Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 12:04, контрольная работа
Цель этих отношений – не создание материальных ценностей, а удовлетворение человеческих потребностей. Исторически вырастая из процессов самообеспечения и родственной взаимопомощи, сервисная деятельность успешно интегрировалась в отношения рыночного обмена.
Это обусловило разделение и профессионализацию труда работников, оказывающих услуги, а также их предпринимательскую активность на рынке услуг.
ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ СЕРВИСА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1.1Особенности сервиса
1.2 Потребности человека
2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕРВИСА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1 История развития сервиса в России
2.2 История развития сервиса в зарубежных странах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На третьем уровне располагаются потребности в принадлежности и любви. Они касаются позиции в семье, среди родственников, принадлежности к соответствующей группе или организации. Их неудовлетворение выражается в чувстве одиночества, отсутствии близких, ностальгии. Они удовлетворяются, когда личность находится в безопасности. Их можно разделить на индивидуализированные и неиндивидуализированные. К индивидуализированным относятся потребности в принадлежности кому-либо, например, потребность в любви. Сущность любви определяется как потребность в принадлежности, так как предусматривает передачу и получение чувства. Неиндивидуализированные– это потребности в принадлежности к какой-либо группе. Примером таких потребностей могут служить потребность в принадлежности к нации, рабочему коллективу, идеологической группе и т.д.
На следующей ступени находится потребность в признании и уважении, как к самому себе, так и со стороны других. Удовлетворение этой потребности приносит личности уверенность в себе, чувство собственной силы, необходимости и полезности в мире.3
До последнего уровня поднимаются немногие. Маслоу назвал его потребностью в самореализации. Эта потребность связана с достижением высшего уровня собственных возможностей. У разных людей она выражается по-разному. Кто-то стремится реализовать себя в роли идеального родителя, для кого-то важно достижение спортивных высот, а кто-то желает актуализации в науке или творчестве. Но ни у одного из людей эта потребность не возникает раньше того, как удовлетворены все нижележащие потребности.
Реан А. А. говорит о том, что в последствии Маслоу добавил к своей пятистадиальной модели еще две: потребность в познании и понимании, а также эстетические потребности. Эти две потребности он относил к фундаментальным. Потребность в познании и понимании связана со стремлением к истине, знанию, влечение к непознанному, таинственному. Помимо приобретения новой информации человек стремиться к пониманию, т.е. анализу и систематизации полученных фактов, выявлению их взаимосвязей, построению системы ценности.
Описание эстетической группы потребностей отличается наибольшей подвижностью и неопределенностью. Маслоу отмечал, что их четкое определение невозможно. Современные ученые соотносят эту группу потребностей со стремлением к гармонии и красоте. Именно актуализация этой потребности возбуждает желание посещения театра, кино и т.п.
Согласно модели Маслоу, люди в течение жизни постоянно двигаются вверх-вниз по этой лестнице. Даже в течение одного дня, испытывая разные потребности, люди передвигаются с одного уровня на другой. После перенасыщения не обязательно наступит переход на более высокий уровень, для этого необходимо осознание человеком своих возможностей, своего предназначения и целей в жизни.
Иерархическая модель Маслоу не раз подвергалась критике. Некоторые утверждали, что очень часто люди одновременно испытывают несколько потребностей. Этот подход распространен в психологии. Соответственно этому подходу Барышева А.В., Майерс Д., Федоров Ю.М. и другие авторы выделяют другую типологию потребностей:
· физиологические, предусматривающие удовлетворение потребностей организма как биологического вида;
· социальные позиционируются как потребность в принадлежности к какой-либо группе, классу, обществу в целом;
· символические побуждают потреблять товары как средство самовыражения. Продукт выражает представление человека о себе;
· гедонические представляют собой потребности в сенсорных удовольствиях: вкус, аромат;
· когнитивные – потребности в знании;
· эмпирическими являются потребности в удовлетворении какого-либо чувства: азарт, удовольствие от посещения театра, кино.
Человек при выборе той или иной продукции, считает, что руководствуется только своими потребностями и желаниями, но социологические исследования показывают, что мало кто способен понять, что действительно ему необходимо в данный момент. По этому поводу существует классификация, делящая потребности человека на объективные (потребности, которые действительно необходимы для существования и развития индивида) и субъективные (те, что сам индивид считает необходимым для своего существования и развития). Так для ученого потребность в научном исследовании кажется наиболее важной, меломан не мыслит жизни без музыки, а для актрисы привычна потребность в известности, признании.
Большое влияние на выбор клиента в современном мире так же оказывают мода, престижность, торговая марка и т.д. Все чаще мы потребляем товары (услуги) не за то, что они для нас делают, а за то, что они для нас значат. Существует несколько возможных значений продуктов для людей:
· Идентификация с концепцией личности. Люди склоны оценивать других по тому, что они потребляют. Приобретаемые товары (услуги) отождествляются с человеком.
· Ностальгические привязанности. Человеку присуще чувство сентиментальности и многие товары и услуги потребляются по причине связи их с приятными для человека воспоминаниями.
· Взаимозависимость. Товары и услуги являются неотъемлемой частью нашей личной жизни, они способны обустраивать ее или даже выстраивать ход нашей повседневной жизни.
· Любовь. Многие вещи способны вызывать в нас сильные эмоции и чувства, что делает потребление той или иной вещи жесткой необходимостью.
С учетом взаимосвязи субъективных и объективных потребностей, можно сформулировать определение потребности как состояния человека, которое складывается на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.
По другой теории потребности человека делят на два больших пласта. Первый - это первичные потребности. Без их удовлетворения невозможно существование человека. Это потребность в пище, воде, жилье, одежде и т.д. Второй - социальные потребности, сформированные под влиянием системы ценностей человека. Эти потребности не передаются по наследству, а формируются в процессе воспитания, общения с другими людьми и во многом зависят от социальной среды и принятой в ней системы ценностей. Так потребности современного европейца отличны от потребностей буддийского монаха.
Историческая эволюция отечественной сферы услуг отмечается своеобразием. Характер и динамика услуг в нашей стране в значительной степени определялись суровыми климатическими условиями жизни, обширной, но мало обжитой территорией. Рассмотрим, как воздействует на развитие услуг многообразие территориально-климатических зон с преобладанием северного и умеренно-континентального климата. Первичными потребностями, на которые ориентировались семейно-бытовые процессы и общественные услуги, сводились к необходимости наличия у людей прочного жилища, теплой одежды, калорийной пищи, которая возмещала бы ресурсные затраты организма в сложных жизненных условиях, создания возможности передвижения по обширной территории и осуществление культурных коммуникаций людей.
Первая сложность для развития отечественной сферы услуг состоит в том, чтобы произвести нужные по объему и качественные товары, а также сохранить их, доставить до потребителей, требовалось гораздо больше времени и сил, чем в благоприятных климатических условиях. В нашей стране всегда были трудоемки процессы строительства дорог и жилья. Все это приводит к тому, что в нашей стране гораздо дороже обходится стоимость строительства жилых зданий и производственных сооружений из-за необходимости увеличения прочности и морозоустойчивости материалов, фундаментальности строительства.
Из-за
неблагоприятных природно-
Политика правительства оказывала на развитие услуг косвенное и прямое воздействие. Косвенное влияние выражалось в том, что государство создавало предпосылки для развития в стране единого хозяйственного организма. Вместе с тем государственные учреждения развивали некоторые услуги общественного назначения и массового масштаба: сначала ямскую службу, позже железнодорожное строительство, систему образования.
С самого начала в России параллельно с государственными учебными заведениями создавались частные, корпоративные и муниципальные формы обучения. К концу XIX в. в России была создана система общеобразовательных, средних профессиональных и высших учебных заведений (включая университеты), которая охватывала крупнейшие центры европейской части России. Университеты были в Казани, Киеве, Харькове и других городах.
В настоящее время функция услуг в получении образования вновь становится более значимой. При сохранении государственного образования создаются частные учебные заведения, включающие в себя разные уровни образовательных услуг – дошкольная и школьная подготовка, профессиональная подготовка со средним и высшим уровнем образования. В настоящее время в некоторых регионах России вновь восстанавливаются образовательные услуги, предлагаемые зарубежными центрами.
Отечественная
история хозяйствования свидетельствует,
что государственно-правовые механизмы
регулирования сферы услуг
Развитие
услуг и сервисной деятельности
в России. По сравнению со странами
Запада сфера услуг в советской
практике, как самостоятельная область
предпринимательства стала
Во второй половине 19 века русские ремесленники объединяются в артель. Артельный труд был распространен в самых разных сферах хозяйственной практики: на постройке железной дороги, а также в сфере бытовых услуг. Сущность артели в объединении работников для производства несложной работы.
В конце 19 начале 20 века в России стало развиваться кооперативное движение. Оно, как и артель формировалось снизу, через самоорганизацию производителей. Кооперация существовала в разных формах и направлениях: потребительская, кредитная, промысловая. На этом этапе развития отечественной экономики кооперация носила некоммерческий характер и сводилась к тому, чтобы смягчить переход к новым товарно-денежным отношениям. В основе кооперации лежит принцип взаимопомощи.
Важнейшими этапами индустриализации дореволюционной России были промышленные подъемы 1893-1899 и 1903-1913гг. Уже к 80-м годам 19 века российские промышленники, чтобы ограничить конкуренцию между собой, начали создавать картели и синдикаты, члены которых регулировали размеры производства, цены, условия продажи. Крупные зарубежные компании, работающие в России (например, компания Зингера), сбывали свою продукцию через представителей на местах, которые гарантировали послепродажное обслуживание.4
В
конце 19 века в России получают распространение
различные формы
Текстильная
и пищевая отрасли, имеют прямое
отношение к сфере услуг
Роль кредитно-банковских операций в развитии услуг дореволюционной России была весьма ощутимой. Ни индустриальное производство, ни торговля, ни обслуживание не возможны без кредита. В конце 19 века основной сферой деятельности русских банков стал учет векселей и товарно-ссудных операций. Покупатель вместо оплаты товара наличными вручал продавцу вексель, по которому обязывался выплатить всю сумму в определенный срок. Продавец мог не дожидаться истечения срока, а учесть вексель в банке и получить свои деньги за вычетом учетного процента.
Информация о работе Роль и развитие сервиса в России и за рубежом