Роль налогов в бюджете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении состава и структуры налоговых поступлений федерального бюджета России.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- рассмотрение теоретических основ налоговых поступлений федерального бюджета страны;
- определение роли и значения налоговых поступлений в бюджетной системе страны;

Файлы: 1 файл

текст работы.docx

— 93.59 Кб (Скачать файл)

Введение

Развитие экономики напрямую зависит от качества ее налоговой  системы, от ее возможности обеспечить экономический рост и финансовую стабильность.

Налоговые поступления бюджетной  системы занимают ведущее место  и являются важнейшей формой аккумуляции  доходов. Анализ динамики и структуры  налоговых поступлений бюджета  необходимо с целью преодоления  негативных последствий воздействия  налогов на экономику страны.

В связи с этим, тема работы является весьма актуальной.

Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты  различных уровней. Доходы могут  формироваться на налоговой и  неналоговой основе и за счет безвозмездных  перечислений в соответствии с бюджетным  и налоговым законодательством.

Цель работы состоит в  изучении состава и структуры  налоговых поступлений федерального бюджета России.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

- рассмотрение теоретических  основ налоговых поступлений  федерального бюджета страны;

- определение роли и  значения налоговых поступлений в бюджетной системе страны;

- проведение анализа динамики  налоговых поступлений в бюджет страны за 20.. – 20.. годы;

- определение взаимосвязи  динамики налоговых поступлений  с динамикой ВВП за 20..-20.. года.

Предметом исследования являются налоговые поступления.

Объектом исследования является Федеральный бюджет российской Федерации.

 

 

 

1.Налоговые поступления как основной источник в формировании государственного бюджета.

1.1 Понятие и сущность  налогов.

Налоги — важная экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства.  В соответствии со ст. 8 Налогового кодекса налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [1]

С экономической точки  зрения можно сказать, что налог  – это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством с домохозяйств (физических лиц) и фирм (юридических лиц) для покрытия общегосударственных потребностей. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. [3]

Так же налоги являются средством  оплаты расходов государства. Поскольку  услугами государства ( которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирают плату за эти услуги со всех граждан страны.  Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения национального дохода между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах. Налоговая система включает в себя следующие элементы:

  1. объект налогообложения (что облагается налогом)
  2. субъект налогообложения (кто должен платить налог)
  3. налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога)

Величина, с которой выплачивается  налог, называется налогооблагаемой базой. Для экономики ее является величина совокупного (национального) дохода.  [2]

Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

  • фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
  • регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы). [1]

Также принято различать  такие функции налогов, как:

  • распределительная - логически вытекает из указанной выше фискальной функции: для того чтобы иметь финансовые средства, необходимо их изъять у тех, кто оные имеет. Мобилизованные денежные средства перераспределяются государством между отраслями национальной экономики (экономический аспект), а также между социальными группами (социальный аспект). Не исключено, что через налоги станут изымать сверхдоходы (ренту); распределять финансовые средства с целью социальной защиты малоимущих слоев населения.
  • стимулирующая – вытекает из регулирующей функции. Дело в том, что налог оказывает непосредственное воздействие на состояние и формирование экономического интереса того или иного хозяйствующего субъекта. Выполнение налогом стимулирующей функции предполагает: адресное доведение налога до плательщика вместе с исключениями, преференциями, оговорками, специальными комментариями и т. д.; выделение конкретной цели стимулирования хозяйственной деятельности (сокращение или наращивание объемов производства, экология, масштабы использования того или иного фактора производства; форма хозяйствования; структура себестоимости; качество и цена изделия; защита отечественного товаропроизводителя и др.).
  • Воспроизводственная функция налога направлена на обеспечение возобновляемости процессов национального производства. Предполагает полную компенсацию вовлекаемых в производство экономических ресурсов.
  • Контролирующая функция налога связана с тем, что в таком случае возникает возможность четко отслеживать денежные и товарные потоки, саму хозяйственную деятельность. При таком контроле уточняется степень эффективности использования вовлекаемых в производство ресурсов, устанавливается сопричастность к общественным и государственным делам. Формируется налоговая дисциплина, которая предполагает своевременность платежей и расчетов, выплаты заработной платы наемному персоналу, а также соблюдение хозяйственного законодательства. [5]

Степень реализации функций  налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

Используя налоги как инструмент регулирования, государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются). [1]

 

1.2. Основные виды налогов

Различают два основных вида налогов:  прямые и косвенные.

Прямые налоги (direct taxes) – это налоги на доходы от факторов производства и имущество. Они взимаются с денежных сумм, полученных экономическим агентом (прежде всего в качестве факторных доходов), или денежной оценки принадлежащего ему имущества.

К прямым налогам относятся:

  • личный подоходный налог (в развитых странах он является основным элементом налоговой системы,  обеспечивая наибольшую долю налоговых поступлений);
  • налог на прибыль;
  • налог на наследство;
  • налог на имущество;
  • налог с владельцев транспортных средств и др.

Особенность прямых налогов  в том, что налогоплательщик (тот, кто оплачивает налог) и налогоноситель (тот, кто выплачивает налог государству) – это один и тот же агент.

Косвенные налоги (indirect business taxes) – это налоги на товары, услуги и виды деятельности. Они представляют собой часть цены товара и услуги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок (либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены), они носят не явный характер и выступают как налоги на потребление, а не на доход.

К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России);
  • налог с оборота;
  • налог с продаж;
  • акцизный налог;
  • таможенная пошлина.

Особенность косвенных налогов  состоит в том, что налогоплательщик и налогоноситель – это разные агенты. Налогоплательщиком  является покупатель товара или услуги, а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу.

В макроэкономике налоги также  делят на автономные и подоходные.

Автономные (или аккордные) налоги – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги – это налоги, которые зависят от уровня совокупного дохода.

В зависимости от того, как  устанавливается средняя налоговая  ставка, различают три типа налогов:  пропорциональные, прогрессивные и  регрессивные.

Пропорциональные налоги, предполагают, что средняя налоговая  ставка остается неизменной независимо от величины дохода. Поэтому сумма  налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключение личного  подоходного налога) являются пропорциональными.

Прогрессивные налоги –  налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере роста  величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Примером прогрессивного налога в большинстве  стран служит личный подоходный налог.

Регрессивные налоги –  это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере его роста. [2]

 

1.3. Место налоговых поступлений  в доходах государства.

Для каждой общественно-экономической  формации характерна присущая ей система  государственных доходов, обусловленная  уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства. В бюджетах центральных правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины. За счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий (в Российской Федерации  - унитарные предприятия) и ряда специальных фондов.

Место и роль налогов в  финансовой системе государства  определяют такие показатели как:

- степень собираемости  налогов;

- степень покрытия налогом  финансовых потребностей сферы  своего назначения;

- размер убытка или  дохода от действия той или  иной налоговой льготы.

Условием успешного развития экономики любой страны является динамичный рост производства. Сдерживающее влияние на этот рост может оказать  чрезмерный объем изъятия части  дохода налогоплательщиков в виде налоговых  платежей и платежей в социальные фонды. Совокупное воздействие налогов  на налогоплательщика характеризуется  понятием «налоговое бремя», определяемое как соотношение полученного  налогоплательщиком дохода и суммой уплаченных налоговых платежей. При  оценке налогового бремени за период анализа обычно берется финансовый год.

Анализ развития современного общества позволяет обоснованно  утверждать, что высокая динамичность развития экономики в существенной степени обусловлена совершенностью налоговой системы. Находящаяся  в настоящее время в стадии завершения реформа налоговой системы  страны в существенной степени облегчила  условия экономической деятельности налогоплательщиков посредством сокращения числа налогов, упрощения законодательства, уменьшения налогового бремени путем  сокращения ставок налогообложения  по ряду налогов, структурной перестройки  налоговых органов с учетом интересов  их взаимодействия с налогоплательщиками. [4]

 

2. Механизмы влияния налогов  на экономику.

2.1. Воздействие налогов  на совокупный спрос. Налоговый  мультипликатор.

Налоги воздействуют на два  основных компонента совокупного спроса – потребительские и инвестиционные расходы – и поэтому оказывают  косвенное влияние на совокупный спрос. Снижение налогов увеличивает  совокупный спрос. Снижение налогов  ведет к росту потребительских (поскольку растет величина прибыли  фирм после уплаты налогов, часть  которой служит источником чистых инвестиций) расходов и поэтому сдвигу кривой совокупного спроса (AD) вправо от AD1 до AD2

(приложение 2,рис. 1), что обуславливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*).

Поэтому эта мера может  использоваться для стабилизации экономики  и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую  активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП  снижение налогов обуславливает  рост уровня цен (от P1 до P2) и поэтому провоцирует инфляцию.

Рост налогов ведет  к снижению потребительских и  инвестиционных расходов и, следовательно, к сокращению совокупного спроса, т.е. кривая совокупного спроса сдвигается влево от AD1 до AD2 (приложение 2, рис. 2). Это обуславливает снижение уровня цен (отP1 до P2) и объема выпуска (от Y1 до Y*). Поэтому в период инфляции, когда экономика «перегрета» , в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности  и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов.

 

Налоговый мультипликатор.

Снижение налогов Т оказывает воздействие на равновесный уровень дохода. Если налоговые отчисления снижаются на , то располагаемый доход Yd = Y - Т возрастает на величину (см приложение 1). Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величину , что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства Y1 до Y2 на величину

, где     – мультипликатор налогов.

Механизм налоговой мультипликации связан с многократной реакцией потребления  на однократное изменение налогов:

налоги снижаются на ATJ? => => располагаемый  доход увеличивается на АГТ =>

=> потребление увеличивается  на ЬхАТТ =>

=> совокупные расходы увеличиваются  на bxATf =>

=> совокупный доход увеличивается  на bxATf =>

=> потребление увеличивается  на Ь(ЬхАТ) Т =>

=> совокупные расходы увеличиваются  на b?xATt =>

совокупный доход увеличивается  на btxATt => => потребление увеличивается на Ъ(Ъ?хАТ) t => и т.д. Магазин строительных материалов: цемент Днепропетровск.

Если предположить, что все налоговые  отчисления в государственный бюджет зависят от динамики текущего дохода У, то налоговая функция принимает вид:

Информация о работе Роль налогов в бюджете