Роль и значение всемирного банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в раскрытии роли и значения Всемирного банка в условиях глобализации экономики.
Задачи исследования:
1. описать историю Всемирного банка;
2. проанализировать организационное устройство Всемирного банка;
3. исследовать стратегии деятельности и цели Всемирного банка;
4. охарактеризовать основополагающие направления деятельности Всемирного банка.
Объект исследования – Всемирный банк как международная финансовая организация.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Становление и структура Всемирного банка
1.1. История Всемирного банка…………………………………………………………………5
1.2. Организационное устройство Всемирного банка………………………………………..10
Глава II. Место и роль Всемирного банка на международной арене
2.1. Стратегии деятельности и цели Всемирного банка…………………………………..…17
2.2. Основополагающие направления деятельности Всемирного банка……………………21
Заключение……………………………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

БАНК.docx

— 107.20 Кб (Скачать файл)

Видимо, все эти факты  должны быть приняты во внимание при  разработке новой концепции мирового экономического регулирования, учитывающей  различные направления экономической  мысли.

Так или иначе, волна критики  в адрес МВФ относительно неэффективности  существующих методов его работы, явившаяся реакцией части мирового экономического сообщества на финансовый кризис 1998 г., не обошла стороной и Всемирный Банк. Результатом оказываемого давления стала реорганизация этих финансовых институтов. В итоге, ведущая роль в кредитовании на цели развития была отдана МБРР, а функции МВФ ограничили выделением краткосрочных кредитов для преодоления отдельными странами кризисных ситуаций1.

Параллельно Всемирный Банк сократил объемы финансирования на цели структурной адаптации, ограничив  круг получателей таких займов и  усилив требования, предъявляемые к  заемщикам. Приоритетным же направлением деятельности МБРР снова стало инвестиционное кредитование, причем основной упор теперь делается не на увеличении объемов  операций, а на повышении качества осуществляемых проектов. В частности, одной из наметившихся в последнее  время тенденций становится уход от практики использования автономных групп реализации проектов и переход  к системе, в которой реализация проектов более тесно увязывается  с конкретными министерствами и  ведомствами страны-реципиента. Это  позволяет сократить операционные издержки. Кроме того, если ранее  после завершения проектов группы реализации, как правило, расформировывались, то в новой системе институциональная  память и управленческий опыт остаются в подразделении того или иного  министерства, отвечавшем за воплощение проекта в жизнь, и в последующем  могут быть распространены уже на все случаи распределения бюджетных  средств.

В практике взаимодействия Всемирного Банка и России в последнее  время также наметился ряд  изменений. Во-первых, начиная с 2002 г. российская сторона намерена регулярно готовить собственную среднесрочную программу сотрудничества с Банком, которая будет дополнять Стратегию оказания помощи МБРР - CAS. Во-вторых, Россия не планирует больше прибегать к бюджетозамещающим займам Банка. Этот факт обусловлен складывающимся на протяжении последних трех лет профицитом бюджета и ожиданиями, что данная положительная тенденция сохранится в будущем. Наконец, в-третьих, правительство рассчитывает, что через 5-6 лет начатые реформы удастся завершить и Россия сможет полностью отказаться от практики заимствований в Банке, ограничив сотрудничество с ним исключительно гарантийными линиями и консультационной помощью.

Суждено или нет сбыться  оптимистичным прогнозам российского  правительства - покажет время. Однако можно смело утверждать, что в  ближайшие годы, также, как и на протяжении последнего десятилетия, Россия будет остро нуждаться как  в рекомендациях Всемирного Банка, так и, в первую очередь, в его  займах, являющихся одними из самых дешевых на мировом финансовом рынке.

На сегодняшний день в  Банке работает около 10 тыс. человек, в том числе экономисты, инженеры, специалисты по вопросам образования, а также в таких областях деятельности, как экология, финансовый анализ, антропология, и многие другие. Сотрудники Банка  являются гражданами 160 стран, и более 3 тыс. человек работают в постоянных представительствах Банка в государствах-членах.

Сегодня членами Международного банка реконструкции и развития (МБРР) являются 184 государства, то есть почти все страны мира. В Международную ассоциацию развития (МАР) входят 163 государства, в Международную финансовую корпорацию (МФК) - 175 государств, в Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) - 158 государств, а в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) - 134 государства. В соответствии со Статьями соглашения МБРР, для того чтобы стать членом Банка страна должна сначала вступить в Международный валютный фонд (МВФ). Для того чтобы вступить в МАР, МФК и МАИГ, страна должна быть членом МБРР.

 

1.2. Организационное  устройство Всемирного банка

Сегодня под Всемирным  банком действуют пять организаций:

Международный банк реконструкции  и развития, специализирующийся на финансировании долгосрочных проектов под гарантии государства;

Международная ассоциация развития, помогающая беднейшим странам путем  предоставления долгосрочных займов; В мире существуют регионы, где уровень бедности особенно высокий. К таким регионам относится в первую очередь южная части Африки, Восточная и Южная Азия, Латинская Америка. Наглядно долю бедного населения в этих регионах можно увидеть в приложении 1.

Международная финансовая корпорация, отвечающая за привлечение инвестиций в частный сектор экономики развивающихся  стран;

Многостороннее агентство  по гарантиям инвестиций, предоставляющее  инвесторам защиту от действий правительств и локальных войн;

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, оказывающий  арбитражные услуги в области  инвестирования.

В Группу Всемирного банка  входят:

Международный банк реконструкции  и развития (МБРР) - основное кредитное  учреждение группы Всемирного банка. МБРР – самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения.

Международный банк реконструкции  и развития (МБРР) был учрежден одновременно с Международным валютным фондом (МВФ) в соответствии с решениями  Международной валютно_финансовой конференции в Бреттон_Вудсе в 1944 году. Соглашение о МБРР официально вступило в силу в 1945 году, но банк начал функционировать с 1946 года. Членами МБРР являются 184 стран, в том числе Россия с 1992 г.

Основными целями МБРР являются:

- содействие структурной  перестройке экономики стран-членов  путем стимулирования инвестиций  в производственную сферу;

- предоставление кредитов  для инвестиционных проектов;

- содействие устойчивому  росту международной торговли  и поддержанию равновесия платежных  балансов.

Главными направлениями  деятельности МБРР являются:

- кредитование развивающихся  стран под правительственные  гарантии в интересах развития  производства, сельского хозяйства,  энергетики, инфраструктуры, транспорта, связи и охраны окружающей  среды (приложение 2);

- предоставление развивающимся  странам кредитов для выплаты  процентных ставок на международных  финансовых рынках;

-проведение консультаций  и исследований по экономическим  и социальным вопросам;

- оказание технической  помощи развивающимся странам.

Руководящим органам МБРР является Совет управляющих, в котором  каждая страна-член представлена управляющим  и его заместителем, назначаемыми правительствами соответствующих стран1. Это, как правило, министры финансов и председатели центральных банков. Совет управляющих собирается один раз в год на ежегодном заседании МБРР и решает вопросы приема новых стран-членов, изменения акционерного капитала, распределения прибыли и выборов исполнительных директоров.

Координацией деятельности Всемирного банка и МВФ занимается Комитет по развитию. Он готовит  аналитические материалы для  Совета управляющих на основе рассмотрения таких вопросов, как воздействие  экономической политики развитых стран  на ситуацию в развивающихся странах, сокращение задолженности развивающихся  стран и передача им реальных ресурсов, развитие частного сектора и борьба с нищетой.

Рабочим органом МБРР является Совет директоров. Он состоит из 24 исполнительных директоров, пять из которых назначаются странами-членами, имеющими наибольшее количество акций, трое представляют Китай, Россию и Саудовскую Аравию, 16 избираются от остальных стран. Совет директоров выбирает президента МБРР, по традиции представителя США, который осуществляет общее руководство  его деятельностью. Заседания Совета директоров проходят 3 раза в неделю. Этот орган отвечает за решение стратегических, административных и оперативных  вопросов, утверждает предоставление кредитов, разрабатывает рекомендации по оказанию помощи развивающимся странам, в том числе с участием международного бизнеса.

Большинство ресурсов МБРР привлекает за счет операций на международных  финансовых рынках.

Международная ассоциация развития (МАР) _ организация, входящая в группу Всемирного банка. Создана в 1960 году. Ее цель - оказание помощи самым бедным странам. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более $835. Членами МАР являются 165 стран, в том числе Россия.

Основные цели МАР:

- предоставление кредитов  наиболее бедным развивающимся  странам;

- оказание помощи экономическому  развитию, повышению уровня жизни  в наименее развитых странах- членах путем выделения финансовых ресурсов;

- содействие повышению  производительности труда в странах  с наиболее низкими годовыми  доходами на душу населения.

Главными направлениями  деятельности МАР являются:

- кредитование проектов  в беднейших и наименее кредитоспособных  странах в целях их экономического  развития;

- экспертиза проектов  для определения эффективности  использования финансовой помощи;

- оказание содействия  странам-членам в проведении экономических  реформ, охране окружающей среды  и борьбе с нищетой.

Президент, члены Совета управляющих и Совета директоров МБРР по совместительству выполняют  аналогичные обязанности в МАР.

Если МБРР получает ресурсы  в основном на международных финансовых рынках и предоставляет развивающимся  странам кредиты под более  низкий процент и с более длительными  сроками погашения, чем коммерческие банки, то МАР предоставляет развивающимся  странам беспроцентные кредиты  на льготных условиях.

Международная финансовая корпорация (МФК) -- международный финансовый институт, входящий в структуру Всемирного банка. МФК была создана в 1956 году, чтобы обеспечить устойчивый приток частных инвестиций в развивающиеся страны. Ее членами являются 178 стран, в том числе Россия.

Основные цели МФК:

-содействие в финансировании  частного сектора в развивающихся  странах;

- оказание помощи в  управлении компаниями, созданными  с участием иностранного капитала;

- стимулирование привлечения  инвестиций в производственную  сферу;

- реализация инвестиционных  проектов;

- создание и регулирование  деятельности инвестиционных фондов.

Главными направлениями  деятельности МФК являются:

- финансирования частного  сектора в развивающихся странах  путем предоставления кредитов  компаниям;

- осуществление инвестиций  за счет собственных финансовых  средств в добывающую и обрабатывающую промышленность, сельское коммунальное хозяйство;

- привлечение частных  финансовых средств для инвестиций в проекты развития инфраструктуры и охраны окружающей среды;

- содействие предпринимательству  в малом и среднем бизнесе  путем финансирования создания  совместных предприятий с иностранным  капиталом;

- оказание технической  и консультационной помощи компаниям  по вопросам размещения инвестиций;

- подготовка и оценка  эффективности инвестиционных проектов  в производственной сфере;

- поиск частных инвесторов  и содействие в управлении  рисками;

- объединение финансовых  средств, привлекаемых для инвестиций  из разных источников, и предоставление  гарантий частным инвесторам.

Президент, члены Совета управляющих и Совета директоров МБРР по совместительству выполняют  аналогичные обязанности в МФК.

Как и МБРР, МФК привлекает основной объем ресурсов за счет операций на международных финансовых рынках. МФК, располагая более широким наборам  инструментов, чем МБРР, не только предоставляет  кредиты на рыночных условиях, но и  приобретает акции компаний. В  отличие от МБРР МФК не требует  правительственных гарантий.

Многостороннее агентство  по гарантиям инвестиций (МАГИ) - автономное международное учреждение, целью  которого является содействие направлению  прямых иностранных инвестиций в  развивающиеся страны, страхование  и предоставление гарантий частным  инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг. МИГА было основано в 1988 году. В настоящее время входит 158 государств-члена, включая Россию. Местопребывание - Вашингтон.

Основными целями МАГИ являются:

- предоставление гарантий  для инвестиций, направляемых в  производственную сферу в развивающихся  странах;

- страхование и перестрахование  от некоммерческих рисков;

- содействие разработке  инвестиционных проектов и обеспечение  их соответствия потребностям  стран.

Главными направлениями  деятельности МАГИ являются:

- предоставление гарантий  для защиты инвестиционных проектов  от потерь, вызванных неконвертируемостью  национальной валюты, экспроприацией  собственности, военными действиями, гражданскими волнениями и нарушением  компаниями условий контрактов;

Информация о работе Роль и значение всемирного банка