Роль малого бизнеса в Республике Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
Как известно, малый бизнес (МБ) состоит из самого многочисленного слоя мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и политический облик страны.

Файлы: 1 файл

роль малого бизнеса.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Ассоциация Германских торгово-промышленных палат объединяет собой все палаты и представляет интересы предпринимателей на федеральном уровне. Основная задача этой ассоциации сотрудничество тесная работа с представителями торгово-промышленных палат стран Европейского союза. Вместе все ассоциации образуют Объединение торгово-промышленных палат Европейского сообщества.

В настоящий момент торгово-промышленные палаты Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства  и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных органов самоуправления, принимая важнейшие социально-экономические решения в области развития страны. Это целая инфраструктура, в которой участвуют и представители СМИ, и консультационные службы. Основная приоритетная задача палат – оказание всяческой поддержки и помощи малому бизнесу Германии.

 

1.4 Роль малого бизнеса в экономике

 

Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции (5, с.231).

Рассмотрим, подробнее, какое  значение малый бизнес имеет для развития экономики государства.

1) МБ - важный сектор экономики.

Предприятия малого бизнеса  более устойчивы к внешним  изменениям. В период общего экономического спада России в начале 90-х годов именно малый бизнес поддержал российскую экономику и вовремя адаптировался под новые рыночные условия. Государственные предприятия же не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы. Таким образом, малый бизнес демонстрирует свою гибкость, «живучесть», укрепляя и поддерживая рыночную экономику.

2) МБ - один из основных источников налоговых поступлений.

Малый бизнес участвует  в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в  бюджет от доходов компаний, предприятия  малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц. Малые предприятия исправно и своевременно платят налоги по сравнению с представителями среднего и крупного бизнесом

3) МБ способствует развитию инновационных технологий.

Малый бизнес выполняет  важную функцию в развитии инновационной  экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные  направления производства. К малому бизнесу России это относится  в малой степени (около 6%), поскольку основное направление деятельности – торговля. Однако есть малые предприятия, которые занимаются разработкой новых научно-технических изобретений. В основном они пользуются поддержкой со стороны государства в виде дотаций, дополнительного субсидирования и т.д. Перестройка малого бизнеса в инновационную направленность позволит подготовить базис для развития больших технических предприятий, которые поспособствуют подъем и развитию всей национальной экономики.

4) Социально-экономическая роль МБ.

Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, в итоге  уменьшается безработица. Относительно небольшой персонал предприятий  малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще более усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда компании. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммигрантов и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации.

Таким образом, роль малого предпринимательства в экономике любого государства очень велика, так как развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления) (9, с.88).

 

 

 

 

2 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА  В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

2.1 Этапы развития малого  бизнеса в России

 

Становление и развитие малого предпринимательства в России происходила по следующим этапам (13, с. 125):

I этап (1987-1994) - период быстрого роста количества предприятий малых форм, отличительной особенностью которых являлось стихийность, обусловленная отсутствием системной нормативно-правовой базы и какой бы то ни было инфраструктуры поддержки развития малого бизнеса как на государственном уровне, так и с привлечение негосударственных международных институтов. Отношение государства к развитию предпринимательства формируется исходя из невозможности сохранения ставшей неэффективной системы управления экономикой, фактическое восприятие предпринимательства как неизбежного зла, которое помогает в значительной мере решить проблему безработицы и насыщения рынка потребительскими товарами и  услугами, но остается чуждым по уровню свободы, непрерывный в советский и постсоветский периоды.

II этап (1995 - август 1998) - периоды перехода малого предпринимательства к осуществлению деятельности в соответствии с жестким государственным регламентированием в условиях стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации. Отношение государства к развитию предпринимательства формируется исходя из осознания того, что малое предпринимательство стало достаточно серьезной экономической силой, энергию которого необходимо активно использовать для достижения максимальной бюджетной эффективности, для чего можно даже облегчить доступ к государственным ресурсам как официальным путем (через приватизацию, отказ от государственной монополии на пользование природными ресурсами и т.д.), так и через коррупционные каналы (использование посреднических схем при выполнении государственных заказов, предоставление необоснованных индивидуальных преференций и т.п.)

III этап (август 199-2000гг.) - период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства в посткризисный период. Одновременно именно в этот период государство начинает испытывать дискомфорт от жесткой финансово-экономической зависимости страны от ситуаций на мировых сырьевых рынках на нефть, газ, золото, цветные металлы, то есть в тех отраслях, где традиционно работают исключительно крупные предприятия. Наименее зависимые от этих факторов малые предприятия быстро восстанавливаются после финансового кризиса и становятся главным гарантом социальной стабильности в обществе. Государство осознает необходимость укрепления сектора малого бизнеса в целях поддержания этой стабильности, принимаются прогрессивные федеральные законы: «О едином налоге на вмененный доход», «О лизинге».

IV этап - период развития бизнеса в настоящее время и на перспективу.

Преимущества развитие бизнеса для российских предпринимателей в настоящее время и на перспективу:

  • создаются более благоприятные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами, членами ВТО
  • обеспечивается доступ к органам по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами и, таким образом, устранение дискриминации
  • обеспечивается возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов при выработке новых правил международной торговли.

Итак, данные изменения обуславливают новый вызов, требующий перехода к партнерским взаимоотношениям между государством и предпринимательством, то есть к новому этапу этих взаимоотношений. В новых условиях государственной политики по отношению к сектору малого предпринимательства нуждается в пересмотре.

 

2.2 Особенности малого бизнеса России

 

Российский малый бизнес начал свое развитие сравнительно недавно, но уже прошел сложный путь. Отметим ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом (8, с.207):

1) Низкий процент венчурной специализации.

В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.

2) Низкая легитимность малого бизнеса.

Еще одной характерной  особенностью развития малого бизнеса  в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое время существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства.

3) Постоянная нехватка финансирования.

Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой  финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность – взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.

4) Неустойчивость малого бизнеса.

Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.

Выясним основные характеристики малого бизнеса в России (13, с.212)

 

Таблица 2.1 Основные характеристики МБ в России

1. Гибкость малого бизнеса

Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ 92-93 гг. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности.




 

 

Продолжение Таблицы 2.1

2. Экономичность малого бизнеса

Начать МБ сравнительно проще. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам ниже. То есть меньше расходов на организацию бизнеса.

3. Узкая специализация малого бизнеса

Именно узкая специализация  МБ способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Он имеет наиболее детальное представление  о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту.

4. Развитие регионального рынка.

МБ играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы  на межрегиональные перевозки и  увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается  большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.


 

2.3 Анализ динамики  малого предпринимательства в  1998-2006 годах

 

Динамика развития малого предпринимательства после финансового  кризиса 1998 года представлена на нижеследующем графике (рисунок 3).

Рисунок 2.1

 

Визуальный анализ графика позволяет  констатировать рост количества малых  предприятий, начиная с 2002 года, до этого  момента (с 1999 по 2001 гг.) наблюдалось  медленное сокращение их количества (16, с.98).




 

Также очевиден факт влияния сезона на динамику численности малых предприятий: в 1-ом квартале каждого нового года количество малых предприятий меняется существенно по сравнению с изменениями в течение года. То есть основная волна регистрации/ликвидации малых предприятий приходится на начало года, а уже впоследствии происходят обычные рыночные подстройки, определяющие годовую динамику (16, с. 100).

 

3 МАЛЫЙ БИЗНЕС В  РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

 

3.1 Роль и значение малого бизнеса в экономике РТ

 

Становление малого и  среднего бизнеса имеет важное значение для

 

 

По данным Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан на 1 января 2005 года, в Республике Татарстан зарегистрировано 34 944 малых предприятий и 130 146  ИП.

Посмотрим как варьировалась  численность субъектов малого предпринимательства  в Республике Татарстан за 2001-2004 гг., а также прогноз численности  малых предприятий на 2010 год в  соответствии с принятой программой, о которой речь пойдет далее (16, с. 129).

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.1

 

За четыре года - с 2001 по 2005 - Татарстан выделил из бюджета 690 млн. рублей на поддержку и развитие малого предпринимательства. По этому показателю республику обгоняет в РФ только Москва, где выделенные средства составляют 2 млрд. рублей.

На 1 января 2005 г. в Татарстане было зарегистрировано 22 800 малых предприятий  и 149 600 индивидуальных предпринимателей(19).

Таблица 3.1 Динамика малых  предприятий по показателям за 2003-2005 гг.

Наименование показателя

2003

2004

2005

Кол-во экономически активных малых  предприятий (всего по отраслям экономики) тыс. единиц

18,3

23,2

25,6

Количество индивидуальных предпринимателей, тыс.чел

141,1

153,5

180

Число работников списочного состава, тыс. чел

89,8

133,4

142,1

Выпуск товаров и услуг по всем видам деятельности (в действующих ценах), млрд. рублей

26,2

41,9

101,9

Сумма уплаченных во все уровни бюджета  налогов и сборов субъектов малого предпринимательства, млн. рублей

5537,8

8271,7

10300

Удельный вес малого бизнеса  в общих поступлениях в налоговую систему Российской Федерации и Республики Татарстан

6,07

6,79

7

Информация о работе Роль малого бизнеса в Республике Татарстан