Роль налогов в бюджете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении состава и структуры налоговых поступлений федерального бюджета России.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- рассмотрение теоретических основ налоговых поступлений федерального бюджета страны;
- определение роли и значения налоговых поступлений в бюджетной системе страны;

Файлы: 1 файл

текст работы.docx

— 93.59 Кб (Скачать файл)

Т = t • Y , где - — предельная налоговая ставка.

В этом случае функция потребления  имеет вид:

С = а 4- Ъ (Y - tY) = а + Ь (1 - t)Yt а модель налогового мультипликатора принимает вид:

mt — налоговый мультипликатор в закрытой экономике. Полная налоговая функция имеет вид:

Т = Та -К tY, где

Та — автономные налоги, независящие  от величины текущего дохода У (например, налоги на недвижимость, наследство и  т.д.); - — предельная налоговая ставка.

С учетом функциональной зависимости  налоговых отчислений Гот дохода У функция потребления принимает вид: C = a + b[Y-(Ta+ tY)].

В этом случае модель равновесного объема производства в открытой экономике  имеет вид:

— мультипликатор налогов в открытой экономике.

При этом суммарное изменение дохода AY в результате одновременного изменения  величин госрасходов и автономных налогов определяется как:

Если государственные расходы  и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного  бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства AT = AG, где под символом АТ обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, а под символом AG — все изменения расходов бюджета.

Если, например, государственные расходы  возросли на AG, то равновесный объем  производства возрастет на величину:

Если правительство одновременно повысит автономные налоги на АТа = AG, то равновесный объем выпуска снизится на величину:

Суммарное изменение равновесного объема выпуска составит:

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически  выражается в превышении мультипликатора  расходов над налоговым мультипликатором. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

Если фискальная политика нацелена на ограничение государственного сектора, то в фазе циклического спада снижаются налоги (что дает относительно небольшой стимулирующий эффект), а в фазе циклического подъема снижаются госрасходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции. [6]

 

3. Анализ налоговых поступлений  в государственный бюджет РФ

3.1. Анализ динамики налоговых  поступлений за 2011-2012 гг.

 

Динамика поступлений  основных налогов в федеральный бюджет за первые десять месяцев прошлого года демонстрирует значительное увеличение поступлений по доходам от внешнеэкономической деятельности (на 1.4 п.п. ВВП), НДПИ (на 0.7 п.п. ВВП), НДС по товарам, реализуемым на территории РФ (на 0.4 п.п. ВВП). По остальным налогам также наблюдается рост в пределах 0.1–0.2 п.п. ВВП. При такой позитивной динамике увеличения доходов федерального бюджета по основным налогам несколько настораживает незначительный, на уровне погрешности в оценке ВВП, рост поступлений по налогу на прибыль организаций.

 

Таблица - Динамика поступлений основных налогов

в федеральный бюджет за 2011-2012 гг., млрд. руб.

Наименование

Январь - Октябрь 2012 г. млрд. руб.

Январь - Октябрь 2011 г. млрд. руб.

1. Поступления налогов

   

в том числе:

   

Налог на прибыль организаций

287,9

203

НДС на товары, реализуемые  на территории РФ

1485,1

1124,3

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

1195,8

914,2

Акцизы на товары, производимые на территории РФ

191,8

94

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ

36

22,9

НДПИ

1670,4

1146,2

2. Доходы от внешнеэкономической  деятельности

3683,2

2546,3


 

Для оценки ситуации, сложившейся с доходами по налогу на прибыль организаций, были проанализированы данные по поступлению налога на прибыль организаций по субъектам РФ за январь-сентябрь 2012 г. и выявлено сокращение темпов роста налога на прибыль, в общем, по Российской Федерации: если по итогам первых девяти месяцев 2011 г. объем собранного налога на прибыль по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. вырос на 46%, то по итогам января-сентября 2012 г.к соответствующему периоду 2011 г. – только на 30%. В ряде субъектов РФ в 2012 г. наблюдается даже сокращение поступлений по налогу на прибыль по сравнению с 2011 г. (в том числе в Красноярском крае, Республике Алтай, Волгоградской и Мурманской областях) или незначительный рост (в Сахалинской области - 6%, Приморском крае и Амурской области - по 1%). Тенденция к сокращению темпов роста налога на прибыль для федерального бюджета не представляет серьезной угрозы в ближайшее время, но может иметь неблагоприятные последствия для региональных бюджетов с учетом того, что налог на прибыль составляет существенную часть их доходов.

 

Таблица - Динамика расходов из федерального бюджета

в 2011-2012 гг., млрд. руб.

Наименование

Январь - Октябрь 2012 г. млрд. руб.

Январь - Октябрь 2011 г. млрд. руб.

Расходы - всего

7839,7

7481,4

в том числе:

   

Общегосударственные расходы 

543

660,2

Национальная оборона

1036,6

881,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

890,7

785,8

Национальная экономика

1093,7

759,6

ЖКХ

169,8

141,2

Охрана окружающей среды

11,6

9,5

образование

388,4

293,2

Культура, кинемотография, СМИ

104,5

90

Здравоохранение, физкультура  и спорт

363,6

212

Социальная политика

2516,6

2477,6

Обслуживание государственного и муниципального долга

226,3

174,1


 

 

3.2. Взаимосвязь динамики  налоговых поступлений с динамикой  ВВП

 

Несмотря на то, что руководство  страны публично и неоднократно сообщало о готовности противодействовать любым шагам, которые могут подорвать стабильность национальной бюджетной системы, опасения по поводу ее устойчивости остаются. Они связаны со сложностью секвестрования бюджета в условиях выполнения принятых перед отдельными социальными группами, ВПК и международным сообществом обязательств по финансированию военных и социальных расходов, мероприятий по проведению Олимпиады-2014, форума АТЭС, чемпионата мира по футболу в 2018 г., развитию инновационного центра «Сколково» и др. Затруднительность сокращения таких расходов без ущерба для политического имиджа первых лиц государства и российской экономики делает конструкцию «федеральный бюджет-2012–2014» трудно поддающейся модификации, что, при возможности второй волны кризиса, приведет к увеличению запланированного на 2012-2013 гг. дефицита федерального бюджета. В связи с этим понятно решение правительства РФ, принятое в октябре текущего года, не осуществлять нефтегазовые трансферты в Стабилизационный фонд до 2015 г.

 

 

 

 

 

Таблица - Взаимосвязь динамики доходов с динамикой ВВП

в 2011-2012 гг.

 

Январь-Октябрь 

2012 г.

Январь-Октябрь 

2011 г.

Отклонение, п.п. ВВП

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

Доходы

9241,2

21,4

6721,5

18,6

+2,8

В том числе нефтегазовые

4535,8

10,5

3051,1

8,5

+2

Расходы

7839,7

18,1

7481,4

20,7

-2,6

В том числе

         

Процентные расходы

226,3

0,5

174,1

0,5

0

Непроцентные расходы

7613,4

17,6

7307,3

20,2

-2,6

Профицит (-) / Дефицит (+) Федерального бюджета

1401,5

3,3

-759,9

-2,1

+5,4

Нефтегазовый дефицит

-3134,3

-7,3

-3811

-10,5

-3,2

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб.

43314

36227

 

 

Доходы федерального бюджета, по предварительной оценке Минфина России, за первые десять месяцев текущего года составили 9241,2 млрд. руб., или 21,4% ВВП, что на 2,8 п.п. ВВП превышает их значение за аналогичный период 2011 г. Расходы за январь-октябрь текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего сократились на 2,6 п.п. ВВП и составили 7839,7 млрд. руб.

Федеральный бюджет за первые десять месяцев 2012 г. был исполнен с профицитом в размере 1401,5 млрд. руб., или 3,3% ВВП. Тем не менее можно ожидать, что десятимесячный тренд увеличения положительного сальдо федерального бюджета будет сломан уже в ноябре, однако сомнений в том, что

федеральный бюджет по итогам 2012 г. будет сведен с профицитом, нет. Значительное превышение доходов над расходами федерального бюджета по итогам января-октября текущего года обусловлено низким уровнем кассового исполнения бюджета по расходам, который наблюдался в течение всего рассматриваемого периода.

 

Таблица - Взаимосвязь динамики налоговых поступлений с динамикой ВВП

в 2011-2012 гг., % ВВП

 

Январь-Октябрь 2012 г., % ВВП

Январь-Октябрь 2011 г., % ВВП

Отклонение п.п. ВВП

1. Поступления налогов

     

в том числе:

     

Налог на прибыль организаций

0,7

0,6

+0,1

НДС на товары, реализуемые  на территории РФ

3,5

3,1

+0,4

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

2,8

2,6

+0,2

Акцизы на товары, производимые на территории РФ

0,5

0,3

+0,2

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ

0,1

0,1

0

НДПИ

3,9

3,2

+0,7

2. Доходы от внешнеэкономической  деятельности

8,5

7,1

+1,4


 

По итогам января-октября 2012 г. с учетом изменений, внесенных в основные параметры федерального бюджета РФ в октябре, кассовое исполнение по расходам составило 70,5%, в то время как при более равномерном кассовом исполнении бюджета на уровне 80% профицит бюджета за десять месяцев составил бы только 344 млрд. руб.

Нефтегазовые доходы по итогам января-октября 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 2,0 п.п. ВВП и составили 4535,8 млрд. руб., при этом их доля в доходах федерального бюджета выросла (по итогам десяти месяцев 2011 г. нефтегазовые доходы составляли 45,7%, а по итогам аналогичного периода 2012 г. - 49.1%). Было зафиксировано сокращение нефтегазового дефицита бюджета на 3,2 п.п. ВВП.

 

Таблица - Динамика расходов из федерального бюджета

в 2011-2012 гг., % ВВП

 

Январь-Октябрь 2012 г., % ВВП

Январь-Октябрь 2011 г., % ВВП

Отклонение п.п. ВВП

Расходы - всего

18,1

20,7

-2,6

в том числе:

     

Общегосударственные расходы 

1,3

1,8

-0,5

Национальная оборона

2,4

2,4

0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2,1

2,2

-0,1

Национальная экономика

2,6

2,1

+0,5

ЖКХ

0,4

0,4

0

Охрана окружающей среды

0

0

0

образование

0,9

0,8

+0,1

Культура, кинемотография, СМИ

0,2

0,2

0

Здравоохранение, физкультура  и спорт

0,8

0,6

+0,2

Социальная политика

5,8

6,8

-0,1

Обслуживание государственного и муниципального долга

0,5

0,5

0

Информация о работе Роль налогов в бюджете