Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:45, курсовая работа
Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
Как известно, малый бизнес (МБ) состоит из самого многочисленного слоя мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и политический облик страны.
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС - ОСНОВА
СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ
1.1 Сущность и критерии малого бизнеса
Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
Как известно, малый бизнес (МБ) состоит из самого многочисленного слоя мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и политический облик страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор МП образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами предприятий, их технологической цепочкой, производственной и управленческой гибкостью - это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Высокая приспособляемость малого бизнеса и массовый охват практически всех сфер производства, внутреннего рынка обеспечивает устойчивость развития экономики и способствует стабильности социального и политического климата. Владельцы малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами. С другой стороны, представителей малого бизнеса отличает то, что условия их жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждает их в повседневной деятельности к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Все изложенное и определяет общественное поведение представителей малого бизнеса, основанное на прямой зависимости от местных и национальных условий и интересов. (7, с.10-20)
Из трех групп предприятий владельцы малых предприятий наиболее непосредственным образом приближены к своей собственности и чаще всего прямо участвуют в ее предпринимательском использовании.
Характерной особенностью
малого предприятий является высокая
интенсивность использования
Малые предприятия представляют собой вполне самостоятельную и наиболее типичную форму организации экономической жизни общества в условиях развитого рыночного хозяйства. Они обладают своими специфическими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, присущими только им внутренними закономерностями развития. Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), констатирующих сущность этого понятия.(8, с.201) Наиболее общими показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является:
По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50.
Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих. (8, с. 202)
В Европейском союзе принята такая классификация малых и средних предприятий:
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней, освещенных в схеме.
К малому предпринимательству относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным законодательством, относится к малому бизнесу. Предприятия без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу. (5, с.121)
1.2 Преимущества и недостатки малого бизнеса
Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.
Вообще развитие малого бизнеса способствует решению следующих задач: (13, с. 115)
1) Формирование конкурентных цивилизационных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах
2) Расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ и услуг
3) Приближение производства товаров и услуг конкретным потребителям
4) Содействие структурной перестройке экономики
5) Привлечение личных средств граждан для развития производства
6) Создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы, вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которого крупное производство налагает определенные ограничения
7) Более эффективное использование творческих способностей людей, освоение различных видов ремесел, народных промыслов
8) Формирование социального слоя собственников
9) Освоение и использование местных источников сырья
Теперь более конкретно рассмотрим преимущества и недостатки малого бизнеса, которые представлены в следующих схемах: (11, с. 14)
Собственники малого предпринимательства, как правило, более склонны к сбережению и инвестированию, у них высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельность фирмы. Малое предпринимательства способствует большему росту занятости населения, подготовки профессиональных кадров и распространении практических навыков. (11, с.14)
1.3 Опыт зарубежных стран в развитии малого бизнеса
Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Достаточно упомянуть, что:
Таблица 1.1 Статистика малых предприятий в России и в странах ЕС по показателям (7, с. 247)
Показатели |
Россия |
страны ЕС |
1) число малых предприятий на 1000 граждан |
= 6 предпринимателей |
= 30 предпринимателей |
2) доля малых фирм в общем числе всех предприятий (%) |
30 |
90 |
Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.).
Необходимо отметить, что при теоретическом анализе зарубежные специалисты обычно увязывают сферу малого бизнеса со сферой среднего бизнеса, поскольку основы их формирования, развития имеют значительное сходство.
Одна из причин успешного функционирования малого и среднего бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. (16, с. 179) В этих странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, в первую очередь в сфере производства, причем крупные предприятия не подавляют мелкий бизнес, а организуют взаимодополняющее сотрудничество, особенно путем специализации, а также в интересах реализации инновационных процессов.
Показатели, характеризующие значение малых и средних предприятий в экономике отдельных стран: (16, с. 201)
1. Количество малых и средних предприятий (в тыс.)
Рисунок 1.1
2. Количество малых
и средних предприятий на
Рисунок 1.2
1.3.1 Малый бизнес в США
Малый бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются 1932 годом. В это время, после времен Великой Депрессии, государство стало субсидировать малые предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость (9, с.109).
В 1953 году в США создается
Федеральное агентство –
Для соблюдения правового законодательства в отношении предприятий малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в суде и Конгрессе. Власти США в своей концепции развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей.
1.3.2 Малый бизнес Германии
Малый бизнес Германии - это один из самых активно развивающихся секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти (9, с. 110).
Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:
Основными программами развития малого и среднего бизнеса в Германии являются следующие:
В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку (5-8%) и длительные сроки кредитования (5-15 лет).
Отметим, что малый бизнес в Германии имеет свою специфику и историю развития. В частности, еще в эпоху зарождения капитализма, с появлением первых крупных предпринимателей, начали создаваться торгово-промышленные палаты, которые явились первыми объединениями и союзами по сотрудничеству в сфере развития производства и торговли. В современной истории торгово-промышленные палаты развились до уровня государственных органов, и теперь каждый предприниматель обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами.
Информация о работе Роль малого бизнеса в Республике Татарстан