Роль и значение конкуренции в экономике. Типы конкурентных рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 19:19, реферат

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Понятие конкуренции. Виды конкуренции. 6
1.1. Сущность конкуренции 6
1.2. Функции конкуренции 8
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной 10
конкуренции.
2.1. Совершенная конкуренция. 10
2.2. Несовершенная конкуренция 14
2.2.1. Монополистическая конкуренция 14
2.2.2. Олигополия 17
2.2.3. Чистая монополия 24
Глава 3. Значение конкуренции. Инструменты развития конкуренции и направления их совершенствования 31
3.1. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование 33
3.2. Налоговая политика 35
3.3 Государственные программы развития инфраструктуры и отдельных отраслей 37
3.4. Государственные закупки 39
3.5. Регулирование совершенных монополий 40
3. 6. Развитие малого и среднего предпринимательства 44
Заключение 46
Список литературы 48

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

 

3.5. Регулирование  совершенных монополий

Состояние конкурентной среды в значительной степени  обусловлено стоимостью услуг субъектов естественных монополий, состоянием инфраструктуры и наличием возможности беспрепятственного к ней доступа.     Таким образом, государственное регулирование естественных монополий напрямую влияет на качество конкурентной среды посредством:

  • ценового (тарифного) регулирования;
  • инвестиционных программ, которые определяют технологические возможности по доступу к товарам субъектов естественных монополий;
  • регулирование доступа к товарам субъектов естественных монополий для развития эффективной конкуренции между их потребителями в соответствующих секторах, а также устранение инфраструктурных ограничений для экономики в целом.            Действующая система государственного регулирования субъектов естественных монополий, в том числе посредством установления тарифов методами индексации и экономически обоснованных затрат, не стимулирует в должной мере субъекты естественных монополий сокращать операционные затраты, повышать эффективность инвестиций.        Практика исключительных тарифов на железнодорожные перевозки, направленная на поддержку перевозки одних товаров за счет других (перекрестное субсидирование), оказывает значительное влияние на развитие конкуренции. Вместе с тем, в условиях больших расстояний перевозки некоторых видов продукции и сырья изменение или дифференциация размера тарифа способствует поддержке конкурентоспособности российских предприятий.  
     Тарифы на подключение к электрическим и другим сетям коммунальной инфраструктуры могут стать непреодолимым барьером входа на любые рынки не только для малого, но и крупного бизнеса. Таким образом, конкурентная среда сможет развиваться только в условиях взвешенной тарифной политики, основанной на эффективной и современной системе регулирования.  
    Совершенствование системы регулирования данной сферы должно быть направлено на создание максимально приближенных к конкурентным условий деятельности субъектов естественных монополий. Система регулирования также должна ориентировать объемы, темпы и направления инвестиций субъектов естественных монополий в инфраструктуру в соответствии с запросами потребителей.              Отдельно следует подчеркнуть, что качество конкурентной среды во многом обусловлено и динамикой структурных реформ естественных монополий, в ходе которых устанавливается:
  • дизайн рынков (выделение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности через структурные преобразования или раздельный учет по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности);
  • рыночные правила либерализуемых секторов;
  • направления совершенствования эффективности государственного регулирования и регулирования специализированными инфраструктурными организациями.

В этой связи  целесообразно при обсуждении и  реализации структурных реформ естественных монополий учитывать последствия  для формирования эффективной конкурентной среды по всем перечисленным направлениям.   Для совершенствования системы регулирования естественных монополий необходимо реализовать следующие мероприятия.       Во-первых, внесение изменений в федеральный закон «О естественных монополиях», предусматривающих уточнение понятия субъекта естественной монополии, определение статуса реестра субъектов естественных монополий,- определение порядка контроля экономической концентрации (устранение дублирующих определенных антимонопольным законодательством обязанностей), разграничение полномочий органов регулирования естественных монополий, введение метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала в качестве одного из методов тарифного регулирования субъектов естественных монополий и организаций коммунального комплекса.    Во-вторых, внедрение в систему государственного регулирования ряда отраслей метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, метода сравнительного анализа и других «квази-конкурентных» (т.е. создающих эффект конкурентной мотивации у предприятий, осуществляющих деятельность в естественно-монопольной среде) механизмов. Система экономически обоснованной доходности инвестированного капитала предусматривает установление долгосрочного тарифа, обеспечивающего приемлемую норму доходности на вложенный капитал, а также механизма, стимулирующего снижение издержек и поддержание определенного уровня качества оказания услуг. В случае невыполнения заданных параметров качества и сокращения издержек, регулирующим органом на субъект естественной монополии могут быть наложены штрафы.             В-третьих, обеспечение эффективности закупочной деятельности субъектов естественных монополий путем установления обязательных требований к проведению торгов по закупкам товаров и услуг. Такие процедуры должны обеспечивать прозрачность и состязательность проведения торгов, что сократит издержки субъектов естественных монополий и будет способствовать снижению роста тарифов.           В-четвертых, повышению эффективности субъектов естественных монополий будет способствовать выделение из сферы их деятельности отдельных видов работ, которые могут быть произведены сторонними компаниями на конкурентной основе (например, осуществление части работ по подключению к системам коммунальной инфраструктуры).        В-пятых, необходимо активизировать работу по развитию конкуренции в сопряженных с естественными монополиями сферах, в том числе посредством разделения субъектов на осуществляющих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности. Одним из важных шагов к осуществлению данной задачи является разработка методик по ведению раздельного учета указанных видов деятельности.           В-шестых, необходимо принятие правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. 6. Развитие  малого и среднего предпринимательства

Роль небольших  компаний в формировании конкурентных отношений является крайне важной.            Такие свойства малого и среднего бизнеса, как гибкость, многочисленность, способность к быстрому обновлению позволяют ему в целом составлять серьезный противовес крупным фирмам, стимулировать их эффективность. Конкурентное давление со стороны небольших компаний – один из основных инструментов повышения неустойчивости картельных сговоров, препятствие установлению монопольно высоких цен. Для экономики в целом деятельность небольших компаний оказывается важным фактором повышения ее конкуретноспособности.             В целях создания максимально благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса, необходимо, осуществление следующих специальных мер.               Во-первых, принятие пакета законопроектов по снижению административного давления на малый бизнес. Прежде всего, это касается необходимости усиления защиты прав предпринимателей при проведении проверок, исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел в отношении субъектов предпринимательской деятельности, упрощения порядка выдачи и продления лицензии и замены ряда видов деятельности страхованием гражданской ответственности, сокращения перечня наименований продукции, подлежащей обязательной сертификации (замена декларированием соответствия), введение бесплатной процедуры регистрации деклараций о соответствии качества продукции для заявителя Ростехрегулированием, отмена платы за получение госстандарта.              Во-вторых, упрощение процедуры государственной регистрации, ликвидации, банкротства субъектов малого предпринимательства.     В-третьих, дальнейшее упрощение налоговой отчетности и бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства.       В-четвертых, реализация мероприятий, направленных на упрощение и удешевление процедуры присоединения к объектам инфраструктуры естественных и локальных монополий.          В-пятых, обеспечение доступа малого и среднего предпринимательства к государственным и муниципальным имущественным ресурсам, в том числе обеспечение реализации преимущественного права выкупа арендуемых помещений.              В-шестых, расширение доступа малых и средних предприятий к государственному заказу, заказам естественных монополий и госкорпораций.    В-седьмых, обеспечение максимальной информационной открытости для начала собственного дела, включая публикацию на едином интернет-портале справочной информации о совершении необходимых действий и предоставлении конечного перечня необходимой документации, наличии обязательных требований со стороны органов исполнительной власти, возможности получения господдержки [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современная экономика  развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.       Хотя товарное производство, рынок, конкуренция существуют очень давно, не следует забывать, что человечество большую часть своей истории прожило без рынка- в царстве натурального хозяйства. В подобной модели хозяйства продукты производятся общиной или семьей для внутрихозяйственного потребления при прямом — командном — распоряжении ресурсами и уравнительном распределении созданного продукта. Однако при всей своей эгалитарности, то есть равенстве отдельных индивидов, натуральное хозяйство было основой бедности, а не богатства, что связано с узостью экономических отношений, отсутствием специализации, ограниченностью производства и капитала. 
 Переход от натурального хозяйства к товарному связан с формированием таких основных предпосылок, как экономическая обособленность или автономность товаропроизводителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремиться к обеспечению своих частных интересов и разделение труда между товаропроизводителями.       На рынке решающее значение имеет количество продавцов и масштабы их предложения, характер продукции, легкость входа на рынок и выхода из него, доступность информации. Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен и то, как поведут себя предприятия-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов. 
   По данному критерию выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. За исключением чистой, или совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции.     Итак, конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.

Преимущества:

  1. Способствует более эффективному использованью ресурсов;
  2. Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
  3. Создаёт условия по оптимальному использованью научно –технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;
  4. Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
  5. Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

  1. Не способствует сохранению невоспроизводимых

ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);

  1. Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;
  2. Не обеспечивает развития производства товаров и

услуг общественного  пользованья (дороги, общественный транспорт  и т.д.);

  1. Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства;
  2. Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;
  3. Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

В современном  мире конкуренция занимает ведущую  роль в рыночном хозяйстве.

Список литературы

  1. Булатов, А.С. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Д-ра экон.наук проф. А.С. Булатова:-М.: Экономистъ, 2004.-896с.
  2. Грязнова,  А.Г. Экономическая теория. Экспресс -курс: учебное пособие/под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной, А.Ю. Юданова.-2-е изд., стер.- М.:КНОРУС, 2008.-608с.
  3. Липсиц, И.В. Экономика: Учебник для вузов/И.В.Липсиц.-М.: Омега-Л, 2008.-656 с.-(Высшее экономическое образование).
  4. Макконнелл К.Р. Экономикс:/ К.Р. Макконнелл , С.Л. Брю .-Пер. с англ. 13-го изд. :Учебник— М.: ИНФРА-М, 2001. —397с.
  5. Райзберг,  Б.А. Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А. Райзберга.-4-е изд., перераб. И доп.-М.:ИНФРА-М, 2008.-672с.-(Высшее образование).
  6. Чепурин , М.Н. Курс экономической теории: Учебник. 5-е изд. перераб. и доп./под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой.-Киров: АСА, 2005г.-832с.
  7. http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/competition/programconcur.-22.10.2011

1 Полиполия- рыночная ситуация, в которой существует ограниченное количество крупных продавцов, достаточное для поддержания условий конкуренции.


Информация о работе Роль и значение конкуренции в экономике. Типы конкурентных рынков