Президент и Правительство
Татарстана рассматривают поддержку
предпринимательства в качестве
приоритетного направления экономической
политики. Как справедливо подчеркивает Президент Минтимер Шаймиев: «государство,
не создающее условий своим товаропроизводителям,
рубит сук, на котором сидит»(17).
В 2001 году вступил в
силу Указ Президента РТ «О содействии
развитию частного бизнеса и поддержке
предпринимательства», а Государственным Советом республики была разработана
комплексная программа по развитию малого
предпринимательства. Целью программы
является обеспечение стабильности рыночного
хозяйства и становление среднего класса.
Среди прочих задач были выделены такие,
как (2):
- устранение административных барьеров в развитии малого предпринимательства и разработка новых технологий его поддержки;
- развитие предпринимательства в научно-производственной и внешнеэкономической деятельности:
- предоставление адресной информационной и правовой поддержки малых предприятий;
- повышение эффективности использования уже существующей инфраструктуры малого предпринимательства.
В систему правового регулирования предпринимательства
в Республике Татарстан входят в первую
очередь Программы поддержки предпринимательства
в Республике Татарстан (1).
Последняя подобная программа
- «Программа поддержки предпринимательства
в Республике Татарстан на 2005-2010
годы» (20).
Цели, поставленные в новой
программе по поддержке предпринимателей
(22):
1) Доля субъектов малого предпринимательства
в валовом региональном продукте Республики
Татарстан составит 30%.
2) Добавленная стоимость на одно малое
предприятие составит 2 735,4 тыс. рублей
в год.
3) Доля налоговых платежей субъектов малого
предпринимательства в общей сумме доходов
консолидированного бюджета Республики
Татарстан составит 32%.
4) Уровень социальной рентабельности субъектов
малого предпринимательства (отношение
совокупных налоговых платежей в консолидированный
бюджет республики к затратам из бюджета,
направляемым через систему здравоохранения,
образования, культуры и т.д. на 1 работника
и его "социального иждивенца", к
которым относятся неработающие члены
семьи и нетрудоспособные жители города,
района) составит 322%. По итогам 2003 года,
уровень социальной рентабельности составил
142%.
5) Уровень заработной платы работников,
занятых в малом предпринимательстве,
станет не ниже минимального потребительского
бюджета.
Гульнара Сергеева, генеральный
директор Агентства по поддержке предпринимательства
РТ: «Однозначно сказать, достижима эта цель
или нет, я, конечно, не могу. Однако специалисты
ЦЭСИ РТ (Центра экономических и социальных
исследований), разработавшие эти показатели,
очевидно, делали прогноз не на пустом
месте: они смотрели статистику развития
налоговых поступлений, учитывали рост
заработной платы» (22).
Таким образом, Республика Татарстан уделяет
значительное внимание развитию и поддержке
малого бизнеса: дает и материальную поддержку
(в виде дотаций), и издает соответствующие
указы по защите и поддержке малого бизнеса
(20).
3.2 Государственные органы,
регулирующие предпринимательскую
деятельность в РТ
Сегодня важнейшей задачей
является развитие финансовых институтов
и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий
в кредитах и инвестициях (21).
В решении этих задач
важную роль должна сыграть созданная
с участием государства инфраструктура
поддержки и развития предпринимательства:
система государственных институтов
поддержки малого предпринимательства, система
финансово-кредитного обеспечения субъектов
малого предпринимательства.
В регулировании предпринимательства
Республики Татарстан задействованы
многие государственные органы, в
функции которых прямо не входит
осуществлять процесс управления предпринимательской
системы (1):
1) Республиканская межведомственная
комиссия по экономическим и социальным
реформам, которая образована при Госсовете
РТ - выполняет функции по координации
работ в области развития частного бизнеса
и поддержки предпринимательства в Республике
Татарстан, включая проведение комплексной
экспертизы нормативных документов в
этой области.
2) Министерство внутренних дел Республики
Татарстан - активизирует деятельность
по защите субъектов предпринимательства,
частных предпринимателей от воздействия
криминальных структур.
3) Министерство по делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций Республики
Татарстан, Государственной телерадиовещательной
компании "Татарстан" организует
в средствах массовой информации освещение
мер по развитию частного бизнеса и предпринимательства,
способствующих формированию положительного
образа предпринимателя, а также пропаганду
качественных товаров, производимых в
республике.
4) Агентство по развитию предпринимательства
Республики Татарстан -создано Указом
Президента Республики Татарстан от 5 января
2002 года (21).
5) Кабинет Министров Республики Татарстан.
Данный государственный орган призван:
- обеспечить завершение инвентаризации и паспортизации всех производственных площадей, разработку механизма подбора производственных площадок для частного бизнеса без финансовых затрат за эту услугу со стороны предпринимателей, создать республиканский банк данных незадействованных площадей и оборудования;
- информировать предпринимателей о свободных производственных площадках, о емкости рынка товаров и услуг и рынка трудовых ресурсов, обеспечивать их участие в реализации государственного заказа;
- подготовить предложения о создании Фонда государственного имущества, предусмотрев передачу на его баланс неиспользуемого имущества государственных предприятий с последующим использованием исключительно в сфере частного бизнеса;
- ввести в государственный заказ на информационный статистический ресурс мониторинг состояния частного бизнеса, в основе которого лежит анализ добавленной стоимости;
- внести предложения по поддержке государственными финансовыми ресурсами системы подготовки кадров в сфере частного бизнеса;
- внести предложение по дальнейшей демонополизации отраслей экономики, за исключением предприятий, отнесенных к стратегически важным для экономики республики;
- принять иные решения, обеспечивающие реализацию законов, указов и иных нормативных актов в сфере развития частного бизнеса и поддержки предпринимательства.
6) Главы администраций районов и городов
Республики Татарстан призваны осуществлять
помощь в развитии предпринимательства
следующего характера:
- при заключении договоров аренды производственных площадей практиковать, по желанию предпринимателей, заключение долгосрочных (до 5 лет) договоров аренды, в том числе с правом выкупа;
- привлекать предпринимателей к выполнению заказов жилищно-коммунальной сферы, в том числе на основе семейного подряда;
- принимать действенные меры по реализации Государственной комплексной программы по развитию малого предпринимательства, поддержке частного бизнеса в республике.
Одну из самых значительных
ролей в области развития предпринимательства
в Республике Татарстан, играют Агентство
по развитию предпринимательства РТ и Торгово-промышленная
палата РТ.
7) Торгово-промышленной
палате Республике Татарстан
Торгово-промышленная
палата Республики Татарстан
создана в целях координации
деятельности промышленников
и предпринимателей Республики
Татарстан в осуществлении ими
деятельности по:
- развитию экономики Республики Татарстан и Российской Федерации
- ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности
- урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малый бизнес является важнейшим элементом
рыночной экономики, без которого не может
гармонично развиваться государство.
Он во многом определяет темпы экономического
роста, структуру и качество валового
национального продукта.
Таким образом, в силу
объективных причин и факторов на
современном этапе социально-экономических
преобразований в России вопросы
поддержки и развития предпринимательства, и в
первую очередь малого бизнеса, неизбежно
должны выдвигаться в центр государственной
политики. Анализ ситуации свидетельствует
о том, что малое предпринимательство
играет все более весомую роль в развитии
национальной экономики, становится важным
фактором социальной и политической стабильности
в обществе. Фактически за все годы реформ
именно малый бизнес был единственным
растущим сектором экономики, обеспечивающим
отдачу вложенных средств и эффективное
использование ресурсов. Он вбирал в себя
основную часть трудоспособного населения,
высвобождаемого из других секторов, снимая
тем самым острые социальные проблемы.
И поэтому государство должно быть заинтересовано
в развитии и поддержке малого бизнеса,
как неотъемлемой части экономики страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- О федеральной программе государственной
поддержки малого предпринимательства
в РФ: Постановление Правительства РФ
от 14.02.2000г. №121.
- О содействии развития частного бизнеса и поддержке предпринимательства в РТ: Указ Президента
РТ от 20.03.2001г. № УП-221.
- О предоставлении государственных гарантий Республики Татарстан по заимствованиям субъектов малого предпринимательства: Постановление Кабинета Министров РТ от 19 февраля 2002г. №73.
- Об Агентстве по развитию предпринимательства
в Республике Татарстан: Положение // Сборник
постановлений и распоряжений Кабинета
Министров РТ и нормативных актов республиканских
органов исполнительной власти. - 2002. -
№ 11. - 18-29с.
- Пелих А.С. Организация предпринимательской
деятельности: Учебное пособие // А.С. Пелих,
М.М. Баранников. - М.: ЮНИТА, 2004. - 384с.
- Пустозеров В.М. Справочник по малому предпринимательству // В.М. Пустозеров, А.А. Соловьев. -
М.: Изд-во ПРИОР, 2001. - 313с.
- Смирнов С.А. Малое предпринимательство: общественная поддержка
и содействие развитию // С.А. Смирнов. -
М.: Дрофа, 1999. - 352с.
- Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник // Под ред. М.Г. Лапусты.
- 4-е издание., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.
- 667с.
- Горфинкель В.Я. Предпринимательство // В.Я. Горфинкель. - М.: Инфра,
2001. - 572с.
- Предпринимательство: Учебник для вузов// В.Я. Горфинелл, А.Н. Романов, Г.Б.
Поляк, В.А. Швандер. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
- 581с.
- Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник/ М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. - М., 2004. - 456с.
- Горфинкель В.Я., Швандер В.А. Малые предприятия:
Организация, экономика, учет и налоги
// под ред. В.Я. Горфинелл. - М.: ЮНИТИ, 2001.
- 475с.
- Арустамов Э.А. Основы бизнеса: Учебное пособие
// Э.А. Арустамов. М.: Издательско-торговая
корпорация «Даиков и К», 2007. - 232с.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б Современный экономический словарь // Под ред. Б.А.Райзберга -5-е издание,
перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 495с.
- Пивоваров И.С. Организация международного предпринимательства
// И.С. Пивоваров. М.: Экономика XXI век, 2004.
– 240с.
- Смирнов Л.В. Анализ общей динамики развития малого предпринимательства в России в начале 21 века // Л.В. Смирнов. М: ИНФРА-М, 2003. - 356с.
- Шакиров Л.Ш. Развитие малого предпринимательства в г. Набережные
Челны: Научная работа [Электронный ресурс]
// Режим доступа: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2004/issue1//Econ9.html,
свободный.
- Большой словарь [Электронный ресурс] //
Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/, свободный.
- Ежедневная деловая газета [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://gazeta.etatar.ru/news/, свободный.
- Официальный портал Правительства Республики Татарстан
[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://prav.tatar.ru/rus/complan.htm?pub_id=427,
свободный.
- Фонд поддержки малого бизнеса [Электронный
ресурс] // Режим доступа: http://www.nanocorp.info/representatives/tatarstan,
свободный.
- Деловой центр Республики Татарстан - Интернет портал [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://info.tatcenter.ru/ebusiness/28818.htm,
свободный.