Роль свободных экономических зон в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: анализ свободных экономических зон, существующих в Российской Федерации, и их роль в экономике страны.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
Изучение теоретических основ свободных экономических зон;
Анализ опыта стран, в которых функционируют СЭЗ;
Определение проблем развития российских СЭЗ.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 54.44 Кб (Скачать файл)

Одновременно формирование свободных зон может рассматриваться в Российской Федерации как средство решения проблем депрессивных или слабозаселенных регионов с низким уровнем экономического развития.

В основе успеха эффективного функционирования свободных зон лежит, с одной стороны, хорошее планирование первоначальных стадий их развития, а с другой – гибкость управления. Изменяющаяся ситуация в экономике, которая проявляется в конкуренции между транснациональными корпорациями, изменениями в курсах валют влияет на развитие свободных зон и соответственно адекватного реагирования на эти изменения.

Организация свободных экономических зон играет определенную роль в оживлении предпринимательской деятельности региона или в акцентировании внимания на развитие той или иной отрасли экономики. Кроме того, образование свободных экономических зон сопряжено, как правило, со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию. Без строго определенной централизованной поддержки они практически нежизнеспособны.

Одним из важных моментов, которые необходимо учитывать при создании свободной экономической зоны, является выбор направлений иностранных инвестиций. Очевидно, что они могут принести положительный результат в случае, если будут направлены на техническое перевооружение базовых отраслей и конечно же если будут вписываться в фундаментальные государственные программы экономических преобразований и структурной перестройки хозяйства.

Цели и способы их достижения, которые преследуются при создании свободной экономической зоны, как правило, для всех стран одинаковы. Россия, в общем, переняла этот опыт у других стран.

Процесс создания свободных экономических должен стать инструментом модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций, а не способом, когда зональные льготы становятся средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок и возможностью первоначального накопления капиталов, впоследствии утекающих за рубеж. Важно создать такие условия, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям, отрасли или территориям, а целью стимулирования новых форм хозяйствования, развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих технологический прорыв региона. Также создание свободной экономической зоны способствует ускорению процесса интеграции страны в мирохозяйственные связи, и еще притягивает огромные потоки товаров и капиталов.

Ответ на вопрос, повышается ли эффективность функционирования экономики региона при создании на его территории свободной экономической зоны – может быть положительным. Однако несомненно и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении ряда условий. Это конечно же, формирование на федеральном уровне четкой концепции в области свободных экономических зон, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы. Также не менее важным является разработка и принятие соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования свободной экономической зоны. Необходима возможность и готовность федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры свободной экономической зоны, с пониманием того, что реальный эффект для региона может быть получен лишь в перспективе. Создание на федеральном и региональном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания свободных экономических зон и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета, является также необходимым условием эффективного функционирования. Не менее важно и предоставление иностранным и российским инвесторам, действующим в свободной экономической зоне, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют в других государствах и на других территориях.

Создание свободных зон является одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, а также катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики не только региона, но страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.

Таким образом, создание свободных зон определяет эффективное функционирование экономических процессов, что обеспечивает рост объема экспорта, повышение уровня занятости, проведение промышленной модернизации и ускоренное усвоение новых технологий. Эти достижения и обусловили тот интерес, который проявляют многие страны к созданию на своей территории свободной экономической зоны.

 

2.3 Перспективы функционирования российских СЭЗ

 

В современных условиях требуется пересмотреть политику зонирования на основе экономической целесообразности, необходимого профессионализма и более конструктивного использования мирового опыта. Огромным шагом вперед для нормального становления и развития зон стало принятие федерального закона о свободных экономических зонах (Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»), который регламентирует основные положения деятельности СЭЗ, в частности порядок создания, функционирования и ликвидации зон, типы зон, порядок финансирования объектов инфраструктуры, механизм хозяйственной деятельности, включающий гарантии и льготы для иностранных инвесторов, функции управления, создание федерального ведомства по координации деятельности зон.5

Данный закон является конкурентоспособным по сравнению с аналогичными документами других стран, стремящихся к организации СЭЗ на своей территории. Такого же рода активность проявляется в последнее время со стороны государств как ближнего, так и дальнего зарубежья.

Важную роль может сыграть также укрепление законодательной базы, регулирующей деятельность иностранного капитала в РФ. Законодательная база, помимо Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (1999), должна включать законы о концессиях, дополнения и изменения Закона «О соглашениях о разделе продукции», Земельный кодекс РФ и другие законодательные акты. Несмотря на то, что большинство перечисленных документов значится в приоритетном списке Государственной Думы, их продвижение идет крайне медленно. Отсутствие прочной законодательной базы в России ограничивает приток иностранного капитала как в СЭЗ, так и в страну в целом.

Что касается перспектив развития других СЭЗ, то они довольно призрачны. Многие из них, как правило, имеют неоправданно крупные размеры, не располагают выходами к международным морским портам и аэропортам, в них отсутствует развитая инфраструктура. Другими словами, у них нет «козыря», который обладал бы особой привлекательностью для иностранных инвесторов и позволил бы российским СЭЗ конкурировать с сотнями разбросанных по всему миру уже действующих и создающихся зон.6

Вместе с тем это не означает, что у российских СЭЗ совсем нет будущего. Некоторые из них имеют право на существование при проведении корректировки своей политики и функциональной направленности. Перспективными представляются СЭЗ Санкт-Петербурга и Выборга, особенно первая, если создать на ее основе несколько небольших припортовых и технологических зон. Например, как это сделано в зоне свободного предпринимательства Ленинградской области, где одна большая зона разделена на 13 субзон. Хорошие перспективы у СЭЗ «Шерризон» — российского варианта СЭЗ «Шеннон». Пока здесь многое находится в процессе становления, но активно ведущееся обустройство прилегающей к международному аэропорту Шереметьево территории, быстро и масштабно осуществляемые работы по созданию общей инфраструктуры, складских помещений и экспортно- ориентированных производств в сочетании с продуманным технико-экономическим обоснованием проекта обещают ему в будущем успех. Создание и успешное функционирование «Шерризон» может повлечь за собой образование аналогичных зон в районе аэропортов Домодедово и Внуково.

Изложенное дает основания, считать, что в подходе к СЭЗ в нашей стране неуместен как безоглядный энтузиазм, так и всеобщий нигилизм. Решения о создании СЭЗ требуют селективного подхода, большой подготовительной работы и ответственных решений федеральных и местных властей. СЭЗ не способны стать универсальным средством решения проблем, стоящих перед российской экономикой, но в ряду других инструментов экономического регулирования могут служить целям ускорения перевода страны и ее регионов на рыночные отношения, более быстрого и глубокого включения России в мировую экономику.

 

Заключение

 

Особые (свободные) экономические зоны появились на территории Российской Федерации давно. Процесс их создания и существования в полной мере отражал переходный период в становлении рыночных отношений, формировании новой законодательной базы. Нестабильность, в первую очередь, законодательства о налоговых льготах, несогласованность действий федеральных и региональных властей приводили к значительным налоговым рискам. Легализация свободных экономических зон, а затем лишение субъектов РФ права предоставлять налоговые льготы привели к оттоку капитала из России. Принятие Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» – очередная попытка нормативного регулирования. Этот закон предусматривает создание особых экономических зон двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ, которое содержит Положение о проведении конкурса по отбору заявок на создание особой экономической зоны. Порядок включения организации в реестр резидентов особых экономических зон предполагает ее соответствие требованиям, которые предъявляет ФЗ № 116-ФЗ. Например, по соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности резидент особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 10 млн евро (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка РФ на день представления заявки на заключение такого соглашения. Законом № 116-ФЗ также предусмотрены ситуации, при которых резидент особой экономической зоны лишается своего статуса. Нельзя не учитывать, что Закон № 116-ФЗ принят в условиях относительной экономической стабильности. Сформированы принципы налогообложения, к основным из которых относится предоставление налоговых льгот. Основные налоговые льготы предусмотрены на федеральном уровне. Полномочия субъектов РФ по предоставлению налоговых льгот значительно ограничены, в первую очередь положениями Налогового кодекса РФ. Все это в определенной степени исключает нестабильность, которая была свойственна свободным экономическим зонам по ранее действовавшему законодательству, а также возможность регистрации на территории особой экономической зоны с целью уклонения от уплаты налогов.

Резиденты особой экономической зоны платят налоги в общеустановленном порядке, с изъятиями, установленными Налоговым кодексом РФ. Так, льготы предусмотрены по налогу на прибыль организаций, по единому социальному налогу, по налогу на имущество организаций, по земельному налогу. Резидент особой экономической зоны также вправе применять упрощенную систему налогообложения. Свободные экономические зоны имеют широкие перспективы как в мире, так и в нашей стране. Об этом говорят динамичные темпы развития СЭЗ в количественном отношении и по совокупному объему выпуска продукции в них. Успех программы создания ОЭЗ в России напрямую зависит от того, в какой степени в локализованных особых зонах удастся создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной, – с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимально конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в зонах наиболее благоприятным.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ "О внесении  изменений в некоторые законодательные  акты в связи с принятием  Федерального закона "Об особых  экономических зонах в Российской  Федерации".

2. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических  зонах в Российской Федерации".

3. Указ Президента РФ  от 4.06.92 г. N 548. «О некоторых мерах  по развитию свободных экономических  зон (СЭЗ) на территории Российской  Федерации».

4. Свободные экономические  зоны:  учеб. пособие/ Рудольф Иванович Зименков.-М.:ЮНИТИ,2005,-223с.

5. Свободные экономические  зоны в РФ: правовые проблемы  создания и функционирования / Н.Л. Платонова//Гражданин и право.-2001.-№5.-С.41-49; №6.-С.-49-54.

6. Об особых экономических  зонах в РФ: Федеральный закон  от 23.07.2005г. №110-ФЗ/Российская Федерация. Законы.//Собрание законодательства  РФ.-2005.-№30

7. Экономические зоны: достоинства  и недостатки/А.Архипов, П.Павлов//Экономист.-2006.-№11.-С.28-34.

8. Особые экономические  зоны-институт регионального развития образования в России/С.А.Цветков, О.А.Сатаненко//Известия Уральского государственного экономического университета.-2008.-№5.-С.94-97.

9. Ломакин В.К. Мировая  экономика. – М.: ЮНИТИ, 2003.

10. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса/М. Лемешко//Деловые люди.-2008.- N 3.-C.44-46.

11. Морозова Т. Региональная экономика:учеб. пособие для ВУЗов/Т. Морозова.-М:Банки и биржи: ЮНИТИ, 2009.-283 с.

12. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 2004, N 12.

13. Свободные экономические  зоны как фактор прогресса  страны / под ред. В.Л. Клюни. — М., 2008. ― 161 с.

15. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны:Учеб.пособие /Т.П.Данько, З.М. Окрут.-М:ЮНИТИ,2006.-328 с.

 

1 Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

2 Свободные экономические зоны:  учеб. пособие/ Рудольф Иванович Зименков.-М.:ЮНИТИ,2005,-223с.

3 Экономические зоны: достоинства и недостатки/А.Архипов, П.Павлов//Экономист.-2006.-№11.-С.28-34.

4 Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса/М. Лемешко//Деловые люди.-2008.- N 3.-C.44-46.

5 Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

6 Морозова Т. Региональная экономика:Учеб.пособие для ВУЗов/Т. Морозова.-М:Банки и биржи: ЮНИТИ, 2009.-283 с.

 

 


Информация о работе Роль свободных экономических зон в экономике России