Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 14:24, курсовая работа
Целью данной работы является определение роли внутрифирменного планирования в процессе формирования и распределения прибыли.
В соответствии с поставлено целью работы задачами являются:
1. раскрыть экономическую сущность понятия «прибыль»;
2. рассмотреть виды прибыли, выполняемые функции, источники получения, принципы распределения прибыли, ее использования и максимизации;
3. выявить риски, связанные с получением прибыли;
4. установить источники формирования прибыли, порядок исчисления и способы распределения;
5. проанализировать применяемые в экономике методы планирования прибыли предприятия и экономический механизм управления стоимостью, затратами и непосредственно прибылью.
Введение
1. Экономическая сущность прибыли
1.1 Понятие прибыли
1.2 Виды прибыли
1.3 Функции прибыли
1.4 Источники получения прибыли
1.5 Принципы распределения прибыли и ее использование
1.6 Максимизация прибыли
1.7 Риски, связанные с получением прибыли
2. Роль внутрифирменного планирования в процессе
формирования и распределения прибыли
2.1 Планирование прибыли
2.2 Ошибки, возникающие при внутрифирменном планировании прибыли предприятия
2.3 Экономический механизм управления
Заключение
Список использованной литературы
2. Роль внутрифирменного планирования в формировании и распределении прибыли
2.1 Планирование прибыли
Процесс управления формированием прибыли начинается с планирования. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Расчет плановой прибыли
должен быть экономически обоснованным,
что позволит осуществлять своевременное
и полное финансирование инвестиций,
прирост собственных оборотных
средств, соответствующие выплаты
рабочим и служащим, а также
своевременные расчеты с
Существует три основных метода планирования прибыли:
1. метод прямого счета
2. аналитический метод
3. метод совмещенного расчета
Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции; прибыль при этом исчисляется как разница между выручкой от реализации товарной продукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью:
П = (О Ч Ц) ― (О Ч С),
где П – плановая прибыль
О – объем выпуска товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении
Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов)
С – полная себестоимость единицы продукции
Прибыль от реализуемой продукции (Прп) рассчитывается по формуле
Прп = Врп – Срп,
где Врп – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок)
Срп – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции
Объем реализуемой продукции
предстоящего планового периода
в натуральном выражении
Прп = Пн + Птп – Пк
Достоинством данного метода является его простота. Однако его целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный период.
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и заключается в определении влияния отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.
Метод совмещенного расчета включает элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.
Указанные выше методы не единственные, существуют и другие способы составления плана прибыли, такие как анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности и многие другие аналитические методы.
2.2 Ошибки, возникающие
при внутрифирменном
Наиболее часто приводят следующие проблемы, возникающие при распределении прибыли:
Хорнгрен и Фостер (1982) предупреждают о таком явлении, как дисфункциональное принятие решений. Это принятие решений, выгодных для одного подразделения при полном пренебрежении затратами или потерей выгод в других подразделениях. Подобная ситуация может возникать из-за отсутствия гармонии или соответствия между общими целями организации, а также из-за недостатка информации для управляющих подразделениями о том, как отразятся их решения на других подразделениях.
Есть основание говорить,
что децентрализация может
Передача высшим руководством
права на принятие решения может
привести к тому, что можно в
некоторой степени потерять контроль
над действиями. Децентрализованные
организации, как правило, имеют
более высокие административные
расходы, чем централизованные. Центры
прибыли, центры инвестиций и другие
центры обычно имеют свой собственный
аналитический персонал и консультантов,
что ведет к некоторому дублированию.
Управляющие в
Наиболее часто управляющих подразделениями критикуют за то, что они переоценивают значение краткосрочных результатов в ущерб долгосрочным улучшениям в производительности. Мерчант (1989) предполагает, что эту проблему можно решить, скорректировав структуру вознаграждений, чтобы уменьшить значение краткосрочных результатов деятельности и таких индикаторов прибыли, как доля рынка.
Вместе с тем, обобщая изученную информацию по этой теме, можно сделать вывод, что существует ряд наиболее распространенных ошибок, допущение которых отрицательно влияет на управление формированием прибыли от продаж, касающихся многих российских предприятий:
отсутствие специалистов, ответственных за планирование и анализ финансовых результатов;
отсутствие стратегического планирования на предприятии;
несовершенная и постоянно изменяющаяся организационная структура предприятия.
адаптация плана.
Адаптация плана зависит от выбора момента принятия планового решения. Затягивание этого момента ради сбора и анализа информации может привести к замедлению и потери времени, поэтому необходим выбор времени принятия планового решения, а затем разработка процесса его адаптации в учётом вновь поступающей информации.
2.3 Экономический механизм управления
На процесс формирования прибыли предприятия сильно влияет уровень отпускных цен, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции стоимость реализуемой продукции.
Экономический механизм управления стоимостью продукции необходим предприятию, т.к. он формирует его внутреннюю рыночную среду, обеспечивающую быструю реакцию на постоянно изменяющуюся ценовую ситуацию внешнего рынка.
Быстро реагировать на
конкурентно-ценовую ситуацию и
требования внешнего рынка можно, если
управление стоимостью продукции строить
как управление величиной полных
затрат предприятия и его
Неотъемлемым элементом
механизма управления стоимостью продукции
предприятия является расчетный
центр, в котором для каждого
подразделения открыт субсчет. Все
взаиморасчеты между
Реализуя экономический
механизм управления стоимостью продукции,
предприятие формирует
- способность быстро и адекватно реагировать на складывающуюся на внешнем рынке ценовую ситуацию и постоянно возникающий спрос.
- возможность соизмерять затраты и конечный финансовый результат подразделения, эффективнее использовать имущественный комплекс.
- использование внутренних
кредитно-дотационных
- достижение высокой
Для управления затратами необходимо точное определение их состава и назначения, четкое их разнесение по объектам управления, отслеживание движения, расходования и регулирование.
Процесс управления затратами начинается с формирования на определенный календарный период нормативной базы постоянных, переменных, смешанных затрат, используемой во всех сферах финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Управление постоянными затратами заключается в отслеживании процесса их покрытия. В случае изменения хозяйственной ситуации нормативы корректируются аппаратом управления предприятия по согласованию с собственником. Об эффективности использования подразделением постоянных затрат судят по величине покрытия всех затрат, по произведенным платежам и отчислениям, в том числе в фонд прибыли предприятия.
Эффективность использования переменных затрат зависит от квалификации руководителя и аппарата управления подразделения. Нормативная база переменных затрат формируется на основании расчетов по действующим или вновь вводимым нормам и нормативам, трансфертным ценам, тарифам, расценкам, ставкам с использованием различных методов калькуляции затрат (по заказам, процессам, себестоимости и т.д.). При установлении нормативов можно ориентироваться на определенный уровень затрат, сложившийся ранее на предприятии. Для их точной оценки, разнесения по объектам управления и последующего анализа могут использоваться общепринятые методы оценки и учета.
Постоянно-переменные затраты можно регулировать различными способами. Так, управление прямыми постоянно-переменными затратами прошлого периода нужно сводить к их погашению за счет собственных источников. Косвенные постоянно-переменные затраты можно регулировать традиционными общепринятыми методами. Затраты будущих периодов имеют существенное значение для принятия стратегических управленческих решений. Поэтому они вначале должны быть оценены (например, инвестиционные проекты – по периоду окупаемости, величине отношения “затраты – поступления” и т.д.), а затем регулироваться традиционными методами.
При нормировании затрат необходимо иметь ввиду учетную политику, формируемую администрацией и фиксируемой вуставе предприятия, как упоминалось ранее.
Управление формированием прибыли – необходимый, но сложный и трудоемкий процесс, неразрывно связанный со всей деятельностью предприятия от приобретения сырья и выплат заработной платы до сдачи в аренду производственных помещений и работы с дебиторами.
Управление формированием прибыли можно разделить на четыре основные группы:
- управление ценами;
- управление объемом продаж;
- управление затратами;
- управление ассортиментом продукции.
Как и в любом управлении, в управлении формированием прибыли от реализации продукции (работ, услуг) можно выделить следующие этапы – учет, анализ и планирование.
Представленным трем этапам сопутствует контроль: контроль соответствия и достоверности учитываемых данных, контроль качества анализа, контроль планирования реальных и достижимых показателей.
Заключение
В ходе данной работы мы пришли к выводу, что прибыль является основным источником собственных средств фирмы. С одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности фирмы, с другой, как основа ее дальнейшего развития. Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны в целом.
Экономическая ситуация, сложившаяся в России в последнее десятилетие, требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности и активизации предпринимательства.
Предприниматели стремятся
получать всё больший доход, предельно
экономно использовать естественные,
трудовые и инвестиционные ресурсы
и максимально широко реализовывать
такой ресурс, как свои творческие
и организационные (предпринимательские)
способности в избранной ими
сфере деятельности, что служит мощным
стимулом развития и совершенствования
производства, раскрывает созидательные
возможности частной
Постоянное улучшение технологического процесса производства, повышение качества оказываемых услуг, “нормальное” налоговое законодательство, расширение производства, снижение себестоимости продукции или услуги, грамотное и эффективное управление – это самые главные, но далеко не все, слагаемые максимизации прибыли предприятия в стране с рыночной экономикой. Но в условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться помимо получения максимальной прибыли, еще и к рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях жёсткой конкуренции.