Роль конкуренции, развитие конкуренции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 05:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть виды конкуренции;
- дать характеристику видам конкуренции;
- изучить конкуренцию в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………1
Глава1. Конкуренция и ее виды ……………………………….………7
1.1 Функции конкуренции..…………………………………..………..9
1.2 Виды конкуренции...……………………………………………….12
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции………………………………………………………………….14
2.1 Совершенная конкуренция.………………………………………..15
2.2 Монополистическая конкуренция. ……………………………….17
2.3 Олигополия…………………………………………………...…….18
2.4 чистая монополия…………………………………………………..20
Глава 3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики………..24
3.1 Антимонопольное регулирование………………………………...30
Заключение……………………………………………………………..34
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Маша.docx

— 47.89 Кб (Скачать файл)

7. Законными  формами чистой монополии являются  также патенты, авторские права,  товарные знаки. Патент (от лат. litteral patent - грамота, patens - открытия) - документ, выдаваемый уполномоченным государственным  органом, удостоверяющий авторство  изобретения, а также исключительное  право патентообладателя на использование  изобретения. Действует в течение  установленного законом срока.  Если в течение его действия  физическое или юридическое лицо  использует изобретение, защищенное  патентом с нарушением законодательства, то оно обязано прекратить  его использование по первому  требованию патентообладателя и  возместить ему причиненные убытки. Авторские права дают авторам  произведений исключительные права  продавать или тиражировать свои  произведения. Товарные знаки –  это символы, используемые предприятиями,  зарегистрировав которые государство  делает незаконным ее использование  другими.

Глава 3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование  экономики.

 

Реально сложившаяся практика экономической  жизни в мире показывает, что рынок  и конкуренция - главный механизм развития современной экономики, более  мощный и действенный, чем любой  иной фактор её движения. Эффективность  функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем  лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания  экономических, технологических и  социальных предпосылок. Нарушение  этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог - застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение  жизненного уровня населения страны.

Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние  десятилетия неизмеримо выросли. Главное  в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления  больших диспропорций в его развитии. К примеру, «дефицитный рынок» ведёт  к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями  за покупателей, одновременно вызывая  конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий  «дефицитный рынок» можно лишь с  оговорками назвать рынком. Такой  рынок - порождение определённой системы  хозяйствования, в условиях которой  связанный по рукам и ногам  рынок не в состоянии выполнить  свои классические функции.

В советской экономической литературе наличие монополии и конкуренции  связывалось исключительно с  капиталистической системой.  Считалось, что они выступают её типичными и существенными признаками. В исследованиях советских учёных подчёркивались негативные стороны и последствия указанных явлений. В командной экономике существование монополии отрицалось, а конкуренция, как способ реализации предприимчивости, не признавалась. С середины 80-х годов ситуация резко изменилась. Переходная экономика требует действенных институтов и механизмов становления рыночных отношений, в системе которых монополия и конкуренция играют ведущую роль.

Рыночная конкуренция в нашей  экономике была устранена с ликвидацией  частной собственности. Тотальное  огосударствление в советский период привело к исчезновению рынка  и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий возникновения  конкуренции - обособленности свободных  производителей как собственников  средств производства и произведённого продукта.

Что же всё-таки необходимо в нашей  стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный  процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как  исторически конкретная социально-экономическая  структура общественного производства, особый тип социально-экономических  отношений между субъектами и  объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного  производства.

Конкурентная среда, как и рыночная экономика в целом - не стихия и  не анархия. В своей основе она  функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой  среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного  производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают  рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

Конкурентной среде предшествует становление конкуренции как  таковой, т.е. формы взаимоотношений  хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой  товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.

В нашей стране сложился особый тип  монопольного хозяйства, не имеющий  аналогов в мире. Причинами его  появления были:

1. устранение  рыночных условий хозяйствования  вследствие игнорирования законов  товарного производства;

2. свёртывание  товарно-денежных отношений;

3. ликвидация  конкуренции;

4. искусственная  концентрация и узкая специализация  производства;

5. преобладание  централизма и бюрократии в  управлении экономикой и др.

Антимонопольное регулирование –  это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление  негативных сторон монополии, связанных  с властью, позволяющих им подавлять  сводную конкуренцию и контролировать цены.

Методы  антимонопольного регулирования:

1.ограничение  монополизации рынка;

2. постоянный  государственный мониторинг;

3. запрещение  установления монополистических  цен;

4. сохранение  и поддержание конкуренции всех  цивилизованных фирм.

Антимонопольное законодательство –  законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной  власти и управления.

Основные цели антимонопольного законодательства – обеспечение благоприятных  условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации  на правовой основе, позволяющей исключить  монополистические действия центральных  органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а  также определение правового  режима регулирования ответственности  за монополистические действия и  за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.

Поскольку деятельность монополий  носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и  ограничение деятельности монополий  являются одними из важнейших функций  государства.

Государство в борьбе с монополиями  использует меры экономического и административного  характера.

Экономические меры поддержания конкуренции  и борьбы с монополией:

1. поощрение  создания товаров – заменителей;

2. поддержка  новых фирм, среднего и малого  бизнеса;

3. привлечение  иностранных инвестиций, учреждение  совместных предприятий, зон свободной  торговли;

4. финансирование  мероприятий по расширению товаров  в целях устранения доминирующего  положения отдельных хозяйствующих  субъектов.

В 2006г. в России принят Федеральный  Закон «О защите конкуренции», который  определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения  и пересечения монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  и направлен на обеспечение условий  для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению  монополистической деятельности создана  Федеральная антимонопольная служба (ФАС), 

ФАС проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической  деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.

Антимонопольная политика - это комплекс государственных мер (соответствующее  законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и  на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем  рынке.

Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных  форм.

 

Обычно государство прибегает  к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или  их предельные уровни для предприятий  – монополистов. Нередко государство  для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений  еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или  государственной структурой.

В современных условиях главными функциями  государства становятся организация  экономического, правового и социально  – политического пространства для  рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др.

Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила  деятельности на рынке хозяйствующих  субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1Антимонопольное  регулирование 

 

Антимонопольное регулирование –  это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и  контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования:

1.ограничение  монополизации рынка;

2. постоянный  государственный мониторинг;

3. запрещение  установления монополистических  цен;

4. сохранение  и поддержание конкуренции всех  цивилизованных фирм.

Антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

Основные цели антимонопольного законодательства – обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.

Поскольку деятельность монополий  носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и  ограничение деятельности монополий  являются одними из важнейших функций  государства.

Государство в борьбе с монополиями  использует меры экономического и административного  характера.

Экономические меры поддержания конкуренции  и борьбы с монополией:

1.   поощрение создания товаров – заменителей;

2.   поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;

3.   привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

4.   финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

В конце 1991г. В России принят Закон  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения  монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции и  направлен на обеспечение условий  для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению  монополистической деятельности создан Государственный комитет по антимонопольной  политике (Антимонопольный комитет),  

  Антимонопольный комитет проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.

Антимонопольная политика  - это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

По решению Антимонопольного комитета доля хозяйствующего субъекта может  быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных  форм.

В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы  государственного регулирования:

Обычно государство прибегает  к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или  их предельные уровни для предприятий  – монополистов. Нередко государство  для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений  еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или  государственной структурой.

В современных условиях главными функциями  государства становятся организация  экономического, правового и социально  – политического пространства для  рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Информация о работе Роль конкуренции, развитие конкуренции в России