Роль малого бизнеса в Республике Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
Как известно, малый бизнес (МБ) состоит из самого многочисленного слоя мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и политический облик страны.

Файлы: 1 файл

роль малого бизнеса.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

 

Президент и Правительство  Татарстана рассматривают поддержку  предпринимательства в качестве приоритетного направления экономической  политики. Как справедливо подчеркивает Президент Минтимер Шаймиев: «государство, не создающее условий своим товаропроизводителям, рубит сук, на котором сидит»(17).

В 2001 году вступил в  силу Указ Президента РТ «О содействии развитию частного бизнеса и поддержке  предпринимательства», а Государственным Советом республики была разработана комплексная программа по развитию малого предпринимательства. Целью программы является обеспечение стабильности рыночного хозяйства и становление среднего класса. Среди прочих задач были выделены такие, как (2):

  • устранение административных барьеров в развитии малого предпринимательства и разработка новых технологий его поддержки;
  • развитие предпринимательства в научно-производственной и внешнеэкономической деятельности:
  • предоставление адресной информационной и правовой поддержки малых предприятий;
  • повышение эффективности использования уже существующей инфраструктуры малого предпринимательства.

В систему правового регулирования предпринимательства в Республике Татарстан входят в первую очередь Программы поддержки  предпринимательства в Республике Татарстан (1).

Последняя подобная программа  - «Программа поддержки  предпринимательства  в Республике Татарстан на 2005-2010 годы» (20).

Цели, поставленные в новой программе по поддержке предпринимателей (22):

1) Доля субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте Республики Татарстан составит 30%.

2) Добавленная стоимость на одно малое предприятие составит 2 735,4 тыс. рублей в год.

3) Доля налоговых платежей субъектов малого предпринимательства в общей сумме доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан составит 32%.

4) Уровень социальной рентабельности субъектов малого предпринимательства (отношение совокупных налоговых платежей в консолидированный бюджет республики к затратам из бюджета, направляемым через систему здравоохранения, образования, культуры и т.д. на 1 работника и его "социального иждивенца", к которым относятся неработающие члены семьи и нетрудоспособные жители города, района) составит 322%. По итогам 2003 года, уровень социальной рентабельности составил 142%.

5) Уровень заработной платы работников, занятых в малом предпринимательстве, станет не ниже минимального потребительского бюджета. 

Гульнара Сергеева, генеральный директор Агентства по поддержке предпринимательства РТ: «Однозначно сказать, достижима эта цель или нет, я, конечно, не могу. Однако специалисты ЦЭСИ РТ (Центра экономических и социальных исследований), разработавшие эти показатели, очевидно, делали прогноз не на пустом месте: они смотрели статистику развития налоговых поступлений, учитывали рост заработной платы» (22).

Таким образом, Республика Татарстан уделяет значительное внимание развитию и поддержке малого бизнеса: дает и материальную поддержку (в виде дотаций), и издает соответствующие указы по защите и поддержке малого бизнеса (20).

 

 

 

 

 

 

3.2 Государственные органы,

регулирующие предпринимательскую  деятельность в РТ

 

Сегодня важнейшей задачей  является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях (21).

В решении этих задач  важную роль должна сыграть созданная  с участием государства инфраструктура поддержки и развития предпринимательства: система государственных институтов поддержки малого предпринимательства, система финансово-кредитного обеспечения субъектов малого предпринимательства.

В регулировании предпринимательства  Республики Татарстан задействованы  многие государственные органы, в  функции которых прямо не входит осуществлять процесс управления предпринимательской системы (1):

1) Республиканская межведомственная комиссия по экономическим и социальным реформам, которая образована при Госсовете РТ - выполняет функции по координации работ в области развития частного бизнеса и поддержки предпринимательства в Республике Татарстан, включая проведение комплексной экспертизы нормативных документов в этой области.

2) Министерство внутренних дел Республики Татарстан - активизирует деятельность по защите субъектов предпринимательства, частных предпринимателей от воздействия криминальных структур.

3) Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Республики Татарстан, Государственной телерадиовещательной компании "Татарстан" организует в средствах массовой информации освещение мер по развитию частного бизнеса и предпринимательства, способствующих формированию положительного образа предпринимателя, а также пропаганду качественных товаров, производимых в республике.

4) Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан -создано Указом Президента Республики Татарстан от 5 января 2002 года (21).

5) Кабинет Министров Республики Татарстан. Данный государственный орган призван:

  • обеспечить завершение инвентаризации и паспортизации всех производственных площадей, разработку механизма подбора производственных площадок для частного бизнеса без финансовых затрат за эту услугу со стороны предпринимателей, создать республиканский банк данных незадействованных площадей и оборудования;
  • информировать предпринимателей о свободных производственных площадках, о емкости рынка товаров и услуг и рынка трудовых ресурсов, обеспечивать их участие в реализации государственного заказа;
  • подготовить предложения о создании Фонда государственного имущества, предусмотрев передачу на его баланс неиспользуемого имущества государственных предприятий с последующим использованием исключительно в сфере частного бизнеса;
  • ввести в государственный заказ на информационный статистический ресурс мониторинг состояния частного бизнеса, в основе которого лежит анализ добавленной стоимости;
  • внести предложения по поддержке государственными финансовыми ресурсами системы подготовки кадров в сфере частного бизнеса;
  • внести предложение по дальнейшей демонополизации отраслей экономики, за исключением предприятий, отнесенных к стратегически важным для экономики республики;
  • принять иные решения, обеспечивающие реализацию законов, указов и иных нормативных актов в сфере развития частного бизнеса и поддержки предпринимательства.

6) Главы администраций районов и городов Республики Татарстан призваны осуществлять помощь в развитии предпринимательства следующего характера:

  • при заключении договоров аренды производственных площадей практиковать, по желанию предпринимателей, заключение долгосрочных (до 5 лет) договоров аренды, в том числе с правом выкупа;
  • привлекать предпринимателей к выполнению заказов жилищно-коммунальной сферы, в том числе на основе семейного подряда;
  • принимать действенные меры по реализации Государственной комплексной программы по развитию малого предпринимательства, поддержке частного бизнеса в республике.

Одну из самых значительных ролей в области развития предпринимательства  в Республике Татарстан, играют Агентство  по развитию предпринимательства РТ и Торгово-промышленная палата РТ.

7) Торгово-промышленной палате Республике Татарстан

Торгово-промышленная  палата  Республики  Татарстан  создана  в целях  координации  деятельности  промышленников   и    предпринимателей Республики  Татарстан  в  осуществлении  ими  деятельности  по:

  • развитию экономики  Республики   Татарстан    и    Российской    Федерации
  • ее интегрированию  в   мировую    хозяйственную    систему,    формированию современной  промышленной,  финансовой  и    торговой    инфраструктуры, созданию благоприятных  условий  для  предпринимательской  деятельности
  • урегулированию отношений предпринимателей с их  социальными партнерами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Малый бизнес является важнейшим элементом рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических  преобразований в России вопросы  поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство играет все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы. И поэтому государство должно быть заинтересовано в развитии и поддержке малого бизнеса, как неотъемлемой части экономики страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ: Постановление Правительства РФ от 14.02.2000г. №121.
  2. О содействии развития частного бизнеса и поддержке предпринимательства в РТ: Указ Президента РТ от 20.03.2001г. № УП-221.
  3. О предоставлении государственных гарантий Республики Татарстан по заимствованиям субъектов малого предпринимательства: Постановление Кабинета Министров РТ от 19 февраля 2002г. №73.
  4. Об Агентстве по развитию предпринимательства в Республике Татарстан: Положение // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2002. - № 11. - 18-29с.
  5. Пелих А.С. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие // А.С. Пелих, М.М. Баранников. - М.: ЮНИТА, 2004. - 384с.
  6. Пустозеров В.М. Справочник по малому предпринимательству // В.М. Пустозеров, А.А. Соловьев. - М.: Изд-во ПРИОР, 2001. - 313с.
  7. Смирнов С.А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию // С.А. Смирнов. - М.: Дрофа, 1999. - 352с.
  8. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник // Под ред. М.Г. Лапусты. - 4-е издание., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 667с.
  9. Горфинкель В.Я. Предпринимательство // В.Я. Горфинкель. - М.: Инфра, 2001. - 572с.
  10. Предпринимательство: Учебник для вузов// В.Я. Горфинелл, А.Н. Романов, Г.Б. Поляк, В.А. Швандер. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 581с.
  11. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник/ М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. - М., 2004. - 456с.
  12. Горфинкель В.Я., Швандер В.А. Малые предприятия: Организация, экономика, учет и налоги // под ред. В.Я. Горфинелл. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 475с.
  13. Арустамов Э.А. Основы бизнеса: Учебное пособие // Э.А. Арустамов. М.: Издательско-торговая корпорация «Даиков и К», 2007. - 232с.
  14. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б Современный экономический словарь // Под ред. Б.А.Райзберга -5-е издание, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 495с.
  15. Пивоваров И.С. Организация международного предпринимательства // И.С. Пивоваров. М.: Экономика XXI век, 2004. – 240с.
  16. Смирнов Л.В. Анализ общей динамики развития малого предпринимательства в России в начале 21 века // Л.В. Смирнов. М: ИНФРА-М, 2003. - 356с.
  17. Шакиров Л.Ш. Развитие малого предпринимательства в г. Набережные Челны: Научная работа [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2004/issue1//Econ9.html, свободный.
  18. Большой словарь [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/, свободный.
  19. Ежедневная деловая газета [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://gazeta.etatar.ru/news/, свободный.
  20. Официальный портал Правительства Республики Татарстан [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://prav.tatar.ru/rus/complan.htm?pub_id=427, свободный.
  21. Фонд поддержки малого бизнеса [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.nanocorp.info/representatives/tatarstan, свободный.
  22. Деловой центр Республики Татарстан - Интернет портал [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://info.tatcenter.ru/ebusiness/28818.htm, свободный.

 

 




Информация о работе Роль малого бизнеса в Республике Татарстан