Роль свободных экономических зон в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: анализ свободных экономических зон, существующих в Российской Федерации, и их роль в экономике страны.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
Изучение теоретических основ свободных экономических зон;
Анализ опыта стран, в которых функционируют СЭЗ;
Определение проблем развития российских СЭЗ.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 54.44 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в промышленно развитых странах СЭЗ представлены всеми типами зон, однако наибольшее развитие здесь получили зоны свободной торговли и технико-внедренческие зоны, тогда как в развивающихся - экспортно-производственные и сервисные зоны.

Помимо разницы в преобладающих типах СЭЗ между промышленно развитыми и развивающимися странами существуют и другие различия. Прежде всего, в целях создания СЭЗ. В развивающихся странах главными функциями, которые призваны выполнять СЭЗ, являются: обеспечение экономического роста страны; достижение новой, более высокой степени индустриализации экономики; включение страны в мировое хозяйство, международную торговлю или изменение ее места в них с учетом достигнутой трансформации в отдельных ее отраслях или в экономике в целом.

В развитых странах, как правило, приоритетными направлениями развития СЭЗ, особенно начиная с 80-х годов, является экономическое укрепление деятельности регионов (депрессивных старопромышленных или отставших в экономическом развитии) или отраслей промышленности, а в ряде случаев конкретных предприятий.

При этом в качестве критериев при выборе территории для создания СЭЗ используются уровень безработицы и денежных доходов населения. Число регионов, которым предоставляются специальные экономические условия развития, всегда крайне ограничено, так как сужается сфера государственного макроэкономического регулирования, межрегиональной политики, возникает угроза несбалансированности бюджетной системы.

В связи с тем, что характерной чертой развития СЭЗ в промышленно развитых странах является попытка придать импульсы экономического развития отдельным территориям, их главной движущей силой являются не иностранные инвестиции, а национальный частный капитал, важную роль играют также различные государственные дотации и кредиты. В развивающихся странах, наоборот, основным источником привлекаемого капитала в СЭЗ являются иностранные инвестиции (в том числе в силу недостаточности национального капитала).

Мировой опыт функционирования СЭЗ показывает, что для их эффективного функционирования необходима также инфраструктурная база, развитие которой требует крупных капиталовложений. В Китае, например, для привлечения 1 долл. иностранных инвестиций необходимо затратить 5,5 долл. национальных ресурсов на создание транспортной сети, устойчивого водо- и энергоснабжения, комфортабельного жилья.

 

Глава 2. Свободные экономические зоны в России: современное состояние и перспективы развития.

 

2.1 Проблемы развития  российских СЭЗ

Несмотря на короткий срок существования российских СЭЗ, можно подвести предварительные итоги их деятельности. Они сводятся к тому, что деятельность большинства СЭЗ в России с точки зрения международных стандартов является неэффективной.

Экспертная оценка практики функционирования свободных экономических зон в России, проведенная Международной ассоциацией развития СЭЗ, показывает, что предполагаемые цели создания СЭЗ не достигнуты. В отсутствие надежной правовой базы по созданию СЭЗ деятельность этих территориальных образований не способствует решению приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики, регионального развития и укрепления федерализма, развития внешнеэкономических связей.

Вместо инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций зональные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок и способом первоначального накопления капиталов, впоследствии утекающих за рубеж.

Основным недостатком организации и функционирования СЭЗ в России является отсутствие государственной концепции создания СЭЗ, а также законодательной и нормативной базы. Особенность политики зонирования в нашей стране заключается в том, что до последнего времени российские СЭЗ в основном создавались и действовали не на основе федерального закона, а на основе указов и постановлений органов исполнительной власти относительно отдельных СЭЗ. Отсутствие базового федерального закона о СЭЗ привело к тому, что реализация любых принимаемых по вопросу о зонах правовых решений неизбежно упирается в приоритетность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности.

Нахождение большинства СЭЗ во внутренней части страны. Успешность функционирования СЭЗ во многом зависит от ее экономико-географического положения, важной составляющей которого является близость к основным транспортным магистралям и мирохозяйственным центрам, что в большинстве случаев, обеспечивается за счет приграничного расположения.

Отрицательное воздействие СЭЗ на экономику региона. Ярким примером такого рода является ситуация в Калининградской области, где предприятиям-импортерам было предоставлено право неограниченного ввоза па территорию области товаров иностранного производства с освобождением от всех видов таможенных платежей. Льготы, действовавшие на территории СЭЗ, негативно сказались на состоянии местных промышленных предприятий, неспособных конкурировать с дешевой, практически беспошлинной импортной продукцией. В результате, поданным Госкомстата РФ, падение физического объема производства промышленной продукции в Калининградской области в 1991 - 1998 гг. составило 71,2%. Это один из самых худших показателей в Российской Федерации.

Слабое звено в деятельности российских СЭЗ - отсутствие эффективной системы управления зонами на федеральном и местном уровнях. С одной стороны, эта система должна учитывать потребности и интересы местных территорий в привлечении иностранных капиталов, заинтересованность местных властей в развитии управляемых ими территорий, в обеспечении их успешного выхода на мировой рынок. С другой стороны, предоставляя финансовые ресурсы в пользу зональных территорий, федеральное Правительство заинтересовано не только в обеспечении местных, но и общенациональных интересов. Поэтому одним из ключевых вопросов образования СЭЗ является создание такой системы управления, в которой сочетался бы баланс этих взаимосвязанных интересов. Однако до настоящего времени подобная система управления зонами не создана.

Недостаточное и неэффективное использование возможностей, предоставляемых режимом экономического благоприятствования. Зоны экспортного производства, созданные в России, в основном ограничивают свои производственные функции сборкой продукции из импортных компонентов. Изначально создававшиеся как экспортные промышленно-производственные СЭЗ в Калининградской области использовались, прежде всего, для вывоза из РФ различных видов сырья, а также продукции, собранной из импортных компонентов. В конце 2008 года Генпрокуратура проводила проверку деятельности РосОЭЗ. По ее итогам она направила в Минэкономразвития представление, в котором указывалось, что в пяти из семи ОЭЗ туристско-рекреационного типа до сих пор не зарегистрировано ни одного инвестора, не создано рабочих мест, а объем частных инвестиций равен нулю.

Результатом подобной политики зонирования в России, несмотря на определенные коррективы, вносимые на местах, служат слабая эффективность этих зон и иррациональность.

 

2.2 Влияние СЭЗ  на экономику России

 

В последнее время развитие свободных зон стало одним из новых явлений в мировой экономике. История создания свободных зон знает два концептуальных подхода – территориальный и функциональный.

Несмотря на то, что в их основе лежит единый принцип предоставления преференциального режима хозяйствования, тем не менее, между ними есть существенные различия, определяющие выбор одного из них. Согласно первому подходу льготным режимом пользуются предприятия и организации, расположенные на обособленной территории. При втором подходе преференции применяются к определенным видам предпринимательской деятельности вне зависимости от места их размещения.

Примером реализации первого подхода являются свободные экономические зоны Китая. Результатом второго подхода являются «точечные» зоны, представленные отдельными предприятиями, так называемые оффшорные фирмы, магазины «Дьюти фри».

Выбор одного из указанных подходов зависит от конкретных задач, которые должны быть решены в результате организации свободных экономических зон. Территориальный подход в большей мере применим при решении проблемы развития определенного региона, а функциональный – при крупном преобразовании структуры экономики в целом или ее отдельных сфер. Функциональный подход более гибок, так как он дает возможность создать так называемые точечные зоны, представленные отдельными фирмами. В силу этого он более удобен для инвесторов, однако в реальности преобладает территориальный подход.

Таким образом, необходимо отметить, что создание свободной экономической зоны – весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободной экономической зоны ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и продуктов.

Основной отличительной чертой процесса создания свободной экономической зоны в Росси является его политизированность в ущерб экономической сути, вопросы создания зон решались стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы. Многие решения о создании новых свободных экономических зон все еще продолжают приниматься, так же, как и ранее чисто декларативно, без концептуального обеспечения и механизма реализации. В итоге остается нереализованной главная экономическая идея создания свободной экономической зоны – стимулирование предпринимательской активности через выборочную либерализацию инвестиционного климата.

В контексте важнейших направлений политики должна быть разработка надежной правовой базы по созданию и функционированию свободной экономической зоны, наличие четкой концепции о роли свободной экономической зоны в экономике страны. Устройство свободных зон должно регламентироваться четко сформулированным законом, а не постоянно меняющимися решениями исполнительной власти.

Актуальной остается проблема отсутствия четко сформулированных целей создания свободных экономических зон, не противоречащих интересам страны. Так как многие видят, как правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону – перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Также многие полагают, что свободные экономические зоны помогут избавиться от проблем, которые решить без их создания ни в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки.

Между тем, система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данного региона, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих здесь факторов развития. Что касается российских зон, то они на данном этапе могут привлечь иностранных инвесторов не широтой фискальных льгот и даже не дешевизной рабочей силы, а скорее всего перспективой освоения обширного отечественного рынка. Именно это должно быть поставлено в центр конкретных зональных проектов.

Претендентам на создание свободных экономических зон не стоит стремиться взять под свою юрисдикцию как можно больше территории, так как необходимо понимать, что чем ее больше, тем хуже для предпринимательского успеха. Проблема разумного ограничения начальных вложений на обустройство свободной зоны особенно актуально, учитывая острейшую нехватку инвестиционных средств.

Важно подчеркнуть, что решение вопросов создания свободных экономических зон с целью обеспечения эффективного функционирования экономики страны должно носить комплексный подход. Необходимо соблюдать принцип эффективности функционирования зоны и реализации поставленных целей создания свободной экономической зоны, чтобы они не стали пунктами «перевалки» контрабандного товара и центрами криминала.

Важная цель организации свободных зон – это стимулирование экономики региона или конкретной отрасли производства. Однако, в истории создания свободных зон присутствует такая цель, как использование свободных зон в качестве регионального метода модернизации экономики в условиях ее перехода от административных принципов функционирования к рыночным.

Оценивая влияние создания свободной зоны на развитие экономики страны необходимо учитывать наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества. Весь набор применяемых льгот должен служить инструментом реализации определенных преимуществ региона, а не средством возмещения отсутствующих факторов развития. Важно иметь в виду, что налоговые льготы не являются решающим стимулом привлечения инвестиций. При современных масштабах распространения свободных экономических зон более важными факторами в этом отношении являются инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, простота административных процедур. Одним из определяющих моментов остается политическая стабильность в стране размещения свободной экономической зоны.

Свободные экономические зоны доказали свою эффективность во многих странах мира. Однако, следует отметить, что все же существует достаточное количество факторов торможения процесс их функционирования. Это как правило всякого рода организационные неурядицы, сложные процедуры регистрации иностранного капитала, отсутствие достаточных материальных условий, политические, экономические причины и некоторые другие деструктивные факторы.

Свободные зоны оказывают ощутимое влияние не только на экономику отдельного региона, но и на всю национальную экономику. Прежде всего, контактируя с зарубежными инвесторами, руководители отечественных фирм повышают их технологический и управленческий уровни до иностранных.

Информация о работе Роль свободных экономических зон в экономике России