Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 05:09, курсовая работа
Целью данной работы является анализ эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть виды конкуренции;
- дать характеристику видам конкуренции;
- изучить конкуренцию в России.
Введение…………………………………………………………………1
Глава1. Конкуренция и ее виды ……………………………….………7
1.1 Функции конкуренции..…………………………………..………..9
1.2 Виды конкуренции...……………………………………………….12
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции………………………………………………………………….14
2.1 Совершенная конкуренция.………………………………………..15
2.2 Монополистическая конкуренция. ……………………………….17
2.3 Олигополия…………………………………………………...…….18
2.4 чистая монополия…………………………………………………..20
Глава 3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики………..24
3.1 Антимонопольное регулирование………………………………...30
Заключение……………………………………………………………..34
Список используемой литературы
АНО ВПО «Омский экономический институт»
Кафедра экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине _____«Микроэкономика »
на тему__ Роль конкуренции, развитие конкуренции в России
Выполнила студентка направления подготовки «Управление персоналом» 1курса, группы ЗиЭ1-013
Атанова Мария Анатольевна
(фамилия, имя, отчество)
Руководитель курсовой работы
______________________________
(ученая степень, звание)
ОМСК 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава1. Конкуренция и ее виды ……………………………….………7
1.1 Функции конкуренции..…………………………………..……
1.2 Виды конкуренции...…………………………………………
Глава 2. Модели рынков совершенной
и несовершенной конкуренции………
2.1 Совершенная
конкуренция.………………………………………..
2.2 Монополистическая конкуренция. ……………………………….17
2.3 Олигополия………………………………………………….
2.4 чистая монополия……………………………………
Глава 3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики………..24
3.1 Антимонопольное регулирование………………………………...30
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы
Введение
Конкуренция- это состязание между
производителями (продавцами) товаров,
а в общем случае — между
любыми экономическими, рыночными субъектами;
борьба за рынки сбыта товаров
с целью получения более
В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.
Рыночный характер экономических
отношений означает свободу выбора
для покупателя и продавца. Механизм
рынка действует через
Конкуренция возникла одновременно с
товарным производством, однако лишь при
капитализме она превратилась в
главный рычаг рыночного
Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны.
Позитивное влияние
1. она
способствует развитию научно-
2. она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;
3. в известной
мере выравнивает норму
К числу негативных сторон можно отнести:
1. придает
бизнесу определенную
2. ведет
к дифференциации доходов и
создает условия для их
3. ее
следствием может быть
В
годы плановой экономики в
нашей стране конкуренция не
играла той роли, которая ей
отводится при рыночных
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла.
Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.
Поддержание конкурентной среды в
РФ, как и во всех развитых странах
в настоящее время, стало важной
задачей государственного регулирования
экономики. А значит, изучение конкуренции,
ее роль в развитии рыночных отношений
является в настоящий момент важнейшей
задачей экономических
Целью данной работы является анализ
эволюции понятия "конкуренция" с
развитием экономических
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть виды конкуренцмм
- дать
характеристику видам
- изучить конкуренцию в России.
Методологической основой работы служит диалектический метод познания и анализ рассматриваемых явлений.
Выбор структуры курсовой работы обусловлен последовательностью решения поставленных задач и логикой изучения темы.
При написании курсовой работы были изучены учебные материалы, монографии, публикации на страницах периодической печати.
Глава 1. Конкуренция и ее виды.
Конкуренция – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.
Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?
Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.
Конкуренция представляет собой соперничество
субъектов хозяйственной
При наличии конкуренции на рынке
производители постоянно
Основные условия
1. полная
хозяйственная (экономическая)
2. полная
зависимость
3. противостояние
всем другим
Конкуренция – важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.
1.1. Функции конкуренции.
Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос. Это называется аллокационной функцией или функцией размещения.
Инновационная функция конкуренции заключается в стимулировании внедрения достижений науки и техники, новых технологий, выпуска новых видов продукции и услуг, повышения качества продукции и услуг, и т.д.
Функция конкуренции, заключающаяся в создании условий для получения доходов и прибыли наиболее успешными предприятиями и приводящая к банкротству предприятия, чья продукция и услуги не востребованы потребителем, называется распределительной.
Конкуренция является инструментом (средством),
которое препятствует возникновению
и существованию устойчивой монопольной
власти на рынке. Например, монополист
может назначить цену. В то же
время конкуренция
Конкуренция способствует установлению
равновесной цены, уравнению спроса
и предложения. На чисто конкурентном
рынке отдельные фирмы
Конкуренция поддерживает общественно
нормальные условия производства и
реализации товаров и услуг. Она
как бы подсказывает товаропроизводителям,
сколько капитала они должны вложить
в производство того или иного
товара. Предположим, что один продавец
затратил на производство какого-нибудь
товара больше средств, чем другой.
При такой ситуации, когда на рынке
установится равновесная цена на
данный вид товара, больше прибыли
будет иметь последний
Конкуренция стимулирует научно-
При противоборстве субъектов рынка
усиливается их социально-экономическое
расслоение. В конкуренции участвует
множество мелких собственников, которые
только начинают вести свою хозяйственную
деятельность. Многие из них, не имея достаточного
капитала, современных средств
Конкуренцию можно разделить по трем признакам:
1. по методам осуществления,
2. по отраслевой принадлежности,
Информация о работе Роль конкуренции, развитие конкуренции в России