Роль и развитие сервиса в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Цель этих отношений – не создание материальных ценностей, а удовлетворение человеческих потребностей. Исторически вырастая из процессов самообеспечения и родственной взаимопомощи, сервисная деятельность успешно интегрировалась в отношения рыночного обмена.
Это обусловило разделение и профессионализацию труда работников, оказывающих услуги, а также их предпринимательскую активность на рынке услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ СЕРВИСА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1.1Особенности сервиса
1.2 Потребности человека
2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕРВИСА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1 История развития сервиса в России
2.2 История развития сервиса в зарубежных странах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

50933 б Роль и развитие сервиса в России и зарубежных стран.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

      В начале 20 века банки начали самостоятельно проводить торговые операции с товарами повседневного спроса и пищевыми продуктами (с хлебом, сахаром, льном). Экономический союз крупных банков определял ситуацию на внутреннем рынке вплоть до революции 1917 г.

      Рассмотрим  трансформацию рекреационных и  художественно- эстетических потребностей. Для этого надо провести анализ использования  свободного времени страны. Народная культура Московской Руси сохраняла свои обычаи и традиции отдыха. Представители средних и низших слоев общества предпочитали народные игры, кулачные бои, которые проходили на открытом воздухе. Более состоятельные граждане устраивали травлю медведей и волков собаками. Представители всех сословий любили соколиную охоту.

      В 16 и 17 веках развлечения не выходили за рамки традиционной культуры. Между  революциями 1905 и 1917 годов массовые развлечения и общественный отдых  жителей крупных городов России носил современный характер, как по содержанию, так и формам организации.

      Динамика  трансформации рекреационных потребностей граждан России, на рубеже 19-20 веков  свидетельствует о том, что в  это время отечественная сфера  услуг осуществляла нелегкий переход  от традиционных к индустриально-массовым формам развития. Современные формы организации труда проникали в сферу услуг через наиболее продвинутые промышленные отрасли, восприимчивые к техническому развитию (текстильную, пищевую промышленность, а также через некоторые зрелищные формы обслуживания).

2.2 История развития сервиса в зарубежных странах

 

      История социально-культурного сервиса зарубежных стран довольно обширна и заслуживает  отдельной работы, поэтому, будучи ограниченными  небольшими рамками настоящей работы, мы лишь вкратце рассмотрим основные достижения менеджмента сферы социально-культурного сервиса зарубежных стран.

      Особенности продукта и процессов производства в сфере СКС изначально предопределили специфические формы компаний, осуществляющих данное производство. Относительно небольшие размеры фирм сочетаются с широким спектром производимых продуктов и относительной сложностью этих видов продуктов.

      Основными структурными подразделениями в  рассматриваемой сфере деятельности выступают фирмы, компании, которые могут входить в различные формы объединений. Ввиду указанных особенностей продукта и процессов зарубежные компании в сфере СКС имеют специфические особенности построения организационных структур.

      Увеличение  размеров компаний в сфере СКС  достигается благодаря созданию относительно самостоятельных подразделений, реализующих свой продукт на рынке. В качестве таких подразделений могут выступать филиалы, предприятия, центры прибыли, бизнес-единицы, стратегические бизнес-единицы и др.

      Компания (фирма), управляя ресурсами, осуществляет свою деятельность на основе собственности на капитал. Формы собственности могут быть различны. В настоящее весьма распространенной и позволяющей относительно легко привлекать ресурсы, капитал является акционерная собственность в различных своих модификациях.

      Компания  в наиболее полной мере осуществляет управление принадлежащими ей ресурсами, всеми формами присвоения имеющегося капитала, будь то собственный капитал (в первую очередь акционерный  капитал) или заемный. Ограничения  в формах, характере, способах управления ресурсами, присвоении капитала собственником, т.е. компанией, могут накладываться только извне, только условиями внешней среды. Главными из такого рода ограничений выступают законодательные ограничения, регистрации и осуществления деятельности данной компании, накладываемые нормативными актами страны, а также обычаями, традициями, религиозными догмами и т.д.

      К основным видам ресурсов традиционно  принято относить землю, недвижимость, рабочую силу (персонал, служащие, менеджеры), технику (оборудование, транспорт, сырье, материалы, энергоносители), предпринимательскую способность (способности менеджеров), информацию (информационные ресурсы). Присвоение капитала компании осуществляется через управление ресурсами, принадлежащими компании.

      В силу того, что компания осуществляет управление (присвоение) капиталом  в форме распоряжения, она в  состоянии вести товарный обмен, т.е. продавать произведенную продукцию (а возможно, и части имеющихся  у нее в наличии ресурсов), свои товары, и вырученные средства приобретать требуемые в производственноv процессе ресурсы. В силу этих обстоятельств компания выступает в качестве юридического лица.

      Компания  в состоянии наделять свои подразделения  возможностью реализовывать любые  доступные ей самой формы управления ресурсами. Следовательно, компания в праве наделять свои подразделения возможностью осуществлять присвоение произведенной продукции в форме юридического распоряжения, т.е. продавать произведенную продукцию. Подразделения компании, самостоятельно реализующие произведенную продукцию на рынке, приобретают особую форму. Такую форму подразделения компании или фирмы называют предприятием. Предприятие не является собственником капитала, но наделено определенными правами, функциями осуществлять в той или иной мере ограниченное собственниками капитала управление частью ресурсов компании, распоряжаться произведенной продукцией, действовать посредством такого управления реализацией продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынке компании. Понятно, что если предприятия одной компании в состоянии торговать с иными фирмами, то обычно не существует препятствий для торговли предприятий одной и той же компании или фирмы между собой. Например, предприятия Вгitish Реtroleum, расположенные в более чем 100 странах, ведут торговлю между собой. В силу того что предприятия осуществляют реализацию своей продукции, выносят производимый ими товар на рынок, они являются юридическими лицами или в состоянии выступать в форме юридического лица.

      Для сферы услуг характерным является то обстоятельство, что действующие в этой сфере относительно самостоятельные производственные подразделения, основными из которых во многих случаях являются предприятия, имеют относительно небольшие размеры. Рост объемов производства, увеличение объемов ресурсов в управлении одной компании достигается посредством увеличения количества хозяйствен самостоятельных подразделений, входящих в эту компанию. Крупнейшими производителями услуг в гостиничном бизнесе являются такие компании, как Нospitality Franchise Systems, которая объединяла в 2006 году 4152 гостиницы, Ноliday Inn Worldwide в том же году - 1871 гостиницу. Эти гостиницы представляют собой относительно финансово-обособленные предприятия и действуют в качестве юридических лиц.

      Предприятия, будучи подразделениями компании (фирмы), формально не могут иметь ресурсы в своей собственности, они наделяются требуемыми для осуществления процесса производства ресурсами, как материальными, так и финансовыми, компанией или головным управляющим подразделением компании. Вместе с тем осуществляя функции относительно самостоятельного хозрасчетного подразделения, выступающего в качестве юридического лица, предприятие ведет основные документы бухгалтерской отчетности, в первую очередь, такие как балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках и др. Одним из главных показателей успешности деятельности такого разделения компании, каким выступает предприятие, является размер прибыли. На уровне производственного подразделения используется тот же самый показатель успешности производства, что и для компании в целом. Различие состоит в том, что головное управляющее подразделение компании или собственно компания может поддерживать даже убыточные предприятия, осуществляя перераспределение доходов между ними, в том случае если таким образом удается максимизировать прибыль всей компании.5

      Приблизительно  сходное положение имеют филиалы  компаний, которые фактически осуществляют многие функции юридического лица. Ограничение функций управления ресурсами, выделенными предприятию, филиалу компанией, проявляется в том, что компания тем или иным образом ограничивает функции управления этими ресурсами. Ограничение функций управления предприятием, филиалом достигается посредством задания или установления компанией главной цели или системы целей предприятия со стороны головного управляющего подразделения, например, задается вид деятельности, выделен определенный сектор рынка и т.д. Или же ограничивается осуществление функции планирования посредством определения конкретных технологий производства. Функция реализации целей и планов может быть ограничена установлением стандартов качества продукции. Предприятия ограничены в возможностях использования земли, недвижимости, техники - только теми видами пользования, которые соответствуют установленным целям деятельности и спущенным сверху планам производства конкретной продукции.

      В последние десятилетия в практике менеджмента, и в частности в  сфере СКС, используется такая форма  подразделения, как бизнес-единица. Эта форма относительно самостоятельного подразделения является промежуточной между филиалом и нехозрасчетным производственным подразделением. Возможности осуществлять управление выделенными бизнес-единице ресурсами значительно ограничены, чем у предприятия и филиала. Вместе с тем бизнес-единицы имеют возможность самостоятельно выходить на внешний по отношению к компании рынок и заниматься реализацией продукции, т.е. в определенных пределах вступать в договорные отношения с субъектами рынка вне компании. Оценка деятельности бизнес-единицы производится по денежным, финансовым показателям.

      Неавтономные  в хозяйственном отношении, нехозрасчетные подразделения компании не могут  самостоятельно выходить на рынок с  тем, чтобы осуществлять реализацию продукции и приобретать определенную часть требуемых для осуществления производства ресурсов. Продукция нехозрасчетных подразделений не выносится такими подразделениями на рынок, а передается другим подразделениям для дальнейшей обработки или реализации. Требуемые для процесса производства ресурсы обычно не приобретаются на рынке, а поступают из других подразделений компании, будучи приобретены этими подразделениями на рынке или же подвергнуты первоначальной обработке.

      Оценка  производственной эффективности таких  нехозрасчетных подразделений осуществляется не посредством прямых денежных показателей, таких как чистый доход, а на основе выполнения установленных норм и нормативов, сопоставления объемов потребленных в производственном процессе ресурсов, обычно в натуральной форме, с объемами произведенной продукции, также в натуральной форме. Вместе с тем для оценки эффективности производственного процесса подразделения используются условные денежные показатели. Такие показатели базируются на искусственных, произвольно установленных (нерыночных) ценах на распределяемые между подразделениями ресурсы и на такого же рода внутренних ценах на производимую подразделением продукцию.

      Подразделения компании возникают уже в силу того обстоятельства, что организационное  строение компании имеет иерархическую  структуру. В линейной системе управления практически всякий руководитель нижестоящего уровня управления (нижестоящего по отношению к самому верхнему уровню управления, представленному главой компании) выступает в качестве руководителя подразделения данного уровня управления. Количество уровней управления и масштабы управляемости указывают на количество подразделений в данной компании.

      Взаимодействие  подразделений компании в СКС  может быть построено на основе вертикальной интеграции, что является типичным для традиционного построения организационной структуры компаний в сфере материального производства, или же на основе горизонтальной интеграции однотипных подразделений. Для компаний в сфере сервиса, имеющих территориально распределенные подразделения с высокой степенью хозяйственной самостоятельности, характерна горизонтальная форма интеграции, когда такие подразделения самостоятельно выносят собственный продукт на рынок. Вместе с тем возможно совмещение горизонтальной и вертикальной типов интеграции подразделений в рамках одной компании.

      В целом следует иметь в виду, что в силу указанной специфики  процессов производства и продукта в СКС наиболее приемлемыми и  предпочтительными формами организации  компаний являются такие, которые позволяют  самостоятельно выходить на рынок подразделениям, способным осуществлять производство продукта, к предоставлению потребителю. В силу этого в данной сфере деятельности находят применение такие типы организаций, ориентированные на рынок, какими являются дивизионная, индивидуалистская, партисипативная, предпринимательская.

      Компании  социально-культурного сервиса и  туризма могут быть включены в  такого рода объединения, которые имеют  в своей основе собственность  на капитал, какими являются конгломераты. Инициаторами создания конгломератов  обычно выступают крупные компании различных отраслей и сфер деятельности, в частности нефтяные, обладающие значительными объемами финансовых средств и стремящиеся диверсифицировать свой продукт.6

      Компании  в сфере сервиса, деятельность которых  выходит за пределы национальных границ, имеющие филиалы в других странах, кроме страны регистрации, называют транснациональными корпорациями. Объединения компаний в сфере сервиса, базирующихся в различных странах, принято называть межнациональными компаниями. Относительно небольшие компании в сфере сервиса, базирующиеся в разных странах, для проникновения на иностранные рынки довольно часто создают совместные предприятия (СП).

      К контрактной форме объединений  относят объединения, создаваемые  в виде консорциумов. В отличие  от сетевых франчайзинговых форм объединений, в которых поддерживаются общие стандарты качества предлагаемых продуктов, независимые компании, входящие в консорциумы, самостоятельно принимают решения по видам предлагаемых продуктов и поддержанию собственных стандартов качества. Преимущества вхождения в консорциумы состоят в том, что в этом случае создаются общие органы, осуществляющие функции маркетинга, снабжения и сбыта, подготовки персонала, возможно согласование политики цен. Консорциумы создают общие информационные сети, сети резервирования мест в гостиницах.

Информация о работе Роль и развитие сервиса в России и за рубежом