Роль и значение всемирного банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в раскрытии роли и значения Всемирного банка в условиях глобализации экономики.
Задачи исследования:
1. описать историю Всемирного банка;
2. проанализировать организационное устройство Всемирного банка;
3. исследовать стратегии деятельности и цели Всемирного банка;
4. охарактеризовать основополагающие направления деятельности Всемирного банка.
Объект исследования – Всемирный банк как международная финансовая организация.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Становление и структура Всемирного банка
1.1. История Всемирного банка…………………………………………………………………5
1.2. Организационное устройство Всемирного банка………………………………………..10
Глава II. Место и роль Всемирного банка на международной арене
2.1. Стратегии деятельности и цели Всемирного банка…………………………………..…17
2.2. Основополагающие направления деятельности Всемирного банка……………………21
Заключение……………………………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

БАНК.docx

— 107.20 Кб (Скачать файл)

 


 

 

 

 

 

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВСЕМИРНОГО БАНКА 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава I. Становление и  структура Всемирного банка 

1.1. История Всемирного  банка…………………………………………………………………5

1.2. Организационное устройство  Всемирного банка………………………………………..10

Глава II. Место и роль Всемирного банка на международной арене

2.1. Стратегии деятельности  и цели Всемирного банка…………………………………..…17

2.2. Основополагающие направления  деятельности Всемирного банка……………………21

Заключение……………………………………………………………………………………...29

Список использованной литературы……………………………………………………….…32


Приложения……………………………………………………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Актуальность  темы исследования заключается в том, что Всемирный банк, как международная финансовая организация, занимает особое место в институциональной структуре мирового хозяйства. В условиях растущей глобализации экономики усиливается необходимость координации экономической, в том числе международной валютно-кредитной и финансовой политики государств. Группа Всемирного банка (ВБ) включает: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его структурные подразделения - Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Всемирный банк стал ведущим  мировым инвестиционным банком и  кредитором проектов развития. Россия вступила во Всемирный банк и Международный валютный фонд в 1992 г. в надежде получить реальную кредитную поддержку в условиях трудного перехода к рыночной экономике. Поэтому анализ десятилетнего кредитного сотрудничества России с Всемирным банком представляет значительный научный и практический интерес.

Деятельность Всемирного банка была исследована в работах  многих отечественных ученых: Г.Н. Ануловой, Ф.П. Быстрова, В.С. Волжского, Л.А. Дробозиной, С.В. Горбунова, Л.Д. Градобитовой, Б.З. Грайвера, В.Н. Жолобова, Е.Ф. Жукова, К.Ф. Ключникова, Л.Н. Красавиной, Л.М. Максимовой, Г.Г. Матюхина, И.Я. Носковой, Э.Е. Обминского, И.А. Орнатского, Л.П. Павловой, В.В. Павлова, Г.И. Прохоровой, Д.В. Смыслова и других. Из зарубежных авторов можно отметить работы Р.Е. Ашера, А.Л. Беннетта, К. Валлич, М. Гилберта, К. Дервиса, К. Доггарт, И. Капура, П.Х. Линдерта, Дж.П. Льюиса, Э.С. Мэйсона, М. Педро, Б. Рича, М. Селовски, Л. Сквайера, Х.Г. ван дер Тана и некоторых других.

Несмотря на то, что проблемы деятельности Всемирного банка вызывают растущий интерес отечественных  исследователей, в российской экономической  литературе еще отсутствуют комплексные  исследования современной роли Всемирного банка в кредитовании экономики, в том числе России в условиях ее перехода к рыночной экономике  и более активного включения  в мировое экономическое сообщество. В этой связи необходимо проводить дополнительные исследования, направленные на: выявление особенностей и места группы Всемирного банка в институциональной структуре международных валютно-кредитных отношений в условиях глобализации экономики, когда усиливается необходимость координации политики государств в этой сфере;  анализ деятельности и стратегии развития группы Всемирного банка как мирового кредитора;  изучение роли Всемирного банка в кредитовании экономики России и оценки перспектив этого сотрудничества.

Цель исследования заключается в раскрытии роли и значения Всемирного банка в условиях глобализации экономики.

Задачи исследования:

1. описать историю Всемирного банка;

2. проанализировать организационное устройство Всемирного банка;

3. исследовать стратегии деятельности и цели Всемирного банка;

4. охарактеризовать основополагающие направления деятельности Всемирного банка.

Объект исследования – Всемирный банк как международная финансовая организация.

Предмет исследования – деятельность Всемирного Банка.

Методы исследования. Исследование построено на изучении и обработке специализированной литературы, нормативно-правовых актов Российской Федерации, документов правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств, администраций субъектов Российской Федерации, Всемирного банка, Международного валютного фонда (МВФ), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), учреждений и организаций ООН, прочих международных организаций, статистических данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Становление и структура Всемирного банка

1.1. История Всемирного банка

Созданный в 1944 г., Всемирный Банк во многих отношениях является банком «номер один» в мире. Во-первых, МБРР стал первым межгосударственным инвестиционным институтом, учрежденным с целью стимулирования частных инвестиций со стороны стран-членов и привлекаемых американских капиталов в западноевропейские страны, подорванные Второй мировой войной. Во-вторых, МБРР является самым крупным из существующих банков, с воистину колоссальными масштабами деятельности - как с точки зрения размеров его кредитного портфеля, так и с точки зрения количества стран, которые являются его членами и в которых находятся его представительства. Наконец, Всемирный Банк, среди прочих межгосударственных инвестиционных учреждений, оказывает самое заметное влияние на темпы и направление экономического развития большинства стран, координируя политику экономической помощи промышленно развитых стран, а также, являясь, своего рода, катализатором частных инвестиций, выступая в роли гаранта.

Вместе с тем, имеет  место и обратный процесс: мировая  экономическая система не только меняется под воздействием деятельности Всемирного Банка, но и сама оказывает  значительное влияние на Банк. За годы существования структура Банка, характер выполняемых им функций  претерпели серьезные изменения.

Преследуя своей деятельностью  на первоначальном этапе цель экономической и политической стабилизации в послевоенной Европе, в дальнейшем Банк сменил ориентацию своей кредитной политики на развивающиеся, а позднее и на постсоциалистические страны1. Задачей, поставленной МБРР, стало развитие в них рыночных отношений и, тем самым, ускорение процесса их интеграции в мировую хозяйственную систему.

Вплоть до начала 80-х гг. деятельность Банка заключалась  в предоставлении кредитов своим  членам под конкретные инвестиционные проекты. Однако долговой кризис 1982 г., в результате которого крупнейшим заемщикам - государствам Латинской Америки пришлось отказаться от выплат по внешнему долгу, заставил специалистов Всемирного Банка и Международного Валютного Фонда искать пути поддержки должников. Ответом МБРР на сложившуюся ситуацию стало принятие программ предоставления займов, направляемых на финансирование бюджетных расходов стран-реципиентов, возникающих при проведении ими экономически реформ. Таким образом, данный вид займов, получивший название "займы на цели структурной адаптации", приблизил Всемирный Банк, с точки зрения осуществляемых функций и преследуемых целей, к МВФ. К концу 90-х гг., общая сумма средств, предоставляемых по этой линии, выросла с первоначальных 10% до более, чем 50% ежегодного объема обязательств Банка.

Борьба с уровнем бедности всегда являлась одним из основных приоритетов Всемирного Банка. Однако на определенном этапе стало очевидно, что исповедуемая им ранее "теория просачивания", в соответствии с  которой инвестиции в область  инфраструктуры, повышающие темпы экономического роста, способны решить социальные проблемы, несостоятельна. В итоге, оказание прямой помощи бедным слоям населения с  целью повышения уровня жизни, выделилось в самостоятельную статью расходов Банка. Кроме того, увеличение внимания к проблеме борьбы с бедностью  послужило одной из причин создания льготного подразделения Всемирного Банка, кредитующего наименее развитые страны - MAP, а также подтолкнуло  международные финансовые организации  к принятию совместной инициативы HIPC, нацеленной на списание части задолженности  беднейших стран, проводящих здравую  экономическую политику.

В последнее время много  говорится о роли, сыгранной международными финансовыми институтами, в частности  Международным Валютным Фондом и  Всемирным Банком, в процессе реформирования России. Все чаще слышаться критические  замечания в адрес этих организаций. Однако многие забывают, что в начале 90-х гг., после отказа от принципов командной экономики, в условиях ограниченности внутренних ресурсов и отсутствия возможности привлечь сколько-нибудь значительные частные зарубежные инвестиции, средства Фонда и Банка явились практически единственно возможным источником финансовой поддержки для осуществления программы рыночных преобразований.

В качестве основного условия, выполнения которого Запад требовал от России взамен на оказание финансовой и организационной поддержки, выдвигалась  необходимость формирования в стране модели неолиберальной модели экономики1. Для достижения намеченной цели требовалось проведение ряда мероприятий, направленных на раскрепощение рынка, минимизацию государственного вмешательства в экономику, переориентацию системы государственного регулирования со стимулирования спроса на поощрение инвестиций, осуществление жесткого контроля над инфляцией, отказ от дефицитного финансирования и обеспечение долговременной сбалансированности бюджета.

Несмотря на то, что в  стратегическом плане курс на формирование в России либеральной рыночной экономики  представляется верным, в процессе его реализации были допущены серьезные  ошибки, в результате чего проводимые в стране реформы не дали стопроцентного эффекта. Действительно, достаточно отметить, что уровень промышленного производства в РФ в настоящий момент примерно на 30% ниже уровня 1990 г1. При этом во многих бывших постсоциалистических странах, например, таких как Венгрия, Чехия, Польша, Литва и Латвия, также следовавших рекомендациям международных финансовых институтов, уровень ВВП по сравнению с началом перестройки экономики вырос на 10-15%.

Конечно, одной из причин дифференциации темпов реформ в указанных  странах и России является различие исходных условий - плановая экономика  в Советском Союзе просуществовала  в общей сложности дольше, чем  в странах СЭВ и прибалтийских  государствах. Однако определяющую роль сыграла решимость, с которой  правительства проводили политику преобразований и преодолевали возникающие  на этом пути препятствия.

В частности, неудачи, которые  потерпели многие страны, в том  числе и Россия, в процессе проведения экономических реформ, объясняются  тем, что "победители" первых этапов реформирования, получившие преимущества в результате либерализации и  приватизации, благодаря тому, что  контролировали государственную собственность  или имели тесные связи с прежней  политической элитой, склонны переходить в оппозицию последующим реформам, если те угрожают подорвать их первоначальные завоевания. Под такими реформами имеются в виду дальнейшая либерализация торговли, меры по облегчению выхода на рынок новых отечественных и иностранных конкурентов, а также принятие законодательства о защите прав миноритарных акционеров и кредиторов.

В этой ситуации, основной вывод  для реформаторов, приходящих к власти с мандатом на осуществление изменений, должен состоять в необходимости  перераспределения выигрыша от первых этапов реформ. При этом под таким  перераспределением понимается ни в  коем случае не пересмотр итогов приватизации, а смещение налоговой нагрузки с  малого бизнеса на олигархов.

Следует отметить, что созданная в послевоенный период система международных валютно-финансовых и торговых институтов, наиболее заметными членами которой являются Всемирный Банк и Международный Валютный Фонд, в немалой степени способствовала регулированию глобализации и либерализации, содействуя устранению препон на пути трансграничного перелива товаров, услуг, капиталов и тем самым стимулируя развитие мирохозяйственных связей, вовлечение в них различных стран и народов. Все это привело к быстрому наращиванию объемов международной торговли, ускорению темпов роста мировой экономики, от чего в решающей степени зависят возможности повышения уровня жизни населения.

Вместе с тем, мировой  опыт убедительно свидетельствует, что получаемые в результате этого  процесса блага распределяются между  участвующими в нем странами и  регионами далеко не равномерно. Крупнейшие транснациональные корпорации Запада, в первую очередь США, стали "локомотивом" глобализации, и им же достаются  основные выгоды либерализации мировых  потоков товаров, услуг и капиталов.

Более того, глобализация экономики  и либерализация мирохозяйственных  и особенно финансовых отношений  таит в себе серьезную опасность, поскольку открывает дорогу для  беспрепятственного перемещения огромных масс спекулятивного (не производственного) капитала, ищущего по миру наиболее прибыльные возможности своего приложения. Особенностью спекулятивного капитала является тот факт, что при появлении  малейшей опасности он тут же стремиться покинуть страну, попутно разоряя  ее экономику, а возможно и экономику  целого региона. Именно по такому сценарию происходил обвал финансовых рынков азиатских и латиноамериканских стран, а также неокрепшего российского  рынка.

Финансовые кризисы в  Латинской Америке, Азии и России подстегнули дискуссии вокруг оживленно обсуждаемой в последнее время проблемы формирования новой "международной архитектуры". Уже не первый год идет борьба между правительствами стран "большой семерки", руководством ВТО - с одной стороны, и развивающимися странами, широкой общественностью Запада (профсоюзами, ассоциациями и неправительственными организациями) - с другой. Противники теории глобализации появляются и в "стане" самих международных финансовых организаций -немногим более года назад за критические замечания относительно проводимой политики из Всемирного Банка были уволены старший вице-президент и главный экономист Дж. Стиглиц и автор "Отчета Всемирного Банка о мировом развитии за 2000г." экономист Р. Канбур.

Регулирование глобальных процессов, осуществляемое международными финансовыми  институтами, происходило на основе монетаристских и неолиберальных принципов, взятых на вооружение после определенного успеха в их использовании сначала правительством М. Тэтчер в Англии, а затем Р. Рейганом в США. Вместе с тем в послевоенный период впечатляющих показателей добились и другие страны, например Япония, Южная Корея и другие азиатские страны, синтезировавшие рыночные и коллективистские принципы. Китай сумел совершить поэтапный переход к рынку, сочетая методы государственного регулирования с рыночными методами, социалистические ценности с западным управленческим и технологическим опытом.

Информация о работе Роль и значение всемирного банка