Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 14:24, курсовая работа
Целью данной работы является определение роли внутрифирменного планирования в процессе формирования и распределения прибыли.
В соответствии с поставлено целью работы задачами являются:
1. раскрыть экономическую сущность понятия «прибыль»;
2. рассмотреть виды прибыли, выполняемые функции, источники получения, принципы распределения прибыли, ее использования и максимизации;
3. выявить риски, связанные с получением прибыли;
4. установить источники формирования прибыли, порядок исчисления и способы распределения;
5. проанализировать применяемые в экономике методы планирования прибыли предприятия и экономический механизм управления стоимостью, затратами и непосредственно прибылью.
Введение
1. Экономическая сущность прибыли
1.1 Понятие прибыли
1.2 Виды прибыли
1.3 Функции прибыли
1.4 Источники получения прибыли
1.5 Принципы распределения прибыли и ее использование
1.6 Максимизация прибыли
1.7 Риски, связанные с получением прибыли
2. Роль внутрифирменного планирования в процессе
формирования и распределения прибыли
2.1 Планирование прибыли
2.2 Ошибки, возникающие при внутрифирменном планировании прибыли предприятия
2.3 Экономический механизм управления
Заключение
Список использованной литературы
1.4 Источники получения прибыли
В условиях рыночных отношений, имеются три основных источника получения прибыли:
Первый источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:
во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);
в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);
в-четвертых, от ассортимента
продукции и снижения издержек производства.
При углублении анализа прибыли
мы приходим к выводу, «что может
существовать иной источник экономической
прибыли, не связанный с управляющей,
инновационной и рисковой функцией
предпринимателя» (5; стр.673) - монопольная
власть. Это монопольное положение
предприятия по выпуску той или
иной продукции или уникальности
продукта. Поддержание этого источника
на относительно высоком уровне предполагает
постоянное обновление продукта. Здесь
следует учитывать такие
1.5 Принципы распределения прибыли и ее использование
Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лине государства, так и предпринимательские интересы учредителей предприятия и интересы отдельных работников. Объектом распределения является валовая прибыль.
Законодательно распределение
прибыли реализуется в части,
поступающей в Федеральный
Рис. 2. Распределение прибыли
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется:
- на финансирование научно-
- на совершенствование
технологии и организации
- на модернизацию оборудования;
- улучшение качества продукции; - техническое перевооружение;
- реконструкцию действующего производства.
- на формирование резервных фондов;
- на выплату доходов учредителям (участникам);
- на создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы);
Чистая прибыль также является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам. За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов.
Обеспечивая производственные,
материальные и социальные потребности
за счет чистой прибыли, предприятие
должно стремиться к установлению оптимального
соотношения между фондом накопления
и потребления с тем, чтобы
учитывать условия рыночной конъюнктуры
и вместе с тем стимулировать
и поощрять результаты труда работников
предприятия. Прибыль, остающаяся в
распоряжении предприятия, служит не только
источником финансирования производственного
и социального развития, а также
материального поощрения, но и используется
в случаях нарушения
Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направления использования прибыли, если иное не предусмотрено Уставом.
Схема распределения чистой прибыли предприятия (пример):
ЧП = РФ + ФН + ФП,
где ЧП – чистая прибыль, РФ – резервный фонд,
ФН – фонд накопления, ФП – фонд потребления.
Резервный фонд создается
субъектами на случай прекращения их
деятельности для покрытия кредиторской
задолженности. Он является обязательным
для акционерных обществ, кооперативов,
предприятий с иностранными инвестициями.
Акционерные общества зачисляют
в резервный фонд также эмиссионный
доход, т.е. сумму разницы между
продажной и номинальной
Фонд накопления - средства, направленные на производственное развитие предприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия. Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его средств. Вместе с тем операции по приобретению и созданию нового имущества хозяйствующего субъекта не затрагивают фонд накопления. Фонд накопления уменьшается только при использовании его средств на погашение убытков отчетного года, а также в результате списания за счет накопительных фондов расходов, не включенных в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основных средств.
Фонд потребления – средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению коллектива предприятия, приобретение проездных билетов, путевок в санатории, единовременном премировании и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества предприятия.
Фонд потребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и выплаты из фонда социального развития. Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов вознаграждения и стимулирования работников предприятия. Выплаты из фонда социального развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, частичное погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели, предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.
Существует также и второй подход в распределении прибыли предприятия, когда остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется на накопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При различных подходах предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям.
В современных условиях хозяйствования
государство не устанавливает каких-либо
нормативов распределения прибыли,
но через порядок представления
налоговых льгот стимулирует
направление прибыли на капитальные
вложения производственного и
Порядок распределения и
использования прибыли на предприятии
фиксируется в уставе предприятия
и определяется положение, которое
разрабатывается
1.6 Максимизация прибыли
Перед любым современным предпринимателем стоит проблема максимизации прибыли и минимизации убытков. Существуют два принципа анализа максимизации прибыли:
- сопоставление совокупной выручки и совокупных издержек;
- сопоставление предельной выручки и предельных издержек (основан на предельном анализе);
Принцип максимизации прибыли говорит о том, что в целях достижения максимальной прибыли фирма должна выбрать такой объем выпуска, при котором значения предельной выручки и предельных издержек равны.
Существуют факторы, которые влияют на величину прибыли. Они классифицируются по различным признакам:
- внешние
- внутренние
В свою очередь внутренние факторы подразделяются на:
- внепроизводственные
- производственные (экстенсивные и интенсивные) (см. рис. 3)
Факторы, влияющие на величину прибыли |
Внутренние |
Внешние |
Производственные |
Внепроизводственные |
Экстенсивные |
Интенсивные |
Рис. 3. Классификация факторов, влияющих на величину прибыли
Внешние факторы – это природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но оказывают значительное влияние на величину прибыли.
Производственные факторы – это факторы, которые непосредственно влияют на производство; интенсивные – качественные изменения, экстенсивный – количественное изменение.
Внепроизводственные факторы – снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.
1.7 Риски, связанные с получением прибыли
Однако получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском — над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк. Таким образом экономическую прибыль – всю или часть - можно рассматривать как вознаграждение за готовность предпринимателя пойти на такой риск.
По своему содержанию понятие
«риск» относится как к хозяйственной,
коммерческой, так и к финансовой
деятельности. Для определения риска
используются два основных метода:
статистический и экспертный. В основе
статистического лежат приемы математической
статистики (расчет вариации, дисперсии
и стандартного отклонения по показателям
финансово-хозяйственной
Совсем другое дело – нестрахуемые риски бизнеса, на которые предприниматель обязан идти, так как именно они – потенциальный источник экономической прибыли. Нестрахуемыериски - это прежде всего неконтролируемые и непредсказуемые изменения спроса и предложения, с которыми сталкивается фирма, и, как результат, колебания ее издержек и доходов. Можно выделить три общим источника нестрахуемых рисков:
- Изменения общей экономической
ситуации. Снижение деловой активности
(экономический спад), например, может
привести к значительному
- Структурные изменения
в экономике. В реальной жизни
вкусы и пристрастия
- Изменения государственной
политики. Введение новых регулирующих
актов, например отмена того
или иного тарифа или
Полностью избежать риска
в предпринимательской
Независимо от изменения величин прибыли и затрат, существуют риски, которые и потребитель, и фирма должны нести, так как без этого они просто не смогут дальше заниматься бизнесом. В реальной, динамичной экономике компенсацией за принятие этих рисков может стать получение экономической прибыли.