Роль внешней торговли в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение роли внешней торговли в экономике России.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
· рассмотреть теоретические основы внешней торговли;
· провести анализ роли внешней торговли РФ на современном этапе;
· раскрыть вопрос интенсификации экономического роста в России средствами внешнеторговой политики.

Файлы: 1 файл

Роль внешней торговли в экономике России.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние  годы внешняя торговля играла ключевую роль в формировании экономической  динамики. При этом ее влияние на текущее развитие экономики России постепенно трансформировалось. Если после кризиса 1998 г. положительное  воздействие на экономический рост внешней торговли было высоким, то в дальнейшем, по мере расширения спроса на импортную продукцию и снижения темпов роста экспорта полезных ископаемых, торговля с внешним миром стала фактором, во все большей степени замедляющим темпы экономического роста.

Тем не менее, возможная  диверсификация потоков внешней  торговли имеет значительный потенциал  положительного воздействия на экономику  страны в средне- и долгосрочной перспективе. В этой связи даже рост импорта при определенных изменениях в его структуре способен содействовать повышению конкурентоспособности российских производителей и привести к позитивным сдвигам в структуре и динамике экономики.

Другим важным каналом воздействия внешней  торговли на экономику страны является платежный баланс. Традиционно российский торговый баланс последних лет был положительным, чему способствовали экспорт сырьевых ресурсов и сохранение высоких мировых цен на энергоресурсы. Однако рост денежных доходов населения и укрепление национальной валюты в значительной степени стимулировали расширение импорта.

Ключевое воздействие  торгового баланса в современных  российских условиях на динамику платежного баланса и состояние золотовалютных резервов экономики может привести к смене текущей модели функционирования российской финансовой системы. Такое развитие событий потребует выработки углубленных решений в области управления экономикой страны, принятие которых будет связано с существенными рисками. Поэтому вопрос оценки перспектив развития внешней торговли становится очень значимым.

Целью данной работы является изучение роли внешней торговли в экономике России.

Для реализации этой цели были поставлены следующие  задачи:

· рассмотреть  теоретические основы внешней торговли;

· провести анализ роли внешней торговли РФ на современном этапе;

· раскрыть вопрос интенсификации экономического роста  в России средствами внешнеторговой политики.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 

 

1.1 Понятие внешней  торговли

 

Внешнеторговая  деятельность — это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью и информацией.

Внешняя торговля товарами — это импорт и (или) экспорт  товаров. Ее объектом является товар, то есть движимое имущество, а также  отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Внешняя торговля товарами может осуществляться в виде экспорта и импорта. Экспорт товара — это вывоз товара с таможенной территории страны без обязательства об обратном ввозе, а импорт товара — ввоз товара на таможенную территорию страны без обязательства об обратном вывозе.

Внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ). Поставка товара во внешнеторговой деятельности осуществляется единственным способом — посредством перемещения его через границу. В отличие от товаров поставка услуг осуществляется одним из нижеперечисленных способов или их комбинацией:

· трансграничная поставка услуг;

· перемещение  потребителей в страну-экспортер;

· учреждение коммерческого  присутствия в стране, потребляющей услугу;

· временное  перемещение физических лиц в  другую страну с целью предоставления услуги.

В российском законодательстве выделяются следующие способы внешней  торговли услугами[1]:

· с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;

· с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;

· на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;

· на территории иностранного государства российскому  заказчику услуг;

· российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;

· иностранным  исполнителем услуг, не имеющим коммерческого  присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;

· российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия  на территории иностранного государства;

· иностранным  исполнителем услуг путем коммерческого  присутствия на территории Российской Федерации.

Внешняя торговля интеллектуальной собственностью —  это передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности  или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.

Внешняя торговля информацией осуществляется в следующих  формах:

· в форме  внешней торговли товарами, если информация является составной частью этих товаров;

· в форме  внешней торговли интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности;

· в форме  внешней торговли услугами в других случаях.

Значение внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря ей[2]:

· преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;

· интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;

· увеличиваются  возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов;

· на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;

· повышается уровень  международной специализации страны.

Внешняя торговля России обеспечивает занятость значительной части работоспособного населения  страны, гарантирует стабильность рубля, является важной силой, формирующей  растущий государственный бюджет страны, и во многом обеспечивает устойчивое развитие экономики Российской Федерации. Примерно 40% ВВП страны образуется в экспортных операциях[3].

1.2 Практика регулирования внешнеторговых связей

 

Поступательное  развитие внешнеторговых контактов  тесно связано с мероприятиями  государства по регулированию экспорта и импорта для успешного развития национальной экономики. С позиций  теории сравнительных издержек представляется более рациональным осуществление свободной торговли, не ограничиваемой какими-либо протекционистскими барьерами.

Поэтому сторонники свободной торговли обычно отмечают способность не регулируемого государством рынка обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов международного разделения труда и повысить на этой основе уровень жизни населения стран-участниц. Приверженцы протекционистских мер, со своей стороны, обычно указывают на их необходимость для защиты интересов молодой национальной промышленности, обеспечения занятости населения, его высокого жизненного уровня и т.д.

На практике внешнеторговая политика государств отличается известным разнообразием, сочетая  в себе элементы протекционизма и  либерализации.

Так, на протяжении трех столетий (конец XV-XVIII вв.) наиболее популярной экономической доктриной и основой хозяйственной политики буржуазных стран оставался меркантилизм. Считая, что общественное богатство заключается в деньгах (драгоценных металлах), меркантилисты рассматривали внешнюю торговлю как важнейший источник их поступления для стран, не добывающих драгоценные металлы.

Для превышения поступления золота из-за границы  над его оттоком из страны допускалось  использование жестких протекционистских  мер по стимулированию экспорта (реэкспорта), сдерживанию импорта путем введения высоких ввозных пошлин, государственной монополии на куплю-продажу определенных видов товаров и т. д. Выгода от внешней торговли связывалась с получением государством, проводящим протекционистскую политику, преимуществ за счет других стран.

Тем не менее, активная протекционистская политика отдельных  стран неизбежно вызывала аналогичную  реакцию зарубежных контрагентов, что  вело к свертыванию внешней торговли. Поэтому интенсивное развитие внешнеэкономической  деятельности в условиях промышленного переворота и перехода к крупному машинному производству стимулировало появление в конце XVIII в. сначала в виде научной теории, а в XIX в. как официальной экономической политики Англии принципа «свободной торговли» (фритредерства). Обоснованием фритредерства стала теория сравнительных издержек, разработанная А. Смитом и Д. Рикардо.

Экономическое лидерство Великобритании в конце XVIII — середине XIX вв. сделало ненужным использование протекционистских  мер защиты ее национальной экономики. В то же время повышение внешнеторговой активности Англии стало действенным средством завоевания новых рынков сбыта для английской промышленности.

Напротив, в  экономически менее развитых странах (Германия, США) обрела популярность идеология  протекционизма.

Следует иметь  в виду, что экономическая мысль  и хозяйственная практика XIX —  середины XX вв. развивались в остром противоборстве принципов свободной  торговли и протекционизма. При доминировании  в целом фритредерских взглядов в отдельные периоды наблюдались оживление и эволюционное развитие протекционистских доктрин. Факторами, обусловившими возрождение протекционизма в его крайних формах — теориях хозяйственной автаркии, стали кризис 1929-1933 гг., а также первая и вторая мировые войны.

Понятно, что в этих условиях высокая степень вовлечения страны в мирохозяйственные связи стала рассматриваться некоторыми представителями науки и практики как фактор, усиливающий кризисные явления и в целом тормозящий национальное развитие.

Но в период после второй мировой войны произошло окончательное закрепление в качестве основного фритредерского направления, что, в частности, нашло свое выражение в появлении теории «открытой экономики» и отсутствии активных защитников идеи протекционистского развития. В современной научной литературе приоритет отдается подходу, рассматривающему национальное хозяйство в качестве «открытой экономики», причем активно ориентируемой в своем развитии на мировой рынок.

Тем не менее, это  не означает необходимость полного  отказа от регулирования международных экономических отношений в интересах национального развития. Совокупность мер, используемых государством или группой государств в данной сфере, и представляет собой его (их) внешнеторговую политику.

Современная система  протекционистских мер, направленная на создание национальным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках, охватывает различные направления.

В числе наиболее весомых  следует назвать такие меры, как[4]:

1) таможенное обложение  (тарифные барьеры), предполагающее  использование покровительственных  пошлин для затруднения ввоза  в страну или, реже, вывоза из  нее определенных видов продукции.  Для облегчения национальным  производителям конкуренции с иностранными фирмами, как правило, устанавливаются высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов, особенно предметов роскоши, а более низкие — при импорте сырья и материалов;

2) нетарифные барьеры,  которые представляют собой совокупность прямых или косвенных (непрямых) ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных методов.

Некоторое распространение  в современной практике межгосударственного обмена получили контингентирование и лицензирование внешнеэкономических операций, а также введение государственной монополии на некоторые виды указанных операций. Контингентирование связано с установлением определенной квоты на экспорт (импорт) отдельных товаров или товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. На практике контингента обычно устанавливаются в форме списков товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства. Понятно, что при исчерпании количества или суммы контингента экспорт (импорт) соответствующего товара прекращается.

Лицензирование же, в свою очередь, предполагает необходимость  получения организацией разрешения (лицензии) правительственных органов на осуществление внешнеэкономической операции. Подобная система дает возможность государству контролировать внешнеэкономические отношения и осуществлять их регулирование для достижения различных экономических и политических целей. Отметим, что в некоторых случаях лицензионная система выступает разновидностью таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов.

Как известно, к методам  прямых ограничений может быть также  отнесено использование государственной монополии как исключительного права государственных органов или уполномоченных ими частных фирм на осуществление определенных видов производственной и внешнеэкономической деятельности.

Косвенные ограничения, в  отличие от прямых, непосредственно не связаны с запретом на осуществление внешнеэкономической деятельности или уменьшением ее объема. Вместе с тем они зачастую оказываются не менее эффективным средством протекционистской защиты национальных производителей, чем таможенное обложение. Важное место в структуре косвенных ограничений занимают национальная налоговая система и национальные стандарты. Несоблюдение стандартов страны может служить поводом к запрету ввода импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке. Соответственно налоговая система большинства развитых стран строится таким образом, чтобы создать преимущества для покупателей и пользователей национальной продукции (система регистрационных сборов и т.д.). Подобным образом система национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами.

Информация о работе Роль внешней торговли в экономике России