Роль и значение финансовых рычагов в регулировании рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Исходя из заявленной цели работы, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть факторы, обусловившие появление и функционирование рынка финансовых инструментов в современной экономике, обосновать значение финансовых рычагов.
2. Определить содержание, цели, задачи государственного регулирования рынка.
3. Выявить и проанализировать пути повышения эффективности государственного регулирования рынка производных финансовых инструментов.
Объектом исследования является финансовый рынок.

Содержание работы

Введение 3
1 Финансовый механизм, его составные звенья, рычаги и элементы 5
2 Значение системы финансовых рычагов и стимулов 14
3 Пути повышения эффективности финансовых рычагов и стимулов 21
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 89.71 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)» (Университет машиностроения)

 

Кафедра «Экономика и организация производства»

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине Макроэкономика

На тему: «Роль и значение финансовых рычагов в регулировании рынка»

 

 

 

Направление подготовки Экономика

Курс 2

Семестр 4

Студент

 

 

Оценка  ____________

Дата _______________

 

РЦ п.Октябрьский

2012 г

 

Оглавление

 

Введение 3

1 Финансовый механизм, его составные звенья, рычаги и элементы 5

2 Значение системы финансовых рычагов и стимулов 14

3 Пути повышения эффективности финансовых рычагов и стимулов 21

Заключение 28

Список использованной литературы 30

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Процесс глобализации как новый этап в развитии современного мирового хозяйства ознаменовался  стремительным ростом финансовых рынков, которые оказывают большое влияние  на сферу реальной экономики, торговли и производства. Причем, если еще  недавно финансовые рынки обслуживали  реальный сектор экономики и отражали протекающие на них процессы, то сегодня финансовые рынки приобрели  самостоятельное значение.

Перед государством встает задача обеспечения  устойчивости и эффективности функционирования национальной экономики и финансовых рынков в условиях их открытости, что  требует учета всевозрастающего числа взаимовлияющих факторов и  ведет к снижению возможностей регуляторного  воздействия со стороны государства. Одновременно возрастает вероятность  негативных последствий государственного регулирующего воздействия вследствие неправильного определения объектов, характера и времени такого воздействия.

Актуальность выбранной темы связана  также с тем, что усиление роли финансовых рынков в экономике влечет за собой возрастание их значения в качестве объекта государственного регулирования.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основе исследования применяемых рычагов регулирования рынка разработать целостную концепцию его государственного регулирования и практические рекомендации, направленные на совершенствование механизма регулирования рынка производных финансовых инструментов в современных условиях.

Исходя из заявленной цели работы, были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть факторы, обусловившие  появление и функционирование  рынка финансовых инструментов  в современной экономике, обосновать значение финансовых рычагов.

2. Определить содержание, цели, задачи  государственного регулирования  рынка.

3. Выявить и проанализировать  пути повышения эффективности государственного регулирования рынка производных финансовых инструментов.

Объектом исследования является финансовый рынок.

Предметом исследования является комплекс финансовых рычагов, необходимых для государственного регулирования рынка.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

 

 

1 Финансовый  механизм регулирования рынка, его составные звенья, рычаги и элементы

 

В управлении процессом функционирования финансовых отношений общество использует различные экономические, а также  организационно-правовые методы, формы, стимулы и т. п.

Устанавливая способы организации  финансовых отношений, государство  оформляет их в законах и других актах нормативного характера.

Оно определяет методы распределения  валового внутреннего продукта, формы  денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования  государственных финансовых ресурсов.

При этом используется финансовый механизм, представляющий собой совокупность методов и форм, инструментов и  рычагов воздействия на экономическое  и социальное развитие общества в  процессе осуществления распределительных  и пере распределительных финансовых отношений.

Финансовый механизм является составной  частью, важнейшей подсистемой хозяйственного механизма государства.

Его функционирование происходит в  процессе формирования, распределения  и использования разнообразных  фондов денежных средств. Учитывая наличие  различных сфер и звеньев финансовых отношений, следует рассмотреть  его составные части в виде: финансового механизма коммерческих предприятий и хозяйственных  организаций, финансового механизма  некоммерческих организаций и учреждений, страхового механизма и механизма  функционирования государственных  финансов.

Учитывая, что в процессе кругооборота средств в народном хозяйстве  финансовые и кредитные ресурсы  тесно взаимосвязаны и практически  неразрывны, некоторые ученые-экономисты считают необходимым рассматривать  единый финансово-кредитный механизм.

Во всех случаях каждая из рассматриваемых  сфер, с точки зрения воздействия  на общественное воспроизводство, содержит определенные функциональные звенья (мобилизации ресурсов, финансирование, стимулирование и т. п.), имеющие количественную и качественную определенность.

Количественная определенность проявляется  в сумме ресурсов, выделяемых на те или иные цели, что является первоосновой функционирования финансового механизма, так как без соответствующих ассигнований невозможно решение каких-либо задач по развитию общества.

Одновременно важно и то, каким  образом осуществлялось формирование предоставленных ресурсов, в каких  формах и по каким каналам происходило  их движение, на каких условиях они  выделялись и использовались[5, c.117].

Это характеризует качественную определенность действия финансового механизма. Как  известно, свой «вклад» в современное  кризисное состояние финансов внес так называемый затратный механизм управления производством (оценка станков  по весу, «стройки века», огромное незавершенное  строительство и т. п.), что приводило  к распылению средств, непроизводительному  их использованию.

Функционирование финансового  механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода (подсистемы) финансового воздействия  на развитие общества[8, c.63]:

  • финансовое обеспечение;
  • финансовое регулирование.

Установление их приоритетности определяется направлениями финансовой политики государства. При этом, чем выше уровень развития общества и его народного хозяйства, тем значительнее роль финансового регулирования. Финансовое обеспечение реализуется посредством установленной системы, которая может осуществляться в нескольких формах. Различные формы финансового обеспечения, как правило, применяются одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Нахождение и обоснование таких пропорций — важнейшая задача финансовых работников всех рангов[9, c.102].

Финансовые инструменты представляют собой финансовые активы и финансовые обязательства и охватывают множество различных видов активов и обязательств. В отличие от российских правил бухгалтерского учета и отчетности согласно МСФО производные финансовые инструменты отражаются в балансе либо как финансовые активы, либо как финансовые обязательства.

Категории финансовых инструментов                    Таблица 1

Категории

Договорные требования

Категория 1

Финансовые активы или обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости  через прибыль или убыток

Финансовые активы, приобретенные  или принятые с целью извлечения прибыли в результате краткосрочных  колебаний цен или маржи дилера

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Акции и облигации других эмитентов, имеющие рыночную котировку

Государственные облигации, предназначенные  для торговли

Производные финансовые инструменты, базовым активом которых являются активы групп 1 и 2 этой категории

Категория 2

Финансовые активы, имеющиеся в  наличии для продажи

Группа 1

 

Группа 2

 

Группа 3

 

Группа 4

Векселя к получению, предназначенные  для расчетов

Облигации, не имеющие рыночной котировки

Привилегированные акции других эмитентов  с условиями обязательного выкупа, не имеющие рыночной котировки, предназначенные  для продажи

Средства в иностранной валюте на счетах в уполномоченных банках, предназначенные для продажи

Ссуды, права требования, по которым  с большой долей вероятности  будут переуступлены

Категория 3

Ссуды, займы и дебиторская задолженность, предоставленные компанией

Категория 4

Финансовые вложения, удерживаемые до погашения

Финансовые активы с фиксированными или определяемыми платежами, фиксированным  сроком погашения, по которым компания твердо намерена и способна владеть  до погашения, кроме ссуд и дебиторской  задолженности

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Векселя, удерживаемые до погашения

Облигации, удерживаемые до погашения

Государственные облигации, удерживаемые до погашения


Особое место в рыночных условиях занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью акций и других ценных бумаг.

Количественные параметры и  разнообразные способы их определения  являются наиболее активной частью финансового  механизма. Их неоднократно подвергают корректировке, учитывая изменения  в условиях производства и задач, стоящих на определённом этапе.

Как известно, в последние годы неоднократно изменялись ставки налога на добавленную стоимость, акцизы и  другие налоговые платежи.

Финансовое регулирование как  метод финансового воздействия  связано с регламентированием распределительных  отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности. Поскольку финансы выражают распределительные  отношения, то и содержание финансовых методов регулирования различных  сторон развития общества заключается  в том, что они, по сути являются конкретными формами, способами распределения, основывающимися на сальдовом и налоговом методах.

Сальдовый метод предполагает осуществление  распределения доходов по элементам  с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при  этом методе определяются на основе специальных  расчетов.

При налоговом методе сумма дохода распределяется по нормативам (ставкам, срокам), устанавливаемым законом  для отдельных элементов.

Каждому из них в системе распределительных  отношений придается определенное целевое назначение в виде закрепленных за ними функций (налог на прибыль, налог  на добавленную стоимость, акцизы, амортизационные  отчисления и т. п.).

Финансовое обеспечение и финансовое регулирование, равно как и каждая сфера, а также звенья взаимосвязаны  и взаимозависимы. Однако их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, что требует согласования и увязки всех составляющих финансового механизма.

Функционирование финансового  механизма обеспечивается через  определенные организационные структуры.

К ним относятся: правовое регламентирование, планирование (прогнозирование) и управление. Правовое регламентирование, заключающееся  в разработке и принятии законодательных  актов по организации финансовой деятельности, осуществляют органы государственной  власти.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов  хозяйствования и государства, а  результатом — составление различных  видов финансовых планов и прогнозов, бизнес-планов. Конкретные задачи финансового  планирования определяются финансовой политикой.

Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью  особых приемов и методов, в том  числе стимулов, имеющих две стороны  — поощрение и санкции.

В современных условиях хозяйствования особо важное значение имеет усиление научного обоснования управленческих решений по финансам, учет опыта государств, осуществляющих свою деятельность в условиях рыночного хозяйства.

Схематически финансовый механизм хозяйствующих субъектов можно  представить в следующем виде ( рис. 1).

С созданием современной экономической  модели, как известно, изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства.

Вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозорганов, строго регламентировавшего состав фондов, пропорций, условий их образования  и использования посредством  установления плановых заданий, норм, нормативов и т. п., используются разнообразные  косвенные финансовые инструменты.

 

Рисунок 1 Структура финансового механизма

С их помощью, а следовательно, при активном участии финансового механизма, в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ресурсов, монопольная и внешнеэкономическая деятельность, обеспечивающая необходимость соблюдения правовой и договорной дисциплины, стимулирование развития производства, совершенствование хозяйственной деятельности.

Наряду с действием финансового  механизма в производственной сфере  коммерческой деятельности важное значение имеет его организация и в непроизводственной сфере.

Причем здесь его формы подверглись  особенно существенной перестройке, направленной на более полное удовлетворение потребностей граждан в квалифицированном  социально-культурном обслуживании.

Перестройка финансового механизма  в этой сфере позволила расширить  самостоятельность в использовании  находящихся в распоряжении учреждений и организаций финансовых средств.

Действующий финансовый механизм в  отраслях социально-культурного обслуживания характерен сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг.

Произошла и перестройка системы  бюджетного финансирования — переход  на нормативный метод покрытия затрат, предусматривающий возмещение потребностей учреждений и организаций, финансируемых  из бюджета на основе нормативов, определенных из расчета социальных расходов на одного жителя или других показателей.

Отменена и ранее действующая  жесткая регламентация использования  бюджетных ассигнований. Осуществлен  переход от выделения средств из бюджета по отдельным статьям расходов к их финансированию по нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности этих учреждений и организаций (с сохранением выделения средств на некоторые статьи).

Информация о работе Роль и значение финансовых рычагов в регулировании рынка