Роль и развитие сервиса в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Цель этих отношений – не создание материальных ценностей, а удовлетворение человеческих потребностей. Исторически вырастая из процессов самообеспечения и родственной взаимопомощи, сервисная деятельность успешно интегрировалась в отношения рыночного обмена.
Это обусловило разделение и профессионализацию труда работников, оказывающих услуги, а также их предпринимательскую активность на рынке услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ СЕРВИСА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1.1Особенности сервиса
1.2 Потребности человека
2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕРВИСА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1 История развития сервиса в России
2.2 История развития сервиса в зарубежных странах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

50933 б Роль и развитие сервиса в России и зарубежных стран.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

      На  третьем уровне располагаются потребности  в принадлежности и любви. Они касаются позиции в семье, среди родственников, принадлежности к соответствующей группе или организации. Их неудовлетворение выражается в чувстве одиночества, отсутствии близких, ностальгии. Они удовлетворяются, когда личность находится в безопасности. Их можно разделить на индивидуализированные и неиндивидуализированные. К индивидуализированным относятся потребности в принадлежности кому-либо, например, потребность в любви. Сущность любви определяется как потребность в принадлежности, так как предусматривает передачу и получение чувства. Неиндивидуализированные– это потребности в принадлежности к какой-либо группе. Примером таких потребностей могут служить потребность в принадлежности к нации, рабочему коллективу, идеологической группе и т.д.

      На  следующей ступени находится потребность в признании и уважении, как к самому себе, так и со стороны других. Удовлетворение этой потребности приносит личности уверенность в себе, чувство собственной силы, необходимости и полезности в мире.3

      До  последнего уровня поднимаются немногие. Маслоу назвал его потребностью в самореализации. Эта потребность связана с достижением высшего уровня собственных возможностей. У разных людей она выражается по-разному. Кто-то стремится реализовать себя в роли идеального родителя, для кого-то важно достижение спортивных высот, а кто-то желает актуализации в науке или творчестве. Но ни у одного из людей эта потребность не возникает раньше того, как удовлетворены все нижележащие потребности.

      Реан  А. А. говорит о том, что в последствии  Маслоу добавил к своей пятистадиальной модели еще две: потребность в познании и понимании, а также эстетические потребности. Эти две потребности он относил к фундаментальным. Потребность в познании и понимании связана со стремлением к истине, знанию, влечение к непознанному, таинственному. Помимо приобретения новой информации человек стремиться к пониманию, т.е. анализу и систематизации полученных фактов, выявлению их взаимосвязей, построению системы ценности.

      Описание  эстетической группы потребностей отличается наибольшей подвижностью и неопределенностью. Маслоу отмечал, что их четкое определение невозможно. Современные ученые соотносят эту группу потребностей со стремлением к гармонии и красоте. Именно актуализация этой потребности возбуждает желание посещения театра, кино и т.п.

      Согласно  модели Маслоу, люди в течение жизни  постоянно двигаются вверх-вниз по этой лестнице. Даже в течение  одного дня, испытывая разные потребности, люди передвигаются с одного уровня на другой. После перенасыщения не обязательно наступит переход на более высокий уровень, для этого необходимо осознание человеком своих возможностей, своего предназначения и целей в жизни.

      Иерархическая модель Маслоу не раз подвергалась критике. Некоторые утверждали, что  очень часто люди одновременно испытывают несколько потребностей. Этот подход распространен в психологии. Соответственно этому подходу Барышева А.В., Майерс Д., Федоров Ю.М. и другие авторы выделяют другую типологию потребностей:

      ·  физиологические, предусматривающие удовлетворение потребностей организма как биологического вида;

      ·  социальные позиционируются как потребность в принадлежности к какой-либо группе, классу, обществу в целом;

      ·  символические побуждают потреблять товары как средство самовыражения. Продукт выражает представление человека о себе;

      ·  гедонические представляют собой потребности в сенсорных удовольствиях: вкус, аромат;

      ·  когнитивные – потребности в знании;

      ·  эмпирическими являются потребности в удовлетворении какого-либо чувства: азарт, удовольствие от посещения театра, кино.

      Человек при выборе той или иной продукции, считает, что руководствуется только своими потребностями и желаниями, но социологические исследования показывают, что мало кто способен понять, что  действительно ему необходимо в  данный момент. По этому поводу существует классификация, делящая потребности человека на объективные (потребности, которые действительно необходимы для существования и развития индивида) и субъективные (те, что сам индивид считает необходимым для своего существования и развития). Так для ученого потребность в научном исследовании кажется наиболее важной, меломан не мыслит жизни без музыки, а для актрисы привычна потребность в известности, признании.

      Большое влияние на выбор клиента в  современном мире так же оказывают  мода, престижность, торговая марка и т.д. Все чаще мы потребляем товары (услуги) не за то, что они для нас делают, а за то, что они для нас значат. Существует несколько возможных значений продуктов для людей:

      ·  Идентификация с концепцией личности. Люди склоны оценивать других по тому, что они потребляют. Приобретаемые товары (услуги) отождествляются с человеком.

      ·  Ностальгические привязанности. Человеку присуще чувство сентиментальности и многие товары и услуги потребляются по причине связи их с приятными для человека воспоминаниями.

      ·  Взаимозависимость. Товары и услуги являются неотъемлемой частью нашей личной жизни, они способны обустраивать ее или даже выстраивать ход нашей повседневной жизни.

      ·  Любовь. Многие вещи способны вызывать в нас сильные эмоции и чувства, что делает потребление той или иной вещи жесткой необходимостью.

      С учетом взаимосвязи субъективных и  объективных потребностей, можно  сформулировать определение потребности  как состояния человека, которое  складывается на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.

      По  другой теории потребности человека делят на два больших пласта. Первый - это первичные потребности. Без  их удовлетворения невозможно существование человека. Это потребность в пище, воде, жилье, одежде и т.д. Второй - социальные потребности, сформированные под влиянием системы ценностей человека. Эти потребности не передаются по наследству, а формируются в процессе воспитания, общения с другими людьми и во многом зависят от социальной среды и принятой в ней системы ценностей. Так потребности современного европейца отличны от потребностей буддийского монаха.

 

2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕРВИСА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

2.1 История развития сервиса в России

 

      Историческая  эволюция отечественной сферы услуг  отмечается своеобразием. Характер и  динамика услуг в нашей стране в значительной степени определялись суровыми климатическими условиями  жизни, обширной, но мало обжитой территорией. Рассмотрим, как воздействует на развитие услуг многообразие территориально-климатических зон с преобладанием северного и умеренно-континентального климата. Первичными потребностями, на которые ориентировались семейно-бытовые процессы и общественные услуги, сводились к необходимости наличия у людей прочного жилища, теплой одежды, калорийной пищи, которая возмещала бы ресурсные затраты организма в сложных жизненных условиях, создания возможности передвижения по обширной территории и осуществление культурных коммуникаций людей.

      Первая  сложность для развития отечественной  сферы услуг состоит в том, чтобы произвести нужные по объему и качественные товары, а также  сохранить их, доставить до потребителей, требовалось гораздо больше времени  и сил, чем в благоприятных климатических условиях. В нашей стране всегда были трудоемки процессы строительства дорог и жилья. Все это приводит к тому, что в нашей стране гораздо дороже обходится стоимость строительства жилых зданий и производственных сооружений из-за необходимости увеличения прочности и морозоустойчивости материалов, фундаментальности строительства.

      Из-за неблагоприятных природно-климатических  и ландшафтных условий, а также  по причине скудного прибавочного продукта в России на протяжении столетий не было объективной базы для расширения рыночных отношений и динамичного типа развития.

      Политика  правительства оказывала на развитие услуг косвенное и  прямое воздействие. Косвенное влияние выражалось в  том, что государство создавало  предпосылки для развития в стране единого хозяйственного организма. Вместе с тем государственные учреждения развивали некоторые услуги общественного назначения и массового масштаба: сначала ямскую службу, позже железнодорожное строительство, систему образования.

      С самого начала в России параллельно с государственными учебными заведениями создавались частные, корпоративные и муниципальные формы обучения. К концу XIX в. в России была создана система общеобразовательных, средних профессиональных и высших учебных заведений (включая университеты), которая охватывала крупнейшие центры европейской части России. Университеты были в Казани, Киеве, Харькове и других городах.

      В настоящее время функция услуг  в получении образования вновь  становится более значимой. При сохранении государственного образования создаются частные учебные заведения, включающие в себя разные уровни образовательных услуг – дошкольная и школьная подготовка, профессиональная подготовка со средним и высшим уровнем образования. В настоящее время в некоторых регионах России вновь восстанавливаются образовательные услуги, предлагаемые зарубежными центрами.

      Отечественная история хозяйствования свидетельствует, что государственно-правовые механизмы  регулирования сферы услуг всегда выступали важнейшими факторами  развития обслуживания, особенно в условиях динамизации экономического и общественного развития.

      Развитие  услуг и сервисной деятельности в России. По сравнению со странами Запада сфера услуг в советской  практике, как самостоятельная область  предпринимательства стала относительно поздно развиваться. До отмены крепостного права в 1861г дворяне широко использовали в быту труд домашней прислуги из крепостных. С петровского времени дворяне должны были поддерживать западноевропейские стандарты жизни. Была распространена заграничная мода (строили каменные особняки, вместо лавок – стулья, на стенах вешали зеркала). Для обслуживания знати появляются зарубежные специалисты: доктора, парикмахеры, модистки, шляпницы.

      Во  второй половине 19 века русские ремесленники объединяются в артель. Артельный труд был распространен в самых  разных сферах хозяйственной практики: на постройке железной дороги, а также в сфере бытовых услуг. Сущность артели в объединении работников для производства несложной работы.

      В конце 19 начале 20 века в России стало  развиваться кооперативное движение. Оно, как и артель формировалось снизу, через самоорганизацию производителей. Кооперация существовала в разных формах и направлениях: потребительская, кредитная, промысловая. На этом этапе развития отечественной экономики кооперация носила некоммерческий характер и сводилась к тому, чтобы смягчить переход к новым товарно-денежным отношениям. В основе кооперации лежит принцип взаимопомощи.

      Важнейшими  этапами индустриализации дореволюционной  России были промышленные подъемы 1893-1899 и 1903-1913гг. Уже к 80-м годам 19 века российские промышленники, чтобы ограничить конкуренцию между собой, начали создавать картели и синдикаты, члены которых регулировали размеры производства, цены, условия продажи. Крупные зарубежные компании, работающие в России (например, компания Зингера), сбывали свою продукцию через представителей на местах, которые гарантировали послепродажное обслуживание.4

      В конце 19 века в России получают распространение  различные формы капиталистических  ассоциаций, их которых наиболее жизнеспособными оказались акционерные общества. К началу 20 века они преобладали в большинстве отраслей российской промышленности.

      Текстильная и пищевая отрасли, имеют прямое отношение к сфере услуг индустриального  производства. Эти отрасли являлись крупнейшими отраслями российской экономики того периода. Так, например, в кондитерской промышленности множество десертных сладостей ранее создавались искусными кондитерами и украшали стол лишь богатых людей. Теперь эти  сладости стали предметом фабрично-массового производства и доступны среднеобеспеченному покупателю.

      Роль  кредитно-банковских операций в развитии услуг дореволюционной России была весьма ощутимой. Ни индустриальное производство, ни торговля, ни обслуживание не возможны без кредита. В конце 19 века основной сферой деятельности русских банков стал учет векселей и товарно-ссудных операций. Покупатель вместо оплаты товара наличными вручал продавцу вексель, по которому обязывался выплатить всю сумму в определенный срок. Продавец мог не дожидаться истечения срока, а учесть вексель в банке и получить свои деньги за вычетом учетного процента.

Информация о работе Роль и развитие сервиса в России и за рубежом