Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:02, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение роли и места нефтехимических корпораций в российской экономике.
Для раскрытия этой цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение корпорации.
2. Определить основополагающие аспекты деятельности, цели и структуру корпораций.
Введение………………………………………………………...…………………3
1. Корпорация как объект исследования………………………………....5
1.1 Корпорация и основополагающие аспекты деятельности корпорации.......5
1.2 Виды корпораций……………………………………………………………..7
1.3 Цели и структура корпорации………………………………………………11
1.4 Новые тенденции развития корпораций…………………………………...12
2. Особенности развития российской нефтехимии…………………….17
2.1 Место и роль химической и нефтехимической промышленности в экономике, анализ состояния отрасли………………………………………….17
2.2 Перспективы развития нефтехимической отрасли в РФ………………….21
2.3 Анализ конкурентоспособности российского химического комплекса…29
3. Роль и место нефтехимических корпораций в российской экономике………………………………………………………………………32
3.1. Рейтинг крупнейших нефтехимических корпораций…………………….32
3.2 Общая характеристика ОАО «Роснефть»: итоги и перспективы………...33
3.3 О корпорации ОАО «ЛУКОЙЛ», перспективы развития и итоги работы в 2010 году…………………………………………………………………………40
3.4 «Газпром»: добыча и разработка. Показатели деятельности 2010 года….44
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы…………………………………………...
В странах, где точное исполнение контрактов обеспечивается развитым законодательством, независимой судебной системой и деловой этикой, слияния и поглощения идут в основном по горизонтали. Нефтяные корпорации продают НПЗ, АЗС и т.д., пользуются услугами специализированных буровых, ремонтных и сбытовых фирм.
По масштабу деятельности выделяются локальные, национальные и транснациональные корпорации (ТНК). По оценке Boston Consulting Group в России в 2007 г. действовало 7 ТНК - Газпром, Лукойл, РусАл, Северсталь, Норникель, Вымпелком и МТС. В Бразилии таких ТНК 12, в Индии - 21, в Китае - 44, в США, ЕС и Японии - по нескольку сотен. В последние годы российские корпорации все более активно приобретают активы в ближнем и дальнем зарубежье. Это позволяет выйти на новые рынки, получить передовые технологии, обойти таможенные барьеры.
Особое значение имеет создание стратегических альянсов - цепочек создания стоимости на базе совместных инновационно - инвестиционных проектов, позволяющих разделить риски, но не требующих объединения основных активов и создания громоздких управленческих структур.
Альянсы, в которые вступают даже злейшие конкуренты, представляют качественно новую форму корпоративных отношений. Они позволяют планомерно осуществлять прорывы в технологии (плазменные панели, транспортировка сжиженного газа, двигатели на альтернативном и водородном топливе и т.д.) и преобразование пропорций в экономике.
1.3 Цели и структура корпораций
Необходимо рассмотреть пути возможного безболезненного вхождения корпораций в систему нормального корпоративного управления. Как показывает анализ, для этого высшему менеджменту корпораций предстоит выполнить большой объем разносторонней, многоплановой работы, основанной на требованиях современного менеджмента, маркетинга, права. Эта работа состоит из следующих основных этапов [3]:
- строгое определение целей деятельности корпорации и способов мотивации ее собственников;
- реструктуризация корпорации до уровня самоуправляемых структур под контролем собственников;
- выбор организационной структуры, адекватной поставленным целям: сбыт продукции, производство, инновации, маркетинг;
- разработка единых принципов работы корпорации в виде миссии, философии или иного основополагающего документа;
- изменение философии оплаты труда персонала, особенно высших менеджеров.
Корпорация представляет собой образование системного характера, обладающее сложной структурой, имеющей множество «срезов».[4]
1. Организационно-правовая структура в виде упорядоченной совокупности входящих в объединение юридических лиц, обладающих определенным статусом и организационно-правовой формой.
2. Экономическая система. Состав и структура в виде взаимосвязанного набора подразделений, осуществляющих соответствующие виды производственной, коммерческой, исследовательской, инфраструктурной и иной деятельности.
Для корпорации существует проблема неодинаковой удаленности территориальных единиц от центрального органа управления, что требует наделения их специфическими правами и обязанностями, повышения степени их автономности.
3. Экономическая система. Состав и структура (система функционально и иерархически связанных управленческих подразделений и должностей).
4. Бизнес-структура (множество взаимоувязанных бизнес - единиц и бизнес-процессов).
5. Структура имущественного комплекса (распределение собственности на корпоративные активы). Наиболее эффективны корпорации, где каждый крупный акционер, в том числе и государство, владеет до 10-20% акций.
6. Финансовая структура (капитала, инвестиций, инвесторов, кредиторов, заемщиков и пр.).
7. Социальная структура (кадровая, межличностных отношений)
1.4 Новые тенденции развития корпораций
Развитие корпораций необходимо для того, чтобы использовать преимущества глобализации экономики (создание мирового рынка товаров и услуг, информации и технологий, капиталов, кадровых ресурсов, выбросов в окружающую среду) и информатизации (распространение технологий, обеспечивающих дистанционное управление, заключение контрактов и расчеты с использованием электронных денег, дистанционную оценку платежеспособности покупателей и конкурентоспособности поставщиков), многовариантное прогнозирование и комплексное планирование, переход от иерархических к сетевым структурам.
Выделяются следующие новые тенденции развития корпораций.
1. Переход к новой модели фирмы. В индустриальную эпоху фирма выступала лишь как товаропроизводитель и стремилась снизить трансакционные издержки, объединив в своем составе весь комплекс заготовительных, обрабатывающих, сборочных и вспомогательных цехов, а также управленческих служб, установив связи с постоянными поставщиками и покупателями на основе детальных контрактов. Новую модель корпорации характеризует:
-специализация на ключевой компетенции (конкурентоспособных и защищенных от незаконного заимствования технологиях и ноу хау);
-аутсорсинг - передача независимым и дочерним фирмам не относящихся к ключевой компетенции производственных, обслуживающих и стандартных управленческих функций, включая учет, налоговое планирование, подбор, оценку и обучение кадров, уборку и ремонт помещений и т.д. Рынок аутсорсинга исчисляется триллионами долларов. Корпорация Procter and Gamble в 2006-2010 гг. увеличивает долю аутсорсинга в своем обороте с 20 до 50%, переводя часть производства в Китай, Индию, Россию и другие страны. Развитию аутсорсинга в России препятствует низкий уровень доверия в бизнесе, пробелы в контрактном праве и правоприменении;
-развитие мезоэкономических функций корпорации как интегратора деятельности малых и средних фирм на основе мезоэкономического менеджмента и маркетинга, общей стратегии, бренда и логистики, гибких рыночных контрактов, франчайзинга, лизинга, венчурного финансирования, интрапренерства, трансфертных цен и справедливого распределения совместно полученной прибыли;
-развитие логистического центра корпорации, который с помощью электронного каталога представляет в глобальной сети свои предложения покупателям и требования к поставщикам, оценивая на основе бенчмаркинга их и свою конкурентоспособность.
2. Развитие корпораций как инновационных и обучающих центров, владеющих интеллектуальной собственностью.
В последние годы иностранные инвестиции в Россию впервые превысили 40 млрд. долл. Однако это во многом лукавая цифра. России сегодня нужны не деньги, а новые технологии. Между тем, как это показано на сайте Центробанка, к нам идут в основном портфельные инвестиции, рассчитанные на извлечение и перевод за рубеж прибыли от роста курса рубля и более высокой оценки российских активов (все большая часть брокеров на российских биржах представляет зарубежные компании) а также кредиты, которые тратятся не на обновление производства, а на скупку других компаний (например `Сибнефти` и остатков `Юкоса`). Не случайно главным инвестором нередко оказывается не США или Япония, а Кипр, где хранят вывезенные из России средства российские корпорации.
Прямые инвестиции тоже растут, но они направляются в основном в торговлю, финансы и добычу сырья (18% нефти добывают иностранные компании), а не в высокие технологии. Нередко зарубежные инвесторы получают по дешевке то, что им нужно (так поступил `Сикорский`, который в 90-х гг. за смешную цену получил пакет акций своего основного конкурента - вертолетной корпорации Милля), а затем превращают российскую фирму в дилера по продаже зарубежной техники.
Корпорация как инновационно-образовательный центр предполагает:
-разработку и контроль за реализацией стратегии, ориентированной не на максимум текущей прибыли, а на создание и эффективное использование долгосрочных конкурентных преимуществ;
-ответственность за весь жизненный цикл продукта: разработку и проектирование, маркетинг как основу перспективного планирования, производство и продажи, сертификацию, послепродажное обслуживание. При этом разработка, производство и поставка существуют в едином информационном пространстве, что позволяет параллельно вести проектирование нового изделия, подготовку производства, системы продаж и обслуживания покупателей, создавать не просто новый продукт или технологию, а новую технологическую, организационную и управленческую инфраструктуру проекта, ориентированного на международный рынок;
-курс на создание и защиту интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и права, ноу-хау, бренды, программный продукт и т.д.).;
-развитие корпоративных университетов, организующих непрерывное и систематическое обучение всего персонала, закрепление наставников за каждым новым работником (коучинг), обязательное участие руководителей в обучении подчиненных;
-создание системы управления знаниями, позволяющей сохранить в корпоративном банке данных всю новую информацию, полученную и созданную персоналом, и оперативно направлять ее по нужным адресам;
-реформа системы управления персоналом, рассчитанная на воспитание и закрепление в корпорации работников нового типа, способных создавать, анализировать и передавать новые знания, принимая на этой основе самостоятельные решения (knowledge worker).
3. Развитие некоммерческих корпораций, использующих прибыль лишь для развития и обновления производства, а также на социальные цели. Условия для этого создают законы о целевом социальном капитале (endowment) и автономных учреждениях.
4.Изменение структуры корпоративной собственности.
В последние годы за рубежом резко выросла доля институциональных инвесторов - пенсионных, страховых, хеджевых и инвестиционных фондов, а в России - государственных и муниципальных органов. К Маркс был прав: обобществление производства ставит преграды частной собственности в ее традиционном понимании. Общественные блага и производительные силы - наука, образование, культура, а ныне - Интернет, глобальные транспортные и экологические системы не могут принадлежать физическим лицам.
2. Особенности развития российской нефтехимии.
2.1 Место и роль химической и нефтехимической промышленности в экономике, анализ состояния отрасли.
Химический комплекс является базовым сегментом российской промышленности, который закладывает основы ее долгосрочного и стабильного развития и оказывает существенное влияние на структурные изменения в экономике, обладающие существенным макроэкономическим эффектом и влияющие на уровень национальной конкурентоспособности и темпы роста экономики в целом.
Рис. 1. Структура объема отгруженных
товаров (по видам экономической деятельности)
по крупным и средним предприятиям химического
комплекса.
Потребителями его продукции являются практически все отрасли промышленности, транспорта, сельского хозяйства, сфера услуг, торговля, наука, культура и образование, оборонный комплекс.
В настоящее время российские предприятия производят около 1,1% мирового объема химической продукции; по общему выпуску химической продукции Россия в настоящее время занимает 20-е место в мире и находится на уровне Канады.
Доля химической и нефтехимической продукции в общероссийском экспорте в 2006 г. составила 4,4%, в импорте - 7,9%.
В химической индустрии насчитывается около 1000 крупных и средних промышленных предприятий и около 100 научных и проектно-конструкторских организаций, опытных и экспериментальных заводов.
Предприятия химического комплекса размещены во всех федеральных округах и в 71-м субъекте Российской Федерации. Наибольшее развитие отрасль получила в четырех федеральных округах: Приволжском (доля округа в общем объеме производства химического комплекса РФ составляет 43,5%), Центральном (24,4%), Сибирском (11,2%) и Южном (10,4%) округах.
В химической индустрии получили широкое развитие процессы территориальной концентрации производства. Крупнейшие химические узлы сформировались в Республиках Татарстан и Башкортостан, Алтайском, Пермском и Красноярском краях, Тульской, Тюменской, Ярославской, Нижегородской, Волгоградской, Самарской, Кемеровской и Иркутской областях, что в значительной степени способствовало развитию этих регионов.
Химический комплекс является высоко приватизированной отраслью.
В ряде отраслей химического комплекса имеются и развиваются крупные корпорационные структуры. Это такие корпорации и холдинги, как «Сибур Холдинг», «Лукойл-Нефтехим», «Татнефть», «Фосагро», «Еврохим», «Акрон», «Амтел» и другие, на которых выпускается свыше 50% минеральных удобрений, около 40% полимерных материалов, от 50 до 70% процентов отдельных видов синтетических каучуков, 82% легковых и 95% грузовых автомобильных шин.
Тем не менее структура российского химического комплекса пока далека от структуры современной химической промышленности развитых стран. Число вертикально-интегрированных компаний незначительно, существенную долю российского рынка занимают компании, владеющие одним-двумя заводами.
В объеме продукции обрабатывающих производств удельный вес предприятий химического комплекса по данным за 2006 г. составляет 10,2%.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу предприятий химического комплекса в 2006 г. составил в фактических ценах 1041,2 млрд. рублей (в 2005 г. - 878,5 млрд. рублей).
В общем объеме отгруженных товаров по полному кругу предприятий химического комплекса в 2006 г. на долю химического производства приходилось 74,5%, а на долю производства резиновых и пластмассовых изделий - 25,5%.
Информация о работе Роль и место крупнейших нефтехимических корпораций