Роль и значение конкуренции в экономике. Типы конкурентных рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 19:19, реферат

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Понятие конкуренции. Виды конкуренции. 6
1.1. Сущность конкуренции 6
1.2. Функции конкуренции 8
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной 10
конкуренции.
2.1. Совершенная конкуренция. 10
2.2. Несовершенная конкуренция 14
2.2.1. Монополистическая конкуренция 14
2.2.2. Олигополия 17
2.2.3. Чистая монополия 24
Глава 3. Значение конкуренции. Инструменты развития конкуренции и направления их совершенствования 31
3.1. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование 33
3.2. Налоговая политика 35
3.3 Государственные программы развития инфраструктуры и отдельных отраслей 37
3.4. Государственные закупки 39
3.5. Регулирование совершенных монополий 40
3. 6. Развитие малого и среднего предпринимательства 44
Заключение 46
Список литературы 48

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)
    • нечестная конкуренция.

Как и на олигополистическом рынке, в монополизированной отрасли  эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии реальны лишь там, где такие предприятия способны существенно снижать издержки. Это создает высокий барьер перед всеми желающими проникнуть в отрасль, а при  благоприятных для фирм-лидеров обстоятельствах позволяет им полностью монополизировать рынок.       Важным частным случаем монополистической структуры рынка, формирующейся на основе преимуществ крупного производства, являются естественные монополии. В отраслях базирования естественных монополий предприятие оптимального размера должно иметь мощности, рассчитанные на выпуск большего объема продукции, чем реальный размер рынка. Поэтому чем больше компания, чем ближе она к полному охвату рынка, тем ближе ее размер к оптимальному и, следовательно, тем ниже издержки. Вот эти-то рекордно низкие издержки и служат естественным экономическим барьером для всех, стремящихся к вторжению в отрасль.        Если отвлечься от случая естественной монополии, то, кроме экономических барьеров, монополию обычно защищают барьеры правовые (легальные), причем нередко именно они играют решающую роль.     Самым распространенным источником легальных барьеров являются права собственности. Если в собственности некой фирмы оказываются, например, уникальные источники сырья, земли с особыми свойствами и т.п., это автоматически создает предпосылки для возникновения монополии.   Легальной защитой пользуются и права интеллектуальной собственности. Так, надлежащим образом оформленное и зарегистрированное изобретение (подтверждающий это документ называется патент) дает его владельцу монопольное право на производство соответствующей продукции в течение определенного времени. Владелец патента может сам осуществлять монопольное право, но может за вознаграждение в полном или частичном объеме предоставлять его другим лицам (выдавать лицензию).        У барьеров, связанных с научно-техническими достижениями, есть не только правовая, но и часто экономическая составляющая. Их собственник обладает уникальными знаниями, которые недоступны конкурентам вне зависимости от правовых норм. Такого рода специальные знания принято называть ноу-хау (от англ. Know how, буквально означающего «знаю как»), и они также оберегают монополию изобретателя от нарушения его прав.  Еще одним видом легальных барьеров может быть предоставление государством исключительных (монопольных) прав на производство и (или) торговлю определенной продукцией только одной фирме. Чаще всего подобные исключительные права предоставляются по соображениям национальной или общественной безопасности. В России существует закон о государственной монополии на производство и продажу алкогольной продукции. Однако содержащиеся в нем нормы—вопреки названию—   закрепляют не монополию, а лишь жесткий государственный контроль за этими видами деятельности.    Еще один тип барьеров на пути в монополизированную отрасль— это так называемая нечестная конкуренция. Крупный производитель в борьбе с более мелкими конкурентами обладает большими возможностями, фактически сводящимися к применению грубой силы. Так, конкурентов можно лишить доступа к сырью, кредитам, рынкам сбыта.       Схема здесь примерно одна во всех случаях. Вытеснить с рынка честной борьбой мелкого конкурента бывает довольно трудно. Но есть и иной путь. Допустим, можно обратиться к руководству фирм-партнеров(железных дорог, перевозящих грузы монополиста и грузы конкурента; торговых фирм, реализующих их товары; банков, предоставляющих кредиты и т.п.) с ультиматумом: выбирайте, или мелкий конкурент, или наша корпорация. При  этом учитывается, что за счет продуктов данной корпорации фирмы-партнеры делают значительную долю своего оборота, а за счет мелкого конкурента- сотые доли процента. Поэтому ответ на ультиматум очевиден. Под благовидным предлогом перестанут закупать продукцию мелкого конкурента, откажутся ее перевозить, прекратят кредитование и т.п. в результате появляется возможность вытеснить конкурента и установить монополию даже там, где честным путем она никогда бы не сложилась.

Распространенной  разновидностью нечестной конкуренции является демпинг— умышленная продажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения с рынка конкурента. Крупная фирма—потенциальный монополист—наверняка имеет большие финансовые резервы.  Поэтому она способна долго торговать себе в убыток по заниженным ценам, вынуждая к тем же действиям конкурента. Когда последний не выдержит и разорится, монополист вновь поднимет цены и компенсирует свои убытки.      Особенно много возможностей нечестной конкуренции таится в современной рекламе. Имея большой рекламный бюджет (что всегда легче для фирмы-гиганта), можно легко опорочить продукцию конкурентов или внушить неверные представления о своих изделиях.        Особо высокая степень несовершенства рынка при монополии проявляется в том, что типичные последствия несовершенной конкуренции реализуются на этом рынке с особой силой, а именно наблюдаются:

  • существенное недопроизводство товаров по сравнению с конкурентным уровнем;
  • значительное завышение цен в сравнении с величиной, которая сложилась бы при совершенной конкуренции;
  • тенденция к постоянному получению экономической прибыли.

Полное отсутствие конкурентов на рынке позволяет  монополисту столь резко ограничить предложение, что уровень цен  поднимается до экономически обоснованного (с точки зрения монополиста) максимума.      В силу непреодолимости барьеров для входа в отрасль здесь помимо воли монополиста не создаются новые производственные мощности. То есть в экономическом смысле краткосрочный период никогда не сменяется долгосрочным, если только это не обещает принести дополнительную прибыль монополисту. Поэтому, однажды возникнув, экономическая прибыль присваивается монополистом на постоянной основе. Другое дело, что монополия может стать убыточной из-за автономного падения спроса ниже ее средних общих издержек. Например, становится убыточной отрасль в целом: ее продукция даже по минимальным (окупающим издержки) ценам может оказаться никому не нужной. На практике такое случается иногда со старыми, умирающими отраслями. В этой ситуации монополист по идее должен ликвидировать свое производство. Ведь коммерческое предприятие, убыточное в долгосрочном периоде, не имеет права на существование. Однако потеря целой отрасли— тяжелое испытание для всей экономики. Поэтому обычно дело кончается национализацией монополии с выплатой ее владельцам соответствующей компенсации и дальнейшим функционированием фирмы в качестве государственного предприятия. Убытки в этом случае покрываются за счет бюджета.      Еще одной особенностью рыночного поведения монополистов является х-неэффективность. Этот общепринятый термин, как ни странно, заимствован из русской литературы. Описывая потенциал русской и французской армий в «Войне и мире», Лев Толстой кроме материальных факторов(численность войск, их вооружения и др.) выделил еще и х-фактор—боевой дух войска. Присутствие или отсутствие х-фактора предопределяет эффективность, с которой будут использованы материальные факторы силы. В результате чего малое и плохо вооруженное войско может порой на голову разбить превосходящие силы противника.            С легкой руки американского экономиста Х. Либенстайна этот термин стал активно использоваться применительно к монополии. Дело в том, что при всех других типах рынка а поддерживать боевой дух «экономического войска» на высоком уровне фирму волей-неволей вынуждают конкуренты. Если фирма не будет, например, снижать издержки до минимального уровня, ее продукция окажется дороже, чем у соперников,  и ее перестанут покупать.

В случае с монополией этот естественный ограничитель отпадает— конкурентов у монополиста нет. Именно поэтому для фирм-монополистов свойственно понижение эффективности использования ресурсов. Все ненужные расходы—от зарплаты лодыря-рабочего до роскоши кабинетов высших менеджеров— могут быть включены в издержки. Лишенный выбора покупатель будет вынужден их оплачивать. В целом х-неэффективностью называется бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.           Яркими примерами монополии служат: коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики газа, электричества (Газпром, нефтепром, РЖД, водоканал).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Значение конкуренции. Инструменты развития конкуренции и

направления их совершенствования

Во-первых, конкуренция  обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния на контрагента. Если, например, вас не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, стать регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.        Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.  В-третьих, конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.           В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда.       Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.

 

 

 

 

 

 

3.1. Таможенно-тарифное  и нетарифное регулировании

Установление  таможенных пошлин является весьма действенным  инструментом влияния на состояние конкурентной среды.      Во-первых, в целях повышения эффективности таможенно-тарифного регулирования необходимо провести анализ и ревизию действующих импортных и экспортных пошлин с точки зрения их влияния на конкуренцию.  
По результатам этой работы могут быть сокращены количество и размер пошлин, фискальное или регулятивное значение которых не подтверждено, определены временные границы действия и динамика изменения пошлин в целях усиления их регулирующего воздействия на экономику.      Во-вторых, необходимо принимать во внимание, что введение мер торговой защиты внутреннего рынка может существенно ограничивать импорт, что в условиях высокой концентрации отечественного производства может привести к искажению условий конкуренции на соответствующих товарных рынках. Решение о введении таких мер должно приниматься в целях необходимости повышения глобальной конкурентоспособности российских предприятий и с учетом последствий для конкуренции внутри страны.       В-третьих, необходимо продолжить практику проведения мониторинга конкурентной среды на товарных рынках, затронутых мерами торговой защиты. Целью мониторинга должны быть анализ эффективности принятых мер и предотвращение возможных злоупотреблений со стороны защищаемых товаропроизводителей, положение которых на рынке упрочилось, а результатом – своевременная постановка вопроса об отмене, продлении или изменении защитных мер.             В-четвертых, целесообразно рассмотреть возможность при распределении импортных или экспортных квот более широкого использования конкурентных механизмов распределения (например, аукционы). Однако, использование данных механизмов возможно только после тщательного анализа сложившейся системы распределения квот и оценки последствий изменения принципов распределения, поскольку принятие решений об изменении может повлечь как позитивные (в виде расширения круга пользователей квот), так негативные (в виде снижения доступа небольших компаний для пользования квотами), последствия с точки зрения конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Налоговая  политика

Налоговая политика – важный фактор регулирования деловой  активности и формирования инвестиционно-привлекательной среды.      В условиях глобальной экономики важную роль играет налоговая конкуренция между государствами. Страны вынуждены проводить налоговую политику, максимально способствующую привлечению инвестиций и повышению конкурентоспособности национальной экономики. Основным критерием, определяющим конкурентоспособность налоговой системы, является совокупная налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты, складывающаяся из номинального налогового бремени и издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов .      В последнее время в Российской Федерации приняты изменения в налоговое законодательство, направленные на снижение номинальной налоговой нагрузки. Работа в этом направлении еще не завершена и в ее рамках будут реализованы меры по снижению номинальной нагрузки как на экономику в целом, так и отдельные отрасли. Между тем номинальное налоговое бремя в Российской Федерации в целом сопоставимо с общеевропейским уровнем.  
При этом сохраняющиеся издержки налогоплательщиков, связанные с процедурами налогового контроля и особенностями правоприменительной практики делают обязанность по уплате налогов более обременительной по сравнению с другими странами. Это приводит к увеличению совокупной налоговой нагрузки и к попыткам ее минимизации за счет уклонения от уплаты налогов.  
В результате, с одной стороны, снижается конкурентоспособность налоговой системы, а с другой – компания, использующая различные схемы уклонения от налогообложения получает дополнительные необоснованные конкурентные преимущества. Компании, использующие такие схемы, обладают значительным конкурентным преимуществом по сравнению с организациями, ведущими легальный бизнес.             В целях повышения конкурентоспособности российской налоговой системы необходимо реализовать следующие меры.       Во-первых, продолжить работу по снижению общего налогового бремени с учетом возможностей бюджета и задач по диверсификации экономики.  Во-вторых, упростить форму и процедуры представления налоговой отчетности.              В-третьих, сократить срок возмещения НДС по итогам камеральных налоговых проверок для налогоплательщиков, регулярно представляющих налоговую отчетность и исполняющих законные обязательства по уплате налогов. В-четвертых, предусмотреть налоговое стимулирование для предприятий, направляющих средства на развитие технологий, обеспечивающих повышение их конкурентности и расходы на снижение уровня издержек. В первую очередь это касается стимулирования энергосбережения и внедрения экологически чистых технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Государственные  программы развития инфраструктуры  и отдельных 

отраслей

Программы и  планы развития отдельных отраслей или сфер экономической деятельности могут быть эффективным инструментом конкурентной политики. Так, стратегия и программы по развитию транспортной инфраструктуры включают в себя конкретные объекты строительства, которые могут быть скорректированы с учетом потребностей бизнеса, планов перспективного развития территорий. Подобный подход к планированию повысит эффективность управления экономического развития и, соответственно, конкуренции.  
Программы отраслевого развития, инвестиционные программы субъектов естественных монополий должны быть не только увязаны между собой, но и соотноситься с общей политикой развития конкуренции в Российской Федерации. То есть быть направлены на создание инфраструктуры в тех местах, где наблюдается дефицит. Совершенствование данного инструмента конкурентной политики должно идти по следующим направлениям.       Во-первых, следует принять требования к процедурам разработки и согласования органами власти инвестиционных программ субъектов естественных монополий. Важно, чтобы эти процедуры были публичными, а при их согласовании соблюдались разработанные критерии конкурентной направленности программ.             Во-вторых, в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок разработки и реализации долгосрочных целевых программ и федеральных целевых программ, необходимо предусмотреть обязательные процедуры публикации и обсуждения их проектов, порядок учета мнений и предложений со стороны предпринимателей.           В-третьих, целесообразно провести экспертизу действующих федеральных целевых программ и рассмотреть возможность включения в них мероприятий по поддержанию, развитию или внедрению конкуренции на рынки, затрагиваемые настоящей федеральной целевой программой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Государственные  закупки

Действующая в Российской Федерации система государственных закупок направлена на повышение их эффективности, минимизации затрат и коррупции. Благодаря своей прозрачности и открытости для участников она способствует развитию конкуренции. Данные о результатах проводимых торгов свидетельствуют о расширении круга их участников и ужесточении конкурентной борьбы за поставку товаров бюджетным организациям. Значительное влияние на экономику в целом и формирование конкурентной среды обусловлено общими размерами бюджетных средств, освоенных в рамках размещения государственного заказа.           Развитие системы государственных закупок направлено на расширение возможностей поиска информации потенциальными участниками размещения государственного заказа о торгах, проводимых органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными заказчиками.     Совершенствование системы государственного заказа должно предусматривать следующие меры.           Во-первых, создание единого общероссийского сайта по государственным и муниципальным закупкам; объединение соответствующих информационных ресурсов на мощностях Федерального информационного центра;   Во-вторых, переход на электронную форму аукционов при размещении заказов. Это позволит исключить рутинность «бумажных» процедур, снизить вероятность сговора между участниками торгов (за счет обеспечения анонимности участия в электронных аукционах), обеспечить максимальный доступ предпринимателей на торги (через сеть Интернет, без необходимости выезда на место проведения аукциона). Для обеспечения ликвидности торгов информация об электронных аукционах также должна быть сконцентрирована на ограниченном количестве ресурсов.

Информация о работе Роль и значение конкуренции в экономике. Типы конкурентных рынков