Роль сертификации в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня сертификация становится все более важным и необходимым условием для успешной экономической деятельности. Растущая конкуренция в сочетании с повсеместным укреплением цивилизованных, законных методов ведения бизнеса требует от компаний и предприятий не только четкого соблюдения стандартов качества продукции и услуг, но и его надлежащего официального подтверждения. Фактором, увеличивающим актуальность сертификации, также является интеграция России в мировую экономику и ее вхождение во Всемирную Торговую Организацию.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
Глава 1 Сущность и виды сертификации……………………………………..
1.1 Основные термины и понятия, задачи сертификации………………………
1.2. Виды сертификации .………………………………………………………..
1.3 Порядок проведения сертификации
1.4 Законодательная и нормативно-техническая база сертификации в России………………………………………………….…………………………..
Глава 2 Международная сертификация…………………………………………
2.1 Суть международной сертификации………………………………………….
2.2 Сертификат Системы Менеджмента Качества……………………………..

Глава 3 Положительные и отрицательные стороны внедрения стандартов сертификации…………………………………………………………………….
3.1 Роль сертификации в международной торговле………………………
3.2 Трудности проведение сертификации, возможные пути устранения данных проблем……………………………………………………………….
Заключение
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

дралин стас.docx

— 61.90 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования и Науки Российской Федерации

 

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И МИРОВОЙ

ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Основы внешнеэкономической деятельности»

на тему: «Роль сертификации в международной торговле»

 

 

 

 

студента группы 13ЭД 3

Романцов С.С.

 

Проверил:

Научный руководитель - доц.  Дралин А. И.

 

 

 

 

Пенза 2015.

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………

Глава 1 Сущность и виды сертификации…………………………………….. 
1.1 Основные термины и понятия, задачи сертификации……………………… 
1.2. Виды сертификации .……………………………………………………….. 
1.3 Порядок проведения сертификации

1.4 Законодательная и нормативно-техническая база сертификации в России………………………………………………….………………………….. 
Глава 2 Международная сертификация………………………………………… 
2.1 Суть международной сертификации…………………………………………. 
2.2 Сертификат Системы Менеджмента Качества……………………………..

 

Глава 3 Положительные и отрицательные стороны внедрения стандартов сертификации……………………………………………………………………. 
3.1 Роль сертификации в международной торговле……………………… 
3.2 Трудности проведение сертификации, возможные пути устранения данных проблем………………………………………………………………. 
Заключение 
Список использованной литературы……………………………………………

 

 

 

 

 

 

                                   

Введение

 

Сертификация - это процедура подтверждения соответствия продукта или услуги требованиям качества и безопасности. Сертификацию проводит независимая организация, которая путем тестовых испытаний и экспертной оценки определяет, соответствует ли продукция установленным для нее стандартам и правилам. Официальным удостоверяющим документом, выдаваемым органом по сертификации, является Сертификат соответствия.

Сертификация - это процедура, посредством которой третья сторона даёт письменную гарантию, что продукция, процесс, услуга соответствуют заданным требованиям. Сертификация может носить обязательный и добровольный характер. Функции сертификации заключаются в разработке, принятии и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.

 Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня сертификация становится все более важным и необходимым условием для успешной экономической деятельности. Растущая конкуренция в сочетании с повсеместным укреплением цивилизованных, законных методов ведения бизнеса требует от компаний и предприятий не только четкого соблюдения стандартов качества продукции и услуг, но и его надлежащего официального подтверждения. Фактором, увеличивающим актуальность сертификации, также является интеграция России в мировую экономику и ее вхождение во Всемирную Торговую Организацию.

Цель курсовой работы является раскрыть понятие сертификации и международные системы сертификации продукции, а так же роль сертификации в международной торговле.

Для этого были поставлены следующие задачи:

1) Определить понятие  сертификации, системы сертификации  и их виды;

2) Рассмотреть международные  системы сертификации;

3) Рассмотреть положительные и отрицательные стороны внедрения стандартов сертификации.

 

 При раскрытии этой темы мной использовались общие методы научного познания: сбор и обработка информации, анализ, а также исторический, системный и статистический методы.

Информационной  основой написания работы является научная и методическая литература, внутренние показатели фирмы, статистическая информация, а также специализированная литература по проблеме исследования.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Сущность и виды сертификации 
1.1 Основные термины и понятия, задачи сертификации

 

   Сертификация - это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия, что продукция отвечает определенным стандартам или другим требованиям. Сертификация основывается на следующих основных принципах:

1) Государственности - обеспечении государственных интересов при оценке безопасности продукции.

2) Добровольности - использование сертификации изготовителем в целях рекламы.

3) Объективности - независимость от изготовителя и потребителя.

4) Достоверности - использование профессиональной испытательной базы.

5) Исключение разделения товаров и услуг на отечественные и зарубежные.

6) Демократичности - предоставление изготовителю самому выбрать орган по сертификации.

7) Установление ответственности участников сертификации.

8) Многофункциональности использования результатов сертификации (изготовителем, торговлей, потребителем, таможней и т.д.).

9) Открытости полученной информации.

10) Разнообразия форм и методов проведения сертификации с учетом спецификации данной продукции.

 Сертификация появилась в  связи с необходимостью защитить  рынок от продукции, непригодной  к использованию.

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

1) содействие потребителям в  компетентном выборе продукции (услуги).

2) защита потребителя от недобросовестности  изготовителя (продавца, исполнителя)

3) контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.

4) подтверждение показателей качества  продукции (услуги, работы), заявленных  изготовителем (исполнителем).

5) создание условий для деятельности  организаций и предпринимателей  на едином товарном рынке России, а также для участия в международном  экономическом, научно-техническом  сотрудничестве и международной  торговле.

 Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны, - устанавливать обязательные минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. К первым относятся такие законодательные акты, как «Закон о защите прав потребителей», принятый в России, или закон об ответственности за продукцию, принятый в странах Европейского Сообщества. Законы, устанавливающие минимальные требования по характеристикам, могут относиться в целом к продукции или к отдельным ее параметрам. Примером таких законов могут стать закон об игрушках, закон об электромагнитной совместимости и так далее.

В системах сертификации третьей стороной - это лицо или орган, признанные независимыми не от поставщика (первая сторона), не от покупателя (вторая сторона), применяются 2 способа указания соответствия стандартам: сертификат соответствия и знак соответствия, которые являются способами информирования всех заинтересованных сторон о сертифицированном товаре. Сертификат соответствия - это документ, изданный по правилам системы сертификации, сообщающий, что должным образом идентифицированная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Знак соответствия - это защищённый в установленном порядке знак, применяемый (или выданный органом по сертификации) в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Знаком соответствия маркеруется товар в том случае, если он соответствует всем требованиям стандарта.

Сертификация - важный фактор обеспечения доверия при поставках продукции, а также решения таких крупных социальных задач, как гарантия безопасности потребляемой продукции, охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды. Развитие сертификации в общем экономическом пространстве различных государств подразумевает взаимное признание результатов сертификации продукции, которое может быть основано на гармонизации законодательной базы, использовании единых стандартов и взаимно признанных механизмов установления соответствия.

 

1.2. Виды  сертификации 

Сертификация - это процедура подтверждения соответствия, проводимая независимой организацией. При этом изготовитель, продавец или исполнитель получает документ (т.е. сертификат), который удостоверяет, что продукция соответствует требованиям, установленным законодательством РФ. Так, по принципу сертифицирования, сертификация подразделяется на добровольную и обязательную.

Добровольная сертификация - это сертификация по желанию (производителя, продавца, покупателя). Проведение добровольной сертификации не несет за собой юридических последствий (товар не может быть снят из-за этого с продаж; за нарушение правил добровольной сертификации законом не предусмотрена ни уголовная, ни административная ответственность). Параметры, проверяемые при добровольной сертификации, могут соответствовать ГОСТам, ТУ, а могут и превосходить их. Как правило, владельцами добровольных систем сертификации являются негосударственные органы.

В то же время в современных жестких рыночных условиях наличие у компании сертификата качества является дополнительным весомым конкурентным преимуществом. Добровольная система испытаний позволяет значительно расширить понятие качества по сравнению с обязательной сертификацией. Дело в том, что последняя, проводится только для определения ряда нормативно установленных эксплуатационных параметров. Часть из них может быть не очень интересна потребителю. Добровольная сертификация позволяет подвергнуть продукт практически любым исследованиям.

Еще одна особенность систем добровольной сертификации относится к признанию сертификатов соответствия. Основным критерием признания является авторитет органа, выдавшего сертификат, но в конечном счете решение о признании принимает непосредственно заинтересованная в сотрудничестве с держателем сертификата сторона.

Добровольная сертификация в России основана на соблюдении рекомендуемых международных принципов, своеобразного кодекса добровольной сертификации.

        При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Так, согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обязательной сертификации товаров (работ, услуг) должна подтверждаться их безопасность. Согласно ст. 6 Закона РФ «Об энергосбережении» энергопотребляющая продукция (в том числе электротовары, радиотовары и пр.) подлежит обязательной сертификации также по показателям энергоэффективности. При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации — Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, и на другие федеральные органы исполнительной власти. Поэтому в России в 1999 г. действовало 16 систем обязательной сертификации. Самая представительная и известная — Система обязательной сертификации ГОСТ Р, образованная и возглавляемая Госстандартом России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Отличительные признаки обязательной и добровольной сертификации

Признаки

Вид сертификации

Обязательная

Добровольная

1. Основные цели проведения

Обеспечение безопасности и экологичности товаров (работ, услуг)

Обеспечение конкурентоспособности продукции (услуги). Реклама продукции (услуги), соответствующей не только требованиям безопасности, но и обеспечивающим качество выпускаемой продукции (услуги)

2. Основание для проведения

Законодательные акты РФ

По инициативе юридических и физических лиц на договорных условиях между заявителем и ОС

3. Объекты

Перечни товаров (услуг), подлежащих обязательной сертификации, утвержденные Правительством РФ

Любые объекты

4. Сущность оценки соответствия

Оценка соответствия обязательным требованиям, предусмотренным законом, вводящим обязательную сертификацию

Оценка соответствия любым требованиям заявителя. Для объектов, подлежащих обязательной сертификации – оценка соответствия требованиям, дополняющим обязательные

5. Нормативная база

Государственные стандарты, Санитарные правила и нормы, и другие документы, которые устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг)

Стандарты различных категорий, ТУ и другая техническая документация, предложенная заявителем


 

 

 

1.3 Порядок проведения сертификации

 

Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации.

1) Подача заявки на  сертификацию

Получение органом по сертификации декларации заявки на сертификацию продукции от исполнителя. Анализ декларации-заявки. Орган по сертификации рассматривает заявку в установленный порядком сертификации однородной продукции срок (в среднем один месяц) и сообщает заявителю, указывает, какие органы и испытательные лаборатории может выбрать заявитель.

Информация о работе Роль сертификации в международной торговле