Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 19:59, контрольная работа
Важным моментом является изучение зарубежного опыта. Так как зарождение основ рынка и его элементов произошло в странах Европы и Америки. Однако прямое переложение зарубежного опыта на российскую действительность не допустимо, так как необходимо учитывать российскую специфику, организацию хозяйствования. Таким образом, необходимо найти оптимальное сочетание рынка нашей страны и положительных черт зарубежных рынков.
Введение 3
1 Понятие инфраструктуры рынка 5
1.1Сущность, происхождение и основные составляющие инфраструктуры рынка 5
1.2 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры 9
1.3 Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры
рынка 11
2 Основные элементы рыночной инфраструктуры в России 13
2.1 Основные элементы инфраструктуры современного рынка 13
3 Роль рыночной инфраструктуры в обеспечении экономического развития
страны 17
3. 1 Функции инфраструктуры рынка 17
Заключение 20
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1 Понятие инфраструктуры рынка
1.1Сущность, происхождение и основные
составляющие инфраструктуры рынка
1.2 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры 9
1.3 Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры
рынка
2 Основные элементы рыночной инфраструктуры в России 13
2.1 Основные элементы инфраструктуры современного рынка 13
3 Роль рыночной инфраструктуры в обеспечении экономического развития
страны
3. 1 Функции инфраструктуры рынка
Заключение
Список использованной литературы
Введение
С переходом к новым экономическим условиям, а именно к рыночному хозяйствованию, возникает необходимость создания рыночной инфраструктуры, которая обеспечила бы свободное движение товаров и услуг на рынке. Кроме того, важно создать такую инфраструктуру, которая соответствовала бы в полной мере рыночным условиям, и, следовательно, надо создать такие институты, как биржи. Биржи, будучи некоммерческими организациями, способствуют движению и обращению ценных бумаг, товаров. На биржах в зависимости от вида товара, спроса и предложения осуществляется установление цен на товары и курсов на ценные бумаги. Биржи отражают объективную ситуацию на товарном, фондовом, валютном рынке и рынке труда.
Процессы преобразования и стратегия вывода экономики страны из кризиса предполагает усиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентной рыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимость соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и инфраструктуры рынка, а также внутри самой инфраструктурой требует программно – целевого подхода к развитию и совершенствованию всех ее элементов с тем, чтобы «тылы» рыночного хозяйства развивались комплексно. Это, несомненно, является приоритетным направлением в условиях коренного реформирования экономики России.
Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно, ее изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.
При административно-плановой системе хозяйствования подход к инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. В централизованной системе продукт распределялся вне зависимости от существования институтов, способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю. При переходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры.
Изучение инфраструктуры важно не только в сфере производства, но касается социальной и культурной жизни общества. С предоставлением большей свободы действий гражданам появляются организации, обеспечивающие их самостоятельную деятельность, исходя из их собственных интересов.
Переход к рыночным отношениям еще не закончен, многие рыночные механизмы, и законы еще не сформировались, действуют не в полную силу. Чтобы завершить этот процесс, прийти к стабильному, урегулированному рынку, необходимо изучать существующие рыночные институты, историю их возникновения, выявлять их недостатки, вырабатывать рекомендации по улучшению их функционирования.
Важным моментом является изучение зарубежного опыта. Так как зарождение основ рынка и его элементов произошло в странах Европы и Америки. Однако прямое переложение зарубежного опыта на российскую действительность не допустимо, так как необходимо учитывать российскую специфику, организацию хозяйствования. Таким образом, необходимо найти оптимальное сочетание рынка нашей страны и положительных черт зарубежных рынков.
1.Понятие инфраструктуры рынка.
1.1 Сущность, происхождение и основные составляющие инфраструктуры рынка.
Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало XX в.).
В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.
В нашей экономической литературе эта
проблема активно рассматривалась в 70-е
годы.
Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура — это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.
Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура — это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;
3) кредитная система и коммерческие банки;
4) эмиссионная система и эмиссионные банки;
5)система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;
7) налоговая система и налоговая инспекция;
8)система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
9)специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
11) таможенная система;
12) профсоюзы работающие по найму;
13) коммерческо-выставочные комплексы;
14) система высшего и среднего экономического образования;
15) аудиторские компании;
16) консультативные (консалтинговые) компании;
17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
18) специальные зоны свободного предпринимательства.
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Функции инфраструктуры рынка следующие:
- облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
- повышение оперативности и эффективности
работы рыночных субъектов
на основе специализации отдельных субъектов
экономики и видов
деятельности;
- организационное оформление рыночных отношений;
- облегчение форм юридического и экономического
контроля, государственного и общественного
регулирования деловой практики.
Кратко охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры рынка:
Консалтинговые компании. Здесь работают серьезные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По заказам предпринимателей они консультируют по экономическим и юридическим вопросам. Предпринимателям оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Для России это новое и перспективное дело, поскольку у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности. Сейчас создано совместное предприятие «Внешконсультат», которое специализируется в области внешнеэкономического консалтинга.
Типы консалтинговых организаций:
1 Крупные многофункциональные организации (от нескольких сотен специалистов и более тысячи).
2 Мелкие и средние организации (50-100)человек осуществляют общее консультирование и специальное. Пример: управление кадрами , маркетинг
3 Организации, оказывающие специальные технические услуги, например в области исследования операций.
Аудиторские компании. Аудит — это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). В настоящее время в России созданы фирмы «Мосаудит» и «Инаудит», их экспертиза — обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получения лицензий, организации совместных предприятий (СП). Объективность оценок аудиторских компаний служит своеобразной визитной карточкой на внешнем рынке.
Учебные заведения. Раньше в России ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них есть общий недостаток — крайне малый срок обучения: всего 2—3 недели, 1 месяц. Зачастую в таких учреждениях преподают случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу и авторитет. Наиболее известны сегодня «Мирбис» и Центр подготовки менеджеров при РЭА им. Г.В. Плеханова; школа информационного бизнеса при МЭСИ и школа международного бизнеса при МГИМО.
Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е годы наблюдался наибольший расцвет СЭЗ. Темпы занятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. В русском языке имеет место несколько терминов, определяющих понятие «свободные экономические зоны»:
♦ зоны свободного предпринимательства (ЗСП);
♦ зоны свободной торговли;
♦ экспортно-производственные зоны (ЭПЗ);
♦ производственные зоны в регионах;
♦ свободные порты;
♦ свободные банковские зоны.
Все эти зоны рассматриваются как фактор экономического
развития с привлечением иностранного
капитала, предоставлением различных
льгот (освобождение от налогов сроком,
как правило, на 10 лет; прямые
В настоящее время в мире насчитывается более 400 свободных экономических зон (преимущественно в развитых странах). Господствующее положение в СЭЗ занимают японские ТНК, США и Западная Европа. Для привлечения иностранного капитала в СЭЗ очень важны:
- политическая стабильность
-отсутствие хаоса, дезорганизации хозяйственных связей, законопорядок, а не война законов;
-дешевая рабочая сила.
В настоящее время в нашей стране большинство этих условий отсутствует. Сказывается также отсутствие опыта создания и функционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживает развитие свободных экономических зон в России.
1.2 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры.
Как правило, создание условий для развития рыночной инфраструктуры, без которой рынок не может существовать, во многом зависит от государства. Государство призвано корректировать те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно.
Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.
Информация о работе Роль рыночной инфраструктуры в обеспечении экономического развития страны