Роль инвестиций в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Инвестиции играют важнейшую роль на макроуровне. Они являются неотъемлемой частью развития экономики, а так же одним из основных факторов её развития, к тому же они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта, предприятия. Изучение инвестиционной деятельности является важным этапом для последующего анализа экономической политики государства. О состоянии дел в экономике можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств.

Файлы: 1 файл

кур инв.docx

— 73.53 Кб (Скачать файл)

Таким образом, существует прямая, весьма жесткая зависимость темпов экономического развития страны от нормы инвестиций. При доле инвестиций в ВВП на уровне 20–25% можно обеспечить среднегодовые темпы экономического роста в размере 2,5–3%, как это происходит в развитых странах, для которых характерна именно такая норма инвестиций. При этом достаточно инвестиций выделяется на замену устаревшей техники и технологий, на жилищное и социальное строительство, на развитие инфраструктуры, прежде всего транспорта. Но и в этом случае для обеспечения такого экономического роста инвестиции должны использоваться весьма эффективно, что мы и наблюдаем в развитых странах.

Чтобы обеспечить темпы экономического роста 5–6%, норму инвестиций нужно поддерживать в среднем, как показывает опыт многих стран, на уровне 30–35%.[4] Именно таково положение в развивающихся странах, где как раз обеспечиваются указанные выше среднегодовые темпы роста и сохраняется повышенная норма инвестиций.

Если же ставится задача поддержания темпов социально-экономического развития на уровне 7, 8 и более процентов, то это осуществимо, как правило, только при норме инвестиций, превышающей 40%, как, например, в настоящее время в Китае и Индии и как это было в японии, Южной Корее и на Тайване в периоды их ускоренного развития.

В СССР норма инвестиций также достигала, примерно, 40%, хотя эти инвестиции использовались не лучшим образом. Рос объем незавершенного строительства, неустановленного оборудования, имели место многие диспропорции, по остаточному принципу выделялись инвестиции на строительство жилья и другие социальные цели, неудовлетворительно строились современные дороги и железнодо-рожные пути и т. д. Норма инвестиций в основной капитал в России крайне низка и поддерживается на уровне 19–21%, т. е. примерно на уровне развитых стран. При этом многие развитые страны имеют даже более высокие нормы инвестиций.

Между тем России необходимо иметь повышенную норму инвестиций по следующим соображениям.

Во-первых, не устраивает экономический рост на уровне 3% в год за счет внутренних источников роста, как это происходит в настоящее время. В послекризисный период темпы роста экономики на уровне 4–4,5% складываются во многом благодаря большому притоку валютных ресурсов вследствие повышения цен на нефть и другие виды сырья и материалов, которые Россия экспортирует. Кроме того, совершенно недостаточны инвестиции в жилищное и социальное строительство – из всего объема ин-вестиций на строительство жилья в России направляется лишь 13%, в то время как в развитых странах – 20–25%, при том, что их жилищная обеспеченность вдвое выше, а по комфортному жилью втрое выше, чем в России. Также недостаточно инвестиций Россия вкладывает в транспортную инфраструктуру, являясь чуть ли не единственной среди крупных держав страной, у которой нет ни одной современной автострады, ни одной скоростной железной дороги, а качество дорог само по себе одно из самых худших.

Во-вторых, в отличие от развитых экономик, имеющих современную высокотехнологическую материально-техническую базу, в России эта база является крайне отсталой. амортизация основных фондов в стране приближается к 50%. Средний срок службы машин и оборудования превысил 14 лет, в то время как старыми они считаются при сроке эксплуатации свыше 10 лет, а нормальный средний возраст должен быть 7–8 лет. многие крупнейшие отрасли, например вся энергетика, все виды транспорта, вся легкая промышленность, значительная часть машиностроения, химической, лесоперерабатывающей и ряда других отраслей, нуждаются в коренной технической реконструкции, в переходе на новые по-коления техники, на новый технологический уклад, давно используемый в развитых странах. Отсюда наше отставание по производительности труда от развитых стран в 3–3,5 раза, энергоемкость ВВП вдвое выше, чем в развитых странах, крайне высокая материалоемкость общественного продукта, в полтора раза превышающая показатели америки, Западной Европы и японии, низкая конкурентоспособность, а значит, качество продукции большинства отраслей народного хозяйства. Чтобы выправить положение, нам нужно форсированное технологическое обновление, а для этого – крупные инвестиции. Такой нужды нет во многих других странах, которые систематически в необходимых объемах ежегодно обновляют свою материально-техническую базу.

В-третьих, России нужны эшелонированные инвестиции для коренной перестройки безнадежно устаревшей структуры народного хозяйства. В нашей стране высока доля добычи топливных ресурсов (около 70% в экспорте), добычи другого сырья, производства полуфабрикатов и материалов при низком удельном весе готовой продукции с высокой добавленной стоимостью и незначительной долей высокотехнологичных, наукоемких отраслей и сфер деятельности. Доля инновационных товаров и услуг в их общем объеме составляет, например, около 5%. Чтобы развить высокоэффективные отрасли обрабатывающей промышленности, такие, как нефтехимия и производство изделий из синтетических материалов, глубокая переработка древесины, энерго- и электротехническое машиностроение, весь комплекс отраслей по производству автомобилей, офшорное программирование, производство самолетов для региональных и местных авиалиний, а также тяжеловесных самолетов («Карго»), космическая промышленность, фармакология и др., нужно построить десятки и сотни предприятий, реконструировать и переоснастить многие действующие предприятия, что тоже требует больших инвестиций.

В-четвертых, чтобы ликвидировать катастрофическое отставание в обеспеченности комфортным жильем нашей страны от других стран, нужно удвоить и утроить объемы жилищного строительства. Ведь сегодня Россия даже по объему жилищного строительства отстает от развитых стран. В лучшие годы у нас вводится 0,4 (кв.м) на душу населения против, например, 1 (кв.м) в СШа, где средняя обеспеченность комфортным жильем составляет 65 (кв.м) против 15 в России. (Обеспеченность жильем на душу населения в среднем по России – 23 (кв.м)) В нашей стране 23% жилья не имеет канализации, 27% – холодной воды, 35% – горячей. Строго говоря, такие помещения жильем не являются. Очень высок удельный вес устаревшего жилья, подлежащего сносу. Для всего этого нам тоже нужны огромные инвестиции, по-скольку для обеспечения необходимого объема жилищного строительства предстоит также резко увеличить инвестиции в коммунальное хозяйство, в строительство торговых помещений, школ, детских садов в составе строящихся жилых массивов, в производство стройматериалов, сантехники и многое другое.

В-пятых, Россия нуждается, особенно в европейской части страны, в скоростных современных автотрассах, в скоростной сети железных дорог, в развитии всей транспортной инфраструктуры, что также потре-бует колоссальных инвестиций, которые другие страны в прошлые периоды уже осуществили, и сейчас заняты главным образом поддержанием уже построенной опорной сети дорог. Нам же нужно эту сеть создавать.

В-шестых, катализатором развития всего общества является комплекс сфер и отраслей, который называют экономикой знаний, в составе науки, образования, информационных технологий, биотехнологий и здравоохранения. Этот комплекс в России развит крайне слабо. Он составляет всего около 15% ВВП против 35 и более процентов в развитых странах и 45% в СШа. Нужны серьезные вложения средств в науку, в развитие информационных и биотехнологий, в здравоохранение и образование, больше, чем в других странах, где эта сфера более развита.

Из сказанного следует, что проблема изыскания больших дополнительных инвестиций и на этой основе значительного увеличения нормы инвестиций для России является ключевой стратегической проблемой, определяющей будущее. Ведь инвестиции – это и есть вложения в будущее. [10]

3.3 Влияние кризиса на инвестиционный климат России

Инвестиционный климат представляет собой набор факторов, специфичных для данной страны и определяющих возможность фирм к расширению масштабов деятельности на основе осуществления продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест, активному участию в глобальной конкуренции.[7] Риск инвестиционных решений лежит на предпринимательском сообществе. Государство оказывает значительное воздействие на инвестиционный климат с точки зрения гарантирования прав собственности, правового регулирования и налога бизнеса, условий функционирования финансового рынка и рынка труда, создания рыночной инфраструктуры, а также решения таких проблем, как коррупция, преступность, политическая нестабильность.

Инвестиции на сегодняшний день играют важнейшую роль в развитии любой страны. Инвестиции могут осуществляться компаниями-резидентами страны, а могут быть зарубежными, то есть осуществляться нерезидентами. Важно отметить, что с точки зрения анализа инвестиционного климата, важно учитывать как внутренние, отечественные инвестиции, так и зарубежные.

Большинство стран мира находятся в состоянии постоянной борьбы за привлечение зарубежных инвестиций. Так, рост объема зарубежных капиталовложений приводит к росту уровня производительности труда, росту уровня занятости, повышению конкурентоспособности отечественных предприятий, передаче управленческих навыков, технологий и ноу-хау зарубежных высокотехнологичных предприятий. Нет инвестиций,- следовательно, нет развития и роста.

Еще одним важнейшим преимуществом привлечения инвестиций служит то, что именно инвестиции являются источником образования капитала. Цепочка сбережения – инвестиции – накопление есть не что иное, как схема капиталообразования. Сбережения – это та часть ВВП, которая не идет на конечное потребление товаров и услуг. И именно сбережения являются основой для осуществления инвестиций. А инвестиции в реальный капитал приводят к его росту, или валовому накоплению.  Соотношение валового накопления в ВВП является нормой валового накопления. С некоторым упрощением норму валового накопления можно считать отношение инвестиций в экономику страны к ее ВВП. Именно норма валового накопления является индикатором развития, прогресса и модернизации экономики страны.

В 2009 году норма валового накопления в Росси составила 26% -  на первый взгляд  на уровне с мировым лидером – США. Но проблема в том, что США – промышленно развитое государство, находящееся на  стадии постиндустриального развития, которому нужно поддерживать существующие темпы развития, а Россия – государство развивающееся, то есть то, которому нужно стимулировать развитие и способствовать наращиванию темпов экономического роста, чтобы в конце - концов перейти в разряд развитых государств. А для продолжительного роста и развития экономики, то есть для выполнения той самой заветной цели, что стоит сегодня перед Россией и именуется модернизацией экономки, данный показатель должен быть на уровне 35%.  Стало быть, инвестиции для российской экономики являются стратегически важным приоритетом.

Анализ инвестиционного рейтинга РФ был осуществлен на основе данных агентства A.T.Kearney FDI Confidence Index. Он составляется на основе опроса руководителей 1000 крупнейших компаний мира об их намерениях осуществлять прямые инвестиции в ту или иную страну в ближайшие один-три года. Данный опрос осуществляется по 60 странам мира, а вероятность инвестирования руководители оценивают от 0 до 3. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что рейтинг FDI Confidence Index отражает реально движение капитала. [9]

В 2010 году Россия занимает лишь 18-ю строчку с показателем 1,24. Что касается исторического анализа,  своего пика инвестиционный рейтинг РФ достиг в предкризисном 2007 году и составил 1,7. При этом России удалось занять 9-ое место. А наилучшим результатом является 6-ое место РФ, полученное в 2005 году с показателем 1,34.

 По данным World Investment Report 2009, Россия заняла 5-е место в мире по притоку прямых зарубежных инвестиций за 2008-й год, уступая лишь США, Франции, Китаю и Великобритании. Объем привлеченных прямых зарубежных инвестиций в 2008 году составил 75 миллиардов долларов. По данным Банка России, РФ обладает самой низкой долей чистых ПЗИ к ВВП среди всех стран БРИК. В 2008 году она ещё составляла 1,2%, но уже в  2009 году она составила всего 0,4% - очередное проявление влияния всемирного экономического кризиса на экономику России.

Кризис обнажил многочисленные структурные проблемы российской экономики, что выразилось в резком сокращении притока прямых зарубежных инвестиций и оттоке отечественного капитала за рубеж, и, как следствие, ухудшение перспектив осуществления инвестиций в стране. Российская экономика следует мировому тренду, однако, амплитуда колебаний у нее куда более высокая, чем в других странах.

 

 

3.4 Оценка инвестиционного климата России

Оценивая инвестиционный климат России в целом по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и др., можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран мира.

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства и др. 

 Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических препятствий, а, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции это не более чем «надувательство», и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику. 

Информация о работе Роль инвестиций в развитии экономики