Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть роль инвестиций в экономике страны.
Задачи, которые при этом поставлены:
-раскрыть понятие и содержание инвестиционной деятельности;
-рассмотреть классификацию инвестиций;
-обосновать необходимость привлечения инвестиций в Российскую экономику;
-сделать обобщающие выводы по изученной теме.
Характеризуя динамику и качество иностранных инвестиций в российскую экономику, можно выделить следующие проблемы:
1. Качество инвестиций. Характерной особенностью предкризисного и кризисного периода стала очень низкая доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в общем объеме инвестиций: доля ПИИ составляла в предкризисный период около 24 % всего объема инвестиций, а в 2010 г. упала до 8 %. Замещение ПИИ кредитами повышает зависимость экономики от конъюнктуры внешних рынков. Такое смещение отражает фундаментальные качества инвестиционной среды: кредиты в России являются высокозащищенной формой инвестиций, а прямые инвестиции – низкозащищенной.
2. Структура инвестиций в разрезе типов инвесторов. В 2000-е гг. сокращалась доля инвесторов, заинтересованных в доступе к ресурсам, и медленно росла доля инвесторов, заинтересованных в доступе к компетенциям, а доминирование инвесторов, заинтересованных в доступе к рынку (74 % всех инвестиций), отражало дисбалансы экономики, ориентированной преимущественно на рост внутреннего спроса. Смещение структуры инвестиций в пользу инвесторов, заинтересованных в доступе к компетенциям, означает более низкие (как правило) уровни доходности и, соответственно, более высокие требования к инфраструктуре и деловому климату.
В этой ситуации основными целями инвестиционной стратегии должны стать:
-повышение уровня защиты
-создание благоприятных
-формирование системы
2.3 Новая социальная стратегия: инвестиции в человеческий капитал
Цели:
-сохранение и наращивание
-предотвращение «утечки
Основные направления:
перестройка приоритетов
2.4 Основные направления «Стратегии повышения инвестиционной привлекательности»
Исходные условия глобальной конкурентоспособности российской экономики определяются ее промежуточным положением между богатыми и бедными странами, задающим параметры основных факторов конкурентоспособности.
Оцененная с этой точки зрения, конкурентоспособность российской экономики в сравнении с другими развивающимися странами — лидерами догоняющего развития в последние годы снижалась. За эти годы Россия превратилась в страну с одним из наиболее высоких уровней ВВП на душу населения среди развивающихся стран. В то же время по уровню институционального развития и качеству деловой среды Россия заметно ухудшила свое положение за счет абсолютного снижения некоторых показателей и за счет недостаточного динамизма в улучшении других по сравнению с соседями по группе динамично развивающихся стран.
По уровню «богатства» Россия обогнала развивающиеся страны с наиболее комфортным деловым и инвестиционным климатом (Малайзия, Мексика, Турция, ЮАР), в то время как по качеству деловой среды сравнялась с наиболее бедными (Индия, Индонезия). Оценивая агрегированную динамику показателей в основных международных рейтингах за последние 5 лет, можно констатировать максимальный регресс России в панели из 10 стран — лидеров догоняющего развития (Россия — минус 12 пунктов; ЮАР — минус 9 пунктов, Бразилия — плюс 3 пункта, Китай — плюс 5 пунктов, Турция — плюс 11 пунктов, Индонезия — плюс 14 пунктов).
В отличие от низкодоходных стран с плохими институтами, издержки делового климата в России не могут быть компенсированы экономией затрат на трудовые ресурсы. Это обстоятельство задает базовое соотношение «риск/доходность» при оценке рынка. В 2000-е гг. эти особенности экономики компенсировались быстрым ростом внутреннего рынка: форсированный рост внутреннего спроса на фоне укрепления рубля повышал доходность вложений в рынок. Однако, как показал кризис, такая динамика роста внутреннего спроса имеет жесткие ограничения; послекризисное торможение темпов роста спроса ведет к фундаментальной переоценке инвесторами перспектив российской экономики и потенциальной доходности инвестиций. В результате тренд в динамике капитальных потоков разворачивается даже несмотря на высокие цены на нефть.
Характеризуя динамику и качество иностранных инвестиций в российскую экономику, можно выделить следующие проблемы:
1) Качество инвестиций.
Низкая доля ПИИ в общем объеме инвестиций. Доля ПИИ составляла в предкризисный период около 24 % всего объема инвестиций (в 2010 г. упала до 12 %). Подавляющее преимущество кредитов перед ПИИ в общем объеме инвестиций определяется особенностями внутреннего делового и правового климата: кредиты являются высокозащищенной формой инвестиций, в то время как ПИИ — слабозащищенной.
Такой перекос возможен во время снижения стоимости капитала на глобальных рынках, однако повышает уязвимость экономики от волатильности на этих рынках. В эпоху нестабильности финансовых рынков и высокой вероятности роста ставок такая стратегия подрывает возможности стабильного развития и экономического роста.
2) Структура инвестиций в разрезе типов инвесторов.
В этом отношении структура инвестиций в российскую экономику на протяжении прошлого десятилетия значительно менялась. В 2005 г. 59 % инвестиций были связаны с инвесторами, ориентированными на доступ к ресурсам, 39 % — с инвесторами, ориентированными на доступ к рынку, и лишь немногим более 1 % инвесторов были ориентированы на доступ к компетенциям.
Произошедший сдвиг можно
В этих условиях инвестиционная стратегия должна существенно измениться:
1) Необходимо изменить подходы
к инвестициям в сырьевом
2) Перенос акцента на инвесторов,
заинтересованных в доступе к
компетенциям, соответствует общей
задаче модернизационного
В контексте этих задач необходимо:
-разработать систему юридических мер, повышающих защищенность инвестиций (в том числе — признание решений иностранных арбитражных судов в случае, если они признавались участниками спора на момент совершения сделки);
-создать Национальный совет по инвестициям при Правительстве Российской Федерации, ввести должность уполномоченного по правам инвесторов (см. ниже);
-разработать систему стимулирующих мер для субъектов РФ в рамках существующих программ поддержки регионов.
Задачей Национального совета по инвестициям должна стать организация экспертизы и оценки всех новых нормативных актов с точки зрения их влияния на деятельность инвесторов, рыночные институты и экономическую свободу, мониторинг законодательства и его правоприменения в отношении инвесторов, а также разработка мер по улучшению инвестиционного климата, привлечению инвестиций и разрешению типовых конфликтов.
В обязанности уполномоченного по защите прав инвесторов должно входить выявление ключевых проблем и оперативное реагирование на возникающие конфликты, контроль ситуации с инвестиционным климатом в регионах Российской Федерации, законодательстве и судебной практике.
Улучшение инвестиционного климата в регионах подразумевает разработку системы мер, стимулирующей улучшение инвестиционного климата в регионах; прежде всего, представляется целесообразным увязать динамику привлечения инвестиций с формулой предоставления средств из федерального бюджета в рамках программ поддержки регионов; также представляется важным поощрять создание в структуре регионального правительства агентства по привлечению инвестиций. [16, с.54]
ГЛАВА III. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
3.1 Основные сценарии повышения эффективности государственных инвестиций
Реализация внутреннего
Отличительные черты представлены в таблице.
Таблица 3.1.1.
Инерционный сценарий |
Оптимизационный сценарий |
Финансирование государственных инвестиций осуществляется в объемах, вписывающихся в предопределенный уровень дефицитности бюджета (2—3 % ВВП). Наращивание объемов государственных инвестиций становится возможным в случае улучшения ситуации со сбалансированностью бюджета (выход в зону профицита). |
Поддержание, в том числе за счет долгосрочных заимствований, объемов государственного финансирования расходов инвестиционного характера на стабильном уровне в 3,0—3,5 % ВВП в течение ближайших 3—5 лет с последующим увеличением, не превышающим объем чистых заимствований (с потолком госдолга не более 25 % ВВП). |
Сохранение существующей структуры и пропорций госинвестиций (поддержание материально- технической базы сложившейся модели государственного участия в экономике). |
Уточнение направлений и объемов государственных инвестиций исходя из установленных долгосрочных приоритетов (Стратегия-2020) и экономически оптимального уровня бюджетного финансирования, соответствующего уровню экономического развития, структуре ВВП, особенностям географического положения и т. п. |
Индивидуальное согласование инвестиционных решений на уровне правительства по существующим приоритетам социально- экономического развития. Сохранение формальной конкуренции между федеральными целевыми программами (ФЦП) (экономическая конкуренция между ФЦП) невозможна в силу технических условий (многозадачность, несопоставимость эффектов и т. п.), обуславливающих необходимость политического выбора подлежащих финансированию ФЦП. Ежегодно производится согласование объемов финансирования ФЦП в «ручном режиме» исходя из бюджетных возможностей. |
Введение правил распределения бюджетных средств между госпрограммами исходя из бюджетных ориентиров обеспечения реализации долгосрочных приоритетов. Дальнейшее принятие инвестиционных решений происходит в рамках жестких бюджетных ограничений («потолок» на новые обязательства в бюджете). Полное финансирование отобранных и подлежащих финансированию проектов. |
Сохранение разрыва в принятии решений об инвестировании в строящийся (приобретаемый) объект и о его последующем содержании и эксплуатации (отделение инвестиционных и текущих расходов). |
При сохранении программной оболочки конкуренция за бюджетные средства реализуется на уровне инвестиционных проектов внутри каждой из программ на основе количественного анализа «выгод — затрат». Более того, инвестиционный проект охватывает полный жизненный цикл создаваемого (приобретаемого) объекта, совместно учитывая инвестиционные и текущие расходы по объекту. Минимизация количества плановых документов до оправданной с управленческой точки зрения величины. |
Приспособление существующих в Бюджетном кодексе инструментов для реализации инвестиционных решений. |
Формирование комплексной бюджетных инструментов и внятных оснований их применения. |
Продолжение практики пообъектного контроля за формированием регионального имущества на субсидии федерального бюджета. |
Повышение самостоятельности наиболее прогрессивных регионов в использовании выделяемых им федеральных инвестиционных ресурсов через переход к параллельному использованию блочных субсидий и пообъектных натуральных трансфертов. |
Доведение бюджетных средств до конечных получателей через существующую организационную структуру инвестирования (институты развития, бюджетные и автономные учреждения, дирекции капстроительства) с последующим контролем за их целевым использованием. |
Частичный возврат к прямому финансированию из бюджета инвестиционных проектов по созданию государственной собственности, оставляющий за отдельными институтами развития функции отбора и контроля за ходом реализации проектов. |
Разобщенность используемых форм развития региональной инновационной инфраструктуры. |
Введение профильных институтов развития в управление региональной инновационной инфраструктурой, что позволит повысить согласованность в применении двух инструментов — проектного финансирования и развития инновационной инфраструктуры. |
3.2 Перечень ключевых мер государственной политики по повышению эффективности госинвестиций
1. Обоснование объемов и
1.1. Обеспечить поддержание, в
том числе и за счет
1.2. Уточнить направления и объемы
государственных инвестиций
1.3. Ввести при формировании
2. Совершенствование процедур и
инструментов управления
2.1. Осуществлять планирование
2.2. В части госгарантий
2.3. Минимизировать возможности
использования субсидий для
2.4. Ограничить практику вложений
в уставный капитал только
хозяйственными обществами с
100%-ным государственным