Роль Всемирной торговой организации в развитии международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

Всемирная торговая организация – организация, которая была создана для регулирования торговли между странами. Сейчас ВТО обладает огромными полномочиями в торговых вопросах, в ее компетенцию входит снижение тарифных и нетарифных барьеров, контроль за соблюдением странами-членами режима наибольшего благоприятствования, разрешение торговых споров между странами и многое другое, вплоть до объявления торговых войн.

Содержание работы

Введение 3
1. Основная характеристика Всемирной торговой организации 5
2. Взаимоотношения Республики Беларусь с Всемирной торговой организацией 16
3. Возможные последствия присоединения Республики Беларусь к Всемирной
торговой организации 22
Заключение 27
Приложение 1 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Роль Всемирной торговой организации в развитии международной торговли.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)
  • Применение мер, ограничивающих, импорт, только на основе правил ВТО - отказ стран от использования протекционизма как средства торговой политики. Правилами ВТО, однако, предусматривается достаточно широкий набор инструментов, с помощью которых страна может в случае необходимости защитить свой внутренний рынок. Он включает: защитные меры (safeguards) - временное ограничение импорта определенного товара в случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям; антидемпинговые пошлины (antidumping duties) - применяемые против конкретного источника демпинга защитные пошлины; компенсационные пошлины (countervailing duties) - применяемые против экспорта товара, экспорт которого субсидируется в явной или скрытой форме. [11]
  • Предсказуемость торговой политики - проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обязательств. Главным механизмом обеспечения предсказуемости торговой политики является связывание тарифов (tariff binding) - принимаемое страной обязательство не увеличивать ставку импортного тарифа сверх установленного предела.

В ряде случаев принятие обязательства  не повышать торговые барьеры может  быть столь же важным, как и решение их снижать. Стабильность и предсказуемость являются важными факторами, способствующими инвестированию, созданию новых рабочих мест и т.д. В результате потребитель может сполна наслаждаться пользой, предоставляемой свободной рыночной конкуренцией, — широким выбором товаров и услуг и низкими ценами. Всесторонняя торговая система ВТО является попыткой различных стран обеспечить работу своих деловых структур в стабильном и предсказуемом окружении.

Принимая решение открыть свой рынок для товаров и услуг, страны — участницы ВТО стремятся сохранять свои ограничения на стабильном уровне. Таким образом, устанавливается верхний предел ставок таможенного тарифа для товаров и услуг. Страна может менять размеры ставок таможенного тарифа, но лишь после переговоров с торговыми партнерами, которые могли бы компенсировать потери. Результатом введения стабильных тарифов и пошлин явилось увеличение объема международной торговли.

ВТО стремится совершенствовать прогнозируемость и стабильность тарифов и пошлин с помощью других способов, в частности за счет запрещения использования квот на ввоз определенных товаров, а также других мер, ограничивающих импорт продукции (введение квот, как правило, сочетается с излишней бюрократизацией и нечестной конкуренцией). Кроме того, ВТО при необходимости помогает правительствам стран-участниц разработать ясные и прозрачные законы о международной торговле.

  • Содействие конкуренции - отказ стран от использования несправедливых методов торговой политики, таких как демпинг, экспортные субсидии. Многосторонние соглашения в рамках ВТО предусматривают санкции, применяемые к экспортерам и странам, которые пользуются несправедливыми методами торговой политики.

ВТО — организация, призванная обеспечить открытую и честную конкуренцию. Поскольку открытая и честная конкуренция — понятие сложное, ВТО разработала определенные критерии, которые помогут квалифицировать ту или иную конкуренцию как честную или нечестную, а также предложила схемы, в рамках которых национальные правительства должны действовать в целях устранения убытка, причиненного нечестной торговлей. Многие документы ВТО разработаны в поддержку честной конкурентной борьбы в аграрном секторе, сферах интеллектуальной собственности, услуг и т.д. [14]

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда. Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре; вторая - в мае 1998 г. в Женеве. [14]

Министерская конференция ВТО  учреждает Комитет по торговле и  развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса. Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде.

Министерская конференция назначает  Генерального директора ВТО. Гендиректор  назначает сотрудников подразделений  Секретариата ВТО и определяет их обязанности и условия прохождения  службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией. В настоящее время обязанности генерального директора исполняет Супачай Паничпакди.[15]

Между сессиями по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих  и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, состоящий также из представителей всех участников. Кроме того, Генсовет администрирует деятельность Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами. Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, другие органы по проблематике ВТО. В рамках Советов по торговле товарам и услугами учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО. Кроме того, функционируют органы по наблюдению за выполнением плюрилатеральных соглашений. [15]

Принятие решений в рамках ВТО происходит на основе консенсуса. Эта процедура позволяет членам организации обеспечить должную защиту своих интересов, хотя иногда бывает, что они решают присоединиться к консенсусу в общих интересах многосторонней торговой системы. В тех случаях, когда достижение консенсуса невозможно, Соглашение об учреждении ВТО предусматривает процедуру голосования. В этих случаях решения принимаются большинством поданных голосов, которые учитываются по принципу "одна страна - один голос". [15]

Конкретно, есть четыре ситуации, когда, согласно Соглашению об учреждении ВТО, используется процедура голосования. Во-первых, большинством в три четверти голосов своих членов ВТО может принять решение, в котором содержится толкование любого из многосторонних торговых соглашений. Во-вторых, также большинством в три четверти голосов Конференция министров может освободить конкретного участника какого-либо из этих соглашений от взятого им обязательства. В третьих, решение о внесении поправок в эти соглашения могут приниматься либо путем одобрения их всеми членами организации, либо большинством в две трети голосов в зависимости от характера положений, к которым предлагаются поправки. Однако такие поправки вступают в силу только для тех членов ВТО, которые их принимают. Наконец, решение о приеме новых членов принимается на Конференции министров большинством в две трети голосов.

Механизм разрешения споров в рамках ВТО достаточно сложный. Предметом разрешения споров в ВТО являются конфликтные ситуации трёх видов: связанные с действием одного из многосторонних торговых соглашений, составляющих основу пакета учредительных документов ВТО; связанные с функционированием того или иного группового соглашения; вытекающие из членства во Всемирной торговой организации.

В случае возникновения конфликтной  ситуации Генеральный совет ВТО (в ограниченном составе) заседает в  качестве Органа по разрешению споров. Это способствует повышению авторитета данного органа и позитивно сказывается на результативности деятельности всей системы разрешения споров. Создание ОРС можно считать наиболее важным итогом процесса институционализации механизма разрешения споров, наметившегося в рамках ГАТТ. Согласно ст. 2 Договорённости ОРС наделяется следующими основными полномочиями: создавать специальные группы, принимать доклады специальных групп и Апелляционного органа; обеспечивать наблюдениями за выполнением решений и рекомендаций и разрешать приостановление уступок и других обязательств по конкретным соглашениям. Принимая решения и рекомендации, ОРС имеет своей главной целью "достичь удовлетворительного урегулирования по данному вопросу в соответствии с правами и обязанностями, вытекающими из настоящей Договорённости и охваченных Соглашений". Договорённость устанавливает, что ОРС заседает так часто, как это необходимо, чтобы выполнить свои функции с сроки, предусмотренные данным соглашением. [15]

Роль ОРС определяется прежде всего тем, что он является координирующим и организующим центром всего механизма разрешения споров. Обладая полномочиями принимать решения на всех основных этапах процедуры разрешения споров, ОРС помогает спорящим сторонам достичь наиболее оптимального решения в рамках механизма урегулирования споров ВТО.

Основа процесса разрешения спора  — процедура консультаций, установленная  ст. 4 Договорённости. Консультации являются традиционным для международного права  средством мирного разрешения споров. Они играют главную роль в мирном урегулировании споров и разногласий во взаимоотношениях суверенных государств.

Консультации хорошо зарекомендовали  себя как эффективный способ улаживания международных споров, поэтому в  механизме разрешения споров ВТО им придаётся большое значение. Среди достоинств этого метода выделяются возможность установления непосредственного контакта между участниками, быстрое ознакомление с взаимными претензиями, простота организации.

Наиболее предпочтительным считается  достижение сторонами взаимоприемлемого решения. Об этом прямо говорится в п. 7 ст. 3 Договорённости, где рекомендуется ряд средств, к которым необходимо прибегать для урегулирования споров. Два других варианта окончания консультаций связаны, во-первых, с несоблюдением сроков проведения консультаций, и, во-вторых, с невозможностью достичь решения, удовлетворяющего обе стороны.[15]

Если процедуры консультаций, добрых услуг и посредничества не увенчались успехом, то в соответствии со ст. 5 Договорённости сторона, подавшая жалобу, может просить о создании специальной группы экспертов. Так, в октябре 1997 г. представители США высказали просьбу учредить специальную группу с целью окончательного разрешения спора между США и Кореей по поводу дискриминационных, по мнению американской стороны, налогов на спиртные напитки, введённых корейской стороной. В своём заявлении представители США указали на то, что неоднократно проводившиеся консультации с корейской стороной по поводу этой проблемы не привели к взаимоприемлемому результату. 16 октября 1997 г. ОРС принял решение учредить специальную группу для решения этого дела.[15]

Деятельность специальной группы экспертов относится, по существу, к  судебным средствам мирного разрешения споров. Специальная группа выполняет  почти те же функции, что и международный арбитраж. При этом существует точка зрения, в соответствии с которой "арбитраж является наиболее соответствующим международным экономическим отношениям методом для урегулирования спора".

По завершении работы специальная  группа составляет доклад, содержащий рекомендации сторонам. Когда сторонам спора не удаётся выработать взаимоприемлемое решение, специальная группа представляет ОРС свои выводы в виде письменного доклада. В таких случаях в докладе приводятся фактическая сторона дела, применимость соответствующих положений соглашения и солидное обоснование их выводов и рекомендаций. Решение ОРС, принятое на основе доклада специальной группы, окончательно и должно неукоснительно выполняться сторонами спора. В случае несогласия какой-либо из сторон спора с докладом специальной группы она может обжаловать его в постоянно действующий апелляционный орган.

Когда рекомендации или указания ОРС  не выполняются в течение установленного разумного срока, предусматривается  право государства-члена потребовать от любой другой спорящей стороны компенсации, а если она и не будет предоставлена, то приостанавливать предоставленные в рамках соглашения уступки или другие обязательства по соглашению.

Процедура присоединения  к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран, этот процесс занимает несколько лет.

На первом этапе в рамках специальных  Рабочих групп происходит детальное  рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации. Подобные консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами ВТО. [14]

Прежде всего, эти переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет  готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО.

Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне.

Одним из главных условий присоединения  новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической  деятельности в соответствии с положениями  пакета соглашений Уругвайского раунда.

Последним этапом является ратификация законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов.

Деятельность ВТО осуществляется представителями правительств государств-членов организации, но своими корнями она восходит к повседневной хозяйственной и коммерческой активности. Политика в отношении торговли и позиции на переговорах формируются в столицах, но, частные фирмы, деловые организации, фермеры, ассоциации потребителей, и другие заинтересованные группы обычно играют в этом заметную консультирующую роль. Большинство стран имеют в Женеве свои дипломатические представительства, Иногда во главе их стоит специальный представитель в ранге посла при ВТО. Сотрудники этих представительств участвуют в переговорах или решении административных вопросов в рамках различных органов в штаб-квартире ВТО. Иногда эксперты и специалисты приезжают непосредственно из столиц для того, чтобы представить позиции своих правительств по конкретным вопросам.  
    В результате региональной экономической интеграции, протекающей как в форме таможенных союзов и зон свободной торговли, так и в виде менее жестких политических и географических объединений, некоторые группы стран взаимодействуют в рамках ВТО, а их интересы на совещаниях и переговорах выражает один общий представитель. 
    Крупнейшей и наиболее представительной группировкой является Европейский Союз (ЕС)═ и 15 государств-членов, которые его образуют. ЕС является таможенным союзом, который проводит единую внешнеторговую и тарифную политику. Члены этого союза координируют свои позиции в Брюсселе и Женеве, а Европейская Комиссия выступает в качестве единственного представителя ЕС практически на всех заседаниях ВТО. ЕС является членом ВТО и обладает теми же правами, что и каждое государство, входящее в его состав.[15]

Информация о работе Роль Всемирной торговой организации в развитии международной торговли