Роль рыночной инфраструктуры в обеспечении экономического развития страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 19:59, контрольная работа

Описание работы

Важным моментом является изучение зарубежного опыта. Так как зарождение основ рынка и его элементов произошло в странах Европы и Америки. Однако прямое переложение зарубежного опыта на российскую действительность не допустимо, так как необходимо учитывать российскую специфику, организацию хозяйствования. Таким образом, необходимо найти оптимальное сочетание рынка нашей страны и положительных черт зарубежных рынков.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие инфраструктуры рынка 5
1.1Сущность, происхождение и основные составляющие инфраструктуры рынка 5
1.2 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры 9
1.3 Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры
рынка 11
2 Основные элементы рыночной инфраструктуры в России 13
2.1 Основные элементы инфраструктуры современного рынка 13
3 Роль рыночной инфраструктуры в обеспечении экономического развития
страны 17
3. 1 Функции инфраструктуры рынка 17
Заключение 20
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНЯ РАБОТА ПО РЫН. ЭКОНОМИКЕ.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

      Участие государства  в экономической жизни диктуется  еще  и  тем,  что рынок  не  обеспечивает   социально   справедливое   распределение   дохода.

Государству надлежит заботиться  об  инвалидах,  малоимущих,  стариках.  Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок.  Это  необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого  и, как правило, не приносит быстрых доходов.  Поскольку  рынок  не  гарантирует право на труд, государству приходится регулировать  рынок  труда,  принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические  и  социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно  участвует  в  формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в  рыночной  экономике  проявляется  через  следующие важнейшие функции:   

а)  создание  правовой  основы  для  принятия  экономических  решений. Государство    разрабатывает    и     принимает     законы,     регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и  кредитно-денежную  политику  для  преодоления  спада  производства,   для  сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания  стабильного  уровня цен и национальной валюты;

в)  социально-ориентированное  распределение   ресурсов.   Государство организует производство товаров  и  услуг,  которым  не  занимается  частный сектор.  Оно  создает  условия  для  развития  сельского  хозяйства,  связи, транспорта, определяет расходы на оборону,  на  науку,  формирует  программы развития образования, здравоохранения и т. д.;

 г) обеспечение социальной защиты и  социальной  гарантии.  Государство гарантирует минимум заработной  платы,  пенсии  по  старости,  инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

 

     

 

 

 

 

1.3 Факторы, оказывающие влияние на формирование

инфраструктуры рынка.

Согласно теории длинных волн (Н.Кондратьев), научно-техническая революция развивается волнообразно, с циклами протяженностью примерно в 50 лет. В течение последних веков в истории технологической эволюции прошло пять волн и сложилось пять технологических укладов.

Первая волна (1785-1835 гг.) сформировала уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды. Это стадия развития текстильных производств (преимущественно мелких ремесленных мастерских или предприятий с небольшим - меньше 100 человек - числом работников) и связанных с ними средств производства (станков, красителей и других химических продуктов), а также металлургической промышленности. В этот период только начинается широкое применение паровых двигателей и развивается машиностроение.

Вторая волна (1830-1890 гг.) связана с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства практически всех видов продукции на базе использования парового двигателя. В этот период основными становятся производство паровых двигателей, в том числе для пароходов и паровозов, развивается первичное станкостроение. Развивается сеть железных дорог и морских путей. Экономическим символом этого периода были уголь и транспортная инфраструктура, однако уже начинают появляться сектора, связанные с производством стали, электроэнергии, газа, синтетических материалов, развивается тяжелое машиностроение. Наряду с мелкими фирмами развиваются крупные предприятия с числом рабочих более тысячи, появляются новые формы предпринимательства, масса акционерных обществ. Третья волна (1880 - 1940 гг.) базировалась на использовании в промышленном производстве электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии и развития химической промышленности. Это период нефтяного бума в США, создание мощного военно-промышленного комплекса в Европе, широкого внедрения радиосвязи и телеграфа. В этот период начинает развиваться производство автомобилей и самолетов, цветных металлов, в частности алюминия, пластмасс, товаров длительного пользования, средств радио- и телекоммуникаций. Появляются огромные фирмы, картели, тресты, мелкие компании поглощаются крупными, в которых образуется слой руководителей среднего звена. На рынке господствуют монополии и олигополии, при этом государство либо осуществляет контроль, либо полностью владеет естественными монополиями и предоставлением общественных благ. Начинается концентрация банковского и финансового капитала.

Четвертая волна (1930-1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики, в основном базирующейся на использовании нефти и нефтепродуктов и газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, танков, различных видов вооружений, товаров длительного пользования. В этот период строятся скоростные автомагистрали и аэропорты. Появляются, а затем широко распространяются компьютеры и программные продукты для них, радары, атом сначала используется в военных, а затем и в мирных целях. Символом четвертого технологического уклада стало массовое производство на основе использования фордовской конвейерной технологии. На рынке господствует олигопольная конкуренция, появляются транснациональные корпорации, которые осуществляют прямые инвестиции на рынках различных стран, основывют там свои производства.

Пятая волна, начавшаяся в середине 80-х годов, опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, освоении космического пространства, спутниковой связи и т.д. Происходит переход от разрозненных фирм или даже транснациональных корпораций к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инвестиций, организации поставок по принципу "точно в срок".

Каждый из укладов в своем развитии проходил разные стадии, которые различались мерой его влияния на общий экономический рост в стране. При этом надо понимать, что устаревающие уклады, теряя свое решающее влияние на темпы роста, оставляли в составе национального богатства страны созданные ими производственные или инфраструктурные объекты.

 

 

2 Основные элементы  рыночной инфраструктуры в России.    

2.1 Основные элементы инфраструктуры современного рынка.

1) Аукционы, ярмарки и другие формы организационного    не биржевого посредничества.

Динамично развивающимся элементом инфраструктуры рынка услуг региона являются оптовые ярмарки и выставки .Причем происходит постепенное изменение функций оптовых ярмарок и выставок. На первое место выходит сбор и обработка информации о состоянии рынка, перспективных планах и намерениях  производителей и потребителей. (Санкт- Петербург и Москва имеют долгосрочные программы выставочно - ярмарочной деятельности, предусматривающие ее координацию, предотвращение и пресечение надлежащей деятельности, развитие экспозиционной инфраструктуры.

Эффект от совершенствования сбора, обработки и передачи информации при производстве любых товаров и услуг выражается в снижении трансакционных издержек, ускорении процесса производства, улучшении материально-технического снабжения, ускорении оборачиваемости финансовых ресурсов. Современные средства компьютеризации ускоряют обработку деловой и банковской документации, платежных документов, чеков, пластиковых карт , ведение бухгалтерии.

2) Информационные технологии и средства деловой коммуникации

Существенным новым моментом в развитии информационной инфраструктуры является передача информационных ресурсов, баз данных , архивов в региональную собственность . В 2001 г. В РФ принят ряд соответствующих законов (Закон г. Москвы “Об информационных ресурсах и информации города Москвы”,Закон г. Москвы “Об архивном фонде города Москвы и архивах ”, Закон Санкт – Петербурга “О государственных информационных ресурсах Санкт – Петербург и информационном обеспечении органов государственной  власти Санкт -Петербурга”). Участие в информационном процессе крупных специализированных центров, позволяет более активно воздействовать не только на хозяйственную  деятельность предприятий , но и на формирование всей информации на базе интерактивных систем кабельного телевидения , размещение на территории 30-40 информационных киосков с информационно – справочными ресурсами общего пользования и т.д

3) Налоговая система и налоговая инспекция

При развитии экономико – правовой инфраструктуры рынка необходимо иметь , наряду с независимыми арбитражными судами, третейские суды при ассоциациях и объединениях промышленников и предпринимателей (подобные суды уже созданы, например в Москве Российским союзом промышленников и предпринимателей) и региональные правовые консультационные центры .

В функции последних входят:

рекомендации по применению законодательства в конкретных сферах деятельности ; проверка на соответствие требованиям законодательства проектов приказов, инструкций, распоряжений и других документов хозяйствующих субъектов ; подготовка предложений по определению прав и обязанностей структурных подразделений предприятий, ассоциаций, акционерных обществ, фирм и т.д; участие в разработке хозяйственных договоров, условий поставки и других документов , регулирующих отношения в рыночной экономике ; консультации по претензиям и хозяйственным спорам и применению экономических санкций; подготовка информационных материалов по действующему законодательству ; проверка на соответствие требованиям законодательства проектов решений общих собраний акционерных обществ , правления и т.д. Они могли бы взять на себя и консультации по коллективным договорам и их юридическому сопровождению , вопросам аренды земли и недвижимости , корпоративного управления , защиты прав акционеров , приватизации , банкротства, международного хозяйственного права, внешнеэкономической деятельности.

 

4) Специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации

Информационно – коммерческая инфраструктура приобретает асе большее значение в связи с необходимостью прогнозирования платежеспособного спроса , оценки его динамики , определение соответствующих пространственных и временных характеристик . Для этого а регионах целесообразно создавать специализированные службы разработки научного инструментария изучения спроса и предложения на новые виды услуг , подготовки обзоров , отчетов , докладов о конъюктуре регионального рынка (по заказам заинтересованных хозяйствующих субъектов ), проведения социологических исследований , участия в выставках , ярмарках , научно- общественных мероприятиях.

Одно из важнейших направлений информационного обеспечения рынка- рекламная деятельность , уже превратившаяся и в России в основной инструмент формирования спроса, в частности , на услуги .Существует , однако , насущная потребность в региональных рекламных агентствах ,работающих на основе заказов , контрактов и договоров , заключаемых с малыми предприятиями , кооперативными и частными предприятиями , в том числе в сфере услуг.

 

5) Страховая деятельность

Крупнейшим поставщиком  сбережений  являются  страховые компании.

Основным источником их инвестиционного капитала служат комиссионные за страхование всей  жизни или на какой-либо срок,  страхование индивидуальное и групповое, медицинское и пенсионное и т.д. Стразовые компании охраняют доверенные им фонды держателей стразовых полисов.

Чтобы обеспечить безопасность доверенных фондов,  они должны быть осторожными в  своей  инвестиционной деятельности.  Наибольший интерес страховые компании проявляют к высокодоходным долгосрочным ценным бумагам, так как люди страхуются на годы вперед или на всю жизнь.

В последнее время повысилась роль пенсионных фондов,  как источников инвестиционного  капитала.  Пенсионные  фонды  формируются за счет взносов предпринимателей для выплаты пенсий рабочим и  служащим.  Поскольку доход на инвестиции пенсионных фондов на облагается налогом, то пенсионные фонды используются для приобретения высокодоходных государственных и других ценных бумаг.  Инвестиции пенсионных фондов в большей степени долговременные,  так как сами фонды накапливаются  годами,  до выхода людей на пенсию.

Важнейшим поставщиком инвестиционного капитала являются  инвестиционные фонды. Инвестиционные фонды - это компании, продающие свои акции частным лицам и инвестирующие выручку от их продажи в самые разнообразные ценные бумаги с целью получения дохода за счет разницы в их рыночной цене.

6) Таможенная система

Таможенная система-совокупность таможенных органов, их взаимосвязь  и взаимодействие в осуществлении таможенного дела , основывающиеся на общих системных принципах . Целостность Таможенной системы образует взаимосвязь и взаимозависимость таможенных органов друг от друга при достижении общих целей взаимодействия и реализации присущих им функций. Структурность системы создается своеобразием форм  построения  организационных структур таможенных органов и отношений в рамках единого технологического процесса таможенного дела. Иерархичность таможенной системы характеризуют отношения субординации по вертикали и координации действий по горизонтали, которые базируются на распределении полномочий и функций таможенных органов. Взаимосвязь системы воплощена в постоянном взаимодействии таможенных органов  с федеральными органами государственной власти , органами государственной власти субъектов Федерации, различными

 

3. Роль рыночной инфраструктуры в обеспечении экономического

развития страны.

 

3.1 Функции инфраструктуры рынка.

Информация о работе Роль рыночной инфраструктуры в обеспечении экономического развития страны