Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 05:09, курсовая работа
Целью данной работы является анализ эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть виды конкуренции;
- дать характеристику видам конкуренции;
- изучить конкуренцию в России.
Введение…………………………………………………………………1
Глава1. Конкуренция и ее виды ……………………………….………7
1.1 Функции конкуренции..…………………………………..………..9
1.2 Виды конкуренции...……………………………………………….12
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции………………………………………………………………….14
2.1 Совершенная конкуренция.………………………………………..15
2.2 Монополистическая конкуренция. ……………………………….17
2.3 Олигополия…………………………………………………...…….18
2.4 чистая монополия…………………………………………………..20
Глава 3. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики………..24
3.1 Антимонопольное регулирование………………………………...30
Заключение……………………………………………………………..34
Список используемой литературы
3. по степени свободы.
По методам осуществления
По отраслевой принадлежности различают
внутри- и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция —
конкуренция между
По степени свободы
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции.
Взаимодействие между
По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка.
2.1 Совершенная конкуренция.
К совершенной (чистой) конкуренции
относятся внутриотраслевая конкуренция
(между производителями
По количеству производителей и
покупателей на рынке, типу продукции,
возможности контролировать цену, использовать
методы неценовой конкуренции, легкости
вхождения в отрасль новых
фирм можно выделить рынки чистой
конкуренции, олигополии, чистой монополии.
Последние характеризуются как
рынки несовершенной
Совершенная (чистая) конкуренция
– это рыночная ситуация, когда
многочисленные, независимо действующие
производители продают
Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:
1. на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;
2. тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;
3. свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;
4. наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.
Позитивные явления
1. снижение издержек;
2. быстрое внедрение НТП;
3. гибкое приспособление к спросу;
4. высокое качество продукции;
5. препятствует завышению цен.
Негативные явления
1. разорение
многих субъектов рыночной
2. анархия и кризис производства;
3. чрезмерная эксплуатация ресурсов;
4. неблагоприятное влияние на экологию.
Недостатки рынка совершенной конкуренции:
1. в долгосрочном
периоде отсутствует
2.способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;
3. не
может распространяться на
4. вытесняется
монополиями и
2.2 Монополистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
Монополистическая конкуренция – самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.
Основные характеристики монополистической конкуренции:
1. относительно
большое число некрупных (
2. эти
фирмы производят
3. сохраняются
возможности относительно
Неценовая конкуренция – главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.
Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя.
Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.
2.3 Олигополия
Олигополия – это рынок, на котором
доминирует несколько крупных фирм,
т.е. несколько продавцов
Олигополия характеризует
Характерная особенность
В условиях олигополии возможна как
ценовая, так и неценовая конкуренция.
Но ценовые методы соперничества
обычно менее эффективны. Между предприятиями
существует тесная взаимозависимость.
Если один из конкурентов снизил цены,
то другие вынуждены адекватно отвечать,
иначе обнаружится слишком
Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счет эффекта масштаба снижаются.
Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую политику в отрасли. Другие подчиняются ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах, характерна для олигополии.
В условиях олигополии неценовые методы конкуренции – от рекламы до экономического шпионажа – оказываются эффективнее, поэтому используются чаще.
Вступление в
При олигополистической конкуренции
фирма в состоянии
2.4 Чистая монополия.
Чистая монополия – это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.
Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой – либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы – монополиста.
Понятие чистой монополии обычно является абстрактным.
Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: под монополией понимают, во–первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во–вторых, положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.
Цель монополии – получение
сверхприбыли посредством контроля
над ценой и объемом
Основные черты чистой монополии:
1. единственный продавец – производитель;
2. товарная
дифференциация отсутствует,
3. продавец
осуществляет практически
4. очень
трудные условия вхождения в
отрасль новых предприятий. По
сути дела, вход оказывается
Различают несколько типов монополий:
1. естественная
монополия. Ею обладают
2. искусственные
монополии. Под этим условным
названием понимают
В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии: картель, синдикат, трест и т.д.
1. Картель
- простейшая форма
2. Синдикаты
- (от гр. syndikos - действующий сообща)
- организационная форма
3. Трест
- форма монополистического
4. Концерн
- (от англ. concern - участие, интерес)
- организационная форма
5. Пул
получил распространение в
6. Холдинг
- (от англ. holding) - акционерная компания,
владеющая контрольным пакетом
акций одного или нескольких
акционерных обществ с целью
контроля и управления их
Информация о работе Роль конкуренции, развитие конкуренции в России