Роль и значение финансовых рычагов в регулировании рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Исходя из заявленной цели работы, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть факторы, обусловившие появление и функционирование рынка финансовых инструментов в современной экономике, обосновать значение финансовых рычагов.
2. Определить содержание, цели, задачи государственного регулирования рынка.
3. Выявить и проанализировать пути повышения эффективности государственного регулирования рынка производных финансовых инструментов.
Объектом исследования является финансовый рынок.

Содержание работы

Введение 3
1 Финансовый механизм, его составные звенья, рычаги и элементы 5
2 Значение системы финансовых рычагов и стимулов 14
3 Пути повышения эффективности финансовых рычагов и стимулов 21
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 89.71 Кб (Скачать файл)

Денежные средства, поступившие  из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов, используемый на нужды учреждения (заработная плата, фонды экономического стимулирования, расчеты с другими  организациями, банками и т. п.).

 

Рисунок 2. Инструменты государственного регулирования рынка

Набор инструментов государственного регулирования включает в себя следующие  основные элементы: экономическое прогнозирование, программирование экономического развития, бюджетирование, индикативное планирование.

Экономическое прогнозирование —  предвидение будущего состояния  экономики и сопряженных с  ней сфер.

Экономический прогноз — исходная основа для определения целей, выработки  стратегии и тактики социально-экономического развития.

Программирование экономического развития - разработка и реализация программ развития всей экономики или  отдельных ее сфер (регионов, многоотраслевых  комплексов и т. д.). Программы экономического развития - основной инструмент прямого  активного вмешательства государства  в ход воспроизводственного процесса в условиях рыночных отношений.

Бюджетирование экономического развития представляет собой разработку и  реализацию государственного бюджета  страны как инструмента воздействия  государства на ход экономического развития. Государственный бюджет представляет собой основной документ реального  управления экономическим развитием  страны.

Индикативное планирование представляет собой многоэтапный процесс, включающий разработку плана развития экономики  страны, имеющего рекомендательный характер, доведение до хозяйствующих субъектов  его показателей, контроль за выполнением плановых показателей, стимулирование агентов производства следованию в своей деятельности наметкам индикативного плана.

Индикативный план — основной документ для выработки и проведения макроэкономической политики в рамках национальной экономики.

Механизм воздействия осуществляется по следующим направлениям:

  • эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов, благодаря чему расширяются возможности выпуска продукции с высокой отдачей, создаются условия для развития новых технологий;
  • поощрительные фонды. Используются на предприятии с целью повысить заинтересованность работников в более интенсивном и эффективном труде;
  • бюджетные стимулы. Субъектом стимулирования выступает государство. Это система платежей в бюджет и система бюджетного финансирования;
  • система финансовых льгот и санкций.

Льготы расширяют возможности  наиболее эффективного инвестирования денежных средств в производство и создают благоприятные условия для его роста. К ним относятся разрешение на ускоренную амортизацию, освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на научно-технические разработки или природоохранные мероприятия. Санкции усиливают материальную ответственность субъектов за конечный результат деятельности, нарушения требований договорной, расчетной и финансовой дисциплины.

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются[10, c.42]:

  • налоги;
  • дотации;
  • фиксированные цены.

Таким образом, инструменты регулирования  рынка – это методы, используемые государством для обеспечения динамичного развития экономики страны: налоги, кредиты, тарифы, целевые дотации и инвестиции.

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка  считаются налоги, поскольку они  не ограничивают свободу действий экономических  агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

 

2 Значение системы финансовых рычагов и стимулов

 

Все мероприятия финансовой политики, направляемые к упорядочению бюджетного устройства, корректированию денежного  обращения, организацию кредита, совершенствованию  ценообразования не в состоянии  преодолеть экономический кризис, составляющий основу кризиса финансов.

Выход состоит в повышении производительности труда в сфере материального  производства, в увеличении емкости  рынка, как за счет крупного производства, так и за счет увеличения товарного  предложения со стороны мелких предпринимателей, производящих промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Таким образом, укрепление финансов зависит  от развития производства и товарооборота, а устойчивость финансов, бездефицитность бюджета и стабильность денег в свою очередь являются важнейшими факторами успешного развития народного хозяйства.

Инструментами же формирования и использования, централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов в процессе распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта и  национального дохода являются финансовые рычаги[4, c.89].

В их состав входят: прибыль, налог  на прибыль (доходы) предприятий и  организаций различных форм собственности, амортизационные отчисления, отчисления на социальное страхование, налоги с  населения, страховые платежи и  т. п.

При расходовании фондов финансовых ресурсов как централизованных, так  и децентрализованных используются финансовые рычаги, связанные с финансированием  капитальных вложений, расходованием  оборотных средств, фондов экономического стимулирования, дотаций, пенсионных источников, сумм страховых возмещений по всем видам страхования, пособий, стипендий  и др.

Каждый финансовый рычаг выполняет  определенную функцию и имеет  конкретную характеристику. Однако в  совокупности они взаимосвязаны  между собой и представляют целостную  систему показателей, используемых при организации и регулировании  финансовых отношений[2, c.53].

Участвуя в формировании и использовании  фондов денежных ресурсов, финансовые рычаги должны воздействовать на экономическую  деятельность хозяйственных органов, стимулировать экономический рост, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, выполнять все другие задачи, связанные с организацией производства в условиях коммерческого расчета.

Воздействие финансовых рычагов на развитие общественного производства зависит от функций, которыми они  наделены, и от реализации этих функций  на практике.

Так, исторический опыт показывает, что  налоги при правильном их применении приносят огромную пользу государству, а при ошибочном — непоправимый вред. Даже технический момент в  налоговой практике играет очень  важную роль. Классическим примером этого  в истории советской экономики  является факт замены продразверстки продналогом.

В результате этого налог стал взиматься в другой форме и это привело к положительным результатам, хотя тяжесть обложения сохранилась почти на прежнем уровне. Отсюда вывод — все финансовые рычаги требуют к себе самого внимательного отношения, как при их разработке, так и при применении.

Важное значение играет как в производственной, так и непроизводственной деятельности система финансовых стимулов, являющихся рычагами воздействия на общественное производство.

Превращение финансов в инструмент, обеспечивающий органическое включение  товарно-денежных отношений в механизм управления рыночной экономикой, усиление воздействия финансов на производство в современных условиях хозяйствования происходит путем совершенствования  всех форм финансовых отношений, в том числе и посредством активизации финансовых стимулов — поощрением за хорошие показатели деятельности и применением санкций за нарушения.

Различного рода стимулы, выражающие содержание финансового механизма, могут быть применены при формировании доходов, накоплений и фондов. Широкий  спектр различных льгот предусмотрен по налогам, взимаемым в бюджет путем  частичного или полного освобождения предприятий от их уплаты.

Целью стимулирования является увеличение средств, направляемых на мероприятия, связанные с развитием производства, с социальными потребностями  работников, природоохранными действиями, благотворительными целями, расширением  производства отдельных видов продукции (работ, услуг). При сокрытии же доходов  или уплате их с опозданием применяются  разного рода санкции как экономического, так и административного характера, вплоть до уголовной ответственности.

Льготы и санкции применяются  и при организации финансирования и кредитования производственной деятельности предприятий и организаций всех форм собственности. Например, они могут  быть применены за не целевое использование  средств, несвоевременное погашение  банковских ссуд.

Важное значение имеет и разработка количественных параметров каждого элемента финансового механизма, т. е. определение ставок, норм и нормативов выделения и изъятия средств, объема отдельных фондов, уровня расходования финансовых ресурсов и пр.

Одним из основополагающих принципов  деятельности законодательных и  исполнительных органов, связанных  с применением финансовых рычагов  и стимулов, разработкой норм и  нормативов, является оперативный учет изменений хозяйственных процессов  и своевременное воздействие  на них, направленное на повышение эффективности  экономического развития государства.

 

Таким образом, финансовый рычаг – инструмент формирования и использования финансовых ресурсов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. В их состав входят[1, c.74]:

1) прибыль;

2) налог на прибыль;

3) амортизационные отчисления;

4) отчисления на социальное страхование;

5) налоги с населения.

Роль финансовых рычагов в условиях перехода от административно-командных  к рыночным методам хозяйствования существенно возросла. Финансовые рычаги стали важнейшим инструментом стимулирования народного хозяйства.

С помощью финансовых рычагов решаются задачи:

1) регулирования общего уровня  финансовых ресурсов в сфере  производства;

2) ограничения монопольной деятельности;

3) регулирования внешнеэкономической  деятельности предприятий, пропорции  распределения денежных средств,  инвестиционных и инновационных  процессов.

Наибольшую роль играют налоги. С  их помощью регулируется уровень  рентабельности и размер денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятия. Изымая часть накоплений, государство  создает у предприятия стимул к изысканию дополнительных резервов роста прибыли, прежде всего за счет повышения эффективности производства. С переходом к рыночным отношениям преобладают налоговые методы изъятия доходов предприятий.

Подоходный налог с населения  играет определенную роль в повышении  трудовой активности работников.

В условиях рыночной экономики система  финансовых рычагов воздействует на развитие производства и через прямое регулирование пропорции между  денежными фондами, участвующими в  производственном процессе. Чтобы не допустить сбоев в работе, предприятие  широко использует финансовые нормы  и нормативы, резервные фонды  и т. д.

Через изменение соотношения между  фондами накопления и потребления  финансовые рычаги непосредственно  влияют на экономический рост.

Финансовый стимул – организационная  форма финансовых отношений, с помощью  которой можно влиять на материальные интересы хозяйствующих субъектов.

Выделяют:

1) эффективные направления инвестирования  финансовых ресурсов, благодаря  чему расширяются возможности  выпуска продукции с высокой  отдачей, создаются условия для  развития новых технологий;

2) поощрительные фонды. Используются  на предприятии с целью повысить  заинтересованность работников  в более интенсивном и эффективном  труде;

3) бюджетные стимулы. Субъектом  стимулирования выступает государство.  Это система платежей в бюджет  и система бюджетного финансирования;

4) система финансовых льгот и  санкций. Льготы расширяют возможности  наиболее эффективного инвестирования  денежных средств в производство и создают благоприятные условия для его роста. К ним относятся разрешение на ускоренную амортизацию, освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на научно-технические разработки или природоохранные мероприятия. Санкции усиливают материальную ответственность субъектов за конечный результат деятельности, нарушения требований договорной, расчетной и финансовой дисциплины.

Таким образом, государственное регулирование  рынка представляет собой активное вмешательство государственных  органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих  социальных проблем. Необходимость  данного момента возникает при  несовершенстве отдельных рынков, которое  проявляется в нестабильности, частичном  учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще  одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность  в решении макроэкономических задач. К ним относятся:

  • Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
  • Борьба с инфляцией;
  • Объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие.

Государственное регулирование рынка  ставит перед собой следующие  цели: Стабилизация рыночных отношений, установление их равновесия или сдвиг, направленный на их равновесие или  отклонение.

Методы государственного регулирования, с помощью которых достигаются  вышеуказанные цели:

  • Путем контроля за объемами производства и уровнем цен – в этом случае государством устанавливаются конкретные цены или вводятся рыночные квоты;
  • Путем применения государственных финансовых инструментов – выражается в введении налогов и дотаций на определенные сферы деятельности;
  • Путем установления фиксированных цен.

Информация о работе Роль и значение финансовых рычагов в регулировании рынка