Роль Всемирной торговой организации в развитии международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

Всемирная торговая организация – организация, которая была создана для регулирования торговли между странами. Сейчас ВТО обладает огромными полномочиями в торговых вопросах, в ее компетенцию входит снижение тарифных и нетарифных барьеров, контроль за соблюдением странами-членами режима наибольшего благоприятствования, разрешение торговых споров между странами и многое другое, вплоть до объявления торговых войн.

Содержание работы

Введение 3
1. Основная характеристика Всемирной торговой организации 5
2. Взаимоотношения Республики Беларусь с Всемирной торговой организацией 16
3. Возможные последствия присоединения Республики Беларусь к Всемирной
торговой организации 22
Заключение 27
Приложение 1 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Роль Всемирной торговой организации в развитии международной торговли.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Как видно из вышеперечисленного –  Республика Беларусь желает в скором времени вступить в ряды ВТО и получить все преимущества участия в данной организации. Казалось бы, что сделано уже много, но это лишь часть того что надо сделать, ведь приведение законодательства к мировым стандартам –это одно, а реальное его исполнение – совсем другое. Плюс ещё наш больной вопрос – сельское хозяйство и государственный субсидии в эту отрасль. Этой теме было уделено особое внимание на последних переговорах в январе-феврале этого года.

Возникает сложность с тем, что нам так и не удается привязать переговорный процесс с ВТО к экономическим процессам в республике, к реальному сектору экономики. Если переговоры с ВТО не будут сопровождаться и основываться на осознанных внутренних преобразованиях, никакого положительного эффекта от вступления в ВТО и прогресса в переговорах быть не может.

Судя по настроениям нашего правительства, вероятность того, что в ближайшем  будущем нас возьмут в ВТО  существует, другой вопрос велика ли она.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Возможные  последствия присоединения Республики  Беларусь к Всемирной торговой организации.

 

Присоединение Республики Беларусь к  ВТО может повлечь за собой  огромное количество как негативных, так и позитивных последствий. Анализ этих последствий имеет огромное значение для страны в целом и  для предприятий в частности.

Естественно, вступление в ВТО имеет  большое количество плюсов, иначе  никто бы не становился членом этой организации. Сама организация выделяет следующие преимущества для стран-участниц:[8]

· стабильность и предсказуемость  в развитии торговых отношений между членами ВТО ( создается более предсказуемая и безопасная торговая среда для белорусских экспортеров вследствие использования торговыми партнерами устоявшихся норм и правил, регулирующих торгово-экономические отношения);

· защита от произвольного применения санкций и антидемпинговых мер ( по правилам ВТО ни одна страна-участница не может установить антидемпинговые пошлины, либо применить экономические санкции к другому государству-члену ВТО без соответствующего рассмотрения проблемы в рамках данной организации) ;

· уменьшение тарифных барьеров при  доступе на новые рынки (страны-участницы  ВТО применяют по отношению друг к друг режим наибольшего благоприятствования, следствием будет обеспечение отечественным экспортерам недискриминационных условий торговли. Чем ниже тарифы, тем ниже будет и стоимость наших товаров на зарубежных рынках, а это повысит и конкурентоспособность нашей продукции);

· доступ к механизму разрешения споров в рамках ВТО, обеспечивающему  защиту торговых интересов в случае их ущемления торговыми партнерами (этот пункт является очень существенным для нашей страны, основные экспортные товары которой часто объявляются развитыми странами в факте демпинга; так показательным является пример разногласия между Канадой и РБ в отношении поставок калийных удобрений, когда наша страна была объявлена в факте демпинга и поставки в Канаду прекратились. Будь на тот момент мы членом ВТО, разбирательство было бы более беспристрастным).

Как следствие этих преимуществ  следует отметить, что создание предсказуемой торговой и инвестиционной среды будет содействовать привлечению капиталовложений в конкурентоспособные, ориентированные на экспорт секторы белорусской экономики. Регулирование внешнеэкономических связей Беларуси на основе международно признанных принципов и механизмов будет стимулировать отечественных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособную продукцию.

К тому же, приведение отечественного законодательства в соответствие с требованиями ВТО развяжет руки нашим предпринимателям и создаст стимулы для ведения конкурентной борьбы не только на отечественном, но и на международном рынке. Появиться возможность торговать на равных условиях со 147 странами, а у нас найдутся предприимчивые люди, которые не упустят такого уникального шанса и продвинут свои товары на рынки зарубежных стран, принеся выгоду и себе и государству.[12]

Либерализация законодательства в отношении иностранных инвестиций повлечет за собой увеличение количества совместных и иностранных предприятий, к нам придут всемирно известные ТНК. А это означает увеличение количества рабочих мест, причем с хорошей заработной платой, и увеличение налоговых поступлений в бюджет страны.

Многосторонняя система регулирования торгово-экономических отношений окажет стабилизирующее воздействие на выработку национальной внешнеторговой политики. Обязательства, взятые страной на многосторонней основе, всегда имеют для зарубежных партнеров более весомое значение, чем принятые на двусторонней основе. Вступление в ВТО поднимет имидж нашей страны на мировой арене. Ведь членство в данной организации - это фактически признание страны как надежного торгового партнера.

Кроме того, на основании опыта  вступления в ВТО стран, имевших  аналогичную величину индекса закрытости, специалисты прогнозируют, что либерализация банковского сектора в Беларуси должна привести к снижению цены банковских услуг для отечественных потребителей на 21-25%. При этом 8-9% от этого снижения может быть обусловлено устранением ограничений доступа на рынок, 7-8% - устранением ограничений текущих операций банков с иностранным капиталом и 6-10% - повышением внутренней (организационно-технологической) эффективности белорусских банков вследствие усиления конкуренции. Однако следует иметь в виду, что подобная либерализация на первоначальном этапе ухудшит финансовое состояние отечественного банковского сектора и потребует затрат на его реформирование.[8] 

Система ВТО поощряет конкуренцию  и понижает торговые барьеры, в результате чего выигрывают потребители: дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты. Так, крупная реформа торговли текстилем и одеждой, проводимая в рамках ВТО, которая завершится в 2005 году, включает в себя устранение ограничений на объем импорта этих товаров.[8]

  Хотелось бы отметить, что  в рамках ВТО открыт новый  раунд многосторонних переговоров,  где предполагается впервые установить  международные торговые правила  в важнейших для нас областях, таких как инвестиции, экология, политика в области конкуренции. Если Беларусь по-прежнему будет оставаться вне рамок организации, то и эти правила будут вырабатываться без ее участия, что в будущем неизбежно отразится на отечественной экономике, в том числе на экспорте. А он уже сегодня несет значительные потери в результате применения ограничительных, а иногда и явно дискриминационных мер. Данные меры применяются Евросоюзом, США, Украиной, Литвой, Польшей, Турцией в отношении 13 наименований белорусских товаров и являются серьезным сдерживающим фактором в развитии экспортного потенциала республики. Потери оцениваются минимум в 100 млн.USD.[12]

Может сложиться ситуация, когда  все наши основные торговые партнеры-соседи, и прежде всего Российская Федерация, получат статус членов ВТО. В таком  случае неизбежны негативные последствия для нашей экономики, так как, имея прозрачные границы и фактически единое таможенное пространство с Россией, мы рискуем уже в ближайшем будущем оказаться на территории ВТО. Что означает взять вместе с Москвой на себя все обязательства члена этой организации, не имея при этом никаких прав и выигрыша как ее участник.

Но, кроме вышеперечисленных положительных  последствий для нашей республики, существуют еще и негативные последствия  присоединения к ВТО.

Ближайшим негативным последствием может стать ухудшение финансовых результатов ряда субъектов хозяйствования в различных отраслях. Общая либерализация условий внешней торговли приведет к усилению конкуренции отечественных производителей товаров и услуг с зарубежными. Потребуется время для того, чтобы белорусские предприятия смогли адаптироваться к новым условиям. Далеко не все белорусские предприятия смогут конкурировать с иностранными на равных условиях, без субсидий и протекционизма. Борьба будет идти не за иностранные рынки, а за сохранение нашими предприятиями позиций на отечественном рынке. Результатом этой борьбы может стать закрытие многих белорусских предприятий, увеличение числа безработных и, как положительное следствие, снижение цен на товары и услуги. Получается, что наш потребитель остается в выигрыше, хотя если его при этом лишили работы, то выигрыш будет очень относительным.

Возникает проблема с так называемыми  «градообразующими предприятиями», далеко не все из которых конкурентоспособны. А сокращение, или полное устранение поддержки государства, негативно отразится на их состоянии. Одним из выходов из этого положение может служить привлечение иностранного инвестора с новыми технологиями.

Следует иметь в виду, что радикальная  либерализация внутреннего рынка  в условиях незавершенного системного кризиса белорусской экономики может привести к катастрофическим последствиям, если осуществить ее ненадлежащим образом. Потери национальных производителей, абсолютно не готовых к свободной конкуренции с импортом на внутреннем рынке, могут оказаться настолько велики, что ущерб станет необратимым. Резкое ухудшение финансового состояния предприятий сделает невозможной дальнейшую модернизацию и повышение технологического уровня национальной экономики. В первую очередь ущерб понесут именно высокотехнологичные отрасли, которые в Беларуси наименее способны к международной конкуренции, и, следовательно, начнется процесс замещения этих отраслей производствами, в которых определяющим фактором конкурентоспособности является дешевый труд. В результате, вместо обретения республикой выгодного места в международном разделении труда произойдет откат к более низким технологическим укладам и переход в категорию стран, отстающих в развитии.

Членство республики в ВТО также  ляжет весомым бременем на государственные финансы. Потребуются валютные затраты на выплату взносов в регулярный бюджет данной организации, оплату расходов, связанных с участием делегаций Беларуси в работе органов ВТО и проведением разного рода переговоров.[8]

Также наша страна понесет расходы, вызванные необходимостью приведения национальной законодательной базы в соответствие с международными нормами и правилами и создания институционального механизма контроля за выполнением взятых на себя многосторонних обязательств.

Особые проблемы присоединения к ВТО касаются рынка сельхозпродукции. Это вызвано тем, что функционирование сельскохозяйственного производства, национальных и наднациональных рынков продовольствия на Западе во многом основано на системе государственного регулирования субсидий и внешнеторговых ограничений. Причем аграрная сфера является почти обязательной зоной относительно высокого уровня защиты. Защитные меры, кроме импортных тарифов включают компенсационные сборы, акцизы, различного рода налоги и неналоговые ограничения в виде квот. В связи с заключенным в ходе Уругвайского раунда соглашением по сельскому хозяйству западным странам предложено тарифицировать их нетарифные барьеры. В Беларуси система внутренней поддержки агропроизводителей не приобрела до настоящего времени четких очертаний. Сложившийся уровень поддержки определяется не потребностями сельского хозяйства, а финансовыми возможностями правительства. Отказ от государственной поддержки аграрного производства чреват дальнейшим сокращением уровня производства и, как следствие, увеличением безработицы на селе, развитием социальной напряженности.[13]

Не смотря на все минусы, положительных последствий будет больше. И возможно, что присоединение к этой международной организации станет катализатором для развития Республики Беларусь.

Бояться ВТО не стоит еще и  потому, что из этой международной  организации можно выйти через  шесть месяцев с момента уведомления  ее об этом. Правда, за 50 лет ни одна из 147 стран этим правом не воспользовалась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В заключение хотелось бы отметить, что  Республика Беларусь находится на пути вступления во Всемирную торговую организацию. Наша страна имеет статус наблюдателя  в этой организации и проводит работу по скорейшему присоединению  к данной организации. Правительство Республики Беларусь рассматривает присоединение к ВТО, как важный шаг на пути включения Беларуси в процессы, происходящие в области международной торговли.

Но не только государство должно делать все возможное для того, чтобы стать членом ВТО. Отечественные производители должны готовиться к возможному вступлению, чтобы быть способными встретить иностранных конкурентов лицом к лицу и не только выжить, но еще и получить всевозможные выгоды, которые предоставляет данная организация. Наши товаропроизводители должны быть готовыми к тому, что действовать им придется без государственной поддержки, которую Всемирная торговая организация всячески ограничивает.

Цель же нашего государства –  это договориться с представителями  ВТО о наиболее благоприятных  условиях для постепенного вступления нашей страны.

Конечно проблемы будут при любом  варианте: вступит наша страна в  ВТО или не вступит. Другой вопрос будут эти проблемы разрешимыми  или нет. Если присоединение состоится, то вполне вероятно, что некоторая  часть отечественных предприятий не выдержит жесткой конкуренции зарубежных фирм и будет вынуждена закрыться, тем самым пополнив армию безработных. Но дело в том, что это только часть, и, кроме того, будет создаваться огромное количество новых предприятий, с участием иностранного капитала, доступ которого на местный рынок упроститься. Эти новые предприятия будут использовать нашу рабочую силу, тем самым компенсируя проблему безработицы. Правда, это произойдет не сразу, поэтому краткосрочных проблем не избежать.

Если же вступление не произойдет, то сложностей будет гораздо больше. Сложность доступа на рынки, дискриминация со стороны иностранных государств, антидемпинговые пошлины, которые трудно оспорить, не являясь членом ВТО, а также, при вступлении России в ВТО, еще и целый ряд проблем с функционированием таможенного союза и получение сравнительно недорогих ресурсов, - это только некоторые из проблем, которые уже существуют и могут возникнуть в ближайшем будущем.

Информация о работе Роль Всемирной торговой организации в развитии международной торговли