Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:41, реферат
Всемирная торговая организация – организация, которая была создана для регулирования торговли между странами. Сейчас ВТО обладает огромными полномочиями в торговых вопросах, в ее компетенцию входит снижение тарифных и нетарифных барьеров, контроль за соблюдением странами-членами режима наибольшего благоприятствования, разрешение торговых споров между странами и многое другое, вплоть до объявления торговых войн.
Введение 3
1. Основная характеристика Всемирной торговой организации 5
2. Взаимоотношения Республики Беларусь с Всемирной торговой организацией 16
3. Возможные последствия присоединения Республики Беларусь к Всемирной
торговой организации 22
Заключение 27
Приложение 1 29
Список литературы 31
В ряде случаев принятие обязательства не повышать торговые барьеры может быть столь же важным, как и решение их снижать. Стабильность и предсказуемость являются важными факторами, способствующими инвестированию, созданию новых рабочих мест и т.д. В результате потребитель может сполна наслаждаться пользой, предоставляемой свободной рыночной конкуренцией, — широким выбором товаров и услуг и низкими ценами. Всесторонняя торговая система ВТО является попыткой различных стран обеспечить работу своих деловых структур в стабильном и предсказуемом окружении.
Принимая решение открыть свой рынок для товаров и услуг, страны — участницы ВТО стремятся сохранять свои ограничения на стабильном уровне. Таким образом, устанавливается верхний предел ставок таможенного тарифа для товаров и услуг. Страна может менять размеры ставок таможенного тарифа, но лишь после переговоров с торговыми партнерами, которые могли бы компенсировать потери. Результатом введения стабильных тарифов и пошлин явилось увеличение объема международной торговли.
ВТО стремится совершенствовать прогнозируемость и стабильность тарифов и пошлин с помощью других способов, в частности за счет запрещения использования квот на ввоз определенных товаров, а также других мер, ограничивающих импорт продукции (введение квот, как правило, сочетается с излишней бюрократизацией и нечестной конкуренцией). Кроме того, ВТО при необходимости помогает правительствам стран-участниц разработать ясные и прозрачные законы о международной торговле.
ВТО — организация, призванная обеспечить открытую и честную конкуренцию. Поскольку открытая и честная конкуренция — понятие сложное, ВТО разработала определенные критерии, которые помогут квалифицировать ту или иную конкуренцию как честную или нечестную, а также предложила схемы, в рамках которых национальные правительства должны действовать в целях устранения убытка, причиненного нечестной торговлей. Многие документы ВТО разработаны в поддержку честной конкурентной борьбы в аграрном секторе, сферах интеллектуальной собственности, услуг и т.д. [14]
Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда. Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре; вторая - в мае 1998 г. в Женеве. [14]
Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса. Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде.
Министерская конференция
Между сессиями по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, состоящий также из представителей всех участников. Кроме того, Генсовет администрирует деятельность Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами. Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, другие органы по проблематике ВТО. В рамках Советов по торговле товарам и услугами учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО. Кроме того, функционируют органы по наблюдению за выполнением плюрилатеральных соглашений. [15]
Принятие решений в рамках ВТО происходит на основе консенсуса. Эта процедура позволяет членам организации обеспечить должную защиту своих интересов, хотя иногда бывает, что они решают присоединиться к консенсусу в общих интересах многосторонней торговой системы. В тех случаях, когда достижение консенсуса невозможно, Соглашение об учреждении ВТО предусматривает процедуру голосования. В этих случаях решения принимаются большинством поданных голосов, которые учитываются по принципу "одна страна - один голос". [15]
Конкретно, есть четыре ситуации, когда, согласно Соглашению об учреждении ВТО, используется процедура голосования. Во-первых, большинством в три четверти голосов своих членов ВТО может принять решение, в котором содержится толкование любого из многосторонних торговых соглашений. Во-вторых, также большинством в три четверти голосов Конференция министров может освободить конкретного участника какого-либо из этих соглашений от взятого им обязательства. В третьих, решение о внесении поправок в эти соглашения могут приниматься либо путем одобрения их всеми членами организации, либо большинством в две трети голосов в зависимости от характера положений, к которым предлагаются поправки. Однако такие поправки вступают в силу только для тех членов ВТО, которые их принимают. Наконец, решение о приеме новых членов принимается на Конференции министров большинством в две трети голосов.
Механизм разрешения споров в рамках ВТО достаточно сложный. Предметом разрешения споров в ВТО являются конфликтные ситуации трёх видов: связанные с действием одного из многосторонних торговых соглашений, составляющих основу пакета учредительных документов ВТО; связанные с функционированием того или иного группового соглашения; вытекающие из членства во Всемирной торговой организации.
В случае возникновения конфликтной ситуации Генеральный совет ВТО (в ограниченном составе) заседает в качестве Органа по разрешению споров. Это способствует повышению авторитета данного органа и позитивно сказывается на результативности деятельности всей системы разрешения споров. Создание ОРС можно считать наиболее важным итогом процесса институционализации механизма разрешения споров, наметившегося в рамках ГАТТ. Согласно ст. 2 Договорённости ОРС наделяется следующими основными полномочиями: создавать специальные группы, принимать доклады специальных групп и Апелляционного органа; обеспечивать наблюдениями за выполнением решений и рекомендаций и разрешать приостановление уступок и других обязательств по конкретным соглашениям. Принимая решения и рекомендации, ОРС имеет своей главной целью "достичь удовлетворительного урегулирования по данному вопросу в соответствии с правами и обязанностями, вытекающими из настоящей Договорённости и охваченных Соглашений". Договорённость устанавливает, что ОРС заседает так часто, как это необходимо, чтобы выполнить свои функции с сроки, предусмотренные данным соглашением. [15]
Роль ОРС определяется прежде всего тем, что он является координирующим и организующим центром всего механизма разрешения споров. Обладая полномочиями принимать решения на всех основных этапах процедуры разрешения споров, ОРС помогает спорящим сторонам достичь наиболее оптимального решения в рамках механизма урегулирования споров ВТО.
Основа процесса разрешения спора — процедура консультаций, установленная ст. 4 Договорённости. Консультации являются традиционным для международного права средством мирного разрешения споров. Они играют главную роль в мирном урегулировании споров и разногласий во взаимоотношениях суверенных государств.
Консультации хорошо зарекомендовали себя как эффективный способ улаживания международных споров, поэтому в механизме разрешения споров ВТО им придаётся большое значение. Среди достоинств этого метода выделяются возможность установления непосредственного контакта между участниками, быстрое ознакомление с взаимными претензиями, простота организации.
Наиболее предпочтительным считается достижение сторонами взаимоприемлемого решения. Об этом прямо говорится в п. 7 ст. 3 Договорённости, где рекомендуется ряд средств, к которым необходимо прибегать для урегулирования споров. Два других варианта окончания консультаций связаны, во-первых, с несоблюдением сроков проведения консультаций, и, во-вторых, с невозможностью достичь решения, удовлетворяющего обе стороны.[15]
Если процедуры консультаций, добрых услуг и посредничества не увенчались успехом, то в соответствии со ст. 5 Договорённости сторона, подавшая жалобу, может просить о создании специальной группы экспертов. Так, в октябре 1997 г. представители США высказали просьбу учредить специальную группу с целью окончательного разрешения спора между США и Кореей по поводу дискриминационных, по мнению американской стороны, налогов на спиртные напитки, введённых корейской стороной. В своём заявлении представители США указали на то, что неоднократно проводившиеся консультации с корейской стороной по поводу этой проблемы не привели к взаимоприемлемому результату. 16 октября 1997 г. ОРС принял решение учредить специальную группу для решения этого дела.[15]
Деятельность специальной
По завершении работы специальная группа составляет доклад, содержащий рекомендации сторонам. Когда сторонам спора не удаётся выработать взаимоприемлемое решение, специальная группа представляет ОРС свои выводы в виде письменного доклада. В таких случаях в докладе приводятся фактическая сторона дела, применимость соответствующих положений соглашения и солидное обоснование их выводов и рекомендаций. Решение ОРС, принятое на основе доклада специальной группы, окончательно и должно неукоснительно выполняться сторонами спора. В случае несогласия какой-либо из сторон спора с докладом специальной группы она может обжаловать его в постоянно действующий апелляционный орган.
Когда рекомендации или указания ОРС
не выполняются в течение
Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран, этот процесс занимает несколько лет.
На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации. Подобные консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами ВТО. [14]
Прежде всего, эти переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО.
Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне.
Одним из главных условий присоединения
новых стран к ВТО является
приведение их национального законодательства
и практики регулирования
Последним этапом является ратификация законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов.
Деятельность ВТО осуществляется представителями
правительств государств-членов организации,
но своими корнями она восходит к повседневной
хозяйственной и коммерческой активности.
Политика в отношении торговли и позиции
на переговорах формируются в столицах,
но, частные фирмы, деловые организации,
фермеры, ассоциации потребителей, и другие
заинтересованные группы обычно играют
в этом заметную консультирующую роль.
Большинство стран имеют в Женеве свои
дипломатические представительства, Иногда
во главе их стоит специальный представитель
в ранге посла при ВТО. Сотрудники этих
представительств участвуют в переговорах
или решении административных вопросов
в рамках различных органов в штаб-квартире
ВТО. Иногда эксперты и специалисты приезжают
непосредственно из столиц для того, чтобы
представить позиции своих правительств
по конкретным вопросам.
В результате региональной
экономической интеграции, протекающей
как в форме таможенных союзов и зон свободной
торговли, так и в виде менее жестких политических
и географических объединений, некоторые
группы стран взаимодействуют в рамках
ВТО, а их интересы на совещаниях и переговорах
выражает один общий представитель.
Крупнейшей и наиболее представительной
группировкой является Европейский Союз
(ЕС)═ и 15 государств-членов, которые его
образуют. ЕС является таможенным союзом,
который проводит единую внешнеторговую
и тарифную политику. Члены этого союза
координируют свои позиции в Брюсселе
и Женеве, а Европейская Комиссия выступает
в качестве единственного представителя
ЕС практически на всех заседаниях ВТО.
ЕС является членом ВТО и обладает теми
же правами, что и каждое государство,
входящее в его состав.[15]
Информация о работе Роль Всемирной торговой организации в развитии международной торговли