Роль третичного сектора мировой экономики – сферы услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – оценка развития сектора услуг, выявление изменений, территориальных закономерностей доминирования третичного сектора в странах различного социально-экономического типа, разъяснение причин этих изменений.
Основные задачи – поиск, обработка и анализ статистических данных, сбор необходимой информации, сравнение показателей доли третичного сектора по миру за несколько временных периодов, выявление закономерностей и их объяснения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ТРЕТИЧНОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Структура третичного сектора 6
1.2 История развития сферы услуг и сервисной деятельности 9
1.3 Показатели, характеризующие развитие сферы услуг 16
1.4 Модель Кларка 18
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ 19
2.1 Особенности третичного сектора в странах различного социально-экономического типа 19
2.2 Сравнение частных показателей 25
2.3 Влияние мирового финансового кризиса на сферу услуг 27
3 АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СФЕРЫ УСЛУГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Файлы: 1 файл

роль третичного сектора мировой экономики - сферы услуг.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)
    1. Сравнение частных показателей

В современных развитых странах сервисная деятельность заметно преобладает над занятостью в других сферах экономики. Одним из главных критериев постиндустриального общества является абсолютное доминирование занятости в сфере услуг над занятостью в материальном производстве.

Резкий рост сферы  услуг наблюдается во второй половине 20 в. не только в развитых, но и в развивающихся странах. Рассмотрим показатели занятости и доли в ВВП сферы услуг на примере США и Таиланда.

Доля занятых в сфере услуг

(в %)

 

1990 г.

 

1995 г.

 

2000 г.

 

2005 г.

США

70,7

72,9

74,3

77,8

Таиланд

22,4

28,8

32,9

37,1




 

Доля сферы услуг в ВВП

(в %)

 

1990

 

1995

 

2000

 

2005

США

70

72

75

76

Таиланд

23

50

49

46




 

Приведенные данные подтверждают вывод, что чем развитей страна, тем  больше работников, занятых в сфере  услуг, а также выше ее доля в ВВП  стран. На примере США можем наблюдать динамичный рост численности работников в данной сфере, а также устойчивое удержание третичного сектора на доминирующих позициях в ВВП.

США представляет собой  яркий пример процесса постиндустриализации, в котором экономический рост тесно связан с развитием сферы услуг. При этом сфера услуг развивается быстрее промышленности, которая развивается интенсивнее сельского хозяйства. Сфера услуг — основная отрасль американской экономики развита практически во всех направлениях. В основном, это туризм, банковское дело и торговля, образование и медицина. В последнее время приоритет получило развитие консалтинговых, маркетинговых и управленческих услуг, а также новые растущие информационные технологии. Большое значение для экономики имеют транспортные услуги. В США развиты все виды транспорта, также страна обладает прекрасной транспортной инфраструктурой. В сфере перевозок грузов доминирует железнодорожный транспорт, а в пассажирских перевозках наибольшее значение имеют автомобильный и воздушный транспорт.

В большинстве областей сферы услуг доминирует частная  собственность. Утверждается тенденция  развития образования как многоцелевой системы, которая все больше концентрирует  функции повышения квалификации и содействие самообразования. Прослеживается старание выпускников школ откладывать вступление в вуз на несколько лет, чтобы сознательным оказался выбор. США - это страна с наиболее развитой в мире управленческой инфраструктурой, в том числе относительно подготовки менеджеров.

Процент Таиланда в данных показателях заметно уступает США. Во много это объяснимо положением страны на уровне индустриализации. Движущей силой экономики Таиланда является промышленное и сельскохозяйственное производство и свыше половины населения Таиланда занято в сельском хозяйстве, продукция которого, и прежде всего рис, тапиока, каучук и кокосы, - важнейшая статья национального экспорта. Однако, в последнее десятилетие, наблюдается тенденция к спаду, и быстрый рост доли промышленности и постепенное увеличение доли сферы услуг в ВВП страны, а также доля занятых. После проведения широкой рекламной компании важным источником валютных поступлений стран стал туризм, чья доля в сфере услуг наиболее высока. Большинство туристов приезжают в Таиланд из соседних стран, в первую очередь – из Японии, Малайзии, Синагупура и Тайваня.

Главное проблемой Таиланда на вступление в процесс постиндустриализации является недостаточно высокий уровень  образования и нехватка профессионально  подготовленных кадров. Но, исходя из данных показателей, можно предположить дальнейший рост третичного сектора в общей секторальной структуре экономики, т.к. уже в конце 90-х. годов в Таиланде произошел толчок в развитие высокотехнологических отраслей, таких как: производство частей для компьютера, автомобильной промышленности, электронно-вычислительной техники и т.п. Таиланд постепенно приближается к нижнему эшелону развитых капиталистических стран, несмотря на мировой финансовый кризис.

    1. Влияние мирового финансового кризиса на сферу услуг

Всемирный финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008 году и приобретающий сегодня большие масштабы и глубину в оценках многих международных экспертов, получает больше вопросов, чем ответов о причинах и прогнозах его дальнейшего развития.

Получив начало с провалов и несостоятельности ипотечного кредитования в США, кризис нашел свое масштабное отражение в кризисе ликвидности важнейших банков и финансовых структур, катастрофическом падении индексов и рыночной стоимости крупнейших компаний на ведущих фондовых рынках мира. Все это, в свою очередь, явилось причиной серьезного спада производства, резкого снижения темпов роста экономики во многих странах, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Мировой финансовый кризис негативным образом сказался на деловом  виде услуг, включающий в себя не только банковский и финансовые услуги, но и услуги, направленные на повышение эффективности функционирования производителей, а также услуги, обслуживающие сельское хозяйство и промышленное производство. Нехватка денежных средств компаний и фабрик привела к сокращению персонала, что привело к росту безработице в ряде стран. Увеличение числа безработных послужило росту социальной поддержке со стороны государства (пособия по безработице), т.е. некоторой нагрузки в сфере финансового обеспечения со стороны государства.

Волна паники, вызванная  мировым финансовым кризисом, охватила сначала банковскую деятельность государств, затем компаний, чей бизнес базировался  на банковских кредитах (в промышленности – машиностроение, металлургия). То есть по тем отраслям, которые приносили доход в бюджет и давали рабочие места. Любой собственник вне зависимости от масштабов его бизнеса озадачен вопросом, как минимизировать свои риски в период кризиса, на чем нужно сэкономить, что удержать свой бизнес. Также эта проблема остра для предпринимателей, бизнес которых связан с прямым получением прибыли за оказание услуг, снижения спроса на них нет и не ожидается.[7]

Для остальных же основная проблема – нерешительность клиентов, их желание сэкономить на чем-нибудь необязательном, например, на праздниках, личных и бытовых услугах. Для тех, кто работает на конечных потребителей, и чьи товары и услуги покупают обычные люди – кризис коснулся в связи с сократившейся заработной платой. Такое снижение спроса вызвано опасениями клиентов, их желанием подождать до лучших времен. Деньги у них есть, но расходуют они их очень осторожно. Однако влияние кризиса на активность потребителей услуг постепенно идет на спад.

Финансовый кризис в  целом не отразился на консалтинговых, управленческих, а также юридических услугах, во всяком случае, негативно. Можно сказать, он добавил работы. Увеличилось количество банкротств. Стало больше и других обращений, в том числе за консультациями, как вести себя в новых условиях.

В IT сфере, услуги не подвергнутся кризису. Прежде всего, он не затронет тех, кто занимается обслуживание бухгалтерских и торговых услуг (1С, например), так как это основа бизнеса и компаниям невыгодно на них экономить. Далее наиболее востребованными в данный период будут услуги по ремонту компьютерной техники, накладке ПО и т.д.

Таким образом, сфера  услуг в условиях кризиса, а точнее ведение бизнеса в данный период подвергается риску. Однако в отличие  от многих других отраслей экономики, для этой сферы главной проблемой стали опасения клиентов, возникающие по поводу завтрашних трудностей.

  1. анализ инвестиционной привлекательности сферы услуг на современном этапе

Современный хозяйственный  прогресс определяется, прежде всего, развитием информационных технологий и связанных с ними отраслей промышленности.

Именно в этой области  экономики производится ресурс, для  которого не свойственна традиционно  понимаемая исчерпаемость[11]. Сегодня  Запад получает реальную возможность  вывозить за пределы национальных границ товары и услуги, объемы экспорта которых не сокращают масштабов их использования внутри страны. Таким образом, формируется практически неисчерпаемый источник сокращения отрицательного сальдо, столь характерного для торговли постиндустриальных стран с индустриальным миром в 80-е годы. При этом развитие информационного сектора практически не наталкивается на ограниченность спроса, так как, с одной стороны, его продукция остается относительно дешевой, а с другой, потребности в ней по самой их природе растут экспоненциально. Выше мы отмечали, что в 1991 году в США расходы на приобретение информации и информационных технологий превысили затраты на приобретение основных фондов; в 1992-м этот разрыв составил более 25 миллиардов долларов и продолжает увеличиваться. В основных центрах сосредоточения информационных технологий — в перовую очередь в районах Бостона, Сан-Франциско, Лос-Анджелеса и Нью-Йорка — занятость в сфере услуг достигла фантастического показателя в 90 процентов общей численности рабочей силы. В целом в экономике США с 1992 года по сегодняшние дни ожидается создание более 26 миллионов рабочих мест, что в полтора раз больше, чем за период 1979—1992 годов. Нельзя не повторить также, что информационный сектор обеспечивает экономический рост без пропорционального увеличения затрат энергии и материалов. Правительствами постиндустриальных стран уже одобрена стратегия десятикратного снижения ресурсоемкости единицы национального дохода на протяжении ближайших трех десятилетий. Потребности в природных ресурсах на 100 долларов произведенного национального дохода должны снизиться с 300 килограммов в 1996 году до 31 килограмма в 2025-м.

В новых условиях на первый план выходят проблемы стимулирования инвестиционной активности и выработки  корпоративной стратегии, способной  обеспечить активное проникновение компании на новые рынки.[12] В этих вопросах как нельзя лучше прослеживается полное отличие современной хозяйственной парадигмы от общепринятой несколько десятилетий назад. Оно во многом объясняет то качество экономического роста, благодаря которому постиндустриальная цивилизация заняла уникальное положение в системе мирового хозяйства.

Традиционная экономическая  теория придает связке “инвестиции  и рост” огромное значение[13]; сокращение инвестиций принято считать предпосылкой снижения темпов экономического роста, что рассматривается как одно из явных свидетельств хозяйственного неблагополучия. Однако эти теоретические постулаты справедливы только в тех случаях, когда инвестиции представляют собой часть национального продукта, направляемую на расширение производства посредством ее отвлечения из сферы потребления. Парадоксальность же постиндустриальной хозяйственной системы состоит в том, что наиболее эффективными становятся вложения в способности самих работников, что фактически неотделимо от личного потребления. Таким образом, даже снижение инвестиций в их традиционном понимании сегодня не препятствует не только сохранению прежних результатов, но даже устойчивому и поступательному росту экономики. В условиях развитого информационного хозяйства экономический рост и доля сбережений в валовом национальном продукте превращаются из двух элементов, находящихся в тесной однозначной зависимости, во взаимно нейтральные переменные.

В условиях, когда в 90-е  годы нормы сбережений в США оказались  самыми низкими среди постиндустриальных стран, американские компании активизировали инвестиции за рубеж (их размер почти в полтора раза превосходил суммарный объем заграничных капиталовложений Японии и Германии), отдача которых оставалась значительно более высокой, нежели отдача капиталов, вложенных японскими, английскими и немецкими корпорациями в сами Соединенные Штаты. На протяжении всего периода 90-х годов прибыль на вложенный капитал в американской экономике также оставалась более высокой, чем в Германии или Японии. Для народного хозяйства США характерен непрерывный рост вот уже на протяжении семнадцати лет, причем в 90-е годы его темпы оказались выше (2,8 процента), чем за период с 1978 по 1996 год в целом (2,4 процента). В последнее время отрыв США лишь усиливается: по итогам четвертого квартала 1998 года рост американской экономики в годовом исчислении составил 6,1 процента, тогда как для одиннадцати стран, образовавших в начале 1999 года зону единой европейской валюты, он не превысил 0,8 процента. Экономики Германии и Японии, несмотря на высокие уровни инвестиционной активности, пребывали в условиях хозяйственного спада (-1,8 и -3,2 процента соответственно). Комментарии, как говорится, излишни.

Сегодня, когда к инвестициям  следует относить и затраты на повышение творческого потенциала человеческой личности[11], на поддержание ее способности эффективно участвовать в общественном производстве, необходимо радикально изменить представления об обусловленности экономического роста активностью традиционно понимаемых инвестиционных процессов. Учитывая затраты на образование, здравоохранение, любые формы обучения и даже поддержание социальной стабильности в обществе как инвестиционные по своей природе, мы обнаружим, что норма инвестиций в последние десятилетия не сократилась, но радикальным образом выросла. В современных постиндустриальных обществах сформировался саморегулирующийся механизм, позволяющий осуществлять инвестиции, стимулирующие хозяйственный рост, посредством максимизации личного потребления, которое всегда казалось их антитезой. И в этом мы видим одну из важнейших характеристик нового общества, которое сделало фактически все основные виды потребления, связанные с развитием личности, средством создания самого производительного ресурса. Там, где индустриальные нации вынуждены идти по пути сокращения потребления, постиндустриальные способны максимизировать его, причем с гораздо более впечатляющими и масштабными результатами. Дальнейшее укрепление позиций постиндустриального мира может происходить, поэтому без излишних самоограничений с его стороны.

Информация о работе Роль третичного сектора мировой экономики – сферы услуг