Роль Всемирной торговой организации в развитии международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

Всемирная торговая организация – организация, которая была создана для регулирования торговли между странами. Сейчас ВТО обладает огромными полномочиями в торговых вопросах, в ее компетенцию входит снижение тарифных и нетарифных барьеров, контроль за соблюдением странами-членами режима наибольшего благоприятствования, разрешение торговых споров между странами и многое другое, вплоть до объявления торговых войн.

Содержание работы

Введение 3
1. Основная характеристика Всемирной торговой организации 5
2. Взаимоотношения Республики Беларусь с Всемирной торговой организацией 16
3. Возможные последствия присоединения Республики Беларусь к Всемирной
торговой организации 22
Заключение 27
Приложение 1 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Роль Всемирной торговой организации в развитии международной торговли.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

    В меньшей степени экономическая интеграция была достигнута странами, которые являются членами ГАТТ, по линии Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Это Малайзия, Индонезия, Сингапур, Филиппины, Таиланд и Бруней. Тем не менее, и эти страны имеют много общих торговых интересов и часто выступают с единых позиций, которые выражает один представитель всей группы. 
     Среди других группировок, которые иногда выступают с согласованных позиций, можно назвать Латиноамериканскую экономическую систему (ЛАЭС) и группу стран Африки, Карибского и Тихоокеанского регионов (АКТ). Наиболее последним примером региональной экономической интеграции является НАФТА (Канада, США и Мексика) и МЕРКОСУР (Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай), которые еще не достигли той стадии, когда образующие их государства выступают в ВТО через одного представителя.

В связи с тем, что 75% членов ВТО  — развивающиеся страны или страны с переходной рыночной экономикой, есть все основания полагать, что эти страны, будут играть все возрастающую роль в ВТО по мере расширения членского состава организации. Соответственно, специфическим проблемам и потребностям этих стран, как развивающихся, так и с переходной экономикой, в организации уделяется особое внимание. Так, например, действуя самостоятельно и во взаимодействии с другими международными организациями, Секретариат ВТО, организует командирование специалистов, проводит различные семинары и оказывает практическую техническую помощь правительствам и их должностным лицам в проведении переговоров о присоединении, выполнении обязательств ВТО, а также содействует их эффективному участию в международных переговорах. Организуются различные курсы и программы индивидуальной помощи по конкретным направлениям деятельности ВТО, включая урегулирование споров и подготовку докладов о состоянии торговой политики. Более того, развивающиеся страны, прежде всего наименее развитые, получают помощь от организации, которая предоставляет им данные о торговле и тарифах, которые касаются их собственных экспортных интересов и участия в работе органов ВТО.[5]

Секретариат ВТО также продолжает программу ГАТТ по организации и проведению учебных курсов. Эти курсы для должностных лиц из развивающихся стран проходят в Женеве дважды в год. Первые курсы прошли в 1955 году. С тех пор, по конец 1994 года в них приняли участие почти 1400 специалистов по вопросам торговли из 125 стран и 10 региональных организаций. Начиная с 1991 года. в Женеве каждый год организуются специальные курсы для должностных лиц - бывших стран с плановой экономикой, которые переживают переходный период к рыночным отношениям.[15]

Подводя итог, можно сказать, что Всемирная торговая организация – это очень мощная и влиятельная структура. Она представляет собой четко структурированную и действующую систему. За время своей деятельности ГАТТ/ВТО добилась значительных успехов в снижении тарифов, регулировании нетарифных мер, либерализации торговли между странами и разрешении торговых споров. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Взаимоотношения Республики Беларусь с Всемирной торговой организацией.

 

Процесс взаимоотношений Республики Беларусь с многосторонней торговой системой берет свое начало с конца 1992 г., когда 48-я сессия договаривающихся сторон ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) приняла решение о предоставлении Беларуси статуса государства-наблюдателя. 27 октября 1993 г. сессия Совета представителей ГАТТ приняла решение о создании Рабочей группы по присоединению Беларуси к ГАТТ. Эту дату можно считать началом процесса присоединения Беларуси к многосторонней торговой системе ГАТТ/ВТО.[13]

Более активная работа по присоединению к ВТО, начатая Правительством Республики Беларусь в 1995 г., представляет собой комплекс мероприятий по адаптации внешнеторгового режима страны к требованиям данной организации, которыми на сегодняшний день регулируется более 95 процентов всей мировой торговли.[16]

Присоединение Беларуси к ВТО рассматривается правительством как важнейший этап интеграции в мировую экономику, который предоставит стране необходимый инструментарий для защиты и продвижения национальных интересов в рамках системы международной торговли. В то же время, присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие экономического законодательства страны правилам ВТО, а также сделать сбалансированные уступки торговым партнерам в целях обеспечения более открытого доступа иностранных товаров, услуг и инвестиций на внутренний рынок.

В процессе переговоров белорусская сторона настаивает на необходимости поддержания адекватного потенциала защиты национальных экономических интересов после вступления Беларуси в ВТО.

Пользуясь возможностями, предоставляемыми статусом страны-наблюдателя, белорусская сторона в рамках органов ВТО продвигает своё видение развития ВТО как международной организации и правовой системы международной торговли.[4]

Белорусское правительство считает, что наша страна будет готова принять по итогам многосторонних торговых переговоров (2005 г. либо позднее) обязательства на уровне других стран-членов ВТО и при этом рассчитывает, что в отношении нее странами-членами не будут выдвигаться особые (дополнительные, дискриминационные) требования, выходящие за пределы пакета обязательств самих стран-членов.[16]

Переговоры  по присоединению Беларуси к ВТО начались уже давно и продолжаются по сей день.

В 1997-1999 гг. проведено два раунда многосторонних переговоров с государствами-членами ВТО, в ходе которых обсуждены в первом чтении основные аспекты внешнеторгового режима Республики Беларусь. Подготовлены первоначальные предложения Республики Беларусь к двусторонним переговорам по доступу на внутренний рынок товаров и услуг.[16]

В мае 2000 г. белорусской делегацией проведён 1-й раунд двусторонних переговоров по доступу к рынку товаров и услуг с 15 странами-членами ВТО. В ходе первого раунда переговоров была получена принципиальная поддержка стран-членов ВТО в отношении скорейшего присоединения Беларуси к ВТО, начаты конструктивные переговоры со странами-членами.[16]

К последующим раундам переговоров Министерством иностранных дел в 2001-2003 гг. были подготовлены:

  • пересмотренные предложения к двусторонним переговорам по товарам и услугам;

– пакет документов по развитию законодательства Республики    Беларусь в области внешнеэкономической деятельности.

В результате проделанной работы белорусская сторона добилась решения ВТО о начале полномасштабных переговоров по присоединению Беларуси. С 28 февраля по 7 марта 2001 г. в Женеве белорусской делегацией был проведен 3-й раунд переговоров по присоединению Республики Беларусь к ВТО. Переговоры проводились в трех форматах:[16]

  • многостороннем (3-е заседание Рабочей группы ВТО по присоединению Республики Беларусь), в ходе которого белорусской стороной были даны развернутые ответы на вопросы стран-членов ВТО по внешнеторговому режиму Беларуси;
  • двустороннем (раунд двусторонних переговоров с делегациями стран-членов ВТО по условиям доступа иностранных поставщиков товаров и услуг на белорусский рынок), который был посвящен уточнению позиций сторон по условиям открытия белорусского рынка для зарубежных товаров и услуг;
  • в формате специального заседания по рассмотрению вопросов государственной поддержки сельского хозяйства в Республике Беларусь.

В июне 2001 г. и апреле 2002 г. в Женеве проведены двусторонние консультации с представителями ведущих стран-членов ВТО, в ходе которых партнеры были проинформированы о мерах Правительства Беларуси, направленных на интенсификацию переговорного процесса по присоединению Республики Беларусь к ВТО, в т.ч. о работе по приведению белорусского законодательства в соответствие с требованиями ВТО, а также о координации присоединения к ВТО Республики Беларусь и Российской Федерации.[16]

20-24 января 2003 г. в Женеве проведен 4-й раунд переговоров по присоединению Республики Беларусь к ВТО. На переговорах достигнуты следующие основные результаты:[16]

(1) принято решение о подготовке Контрольного списка (checklist) по вступлению Республики Беларусь в ВТО. Данный вид документа предусмотрен процедурой ВТО для завершающего этапа присоединения и является предварительным проектом итогового протокола, устанавливающего пакет обязательств Беларуси как члена ВТО. После проведения интенсивных консультаций с ВТО Контрольный список распространен среди стран-членов ВТО в декабре 2003 г.;

(2) по результатам встречи Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Андрея Кобякова с Генеральным директором ВТО Паничпакди Супачаем достигнута договоренность о синхронизации присоединения к ВТО Республики Беларусь и Российской Федерации, с акцентом на равные обязательства двух стран в таможенно-тарифной области. 

В январе, апреле, и октябре-ноябре 2003 г. в Женеве проведены двусторонние переговоры со странами-членами ВТО (США, Австралия, ЕС, Канада, Япония, Швейцария, Китай, Польша, Куба, Болгария, Венгрия, Молдова, Латвия, Турция, Индия, Панама – 16 стран), по результатам которых существенно сближены позиции сторон относительно будущих обязательств Республики Беларусь по доступу на рынок товаров и услуг. Достигнуто понимание партнеров в вопросе о жесткой координации переговоров Республики Беларусь и Российской Федерации с ВТО в области таможенного тарифа.[16]

Очередной раунд переговоров по присоединению Республики Беларусь к ВТО прошел  в Женеве с 26 января по 3 февраля 2004 г., в т.ч. 30 января 2004 г. состоялось 5-е заседание Рабочей группы ВТО по вступлению Беларуси, 29 января 2004 г. – специальное заседание по сельскому хозяйству.[16]

На переговорах белорусской стороной ставится основная задача согласовать с ВТО план действий по приведению законодательства в соответствие с требованиями ВТО, а также конкретные сроки завершения переговоров о вступлении Республики Беларусь в эту международную организацию.

Кроме проведения переговоров со странами-членами  ВТО, наше правительство занимается и приведением законодательства в соответствие с требованиями данной организации.

В соответствии с Концепцией совершенствования законодательства Республики Беларусь, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 года № 205, приведение нормативных правовых актов в соответствие с требованиями международных соглашений, заключенных в рамках ВТО, является приоритетным направлением развития правовой системы страны.[16]

В качестве основы для осуществления комплекса мероприятий по присоединению Республики Беларусь к ВТО постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 21.08.2002г. №1127/22 одобрен План нормотворческих работ по приведению законодательства Республики Беларусь в соответствие с требованиями ВТО.[16]

Целью данного постановления является также создание работающего механизма экспертизы всех разрабатываемых нормативных актов на соответствие требованиям ВТО. В качестве главной задачи определен комплекс мер по приведению законодательства Республики Беларусь в соответствие с указанными требованиями в следующих областях: нетарифное регулирование; защитные меры; валютное регулирование; государственная поддержка сельского хозяйства; налогообложение, льготы и субсидии; страхование; связь; стандартизация и техническое нормирование; санитарные и фитосанитарные меры; таможенные сборы и таможенная оценка; защита интеллектуальной собственности.[13]

В 2003-2004 гг. с учетом правил ВТО приняты Законы «О техническом нормировании и стандартизации», «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека», «О внесении изменений в Закон «О товарных знаках (знаках обслуживания)», «О почтовой связи».[16]

В 2003 г. в Палату представителей Национального собрания внесены законопроекты «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» (разработчик – МИД) и «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (разработчик – Минторг). При подготовке проектов учитывались положения Генерального соглашения ВТО по тарифам и торговле (ГАТТ-1994), Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) и других соглашений ВТО.

В Совет Министров Республики Беларусь внесены законопроекты «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь о Таможенном тарифе» (вопросы оценки таможенной стоимости), «О внесении изменений в Таможенный кодекс Республики Беларусь» (сборы за таможенное оформление) и «Об электрической связи».[16]

С учетом требования Соглашения ВТО по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) подготовлены законопроекты «О внесении изменений и дополнений в Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» и «О патентах на сорта растений».[16]

19-23 мая 2003 г. в Женеве проведен семинар высокого уровня по законодательным вопросам присоединения Республики Беларусь к ВТО. Данное мероприятие впервые организовано ВТО для отдельно взятой страны. В нем приняли участие представители ВТО, а также руководящие работники Республики Беларусь, непосредственно участвующие в нормотворческих работах. По итогам семинара на основе требований, вытекающих из юридических норм ВТО, а также требований, выдвигаемых Республике Беларусь на текущем этапе переговорного процесса по присоединению к ВТО, подготовлены рекомендации для использования органами государственного управления при подготовке нормативных правовых актов.[16]

Информация о работе Роль Всемирной торговой организации в развитии международной торговли