Роль и функция бюджета в финансах региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение экономического содержания роли бюджета в социально-экономическом развитии региона. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решались следующие задачи:
- раскрыть содержание и понятие бюджета и бюджетного процесса
- исследовать структуру формирования доходной и расходной части бюджетов
- исследовать дефицит регионального бюджета
- выявить проблемы финансовой помощи из федерального бюджета

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Сущность и роль региональных финансов……………………………………4
Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования…………………………...………………………12
Дефицит регионального бюджета…………………………………………….22
Финансовая помощь из федерального бюджета……………………………..23
Заключение……………………………………………………………………..25
Библиографический список…………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Регионолистика.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Задолженность по уплате единого социального налога по УФНС Приволжского федерального округа по состоянию на 01.07.2008 года (включая задолженность по уплате пеней и налоговых санкций) составляет 24 133,0 млн. рублей (20,5% от задолженности по единому социальному налогу в целом по России). За январь - июнь 2008 года задолженность по округу снизилась на 8,9% или на 2 361,3 млн. руб. по сравнению с началом года. В целом по России задолженность снизилась на 5,8 процента. [5]

За январь - июнь 2008 года задолженность по округу снизилась на 2,7% или 400,1 млн. руб. по сравнению с началом года (по России рост на 0,6 процента). [5]

Обратимся теперь к расходной части региональных бюджетов, В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации “О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999—2001 годах” и ЕК РФ исключительно из бюджетов регионов финансируются расходы на:

обеспечение деятельности органов государственной власти и управления соответствующих субъектов;

проведение выборов и референдумов;

деятельность средств массовой информации;

  формирование государственной собственности, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности региона, включая социальную сферу;

поддержание и развитие дорожной сети регионального значения;  
 реализацию региональных целевых экономических и социальных программ;  
 обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ;  
 оказание финансовой помощи местным бюджетам, в том числе для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень. [1]

  При этом БК РФ установлено, что, если органы власти субъектов РФ приняли решение, в результате которого произошло увеличение бюджетных расходов и сокращение доходов местных бюджетов, эти изменения должны быть компенсированы из бюджета субъекта РФ. Имеется целый ряд и других направлений расходов, например, на осуществление международных и внешнеэкономических связей регионов и других функций, связанных с выполнением субъектами Федерации своих полномочий или точнее сказать, предметов ведения. [1]

Кроме того, региональные власти должны совместно с федеральными и муниципальными органами управления за счет соответствующих бюджетов финансировать расходы на:

государственную поддержку отраслей промышленности (кроме атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов, развитие рыночной инфраструктуры;

научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-исследовательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

обеспечение правоохранительной деятельности;

социальную защиту населения, обеспечение противопожарной безопасности, охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, деятельности средств массовой информации;

развития федеративных и национальных отношений. [1]  
 В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательном, договорами и соглашениями о разграничении предметов ведения и полномочии предусматривается совместное финансирование и ряда других направлений бюджетных расходов экономического, социального, экологического и иного характера. [2]

В случае превышения расходов над доходами в пределах одного бюджетного года говорят о дефиците бюджета. Источниками его покрытия на уровне субъекта РФ являются: государственные (региональные) займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг; ссуды, полученные от бюджетов других уровней; банковские кредиты. Это так называемые внутренние источники финансирования бюджетного дефицита. Существуют и внешние источники, которые реализуются путем обращения на внешние рынки капиталов путем эмиссии займов, получения банковских кредитов и пр. Возможность их использования также определена законами Российской Федерации. Для улучшения условий внешних заимствований многие регионы России добились присвоения себе международных кредитных рейтингов, что дает возможность активного обращения на международные рынки капиталов, прежде всего европейские. [4]

При долговременном финансировании как внутренних, так и внешних источников покрытия бюджетного дефицита возникает государственный долг субъекта Федерации. Это может быть долг перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, банками и международными финансовыми организациями и т.д. долговые обязательства погашаются в сроки, указанные в каждом конкретном случае заимствования, но в пределах 30 лет, что установлено БК РФ. [1]

Дня упорядочения долговых обязательств по покрытию бюджетных дефицитов Бюджетный кодекс РФ обязывает органы власти и управления всех уровней составлять программу внутренних заимствований на очередной бюджетный (финансовый) год по их формам и видам, а также по общей величине, объемам и источникам ранее возникших обязательств. В этой связи в программу в обязательном порядке включаются соглашения о займах, кредитах и пр., заключенных в предыдущие годы, если они не утратили свою силу в установленном законом порядке. Указанная программа одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год исполнительным органом субъекта Федерации представляется законодательному органу для утверждения. [1]  
 Для финансирования текущих расходов, а также обслуживания и погашения уже имеющейся задолженности законом субъекта РФ о бюджете (как, собственно, на федеральном или муниципальном уровне) может предусматриваться эмиссия ценных бумаг. Но при этом обязательно должны быть соблюдены следующие установленные законом ограничения: предельный абсолютный общий размер долга; предельный объем годового заимствования средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета, который для субъекта РФ не должен превышать 30% объема доходов бюджета региона на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных в текущем финансовом году иных заемных средств Одновременно расходы на обслуживание долга субъекта Федерации не должны превышать 15% объема расходной части его годового бюджета. Если эти условия нарушаются и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить погашение своих долговых обязательств, то вышестоящий орган власти может или назначить ревизию соответствующего регионального бюджета, или передать его исполнение под контроль Министерства финансов РФ, или принять другие необходимые меры. [2]

4.Дефицит регионального бюджета.

 В случае принятия бюджета  на очередной финансовый год  с дефицитом соответствующим  решением утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим решением о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга. [3]

Размер дефицита регионального бюджета, утвержденный законом субъекта Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов регионального бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. В случае утверждения в бюджете на ответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита регионального бюджета может превышать 15%-ное ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества. [3]

Государственный долг региона полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Федерации имуществом, составляющим казну субъекта РФ. Долговые обязательства региона погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет. [3]

  Предельный объем государственного долга субъекта Федерации не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. [3]

 

 

5.Финансовая помощь из федерального бюджета.

 Бюджетным кодексом Российской  Федерации установлены следующие  формы оказания финансовой помощи региональным бюджетам лэ федерального бюджета:

• предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности регионов;

• предоставление субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;  
• предоставление бюджетных кредитов;

• предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении регионального бюджета. [3]

Финансовая помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности регионов предоставляется при условии подписания соглашения об исполнении регионального бюджета через Федеральное казначейство Российской Федерации. [3]

Все бюджеты составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств. Пока не обеспечено финансирование минимальных государственных социальных стандартов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности, в проект бюджета не могут быть включены расходы (а при исполнении бюджета не могут финансироваться расходы), не связанные с достижением минимальных государственных социальных стандартов, либо расходы, обеспечивающие финансирование отдельных государственных социальных стандартов выше минимального уровня при недофинансировании других при безусловном исполнении долговых обязательств. [3] 
 Субвенции и субсидии бюджетам субъектов РФ предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер (расходов по федеральным целевым программам, капитальных расходов, расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерация, и других целевых расходов). Порядок их предоставления и расчет определяются специальным федеральным законом либо бюджетом на очередной финансовый год. [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Заключение.

Бюджет входит в финансово-кредитную систему Российской Федерации, он представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Совокупность республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов в составе Российской Федерации, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации, основанная на экономических отношениях и юридических нормах, представляет собой бюджетную систему России.

Правовые нормы, разграничивающие сферу различных бюджетов, определяющие полномочия отдельных органов государственной власти в деле издания бюджетного закона, регулирующие порядок подготовки и исполнения этого закона, составляют в своей совокупности бюджетное право Российской 
Федерации.

Бюджетный процесс в Российской Федерации - это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс делится на стадии:

 а) составление бюджета(бюджетного  закона);

 б) рассмотрение проекта бюджета (закона);

в) утверждение бюджета;

г) исполнение бюджета;

д) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

 

 

 

7.Библиографический список.

  1. Архипов А.И., Сенчагов В.К., Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: ООО «ТК Велби», 2002 стр.241-261
  2. Градов А.П., Кузин Б.И., Медников М.Д., Соколицын А.С. – СПб.: Питер, 2003 стр.144-147
  3. Коваленко Е.Г., Зинчук Г.М., Кочеткова С.А., Маслова С.И., Полушкина Т.М., Рябова С.Г., Якимова О.Ю., Региональная политика и управление – СПб.: Питер, 2008 стр. 130-138
  4. Нижегородцев Р.М., Гусейнов Р.М., Курс общей экономики, Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007 стр.415-428
  5. Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет по уровням бюджетной системы http://www.klerk.ru/tax/46/

 


Информация о работе Роль и функция бюджета в финансах региона