Роль инвестиций в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть роль инвестиций в экономике страны.
Задачи, которые при этом поставлены:
-раскрыть понятие и содержание инвестиционной деятельности;
-рассмотреть классификацию инвестиций;
-обосновать необходимость привлечения инвестиций в Российскую экономику;
-сделать обобщающие выводы по изученной теме.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

д) Непредсказуемость, непрозрачность страны для инвесторов (непрозрачность страны для инвесторов понимается как  отсутствие четких, облеченных в формальные процедуры общепринятых правил ведения деятельности на мировых и национальных рынках капитала). Количественная оценка проводится по таким критериям, как непрозрачность законодательной базы, системы экономики и финансовой политики, стандартов бухучета и отношений в бизнесе. По каждому критерию стране присваивается определенное количество баллов (от 0 до 150) и выводится среднеарифметическая величина, называемая индексом непрозрачности.

е) Задолженность по внешним обязательствам международным экономическим и финансовым организациям. Наиболее полно отражается в показателе платежеспособности. Интегральный показатель платежеспособности страны включает девять составляющих: политический риск, экономические перспективы, показатель внешней задолженности, долг в связи с дефолтом или реструктуризацией долга, кредитный рейтинг, доступ к банковским ресурсам, доступ к краткосрочным финансовым ресурсам.       [8, 304 с. ]

Динамика инвестиций с 2005 по 2009 года

Таблица 1.1.1.

Форма собственности

2005

2006

2007

2008

2009

Миллиардов рублей

Государственная

677,7

828,3

1190,8

1589,6

1433,8

Частная

1623,1

2249,6

3336,9

4490,6

4643,9

Иностранная

298,4

367,3

476,8

655,7

475,8

 

В процентах к итогу

Государственная

18,8

17,5

17,7

18,1

18,1

Частная

44,9

47,5

49,7

51,1

58,6

Иностранная

8,2

7,8

7,1

7,5

6,0


 

 

1.2 Классификация инвестиций

 

Для целей дальнейшего изучения, учета, анализа и повышения эффективности инвестиций необходима их научно обоснованная классификация, которая основывается на определенных признаках или нормативных актах.

В Российской Федерации разделение инвестиций осуществляется по их цели на две категории:

1) капиталообразующие инвестиции, обеспечивающие создание и воспроизводство  основных фондов. В науке и  практике эти инвестиции трактуются как реальные инвестиции — в форме капитальных вложений;

2) портфельные (финансовые) инвестиции  — это капитал, вкладываемый в ценные бумаги:  акции, облигации и другие ценные бумаги, т. е. средства, помещаемые в финансовые активы.

Капиталообразующие (реальные) инвестиции в форме капитальных вложений — это вложения денежных средств и иного капитала с целью воспроизводства основных фондов и развития предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, торговли, науки, образования, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей экономики страны. Их главная цель — удовлетворение общественных социально-экономических потребностей. Реальные инвестиции включают следующие элементы: инвестиции в основные фонды (основной капитал), затраты на приобретение земельных участков, инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, инвестиции), в пополнение запасов материальных оборотных средств.

Портфельные (финансовые) инвестиции — это практически капитал, вкладываемый в акции, облигации, векселя и другие виды ценных бумаг. Возникновение и обращение финансового капитала тесным образом связаны с функционированием реального (т. е. производительного) капитала.       [11,с. 20.]

Далее инвестиции классифицируют по формам собственности. По формам собственности инвестиции подразделяют на: государственные;   муниципальные; частные (вложения средств гражданами); общественных объединений (потребительской кооперации и др.);   смешанные формы (без иностранного капитала);   иностранные;   смешанная форма с иностранным участием.

Государственные инвестиции направляются в основном в оборонную промышленность, инфраструктуру, малодоходные отрасли, жилищное хозяйство и др. Частные инвестиции идут в те отрасли, где можно извлечь большую прибыль (промышленность, торговля). Частные инвестиции в значительных размерах направляются в строительство частных жилых домов, дач и других объектов жилищной сферы. Кооперативные инвестиции направляются на переработку сельскохозяйственных продуктов, торговлю и др., где обеспечивается самофинансирование предприятий некоммерческой сферы.

В отечественной практике различают  инвестиции иностранные и отечественные. В основе подразделения инвестиций на иностранные и отечественные лежит собственность: иностранных инвесторов или отечественных инвесторов. Иностранные инвестиции являются иностранным капиталом, вывезенным из одного государства и вложенным в предприятие (или дело) на территории другого государства.

По признаку целевого назначения будущих объектов инвестиции разделяют: на производственное строительство; на строительство культурно-бытовых и других объектов непроизводственной сферы; на изыскательские и геологоразведочные работы; на проектные и изыскательские работы.

По источникам финансирования инвестиции подразделяются на:

а) централизованные (за счет средств  федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ);

б)  нецентрализованные (за счет средств  юридических и физических лиц  — застройщиков). [10, 372 с.]

 

 

 

 

ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ УЛУЧШЕНИЯ ДЕЛОВОГО КЛИМАТА, РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ, ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И КАЧЕСТВА ИНВЕСТИЦИЙ

 

2.1 Улучшение делового климата и защита конкуренции

 

Цели:

-повышение уровня деловой активности  и внутренней конкуренции как

средство перехода к новой модели роста;

-снижение искажающего эффекта  на рыночные стимулы избыточного  государственного вмешательства  в экономику; 

-повышение уровня  защищенности и стимулирование  инвестиций;

-сокращение государственного и монопольного секторов экономики;

-контроль и снижение уровня  коррупции.

Выработка институциональной стратегии, направленной на повышение эффективности  внутреннего рынка и привлечение  инвестиций, — ключевой элемент экономической политики, ориентированной на формирование условий устойчивого экономического роста. Базовым элементом этой стратегии должно стать усиление рыночных стимулов развития за счет роста уровня конкуренции на внутреннем рынке.

Если в начале 2000-х гг. макроэкономические проблемы выглядели главным вызовом экономике, блокирующим перспективы экономического роста, то сейчас макроэкономические меры, напротив, не дадут системного эффекта, если не будут подкреплены соответствующими институциональными изменениями.

Институциональное отставание остается важнейшим вызовом для стран догоняющего развития. Как показывает опыт, институциональное отставание является приемлемым ограничением при запуске экономического роста, достигаемого за счет использования базовых факторов или пакета «простых» реформ (дешевые ресурсы, низкая стоимость рабочей силы, стимулирование внутреннего спроса, финансовая либерализация), однако становится все более значимым ограничителем при решении задачи поддержания роста в долгосрочном периоде.

Нормативный подход к проблеме институтов в странах догоняющего развития предполагает широкий фронт реформ, направленных на улучшение институтов, ориентацию на образцы (развитые страны) при заимствовании и трансплантации институтов, возможность снижения темпов роста в краткосрочном периоде в целях обеспечения стабильных долгосрочных темпов роста.

Однако, как показывает опыт, наиболее динамично развивающиеся страны используют преимущественно другой, редукционистский (прагматический), подход к проблеме институтов, который предполагает не широкий фронт преобразований, но диагностику и устранение критических препятствий, в наибольшей степени сдерживающих экономический рост. При такой политике высокие темпы экономического роста остаются главной задачей правительства, сопряженной с последовательным улучшением институциональной среды в целях поддержания роста. Основным методом является не копирование институциональных образцов, но поиск функциональных соответствий, учитывая то обстоятельство, что уровень реформированности различных институтов будет разным. Этот подход не означает отказа от проведения широких институциональных преобразований, но подразумевает выстраивание прагматической иерархии приоритетов.

Разработка институциональной  стратегии для России в рамках такого прагматического подхода предполагает:

1) диагностику наиболее острых институциональных проблем, сдерживающих возможности экономического роста;

2) институциональное соревнование с лидерами догоняющего развития — странами, с которыми России предстоит конкурировать за привлечение инвестиций на мировом рынке.

Анализ наиболее острых проблем, сдерживающих возможности экономического роста  в России, позволяет говорить о проблеме низкой деловой активности, связанной с неблагоприятными факторами деловой среды и государственного регулирования, и проблеме низкой внутренней конкуренции как центральных недостатках российского рынка. Основными негативными факторами в этой сфере являются:

1) чрезмерное неравенство прав  рыночных агентов, связанное с  коррупцией и избирательным применением  законов;

2) барьеры  входа на рынок для новых  компаний;

3) искажающее  влияние государственного и монопольных  секторов;

4) чрезмерное  и неэффективное регулирование; 

5) недостаточные  темпы реструктуризации старых  компаний, получающих государственную  поддержку в разных формах;

6) слабое  развитие инструментов государственно-частного  партнерства, направленных на  стимулирование инвестиций и  создание новых высокопроизводительных  рабочих мест. [16, с.9]

Проблема  повышения деловой активности и  уровня внутренней конкуренции может рассматриваться в качестве ключевой в силу того, что она имеет ярко выраженные макроэкономический и структурный аспекты, непосредственно связанные с задачами перехода к новой модели роста и преодоления недостатков старой модели, а также с общими целями догоняющего развития.

Конкуренция как макроэкономический фактор, формирующий условия для адекватного роста предложения при росте спроса (переход от «экономики спроса» к «экономике предложения»), способствующий созданию стимулов для роста эффективности, повышения производительности труда, снижению издержек и улучшению уровня удовлетворенности потребителей.

Конкуренция как структурный фактор. Конкуренция обеспечивает перераспределение ресурсов в соответствии с сигналами рынка.

Конкуренция и цели развития. Именно рост конкуренции ведет к формированию спроса на инновации со стороны бизнеса, высокий уровень конкуренции является необходимым условием перехода к инновационной стадии развития.

Конкуренция не техническая, а политическая проблема. Попытки снизить давление государственной бюрократии на бизнес предпринимались неоднократно, однако всякий раз кончались неудачей. По сути, эти попытки сводились к введению новых норм, призванных ограничить или регламентировать бюрократические практики и полномочия, и терпели неудачу в силу того, что базовое распределение прав на рынке оставалось прежним. Бесперспективными выглядят попытки ограничить права бюрократии «сверху», т. е. бюрократическими методами. Вероятно, более продуктивной могла стать тактика наделения более широкими правами самих участников рынка (ограничение прав бюрократии «снизу»).

Данное направление  требует особенно тщательной проработки, потому что действительно является ключевым фактором формирования условий  устойчивого экономического роста  и непосредственно сопряжено с решением других проблем, создающих препятствия на этом пути.[16,с.33]

 

2.2 Повышение инвестиционной привлекательности и качества инвестиций

 

Цели:

-повышение  конкурентоспособности России на  мировом рынке капитала;

-замещение  краткосрочных инвестиций долгосрочными в целях повышения стабильности экономического развития и снижения зависимости от внешней конъюнктуры;

-улучшение  отраслевой структуры иностранных  инвестиций.

Исходные  условия глобальной конкурентоспособности  российской экономики определяются ее промежуточным положением между богатыми и бедными странами. В отличие от низкодоходных стран с плохими институтами, издержки делового климата в России не могут быть компенсированы экономией затрат на трудовые ресурсы.

Это обстоятельство задает базовое соотношение «риск/доходность» при оценке рынка. В 2000-е гг. инвестиционной привлекательности России способствовал быстрый рост внутреннего рынка: форсированный рост внутреннего спроса на фоне укрепления рубля повышал доходность вложений. Однако, как показал кризис, такая динамика роста внутреннего спроса имеет жесткие ограничения, а послекризисное снижение темпов роста спроса ведет к фундаментальной переоценке инвесторами перспектив российской экономики и потенциальной доходности инвестиций. Фактор размеров рынка будет и в будущем оказывать положительное влияние на оценку инвестиционной привлекательности России, однако его влияние будет снижаться в связи с замедлением темпов роста доходов и насыщением рынка.

Информация о работе Роль инвестиций в экономике страны