Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 20:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: анализ свободных экономических зон, существующих в Российской Федерации, и их роль в экономике страны.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
Изучение теоретических основ свободных экономических зон;
Анализ опыта стран, в которых функционируют СЭЗ;
Определение проблем развития российских СЭЗ.
Введение
Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины ХХ века становятся свободные экономические зоны (СЭЗ). Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, как фактор экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.
Свободные экономические зоны как отдельные международные хозяйственные структуры не только прочно вошли в энциклопедический словарь, но и в широкую практику людей всех континентов. Со времени подписания в 1973г. Киотской конвенции, которая определила свободную зону как своеобразную внешнеторговую территорию, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода свободных экономических зон. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают свободные экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить хорошую прибыль.
Главными целями создания свободных экономических зон являются: глубокое включение национальных хозяйств в международное разделение труда, насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией, внедрение в отечественное производство новых технологий, повышение уровня занятости населения и квалификации рабочей силы, приобретение мирового опыта в области управления экономикой, международного предпринимательства и т.д. Создание СЭЗ рассматриваются их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика СЭЗ имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций. Помимо привлечения иностранного капитала, задействуемого для активизации экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон связывают с тремя основными задачами:
Важной причиной образования свободных экономических зон является то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или особый инвестиционный климат и поэтому использует частичную открытость в виде специальной зоны.
Целью данной курсовой работы является: анализ свободных экономических зон, существующих в Российской Федерации, и их роль в экономике страны.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
В работе будут рассмотрены теоретические основы понятия «свободные экономические зоны», классификация, принципы свободных экономических зон, и деятельность СЭЗ в России.
Глава 1. Свободные экономические зоны: сущность, значение в современной экономике.
1.1 Классификация и характеристика свободных экономических зон
Свободная экономическая зона – важный институт мирового хозяйства, особая форма международной экономической интеграции. Это ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового режима и т.д.) для национальных и иностранных предпринимателей, что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.
В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны». Но этот термин не отражает в полной мере сущность этого явления. Во многих из них применяемые экономические правила, специальные административные законы не освобождают от определенного правового режима, а лишь облегчают его, то есть предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство.
Анализ мировой и отечественной практики свидетельствует, что необходимость, роль и значение свободных экономических зон различных типов, функционирующих в хозяйственной системе страны, определяются важностью задач, которые должны выполнять СЭЗ в национальной экономике.
Организация СЭЗ направлена в первую очередь на то, чтобы:
В общем плане СЭЗ – это мощный фактор ускорения социально-экономического, научно-технического, технико-технологического, организационного и кадрового совершенствования национальной экономики; связующее звено между передовым мировым опытом хозяйствования и состояние жизнедеятельности конкретной страны.
Организационно-функциональная структура свободных экономических зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную зону однозначно, так как они обладают чертами многих зон.
В соответствии с положениями Федерального закона от 22 июля 2005г. № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с изменениями от 3 июня 2006г. в Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые свободные экономические зоны.1
Промышленно-производственные зоны создаются для развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций, которые направлены на импортозамещение и увеличение экспорта высокотехнологичной продукции.
Создание данной зоны направлено на:
Технико-внедренческие зоны создаются с целью стимулирования развития сферы инновационных технологий. На территории данных зон создаются благоприятные условия для создания и развития различных наукоемких производств или исследовательских центров.
В соответствии с текущим российским
законодательством технико-внедренческая
зона создается не более чем на трех участках
территории, общая площадь которых
составляет не более чем 4 км2. Зона не
может располагаться на территориях нескольких
муниципальных образований и не должна
включать в себя полностью территорию
какого-либо административно-
Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель и коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.
Туристско-рекреационные зоны создаются на основании постановления правительства РФ сроком на 20 лет. В отличие от промышленно-производственных и технико-внедренческих свободных экономических зон, туристско-рекреационные зоны могут располагаться на территории нескольких муниципальных образований и полностью включать участки какого-либо города, района, области или края. Кроме того, они могут создаваться не только на тех земельных участках, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, но и на землях, принадлежащих гражданам или юридическим лицам. Более того, участки, образующие туристско-рекреационную особую экономическую зону, могут относиться к землям особо охраняемых территорий. На земельных участках таких зон также могут располагаться объекты, находящиеся в государственной, муниципальной или частной собственности, а также объекты жилищного фонда.
Портовые зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на дальнем Востоке, так и в центральной части России.
Портовые зоны создаются с целью развития в регионе портовой инфраструктуры, водных путей сообщения. На территории данной зоны развиваются порты, аэропорты, занимающиеся транспортировкой грузов, пассажиров.
В России свободные экономические зоны стали создавать в конце 80-х годов, и к середине 90-х официально утвержденных СЭЗ было уже полтора десятка. Среди них есть и более узко специализированные зоны разных типов (с преобладанием зон свободной торговли), и комплексные, более крупные по территории. Однако далеко не все СЭЗ России выдержали испытание временем, да и государственная политика по отношению к ним отличалась непоследовательностью. Примерами наиболее успешно действующих крупных комплексных зон могут служить СЭЗ «Находка» в Приморском крае и СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области.2
1.2 Преимущества и недостатки СЭЗ
К основным недостаткам СЭЗ относят возможность коррупции со стороны государственных чиновников при предоставлении льгот и других преференций отдельным компаниям и предприятиям. Это не проблема функционирования самих СЭЗ, а вопрос несовершенства государственных органов власти и общественного контроля за их деятельностью. Все страны, в том числе и современные демократические и высокоразвитые, в свое время прошли период преступности в экономической сфере. Это в основном характерно для начальной стадии формирования капиталистического уклада.
Все постсоветские страны, а также и Украина, не могут пройти этот закономерный этап развития, развитые страны преодолели гораздо раньше. Поэтому проблемы СЭЗ - это лишь часть общих проблем становления новой экономической системы и формирование общества.
Зарубежный опыт развития СЭЗ доказывает, что они могут быть полезными для стимулирования общего развития экономики стран, особенно отсталых. Надо только более жестко контролировать их деятельность. Особое значение СЭЗ имеют для возрождения депрессивных, деградирующих и приграничных территорий.
СЭЗ выполняют роль экспериментатора в области разработки моделей мировой интеграции на основе режима преференций. Наибольшее впечатление от последствий создания СЭЗ оказывает опыт таких стран, как Сингапур, Китай, Ирландия, Южная Корея и др.
Сингапур, когда удаленный экзотический уголок мира, был известен только своим портом и то благодаря расположению на перекрестке мировых морских путей. В течение последних нескольких десятилетий он превратился в высокоразвитое государство-город, которая во всех мировых рейтингах занимает высокие позиции. Сейчас это мировой финансово-банковский, торговый, транспортный, нефтеперерабатывающий, туристический и инновационный (в основном в сфере биотехнологий) центр.
Китай, в начале 80-х годов XX в. одна из беднейших стран мира, теперь развивается семимильными шагами, включая развитие высоких технологий. Экспансия китайской продукции охватила весь мир. Китайские товары вытесняют собственных производителей высокоразвитых стран с их внутренних рынков, несмотря на постоянные ограничительные меры. По объему ВВП КНР отстает только от США, но есть предположение, что в ближайшем будущем страна станет главным геоэкономическим и геополитическим конкурентом США, Европы и других стран - экономических и политических мировых лидеров.3 Все начиналось с открытия первых зон свободного предпринимательства в провинции Гуандун (август 1980 г.). Сейчас уже можно говорить об общей приморской полосе экономической деятельности, в которой проживает более 200 млн человек и которая производит 40% экспорта страны. Эти новые регионы развиваются настолько быстро, что, по мнению специалистов, они опередили отсталые западные районы КНР на 50 лет. Уже в начале 90-х годов 825 городов и других административных территорий КНР были открыты для иностранного капитала.
Ирландия, ранее также одна из самых отсталых стран Западной Европы, начинала модернизацию собственной экономики с открытия СЭЗ в районе аэропорта Шеннон, пример развития которого уже стал классическим в региональной науке. Сейчас Ирландия по многим показателям опережает такие старые передовые европейские государства, как Великобритания, Франция, Италия.
1.3 Мировой опыт функционирования СЭЗ
Оценки общего числа созданных в мире СЭЗ различаются. По одной из них в середине 90-х годов функционировало около 1200 СЭЗ, из них около 400 составляли зоны свободной торговли, 300 — промышленно - производственные зоны, 400 — технико-внедренческие и 100 — сервисные. Эти оценки приблизительные, которые, скорее всего, не учитывают большого числа локальных СЭЗ, создаваемых отдельными регионами. Кроме того, подсчет числа СЭЗ различных видов затруднен из-за того факта, что большое число СЭЗ представляет собой смешанные виды.
Наибольшее число СЭЗ существует в Северной Америке и Азии. Однако все большее их число возникает в таких регионах, как Карибский бассейн, Центральная Америка и Ближний Восток, и будет, вероятно, увеличиваться и впредь во всем мире.4
По наблюдениям специалистов, многие СЭЗ прошли свой «путь», трансформируясь сначала из складских и транзитных зон в экспортно- производственные, а затем - и в комплексные.
У разных стран, естественно, разный опыт создания и функционирования СЭЗ, но между промышленно развитыми и развивающимися странами существуют принципиальные различия.
Информация о работе Роль свободных экономических зон в экономике России