоянию на 01.07.2008 года сумма недоимки по налоговым платежам по округу составила 23 648,5 млн. руб. (11,3% от суммы недоимки по России). [5]

По состоянию на 01.07.2008 года сумма недоимки по налоговым платежам по округу осталась на уровне начала года. В целом по России недоимка по налоговым платежам снизилась на 7,7 процента. [5]

Информация о работе Роль и функция бюджета в финансах региона